г. Хабаровск |
|
06 октября 2014 г. |
Дело N А59-4118/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 сентября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 октября 2014 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: С.Н. Новиковой
Судей: С.И. Гребенщикова, С.Ю. Лесненко
при участии:
от Сахалинской таможни - Мельник Г.Е., представитель по доверенности от 16.12.2013 N 05-16/16176;
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Сахалинской области - Толкушенкова О.В., представитель по доверенности от 09.01.2014 N 02; Хасанова Е.Н., представитель по доверенности от 20.09.2014 N 25
рассмотрев в проведенном с использованием систем видеоконференц-связи судебном заседании кассационные жалобы Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Сахалинской области, Сахалинской таможни на постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2014 по делу N А59-4118/2013 Арбитражного суда Сахалинской области
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Л.А. Бессчасная,
в суде апелляционной инстанции судьи Н.Н. Анисимова, О.Ю. Еремеева, Е.Н. Номоконова
по заявлению Сахалинской таможни
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Сахалинской области
о признании незаконным отказа в государственной регистрации права
Сахалинская таможня (ИНН 6500000793, ОГРН 1026500535951, место нахождения: 693008, Сахалинская обл., г. Южно-Сахалинск, ул. Пограничная, 56) обратилась в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Сахалинской области (ИНН 6501154644, ОГРН 1046500652065, место нахождения: 693000, Сахалинская обл., г. Южно-Сахалинск, ул. Ленина, 250; далее - Управление Росреестра) в государственной регистрации права оперативного управления на объекты: наружная канализационная сеть, наружная сеть электроснабжения, наружная сеть водоснабжения, благоустройство, выраженного в письме от 02.07.2013 N 01/034/2013-159,160,161,162 "Об отказе в государственной регистрации", и об обязании управления осуществить регистрацию права оперативного управления на объекты недвижимого имущества: наружная канализационная сеть протяженностью 18,5 м, наружная сеть электроснабжения протяженностью 10,2 м, наружная сеть водоснабжения протяженностью 154,0 м, благоустройство площадью 994,4 м, расположенные по адресу г. Южно-Сахалинск, ул. Невельского, д. 31А.
Решением Арбитражного суда Сахалинской области от 14.04.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2014 решение от 14.04.2014 отменено в части, изложено в следующей редакции: "Признать незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Сахалинской области, выраженное в письме от 02.07.2013 N 01/034/2013-159,160,161,162, в части отказа в государственной регистрации права оперативного управления на объекты: сооружение - наружная сеть электроснабжения протяженностью 154 м, сооружение - наружная канализационная сеть протяженностью 18,5 м, сооружение - наружная сеть водоснабжения протяженностью 10,2 м, расположенные по адресу: Сахалинская область, г. Южно-Сахалинск, ул. Невельского, 31А, как не соответствующее Федеральному закону от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Сахалинской области в установленном законом порядке осуществить действия по государственной регистрации права оперативного управления Сахалинской таможни на объекты: сооружение - наружная сеть электроснабжения протяженностью 154 м, расположенное по адресу: Сахалинская область, г. Южно-Сахалинск, ул. Невельского, 31А, сооружение - наружная канализационная сеть протяженностью 18,5 м, расположенное по адресу: Сахалинская область, г. Южно-Сахалинск, ул. Невельского, 31А, сооружение - наружная сеть водоснабжения протяженностью 10,2 м, расположенное по адресу: Сахалинская область, г. Южно-Сахалинск, ул. Невельского, 31А. В удовлетворении заявленных требований в остальной части отказать".
В кассационной жалобе Управление Росреестра просит отменить постановление как необоснованное, не соответствующее нормам права. Заявитель настаивает на том, что спорные сооружения не могут выступать в качестве самостоятельных объектов гражданского оборота, поскольку спорное имущество введено в эксплуатацию в составе административного здания в качестве его неотъемлемых частей. Ссылается на то, что законодательно установлены способы приобретения прав на вновь созданный объект: на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию; на основании декларации. Поскольку в данном случае объекты введены в эксплуатацию на основании соответствующего разрешения, следовательно, возможность регистрации прав "в упрощенном порядке" исключается. Приводит доводы о том, что спорный объект нельзя отнести к объектам вспомогательного назначения и в качестве самостоятельных объектов (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24.09.2013 N 1160/13), поэтому их регистрация невозможна. Полагает, что зарегистрировать можно только тот объект, который способен выступать в гражданском обороте в качестве самостоятельного объекта гражданских прав. Считает, что в рамках настоящего спора не подлежит установлению вопрос о статусе объекта. Указывает, что суд, мотивируя судебный акт, сослался на недействующие нормы (пункт 2 статьи 8 Гражданского кодекса РФ).
В кассационной жалобе Сахалинская таможня не согласна с выводами суда в части отказа в государственной регистрации сооружения благоустройства. Полагает, что предъявленное к регистрации сооружение отвечает признакам объекта недвижимости (пункт 1 статьи 130 Гражданского кодекса РФ), а именно имеет прочную связь с землей, создано в соответствии с проектной и разрешительной документацией, поставлено на кадастровый учет.
В отзыве на кассационную жалобу Сахалинской таможни управление Росреестра просит в удовлетворении жалобы отказать, постановление апелляционной инстанции отменить в полном объеме, решение суда первой инстанции оставить в силе.
В судебном заседании, проведенном с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Сахалинской области, представители Управления Росреестра и Сахалинской таможни доводы своих кассационных жалоб поддержали, дали по ним пояснения.
Проверив законность обжалуемого постановления апелляционного суда, Арбитражный суд Дальневосточного округа считает, что предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ оснований для его отмены не имеется.
Как следует из материалов дела, Сахалинская таможня обратилась в Управление Росреестра с заявлением об осуществлении государственной регистрации права оперативного управления на следующие сооружения: наружная сеть электроснабжения, наружная сеть водоснабжения, наружная канализационная сеть, благоустройство, расположенные по ул. Невельского, 31А в городе Южно-Сахалинске, представив кадастровые паспорта на указанные объекты, декларации об объектах недвижимости.
Сообщением от 02.07.2013 регистрирующий орган отказал в осуществлении государственной регистрации права оперативного управления на названные объекты, поскольку при проведении правовой экспертизы представленных документов установлено, что объекты, права на которые заявлены к регистрации, являются неотъемлемой частью административного здания ДВТУ, право собственности и право оперативного управления на который зарегистрированы в установленном порядке соответственно за Российской Федерацией, Сахалинской таможней.
Сахалинская таможня, полагая отказ регистрирующего органа не соответствующим действующему законодательству, нарушающим права заявителя в предпринимательской и иной экономической деятельности, обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением. В качестве меры по восстановлению нарушенного права просила обязать регистрирующий орган осуществить государственную регистрацию права оперативного управления на спорные объекты.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При разрешении спора установлены следующие обстоятельства.
Так, в период с декабря 1996 года по январь 2007 года в соответствии с разрешением на строительство от 06.12.2004 N 107/04, выданным Управлением (инспекцией) Архитектурно-строительного надзора РФ в г. Южно-Сахалинске, по заказу Дальневосточного таможенного управления осуществлена реконструкция законченного строительством объекта "Административное здание ДВТУ в г. Южно-Сахалинске".
Актом приемки законченного строительством объекта от 09.03.2007 объект "Административное здание ДВТУ в г. Южно-Сахалинске" (реконструкция) принят в эксплуатацию. В акте указано, что представленный к приемке объект: административное здание ДВТУ в г. Южно-Сахалинске (реконструкция) - имеет следующие основные показатели: строительный объем - 5 230 куб. м; общая площадь административного здания - 1 283,7 кв. м; площадь участка - 1 880 кв. м; наружные сети электроснабжения 0,4 кВт протяженностью 120 м; наружные сети водоснабжения протяженностью 6 м; наружные сети канализации протяженностью 10,5 м; благоустройство, озеленение площадью 845 кв. м. (п. 8), а также что внешние наружные коммуникации холодного и горячего водоснабжения, канализации, теплоснабжения, газоснабжения, энергоснабжения и связи обеспечивают нормальную эксплуатацию объекта и приняты пользователями - городскими эксплуатационными организациями (п. 10).
Реконструкция объекта осуществлена на основании и в соответствии с проектной документацией, выполненной институтом "СахалинНИПИморнефть". Из письма департамента архитектуры, градостроительства и землепользования администрации города Южно-Сахалинска от 02.04.2013 N 2393-014/017 следует, что спорные сооружения входили в состав проектной документации объекта "административное здание ДВТУ в г. Южно-Сахалинске" и являлись его неотъемлемой частью.
Департаментом архитектуры, градостроительства и управления недвижимостью г. Южно-Сахалинска Управления (инспекции) Архстройнадзора 13.04.2007 выдано разрешение N RU65302000-41 на ввод в эксплуатацию объекта "Административное здание ДВТУ в г. Южно-Сахалинске", расположенного по адресу: Сахалинская область, г. Южно-Сахалинск, ул. Невельского, 31 "а", которое утверждено постановлением мэра города Южно-Сахалинска от 16.04.2007 N 716.
После ввода объекта в эксплуатацию на административное нежилое здание общей площадью 1169,7 кв. м зарегистрировано право собственности за Российской Федерацией.
Распоряжением ТУ ФАУГИ по Сахалинской области от 25.07.2007 N 253-р здание закреплено за Сахалинской таможней на праве оперативного управления. Соответствующее право на здание зарегистрировано за Сахалинской таможней в установленном порядке, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 65 АБ N 060695.
Земельный участок площадью 1274 кв. м с кадастровым номером 65:01:0701001:95, в границах которого находятся спорные сооружения, административное здание, принадлежит Сахалинской таможне на праве постоянного (бессрочного) пользования. Согласно кадастровому паспорту на указанный земельный участок его разрешенное использование определено: под административное здание.
По результатам установленного суд первой инстанции пришел к выводу о том, что спорные инженерные сети, благоустройство не являются самостоятельными объектами недвижимости, права на которые подлежат государственной регистрации. При этом суд принял данные о наличии государственной регистрации прав в установленном порядке на административное здание, а также то, что строительство сетей входило в состав проектной документации административного здания.
Апелляционная инстанция, отклоняя выводы суда первой инстанции в отношении трех сооружений: наружная сеть электроснабжения протяженностью 154,0 м; наружная канализационная сеть протяженностью 18,5 м; наружная сеть водоснабжения протяженностью 10,2 м. и удовлетворяя в этой части требования Сахалинской таможни, исходила из следующего.
На основании абзаца 11 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в государственной регистрации может быть отказано, если имеются противоречия между заявленными и уже зарегистрированными правами.
Согласно пункту 1 статьи 25.3 Закона о регистрации основаниями для государственной регистрации права собственности на создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдачи разрешения на строительство, являются: документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание; правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества. Представление правоустанавливающего документа на указанный земельный участок не требуется в случае, если право заявителя на этот земельный участок ранее зарегистрировано в установленном федеральным законом порядке.
Документом, подтверждающим факт создания объекта недвижимого имущества в случае, если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества не требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации выдача разрешения на строительство, и содержащим описание такого объекта недвижимого имущества, является декларация о таком объекте недвижимого имущества (пункт 3 статьи 25.3 Закона о регистрации).
На основании пункта 3 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования, которые, как правило, предназначены для обслуживания основного здания либо имеют вспомогательный характер.
Как установлено, в материалы дела представлены кадастровые паспорта на следующие сооружения:
- наружная сеть электроснабжения протяженностью 154,0 м;
- наружная канализационная сеть протяженностью 18,5 м;
- наружная сеть водоснабжения протяженностью 10,2 м.
Согласно кадастровым паспортам соответствующие сооружения имеют кадастровые номера, сведения по ним внесены в государственный кадастр недвижимости.
По каждому сооружению в составе документов, представленных на государственную регистрацию права, приложена выписка из реестра федерального имущества.
Также представлен технический паспорт на нежилое административное здание, в котором сведения о спорных сетях отсутствуют.
В соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив представленные в материалы дела документы, установил, что названные сооружения имеют вспомогательное назначение по отношению к административному зданию. Для строительства этих сооружений соответствующее разрешение не требовалось. Далее апелляционной инстанцией приняты во внимание представленные Сахалинской таможней на государственную регистрацию права оперативного управления на названные сооружения документы, в том числе кадастровые паспорта, декларации об объектах недвижимого имущества, акт приемки законченного строительством объекта от 09.03.2007, подтверждающие, что спорные сооружения являются самостоятельными объектами, имеющие вспомогательное использование.
При этом, как правильно отмечено судом, наличие государственной регистрации на административное здание не исключает возможности регистрации объектов вспомогательного использования.
С учетом установленного суд апелляционной инстанции, руководствуясь вышеприведенными положениями действующего законодательства, признал отказ регистрирующего органа в государственной регистрации права оперативного управления Сахалинской таможни на наружную сеть электроснабжения протяженностью 154,0 м; наружную канализационную сеть протяженностью 18,5 м; наружную сеть водоснабжения протяженностью 10,2 м. неправомерным и сделал обоснованный вывод о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований в этой части спора.
Несогласие Управления Росреестра с произведенной судом оценкой фактических обстоятельств дела не свидетельствует о неправильном применении норм материального и процессуального права и не может быть положено в обоснование отмены обжалуемого постановления.
В отношении отказа в государственной регистрации права оперативного управления на сооружение - благоустройство установлено следующее.
Согласно пункту 1 статьи 130 Гражданского кодекса РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в ЕГРП (пункт 1 статьи 131 Гражданского кодекса РФ).
По смыслу указанных положений гражданского законодательства право собственности (право хозяйственного ведения и оперативного управления) может быть зарегистрировано в ЕГРП лишь в отношении тех вещей, которые, обладая признаками недвижимости, способны выступать в гражданском обороте в качестве отдельных объектов гражданских прав.
Судом установлено, что благоустройство в виде подъездных дорог, тротуаров выполнено в отношении прилегающей территории к административному зданию; в состав благоустройства включена территория озеленения. Как правильно отмечено судом, благоустройство не имеет самостоятельного хозяйственного назначения, по существу выполняет эстетическую функцию и представляет собой улучшение земельного участка, занятого административным зданием.
Суд правомерно признал, что спорное сооружение не отвечает критериям, установленным приведенными нормами Гражданского кодекса РФ для объектов недвижимого имущества. Поэтому в связи с отсутствием у благоустройства качеств самостоятельного объекта недвижимости право собственности на него не подлежит регистрации независимо от его физических характеристик.
Доводов, опровергающих данные выводы, кассационная жалоба Сахалинской таможни не содержит.
При изложенном основания для отмены постановления и удовлетворения кассационных жалоб отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2014 по делу N А59-4118/2013 Арбитражного суда Сахалинской области оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Приостановление исполнения обжалуемого судебного акта, принятое определением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 31.07.2014, отменить.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
С.Н. Новикова |
Судьи |
С.И. Гребенщиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 1 статьи 130 Гражданского кодекса РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в ЕГРП (пункт 1 статьи 131 Гражданского кодекса РФ).
По смыслу указанных положений гражданского законодательства право собственности (право хозяйственного ведения и оперативного управления) может быть зарегистрировано в ЕГРП лишь в отношении тех вещей, которые, обладая признаками недвижимости, способны выступать в гражданском обороте в качестве отдельных объектов гражданских прав.
...
Суд правомерно признал, что спорное сооружение не отвечает критериям, установленным приведенными нормами Гражданского кодекса РФ для объектов недвижимого имущества. Поэтому в связи с отсутствием у благоустройства качеств самостоятельного объекта недвижимости право собственности на него не подлежит регистрации независимо от его физических характеристик."
Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 6 октября 2014 г. N Ф03-4605/14 по делу N А59-4118/2013
Хронология рассмотрения дела:
06.10.2014 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-4605/14
30.09.2014 Определение Арбитражного суда Сахалинской области N А59-4118/13
08.07.2014 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-7506/14
17.04.2014 Решение Арбитражного суда Сахалинской области N А59-4118/13