г. Хабаровск |
|
13 октября 2014 г. |
Дело N А73-4208/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 октября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 октября 2014 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: Лесненко С.Ю.
Судей: Гребенщикова С.И., Цирулик О.В.
при участии
от истца: Смирнов Г.И., представитель по доверенности от 19.08.2014;
от ответчика: представитель не явился;
от третьих лиц: Каун О.А., представители по доверенности от 31.12.3013 N 13252/02-12;
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Департамента муниципальной собственности администрации г.Хабаровска на решение от 16.05.2014, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2014 по делу N А73-4208/2014 Арбитражного суда Хабаровского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Коваленко Н.Л., в апелляционном суде судьи: Волкова М.О., Дроздова В.Г., Иноземцев И.В.
По иску общества с ограниченной ответственностью Национальная община "Чуин"
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю
третьи лица: Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата" Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, Департамент муниципальной собственности администрации г.Хабаровска
об установлении кадастровой стоимости земельных участков
Общество с ограниченной ответственностью Национальная община "Чуин" (ОГРН 1032700245489, г.Хабаровск; далее - ООО НО "Чуин", национальная община) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю (ОГРН 1042700170116, г.Хабаровск; далее - управление Росреестра) об установлении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровым номером 27:23:0041813:89 площадью 1 188,6 кв.м и с кадастровым номером 27:23:0041813:98 площадью 6 768,97 кв.м, расположенных по адресу: г.Хабаровск, ул.Автономная, 10в, равной их рыночной стоимости (по состоянию на 01.01.2007) в размере 679 645 рублей и 3 218 991 рублей, соответственно.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата" Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (далее - кадастровая палата), Департамент муниципальной собственности администрации города Хабаровска (далее - департамент).
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 16.05.2014, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2014, иск удовлетворен в полном объеме.
В кассационной жалобе департамент выражает несогласие с принятыми по делу судебными актами, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам спора и неправильное применение норм материального права, просит отменить обжалуемые судебные акты и отказать в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование своей правовой позиции заявитель кассационной жалобы приводит доводы о том, что в отсутствие положительных экспертных заключений саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, подготовивший отчеты об оценке земельных участков, такие отчеты не могут быть признаны допустимыми доказательствами, подтверждающими рыночную стоимость спорных земельных участков. Настаивает на том, что обязательное проведение экспертизы отчета предусмотрено статьями 17.1 и 24.16 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности).
Кроме того, оспаривает определенную судами дату установления кадастровой стоимости спорных земельных участков в размере их рыночной стоимости с 01.01.2007, считая возможным применение новой стоимость лишь с 01.01.2009, то есть с даты фактически соответствующей нормативно правовому акту об утверждении кадастровой стоимости спорных земельных участков. Полагает неправомерным установление рыночной стоимости спорных участков с учетом норм Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", поскольку данные законоположения не распространяются на ранее возникшие отношения, связанные с определением кадастровой стоимости спорных земельных участков.
В отзыве на кассационную жалобу национальная община возражала против ее удовлетворения, считая обжалуемые судебные акты законными и обоснованными.
Представители истца и третьего лица в судебном заседании наставили на доводах, изложенных в кассационной жалобе и отзыве на нее, и дали соответствующие пояснения.
Иные лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте судебного разбирательства, в том числе с учетом публикации необходимой информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, однако явку своих представителей в суд не обеспечили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Проверив в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых по делу судебных актов, Арбитражный суд Дальневосточного округа считает их подлежащими отмене на основании следующего.
Из материалов дела следует, что национальной общине постановлением администрации г.Хабаровска от 22.08.2013 N 3326 предоставлены в собственность за плату земельные участки с кадастровыми номерами 27:23:0041813:89 (площадь 1 188,6 кв.м) и 27:23:0041813:98 (площадь 6 768,97 кв.м), расположенные по адресу: г.Хабаровск, ул.Автономная, 10в, под принадлежащий истцу на праве собственности открытый склад труб N 2.
На основании данного постановления департамент направил в адрес истца проект договора купли-продажи земельных участков. Выкупная стоимость участков в размере 2 095 234,23 рублей определена исходя из их кадастровой стоимости и налоговой ставки.
Кадастровая стоимость указанных участков установлена на основании постановления Правительства Хабаровского края от 25.11.2008 N 273-пр "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Хабаровском крае" и составила 2 897 771,14 руб. (участок с кадастровым номером 27:23:0041813:89), 16 502 545,79 руб. (участок с кадастровым номером 27:23:0041813:98).
Считая кадастровую стоимость земельных участков завышенной, истец обратился в ООО "Дальневосточный центр развития бизнеса" для проведения независимой оценки их рыночной стоимости.
Согласно отчетам об оценке от 17.02.2014 N 3-092-14Х и N 3-093-14Х рыночная стоимость объектов недвижимости по состоянию на 01.01.2007 составляет: 679 645 руб. (участок с кадастровым номером 27:23:0041813:89), 3 218 991 руб. (участок с кадастровым номером 27:23:0041813:98).
Ссылаясь на существенное превышение кадастровой стоимости земельных участков, содержащейся в государственном кадастре недвижимости, их рыночной стоимости, что противоречит положениям пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации и нарушает права истца, возлагая на него дополнительное бремя расходов, связанных с завышенной выкупной стоимостью, национальная община обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя заявленные требования, исходили из несоответствия кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости. Также суды, со ссылкой на правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в определениях от 01.03.2011 N 275-О-О и от 01.03.2011 N 281-О-О, признали право истца на пересмотр кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости.
Между тем судами не учтено следующее.
Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В соответствии с положениями статьи 24.19 Закона об оценочной деятельности (в редакции, действовавшей на момент возникновения спора) результаты определения кадастровой стоимости находящихся в государственной или муниципальной собственности объектов недвижимости, могут быть оспорены физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или в арбитражном суде. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии со статьей 24.16 Закона об оценочной деятельности в течение тридцати дней с даты составления отчета об определении кадастровой стоимости исполнитель работ по определению кадастровой стоимости обязан обеспечить проведение экспертизы этого отчета, в том числе повторной, саморегулируемой организацией оценщиков, членами которой являются оценщики, осуществившие определение кадастровой стоимости.
Статьей 17.1 Закона об оценочной деятельности установлено, что в случае если экспертиза отчета является обязательной и отчет составлен оценщиками, являющимися членами разных саморегулируемых организаций оценщиков, экспертиза указанного отчета проводится во всех саморегулируемых организациях оценщиков, членами которых являются оценщики, составившие указанный отчет.
В соответствии с вышеназванной статьей под экспертизой отчета понимаются действия эксперта или экспертов саморегулируемой организации оценщиков в целях проверки отчета, подписанного оценщиком или оценщиками, являющимися членами данной саморегулируемой организации.
Из приведенных положений следует, что посредством экспертизы отчета оценщика достигается цель независимой и объективной оценки объекта, подготовленного отчетом оценщика, из которого усматривается существенное расхождение между кадастровой и рыночной стоимостью спорного земельного участка. Отчет не может считаться достаточным доказательством установления рыночной стоимости земельного участка при отсутствии экспертного заключения саморегулируемой организации оценщиков.
В соответствии со статьей 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, а, следовательно, бремя доказывания действительности рыночной стоимости лежит на истце.
Согласно статье 24.18 Закона об оценочной деятельности к заявлению о пересмотре кадастровой стоимости прилагается положительное экспертное заключение, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, составивший отчет. Заключение должно содержать выводы о соответствии отчета об оценке рыночной стоимости объекта оценки требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям настоящего Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, требованиям стандартов и правил оценочной деятельности такой саморегулируемой организации оценщиков в случаях, установленных уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, в типовых требованиях к порядку создания и работы комиссии.
В соответствии со статьей 17.1 Закона об оценочной деятельности положительным экспертным заключением для видов экспертизы, установленных настоящей статьей, признается экспертное заключение, содержащее вывод о соответствии отчета требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе настоящего Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и (или) стандартов и правил оценочной деятельности, или о подтверждении стоимости объекта оценки, определенной оценщиком в отчете.
Однако экспертизы отчетов согласно действующему законодательству об оценочной деятельности в материалы дела не представлено, следовательно, материалами дела не доказано соответствие отчета об оценке рыночной стоимости земельного участка требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, а также достоверность такой оценки.
При таких обстоятельствах принятые по делу судебные акты подлежат отмене, поскольку не соответствуют принципу законности. Неправильное применение норм материального права в соответствии с частью 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены судебных актов.
Учитывая, что фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражными судами первой и апелляционной инстанций на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но этими судами неправильно применена норма права, суд кассационной инстанции на основании пункта 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В силу части 4 статьи 283 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принятые окружным судом меры по приостановлению исполнения обжалуемых судебных актов утрачивают силу с момента принятия судом кассационной инстанции настоящего постановления.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 16.05.2014, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2014 по делу N А73-4208/2014 отменить, в удовлетворении исковых требований общества с ограниченной ответственностью Национальная община "Чуин" отказать.
Приостановление исполнения обжалуемых по делу судебных актов, принятое определением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 05.08.2014 N 000162, отменить.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Лесненко С.Ю. |
Судьи |
Гребенщиков С.И. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.