г. Хабаровск |
|
30 мая 2014 г. |
А51-30010/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 мая 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 мая 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего: И.А. Тарасова
Судей: О.Г. Красковской, Г.А. Камалиевой
при участии:
от лиц, участвующих в деле, представители не явились;
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Департамента градостроительства Приморского края
на решение от 22.10.2013, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2014
по делу N А51-30010/2012 Арбитражного суда Приморского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Е.Н. Шалаганова; в суде апелляционной инстанции судьи: А.В. Ветошкевич, Т.А. Аппакова, Д.А. Глебов
По иску администрации Камень-Рыболовского сельского поселения Ханкайского муниципального района Приморского края
к Департаменту градостроительства Приморского края
третье лицо: Департамент финансов Приморского края
о взыскании 4 470 516 руб.
Администрация Камень-Рыболовского сельского поселения Ханкайского муниципального района Приморского края (ОГРН - 1052502818774; далее - администрация, истец) обратилась в Арбитражный суд Приморского края с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, о взыскании с Департамента градостроительства Приморского края (ОГРН - 1072540011114; далее - Департамент, ответчик) 4 470 516 руб. задолженности по субсидии.
Решением суда от 22.10.2013, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2014, исковые требования удовлетворены.
Правильность судебных актов проверяется Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа в порядке статей 274, 284 АПК РФ по кассационной жалобе Департамента, считающего их необоснованными и подлежащими отмене.
Заявитель полагает, что по изложенным причинам у Департамента не имелось оснований для перечисления истцу указанной суммы в качестве субсидии по соглашению от 16.11.2010.
В отзыве на кассационную жалобу третье лицо поддержало ее доводы, ходатайствовало о проведении судебного разбирательства в отсутствие своего представителя.
В порядке, предусмотренном абзацем вторым части 5 статьи 158 АПК РФ, судебное разбирательство отложено с 20.05.2014 до 12 часов 10 минут 23.05.2014.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного разбирательства, явку своих представителей в суд кассационной инстанции не обеспечили.
Проверив правильность применения судами обеих инстанций норм материального и процессуального права, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа находит кассационную жалобу безосновательной.
Как установлено судами из материалов дела, Объект "Ханкайский групповой водопровод сельскохозяйственного назначения сел Астраханка и Камень-Рыболов Ханкайского района Приморского края" включен в перечень инвестиционных проектов краевой целевой программы "Обеспечение населения Приморского края питьевой водой" на 2002-2009 годы, утвержденный постановлением Законодательного собрания Приморского края от 26.02.2003 N 219.
В последующем строительство и реконструкция водопроводных сетей в Ханкайском районе было предусмотрено Краевой целевой программой "Социальное развитие села до 2010 года", утвержденной постановлением Законодательного собрания Приморского края от 22.10.2003 N 477 (Приложение N 8).
Постановлением администрации Приморского края от 17.09.2010 N 316-па на основании Устава Приморского края, в соответствии с Законом Приморского края от 29.06.2010 N 634-КЗ "О краевом бюджете на 2010 год", а также вышеуказанным постановлением Законодательного собрания Приморского края от 22.10.2003 N 477 "О краевой целевой программе "О социальном развитии села до 2010 года" утверждены Порядок предоставления и расходования субсидий, выделяемых в 2010 году из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований Приморского края на строительство объектов водоснабжения в сельской местности (далее - Порядок предоставления субсидий в 2010 году) и Распределение субсидий, выделяемых в 2010 году из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований Приморского края на строительство объектов водоснабжения в сельской местности (далее - Распределение субсидий в 2010 году).
Согласно Распределению субсидий в 2010 году из краевого бюджета на строительство объекта водоснабжения Камень-Рыболовского сельского поселения распределено 50 000 000 рублей.
В соответствии с порядком предоставления субсидий в 2010 году, субсидии предоставляются в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления, муниципальных образований, в том числе, по организации водоснабжения населения, организации водоотведения (пункт 2 указанного Порядка).
Согласно пункту 5 вышеуказанного Порядка субсидии предоставляются Департаментом в соответствии со сводной бюджетной росписью краевого бюджета, кассовым планом исполнения краевого бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных Департаменту на указанные цели.
В пункте 6 Порядка предоставления субсидий в 2010 году перечислены документы, необходимые для предоставления в Департамент органами местного самоуправления муниципального образования с целью предоставления субсидии.
Пунктом 7 вышеуказанного Порядка установлено, что предоставление субсидии осуществляется на основании заключенного между Департаментом и уполномоченным органом местного самоуправления муниципального образования соглашения, которое должно содержать сведения о размере субсидии, целевое назначение субсидии, сведения о размере средств муниципальных образований, предусмотренных в местном бюджете и направляемых на финансирование объектов, срок перечисления субсидии, случаи и порядок внесения в него изменений, обязательство муниципального образования о предоставлении отчетов об использовании субсидии, ответственность сторон за нарушение условий соглашения.
В соответствии с данным пунктом Порядка предоставления субсидий в 2010 году между Департаментом и администрацией 16.11.2010 заключено соглашение о предоставлении субсидий на строительство Ханкайского группового водопровода сельскохозяйственного назначения для водоснабжения сел Астраханка и Камень-Рыболов Ханкайского района Приморского края (Объект) (далее - Соглашение).
В силу пункта 1.3 Соглашения объем субсидии, выделяемой из бюджета Приморского края, составляет 50 000 000 рублей, объем средств бюджета Камень-Рыболовского сельского поселения Ханкайского муниципального района Приморского края - 5 000 000 рублей.
Согласно пункту 10 Порядка предоставления субсидий в 2010 году субсидии перечисляются в бюджеты муниципальных образований единовременно после предоставления органами местного самоуправления в Департамент муниципальных контрактов (договоров) на выполнение работ по строительству объектов и копии платежного документа, подтверждающего расходование средств бюджета муниципального образования на строительство объекта водоснабжения в сельской местности.
Аналогичные положения содержатся в пункте 2.1.2 Соглашения. При этом в Соглашении дополнительно установлен срок перечисления субсидии - 15 дней после предоставления Администрацией вышеуказанных документов.
Из материалов дела судом было установлено, что 29.10.2010 администрация заключила с ООО "Инвестстрой" (подрядчик) муниципальный контракт N 9 на выполнение строительных работ по строительству Ханкайского водопровода со сроком действия с 29.10.2010 по 31.12.2010 и ценой 55 000 000 рублей, а 10.11.2010 платежным поручением N 1060 перечислила ООО "Инвестстрой" авансовый платеж в сумме 5 000 000 рублей.
Муниципальный контракт N 9 от 29.10.2010 и платежное поручение N 1060 от 10.11.2010 направлены администрацией в Департамент.
В последующем в связи с внесением изменений и дополнений в проектно-сметную документацию и необходимостью проведения дополнительных работ при строительстве Объекта между администрацией и ООО "Инвестстрой" заключено дополнительное муниципальное соглашение от 29.10.2010 о продлении муниципального контракта до 31.12.2011 и об увеличении цены контракта до 57 632 000 рублей. Таким образом, путем заключения указанного соглашения администрация увеличила свою составляющую оплаты на 2 632 000 рубля.
Судом выяснено, что по мере выполнения подрядчиком работ на Объекте Департаментом и администрацией осуществлялось финансирование строительных работ.
27.12.2012 администрация в счет исполнения обязательств, принятых на основании муниципального соглашения от 16.11.2011 о продлении муниципального контракта от 29.10.2010 N 9, перечислила ООО "Инвестстрой" 679 700 рублей, составляющих остаток оплаты по данному соглашению.
Ссылаясь на недофинансирование Департаментом администрации на сумму 4 470 500 рублей, истец обратился в арбитражный суд с исковым заявлением.
При его рассмотрении суды исходили из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности, в том числе: из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему; из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей. При этом обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускаются (статьи 309, 310 ГК РФ).
На основании Соглашения между сторонами Департамент принял обязательство предоставить администрации из средств краевого бюджета субсидию на строительство Объекта в размере 50 000 000 рублей.
Под субсидиями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения (пункт 1 статьи 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Цели и условия предоставления и расходования субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, критерии отбора муниципальных образований для предоставления указанных субсидий и их распределение между муниципальными образованиями на момент заключения Соглашения были установлены постановлением Администрации Приморского края от 17.09.2010 N 316-па, утвердившим Порядок предоставления субсидий в 2010 году, что соответствует пункту 3 статьи 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Согласно содержанию пункта 10 Порядка предоставления субсидий в 2010 году и пункта 2.1.2 Соглашения субсидии подлежали перечислению Департаментом в бюджет Камень-Рыболовского сельского поселения единовременно, в течение 15 дней после предоставления органами местного самоуправления в Департамент муниципальных контрактов (договоров) на выполнение работ по строительству объектов и копии платежного документа, подтверждающего расходование средств бюджета муниципального образования на строительство объекта водоснабжения в сельской местности.
Как верно указывалось судом, в Соглашении не предусмотрены случаи и порядок внесения изменений в срок перечисления субсидии, которые при их наличии в силу пункта 7 Порядка предоставления субсидий в 2010 году должны включаться в Соглашение.
Имеющимся в деле платежным поручением от 10.11.2010 N 1060 подтверждается факт перечисления истцом подрядчику из бюджета муниципального образования 5 000 000 рублей по муниципальному контракту и исполнение администрацией в полном объеме своей части предусмотренных Соглашением расходных обязательств.
Исходя из изложенного, суды правильно признали, что уведомив Департамент о данном платеже и предоставив ему муниципальный контракт на выполнение работ по строительству водопровода в соответствии с пунктом 2.1.2 Соглашения, истец в 2010 году приобрел право на получение субсидии из бюджета Приморского края.
В последующем, муниципальным соглашением от 29.12.2010 администрация и подрядчик продлили действие муниципального контракта от 29.10.2010 на срок до 31.12.2011.
В суде апелляционной инстанции Департамент, аналогично доводам кассационной жалобы ссылался на то, что в 2011 году отношения между сторонами спора в связи со строительством Объекта регулировались Краевой долгосрочной целевой программой "Социальное развитие села в Приморском крае на 2011 - 2013 годы" (в редакции постановления Администрации Приморского края от 06.04.2011 N 97-па, действовавшей на момент спорных взаимоотношений), утвержденной постановлением Администрации Приморского края от 24.12.2010 N 424-па, а также постановлением Администрации Приморского края от 22.07.2011 N 194-па, которым утверждено Распределение субсидий из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований Приморского края на строительство объектов водоснабжения в сельской местности в 2011 году.
Как пояснял ответчик, недофинансирование им строительства спорного объекта произошло ввиду несоблюдения истцом пункта 7.2 Порядка предоставления и расходования субсидий, выделяемых из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований Приморского края на строительство объектов водоснабжения в сельской местности (Приложение N 8 к Краевой долгосрочной целевой программой "Социальное развитие села в Приморском крае" на 2011 - 2013 годы" в вышеуказанной редакции), согласно которому для перечисления субсидии уполномоченный орган местного самоуправления муниципального образования обязан предоставить в Департамент по мере выполнения работ в срок до 1 декабря текущего финансового года муниципальные контракты (договоры) на выполнение работ по строительству объектов водоснабжения, а также справки о стоимости выполненных работ и затрат, акты сдачи выполненных работ по формам КС-2 и КС-3 и копию платежного документа о фактическом финансировании работ за счет средств бюджета муниципального образования.
Отклоняя данные доводы Департамента, суды руководствовались следующим.
На основании пункта 13 Порядка предоставления субсидий в 2010 году и на основании пункта 2.3.1 Соглашения на уполномоченный орган местного самоуправления муниципального образования возложена обязанность ежемесячно, до 10 числа месяца, следующего за отчетным, предоставлять в Департамент отчет об использовании субсидии.
В соответствии с пунктом 15 Порядка предоставления субсидий в 2010 году перечисление субсидии приостанавливается и подлежит прекращению в случае несоблюдения уполномоченным органом местного самоуправления муниципального образования условий предоставления субсидии. В силу пункта 3.4 Соглашения установление Департаментом факта неисполнения или ненадлежащего исполнения Администрацией обязательств по Соглашению является основанием для прекращения финансирования по нему. Пунктом 3.5 Соглашения предусмотрено, что в случае несоблюдения Администрацией условий предоставления субсидии перечисление субсидии приостанавливается и подлежит сокращению.
Обстоятельств, являющихся в силу вышеуказанных положений Порядка предоставления субсидий в 2010 году и Соглашения основаниями для приостановления, сокращения или прекращения финансирования из краевого бюджета, в рамках рассматриваемого спора судами не установлено, на такие обстоятельства ответчик не ссылался.
С учетом изложенного судами обоснованно признано, что у Департамента в 2010 году на основании Соглашения возникла обязанность по перечислению Администрации из бюджета Приморского края субсидии согласно Распределению субсидий в 2010 году.
Из пояснений сторон суд выяснил, что ответчик во исполнение принятых по Соглашению обязательств перечислил истцу из распределенных 50 000 000 рублей субсидию в размере 45 529 483 рублей, при этом перечисление осуществлялось в 2011 году - в период с 18.08.2011 по 27.12.2011. Таким образом, перечисление субсидии фактически производилось в период действия Краевой долгосрочной целевой программой "Социальное развитие села в Приморском крае" на 2011 - 2013 годы" (в редакции постановления администрации Приморского края от 06.04.2011 N 97-па, действовавшей на момент спорных взаимоотношений).
В этой связи Департамент полагает, что администрация, рассчитывая на получение субсидии в 2011 году, обязана была соблюдать Порядок предоставления субсидий в 2011 году, согласно пункту 7.2 которого для перечисления субсидии уполномоченный орган местного самоуправления муниципального образования обязан предоставить в Департамент по мере выполнения работ в срок до 1 декабря текущего финансового года предусмотренные данным пунктом документы.
Однако судом верно указывалось, что согласно пункту 2 статьи 422 ГК РФ если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
Порядок предоставления субсидий в 2011 году не содержит прямого указания на регулирование им ранее возникших правоотношений по поводу бюджетных средств. Соглашение между сторонами не содержит условия о том, что в случае установления в последующем иных правил предоставления и расходования субсидий они будут применяться к правоотношения сторон по Соглашению.
При таких обстоятельствах суды обеих инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что требования установленные Порядком предоставления субсидий в 2011 году, на обязанности Администрации по Соглашению не распространяются, а необоснованное неисполнение Департаментом в 2010 году обязательств по перечислению субсидии в полном объеме, а также последующее перечисление субсидии на строительство Объекта в 2011 году не является основанием для освобождения ответчика от исполнения обязательств, принятых на основании заключенного с истцом Соглашения.
На основании изложенного исковые требования правомерно удовлетворены судом, и с Департамента в пользу администрации взыскано 4 470 516 рублей задолженности по субсидии.
Доводы заявителя кассационной жалобы об отсутствии оснований для взыскания с него спорной субсидии основаны на ошибочном толковании им норм закона и указанных обстоятельств дела, установленных судами в порядке статей 65, 71 АПК РФ.
Таким образом, обжалуемые решение от 22.10.2013 и постановление от 28.01.2014 приняты в соответствии с нормами материального и процессуального права, поэтому изменению, а кассационная жалоба удовлетворению, не подлежат.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 22.10.2013, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2014 по делу N А51-30010/2012 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И.А. Тарасов |
Судьи |
О.Г. Красковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.