г. Хабаровск |
|
17 октября 2014 г. |
Дело N А04-1987/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 октября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 октября 2014 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: Лесненко С.Ю.
Судей: Новиковой С.Н., Цирулик О.В.
при участии:
от истца: представитель не явился;
от ответчика: представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по Амурской области на решение от 28.05.2014, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда 05.08.2014 по делу N А04-1987/2014 Арбитражного суда Амурской области
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Башарина С.В., в апелляционном суде судьи: Михайлова А.И., Гетманова Т.С., Козлова Т.Д.
по иску администрации города Благовещенска
к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Амурской области
третье лицо: Амурская область в лице Министерства финансов Амурской области
о взыскании 2 253 603 руб.
Администрация города Благовещенска (ОГРН 1022800520588, ИНН 2801032015, место нахождения: 675023, г. Благовещенск, ул. Ленина, 133; далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Амурской области с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (ОГРН 1037739085636, ИНН 7710168360, место нахождения: 109097, г. Москва, ул. Ильинка,9, стр. 1; далее - Минфин России) о взыскании за счет средств казны 2 253 603 руб. убытков, возникших в связи с предоставлением средств для приобретения жилья инвалиду.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Амурская область в лице Министерства финансов Амурской области (ОГРН 1072801008928, ИНН 2801123618, место нахождения: 675000, Амурская область, г. Благовещенск, ул. Ленина,135; далее - министерство).
Решением Арбитражного суда Амурской области от 28.05.2014, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 05.08.2014, исковые требования удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе Минфин России в лице Управления Федерального казначейства по Амурской области просит состоявшиеся по делу судебные акты отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении иска. В обоснование жалобы приведены доводы об отсутствии вины ответчика в возникших у истца убытках и выделении из федерального бюджета денежных средств в виде субвенций на обеспечение жильем инвалидов, вставших на учет до 01.03.2005. Полагает, что спор разрешен с неправильным применением судами положений статьи 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, без определения органа, допустившего противоправное действие (бездействие) в отношении истца. Считает, что убытки у администрации возникли в связи с неисполнением решения Благовещенского городского суда от 18.07.2013, а не в связи с незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти Российской Федерации.
Отзывы на кассационную жалобу не представлены.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе с учетом размещения соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, однако явку своих представителей в суд не обеспечили.
Проверив в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, Арбитражный суд Дальневосточного округа не усматривает оснований для их отмены.
Как установлено судами и следует из материалов настоящего дела, решением Благовещенского городского суда от 18.07.2013 на администрацию возложена обязанность по предоставлению Захватовой Наталье Евгеньевне - инвалиду, по договору социального найма жилого помещения в г.Благовещенске общей площадью не менее 18 кв.м с дополнительной жилой площадью до 15 кв.м в виде отдельной комнаты.
Определением Благовещенского городского суда от 20.01.2014 изменен способ исполнения указанного судебного акта: с администрации за счет средств бюджета муниципального образования в пользу Захватовой Н.Е. взыскано 2 253 603 руб. Исполнительный лист по данному делу предъявлен взыскателем в орган местного самоуправления.
Ввиду не возмещения мер поддержки инвалидов из федерального бюджета, администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
В силу статьи 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон N181-ФЗ) инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством.
Право на предоставление вне очереди жилых помещений по договору социального найма гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указано в перечне, предусмотренном статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, прямо закреплено положениями пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.
Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций. Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации. Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации. Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации (статья 28.2 Закона N 181-ФЗ).
Положениями статей 135 - 138 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статей 55, 60 и 61 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) предусмотрено, что реализация органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения осуществляется за счет предоставления межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации бюджетам бюджетной системы Российской Федерации.
Из части 3 статьи 20 Закона N 131-ФЗ следует, что органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 17.12.2009 N 1563-О-О, в Законе N131-ФЗ закреплено, что вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным Законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно; к таким вопросам относится, в частности, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении (городском округе) и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда (абзац десятый части 1 статьи 2, пункт 6 части 1 статьи 14, пункт 6 части 1 статьи 16); для решения этих вопросов в собственности муниципальных образований может находиться, в частности, жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда (пункт 1 части 1 и пункт 3 части 2 статьи 50).
В силу статьи 1 Закона Амурской области от 18.01.2007 N 284-ОЗ "О социальной поддержке по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, проживающих на территории Амурской области" признание граждан, указанных в пункте 1 статьи 1 настоящего Закона, нуждающимися в улучшении жилищных условий, осуществляется органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства по основаниям, установленным статьей 6 Закона Амурской области от 01.09.2005 N 38-ОЗ "О жилищной политике в Амурской области" (далее - Закон о жилищной политике в Амурской области).
К компетенции органов местного самоуправления в сфере жилищных отношений относится, в том числе предоставление гражданам жилых помещений по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда (пункт 6 статьи 4 Закона о жилищной политике в Амурской области).
Согласно пункту 1 статьи 11 Закона о жилищной политике в Амурской области по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда гражданам, признанным в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий.
В этой связи, руководствуясь вышеприведенными нормами права, установив, что Захватова Н.Е. является нуждающимся инвалидом, страдающим заболеванием, внесенным в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N 378 "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире", принята на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, суды обеих инстанций пришли к правильному выводу о том, что расходы муниципального образования по исполнению обязанностей государства в данном споре относятся к расходным обязательствам Российской Федерации и не подлежат осуществлению за счет средств бюджета муниципального образования.
В соответствии со статьями 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации, казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
По смыслу статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации при рассмотрении данного иска доказыванию подлежат факт ненадлежащего исполнения ответчиком своих обязанностей, наличие и размер причиненных истцу убытков и причинная связь между этими действиями (бездействием) и причиненными убытками.
Исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражные суды установили факт ненадлежащего исполнения Российской Федерацией обязанностей по финансированию расходов муниципального образования на предоставление жилья Захватовой Н.Е., возникновение у администрации убытков, а также причинную связь между этими обстоятельствами, в связи с чем правомерно взыскали за счет казны Российской Федерации убытки в заявленном размере.
Довод заявителя кассационной жалобы об отсутствии вины ответчика в возникших у администрации убытках ввиду выделения в спорный период на указанные цели бюджетных средств подлежит отклонению, поскольку в силу приведенных выше положений действующего законодательства, право требования возмещения за счет казны Российской Федерации расходов по предоставлению инвалидам жилых помещений на условиях социального найма не может быть связано с фактом достаточного (недостаточного) бюджетного финансирования таких расходных обязательств.
Также отклоняется довод жалобы о том, что убытки у администрации возникли в связи с неисполнением решения Благовещенского городского суда от 18.07.2013, так как обязанность по предоставлению жилья инвалиду вне зависимости от формы ее реализации является расходным обязательством Российской Федерации и соответственно не подлежит возмещению за счет средств бюджета муниципального образования.
Следует отметить, что приведенные в кассационной жалобе доводы не опровергают правильность принятых по делу судебных актов с точки зрения норм права, а направлены на переоценку доказательств и обстоятельств настоящего дела, что не допустимо в суде кассационной инстанции в силу положений главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Учитывая, что дело рассмотрено судами полно и всесторонне, выводы судов основаны на имеющихся в деле доказательствах и соответствуют фактическим обстоятельствам дела, неправильного применения норм материального права и положений действующего процессуального законодательства не допущено, принятые по делу судебные акты подлежат оставлению без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Амурской области от 28.05.2014, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда 05.08.2014 по делу N А04-1987/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
С.Ю. Лесненко |
Судьи |
С.Н. Новикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.