г. Хабаровск |
|
21 октября 2014 г. |
Дело N А73-14149/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 октября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 октября 2014 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: Г.А.Камалиевой
Судей: О.Г.Красковской, А.В.Солодилова
от истца: Степанова Е.Б., представитель по доверенности от 08.11.2013 N 425
от ответчика: Типикин А.С., представитель по доверенности от 17.12.2013 б/н
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 17.07.2014 по делу N А73-14149/2013 Арбитражного суда Хабаровского края
По иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
к обществу с ограниченной ответственностью "Альфа-ДВ"
о взыскании 160 440 руб.
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД"; ОГРН 1037739877295, адрес (место нахождения): 107174, г. Москва, ул. Новая Басманная, 2) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Альфа-ДВ" (далее - ООО "Альфа-ДВ"; ОГРН 1102724005670, адрес (место нахождения): 680032, г. Хабаровск, ул. Зеленая, 18) о взыскании 160 440 рублей, составляющих штраф за превышение грузоподъемности вагона.
Решением суда от 16.04.2014 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 17.07.2014 решение суда от 16.04.2014 изменено: с ООО "Альфа-ДВ" в пользу ОАО "РЖД" взыскано 4 066 рублей штрафа, в удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым по делу постановлением суда апелляционной инстанции, ОАО "РЖД" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемый судебный акт отменить, решение суда первой инстанции оставить в силе. В обоснование жалобы заявитель ссылается на то, что расчет уменьшения размера штрафа осуществлен апелляционным судом при неверном толковании и применении положений пункта 3 параграфа 3 статьи 12 и статьи 15 Соглашения о международном железнодорожном грузовом сообщении (далее - СМГС), положений Тарифного руководства N 1 (постановление ФЭК России от 17.06.2003 N 47-т/5 в ред. от 12.03.2014 "Об утверждении Прейскуранта N 10-01 "Тарифы на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами). Указывает на то, что согласно пункту 2.6.1 плата за перевозку груза определяется по тарифной схеме N 8. При этом согласно пункту 2.6.2 Прейскуранта N 10-01 плата по тарифным схемам N N 1,8 определяется за общую массу груза в универсальном вагоне, но не менее минимальной весовой нормы, которая для пиломатериалов (груз, перевозимый в спорном вагоне) установлена в 44 тонны. Обращает внимание на то, что минимальная весовая норма установлена ФЭК России, а не перевозчиком. При этом в предмет доказывания по настоящему делу входит установление фактов превышения грузоподъемности и размер провозной платы.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "Альфа-ДВ" выразило несогласие с доводами, изложенными в кассационной жалобе, полагает постановление апелляционного суда законным и обоснованным.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представители ОАО "РЖД" и ООО "Альфа-ДВ" поддержали свои позиции, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее, дав соответствующие пояснения.
Проверив законность обжалуемого постановления суда апелляционной инстанции, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, Арбитражный суд Дальневосточного округа приходит к выводу об обоснованности кассационной жалобы исходя из нижеследующего.
Предметом иска является взыскание штрафа за превышение грузоподъемности, предусмотренного параграфом 3 статьи 12 и статьи 15 СМГС.
Судебными инстанциями установлено, что 30.07.2013 со станции отправления Хабаровск-2 Дальневосточной железной дороги до станции Суйфэньхэ КНР от грузоотправителя ООО "Альфа-ДВ" был принят к перевозке вагон N 53743977 по накладной N АТ944062 с грузом "лес пиловочник необработанный береза".
Согласно железнодорожной накладной N АТ944062 (л. д. 22) грузоподъемность вагона N 53743977 составляет 71 тонну, вес груза указан в размере 61 592 кг.
04.08.2013 на станции Хабаровск - 2 Дальневосточной железной дороги перевозчиком произведена перевеска груза в указанном вагоне для проверки соответствия массы груза, указанной в перевозочных документах.
В результате произведенной проверки был обнаружен излишек массы груза против грузоподъемности в размере 1115 кг, о чем перевозчиком составлен акт общей формы N 6/733 от 04.08.2013 и коммерческий акт N ДВС1321808/854 от 04.08.2013. Основываясь на сведениях коммерческого акта, истец начислил ответчику штраф за перегруз вагона сверх грузоподъемности в соответствии со служебной инструкцией к Соглашению о международном железнодорожном грузовом сообщении, который составил 160 440 рублей.
Поскольку ответчик в добровольном порядке в ответ на письмо от 09.08.2013 штраф не уплатил, ОАО "РЖД" обратилось с настоящим иском в суд.
Правовым основанием иска указаны статьи 9, 12, 15 СМГС, статьи 27, 102 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации".
При рассмотрении настоящего спора суды обоснованно пришли к выводу о том, что поскольку груз по вышеуказанной накладной принят к перевозке в прямом международном сообщении из России в Китай, к спорным правоотношениям применению подлежат положения СМГС.
В соответствии с параграфом 7 статьи 9 СМГС определение массы и количества мест производится в соответствии с внутренними правилами, действующими на дороге отправления.
Параграфом 2 статьи 12 СМГС предусмотрено право железной дороги проверить правильность сведений и заявлений, указанных отправителем в накладной. Если в результате проверки груза, произведенной в пути следования или на станции назначения, выяснилось, что сведения, указанные в накладной отправителем, не соответствуют действительности, то станция, производившая проверку, должна об этом составить коммерческий акт в соответствии со статьей 18 и сделать отметку об акте в накладной в графе "Коммерческий акт".
Факт превышения массы груза в вагоне N 53743977 зафиксирован в коммерческом акте N ДВС1321808/854 от 04.08.2013.
Пунктом 3 параграфом 3 статьи 12 СМГС определено, что штраф взыскивается при неправильном, неполном и неточном указании в накладной сведений и заявлений, в результате чего при погрузке груза отправителем был допущен перегруз вагона сверх его максимальной грузоподъемности (§ 6 статьи 9).
Таким образом, заявленный истцом штраф взыскивается не при любом искажении сведений о массе груза, а только в том случае, если отправителем был допущен перегруз вагона сверх его максимальной грузоподъемности.
Согласно пункту 1 § 6 статьи 9 СМГС максимальной грузоподъемностью для вагона, на котором имеется только одна надпись о грузоподъемности - эта грузоподъемность, повышенная на 1 тонну для двухосных вагонов и на 2 тонны для вагонов с четырьмя и более осями; на железных дорогах Китайской Народной Республики и Корейской Народно-Демократической Республики - грузоподъемность, повышенная на 5%; для вагонов колеи 1520 мм - грузоподъемность, указанная на вагоне.
В данном случае контрольная перевеска вагона производилась на станции железной дороги Российской Федерации, где стандарт ширины колеи составляет 1520 мм. То есть в данном случае максимальная грузоподъемность для целей начисления штрафа составляет 71 т.
Судом установлено, что в результате контрольной перевески спорного вагона допущено превышение максимальной грузоподъемности на 1 115 кг.
При контрольной перевеске использовались весы вагонные со свидетельством о поверке со сроком действия до 18.09.2013. Перевеска осуществлялась в движении, наибольший предел взвешивания в движении железнодорожных вагонов для примененных при этом весов согласно паспорту завода-изготовителя - 200 т.
Как указал суд, фиксация результатов контрольной перевески вагона является надлежащей, учитывая наличие и содержание коммерческого акта, отвечающего требованиям статьи 18 СМГС, проставление отметки в накладной о составлении этого акта.
Согласно пункту 3 §3 статьи 12 СМГС штраф взыскивается в соответствии со статьей 15 СМГС в пятикратном размере провозной платы за перевозку излишка массы груза по железной дороге, на которой был обнаружен этот излишек.
ОАО "РЖД" в материалы дела представило расчет штрафа в соответствии со статьей 12 СМГС в размере 160 440 рублей (32 088 руб. * 5), где провозная плата излишка массы груза со станции Хабаровск - 2 до станции назначения Гродеково по прейскуранту N 10-01 "Тарифы на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами" за вес 1 115 кг составляет 32 088 рублей.
Проверив данный расчет и признав его правильным, суд первой инстанции правомерно удовлетворил иск в полном объеме.
Изменяя решение суда первой инстанции и уменьшая размер взыскиваемого штрафа до 4066 рублей, суд апелляционной инстанции исходил из того, что стоимость перевозки 1 тонны груза от станции Хабаровск-2 до станции Гродеково (расстояние 741 км) составляет 729,27 рублей согласно следующему расчету: 32 088 рублей/44 тонны (минимальная весовая норма). При этом пришел к выводу, что размер штрафа, подлежащий взысканию с ответчика составляет 4 066 рублей (729,27*1 115 *5).
Между тем данный расчет суда апелляционной инстанции основан на неправильном толковании положений статьи 12 СМГС.
Согласно пункту 3 §4 статьи 12 СМГС провозная плата и сборы за выгрузку, погрузку и перевозку излишка массы груза взыскиваются как за самостоятельную отправку и вписываются в основную накладную.
В соответствии с пунктом 2.6.2 Тарифного руководства плата за перевозку груза определяется за общую массу груза, но не менее минимальной весовой нормы, то есть в рассматриваемом случае не менее 44 тонн.
В этой связи определение апелляционным судом размера указанного штрафа, исходя из стоимости перевозки 1 тонны груза с учетом величины излишка груза, нельзя признать обоснованным.
Поскольку постановление от 17.07.2014 принято судом апелляционной инстанции с неправильным применением норм материального права, оно подлежит отмене на основании части 2 статьи 288 АПК РФ.
Решение от 03.02.2014, как законный и обоснованный судебный акт, следует оставить в силе.
Доводы кассационной жалобы сводятся к иному пониманию норм материального права, в связи с чем не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции.
Руководствуясь статьями 110, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 17.07.2014 по делу N А73-14149/2013 Арбитражного суда Хабаровского края отменить.
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 16.04.2014 по данному делу оставить в силе.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Альфа - ДВ" в пользу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы в сумме 2 000 руб.
Арбитражному суду Хабаровского края выдать исполнительный лист, произвести поворот исполнения отмененного судебного акта в соответствии со статьями 325, 326 АПК РФ.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Г.А. Камалиева |
Судьи |
О.Г. Красковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.