г. Хабаровск |
|
28 октября 2014 г. |
Дело N А51-36528/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 октября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 октября 2014 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: Лесненко С.Ю.
Судей: Новиковой С.Н., Цирулик О.В.
при участии:
от заявителя: Калашник Т.О. представитель по доверенности от 25.07.2014 б/н;
от ответчика: Мосина Ю.В. представитель по доверенности от 17.12.2013 N 19-5006; Булейко А.В. представитель по доверенности от 01.04.2014 N 19-1002;
от третьего лица: представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Департамента по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края на решение от 11.03.2014, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2014 по делу N А51-36528/2013 Арбитражного суда Приморского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Турсунова Ю.С., в апелляционном суде судьи: Пяткова А.В., Бессчасная Л.А., Сидорович Е.Л.
По заявлению администрации Романовского сельского поселения Шкотовского района Приморского края
к Департаменту по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края
третье лицо: Департамент финансов Приморского края
о признании незаконными решения
Администрация Романовского сельского поселения Шкотовского района Приморского края (ОГРН 1022500580233, ИНН 2503005753, место нахождения: 692821, Приморский край, р.Шкотовский, с.Романовка, ул.Ленинская, 56; далее - администрация) обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решения Департамента по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края (ОГРН 1072540010982, ИНН 2540138254, место нахождения: 690091, Приморский край, г.Владивосток, ул.Светланская, 22; далее - департамент ЖКХ), выраженного в форме уведомления по расчетам между бюджетами от 12.08.2013 N 169, о неподтверждении потребности бюджета Романовского сельского поселения в неиспользованном остатке межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение, в очередном финансовом году в сумме 6 500 224 руб. 06 коп., а также отказа, выраженного в форме письма от 28.08.2013 N 19-3433/4, в предоставлении заявителю остатка межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение, в очередном финансовом году в испрашиваемой сумме.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент финансов Приморского края (далее - департамент финансов).
Решением Арбитражного суда Приморского края от 11.03.2014, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2014, заявленные требования удовлетворены в полном объеме. При этом на главного администратора доходов краевого бюджета - департамент ЖКХ, возложена обязанность по перечислению остатка межбюджетного тансферта, имеющего целевое назначение, в сумме 6 500 224 руб. 06 коп. в бюджет Романовского сельского поселения Шкотовского района Приморского края.
В кассационной жалобе департамент ЖКХ выражает несогласие с принятыми по делу судебными актами и ссылается на неправильное применение судами норм материального права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, в связи с чем предлагает названные решение и постановление отменить, дело направить на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
В обоснование жалобы заявитель приводит доводы о том, что позднее перечисление администрации субсидии обусловлено как действиями органа местного самоуправления (несвоевременное представление необходимого пакета документов), так и бездействием департамента финансов (длительное неперечисление денежных средств), в то время как департамент ЖКХ при исполнении соответствующей части бюджета действовал оперативно и в рамках предоставленных полномочий. Обращает внимание суда на тот факт, что решение о подтверждении потребности в неиспользованных остатках межбюджетных трансфертов принимается департаментом ЖКХ лишь при наличии согласия департамента финансов, а его отсутствие исключает возможность перечисления муниципальному образованию субсидии. По мнению заявителя жалобы, департамент финансов должен быть привлечен к участию в деле в качестве соответчика.
В отзыве на кассационную жалобу администрация выразила несогласие с приведенными в ней доводами и просила принятые по делу судебные акты оставить без изменения.
Департамент финансов в отзыве на жалобу привел доводы об отсутствии правовых оснований для освоения муниципальным образованием в 2013 году остатков межбюджетных субсидий, неиспользованных по состоянию на 01.01.2013. При этом просил обжалуемые решение и постановление отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления администрации.
В судебном заседании представители администрации и департамента ЖКХ поддержали позиции, изложенные в кассационной жалобы и отзыве на нее, и дали соответствующие пояснения.
Департамент финансов надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе с учетом размещения соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, однако явку своего представителя в суд не обеспечил.
Проверив в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, Арбитражный суд Дальневосточного округа не усматривает оснований для их отмены.
Как установлено судами и следует из материалов дела, постановлением администрации Приморского края от 17.05.2012 N 127-па "Об утверждении распределения субсидий, выделяемых из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований Приморского края на мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности систем коммунальной инфраструктуры Приморского края на 2012 год" бюджету Романовского сельского поселения из краевого бюджета выделена субсидия в размере 6 527 186 руб. на капитальный ремонт внутриквартальных сетей водозабора вдоль улиц Гвардейской, Первомайской и Ленинской.
По итогам открытого аукциона в электронной форме администрация и индивидуальный предприниматель Бондарь М.А. заключили муниципальный контракт от 25.07.2012 N 0120300007912000004-0096507-01 на выполнение капитального ремонта внутриквартальных сетей водозабора вдоль улиц Гвардейской, Первомайской, Ленинской Романовского сельского поселения Шкотовского муниципального района Приморского края. По условиям сделки оплата за выполненную работу производится после окончательной сдачи результатов работы за счет средств бюджета Приморского края (6 500 224 руб. 06 коп.) и бюджета Романовского сельского поселения (722 247 руб. 12 коп.) на основании постановления от 17.05.2012 N 127-па.
Приемка выполненных по контракту работ произведена в 2 этапа: 31.07.2012 подписаны акт приемки выполненных работ и справка о стоимости выполненных работ и затрат на сумму 722 247 руб. 12 коп; 14.11.2012 подписаны акт приемки выполненных работ и справка о стоимости выполненных работ и затрат на сумму 6 500 224 руб. 05 коп.
Платежным поручением от 08.11.2012 N 261013 администрация оплатила работы на сумму 722 247 руб. 12 коп., финансируемую за счет средств бюджета поселения (10% от стоимости работ по контракту).
На основании Приказа департамента финансов от 22.12.2008 N 93 "О порядке санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств краевого бюджета и администраторов источников финансирования дефицита краевого бюджета при кассовом обслуживании исполнения краевого бюджета органами Федерального казначейства по Приморскому краю" администрация в срок до 01.12.2012 представила в департамент ЖКХ необходимый пакет документов.
Субсидия из краевого бюджета в размере 6 500 224 руб. 05 коп. поступила в бюджет Романовского сельского поселения 28.12.2012, что подтверждается данными сводной ведомости по кассовым поступлениям от 28.12.2012 N 170420 отделения по г. Большой Камень и Шкотовскому району Управления Федерального казначейства по Приморскому краю.
Так как данная ведомость поступила в орган местного самоуправления лишь после 13.00 часов 29.12.2012 (последний день работы отделения УФК), последний не успел перечислить бюджетные средства со своего лицевого счета на расчетный счет подрядчика по контракту.
15.01.2013 администрация возвратила субсидию в краевой бюджет в полном объеме на основании пункта 6 Порядка завершения операций по исполнению краевого бюджета в 2012 году и обеспечения получателей бюджетных средств наличными деньгами, утвержденного приказом департамента финансов от 18.12.2012, а также пункта 3 Порядка взыскания в доход краевого бюджета неиспользованных остатков межбюджетных трансфертов, полученных в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, утвержденного приказом департамента финансов от 11.12.2009, предусматривающих обязанность муниципальных образований возвратить неиспользованные остатки средств краевого бюджета, имеющих целевое назначение по состоянию на 01 января, в течение первых 13 рабочих дней этого года.
Письмом от 11.01.2013 администрация обратилась в департамент ЖКХ за подтверждением потребности в использовании указанных бюджетных средств в 2013 году и направлением в бюджет поселения неиспользованных остатков целевых средств 2012 года.
Уведомлением по расчетам между бюджетами от 19.02.2013 N 10 департамент ЖКХ подтвердил потребность в неиспользованном остатке межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение, в очередном финансовом году в сумме 6 500 224 руб. 056 коп., однако бюджетные средства заявителю перечислены не были.
Письмом от 25.07.2013 орган местного самоуправления обратился в администрацию Приморского края с ходатайством о перечислении целевых средств краевого бюджета в бюджет Романовского сельского поселения с целью оплаты выполненных работ по муниципальному контракту. На которое департамент ЖКХ письмом от 28.08.2013 ответил отказом в предоставлении неиспользованных остатков бюджетных средств по причине несогласования уведомления по расчетам между бюджетами от 19.02.2013 N 10 с департаментом финансов. К указанному письму приложено уведомление по расчетам между бюджетами от 12.08.2013 N 169, согласно которому потребность Романовского сельского поселения в неиспользованном остатке межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение, в очередном финансовом году в сумме 6 500 224 руб. 06 коп. не подтверждена.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения администрации в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания незаконными решения и действия (бездействия) государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствия обжалуемого решения, действия (бездействия) закону и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно положениям Бюджетного кодекса Российской Федерации межбюджетные трансферты - средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации (статья 6); к безвозмездным поступлениям относятся: дотации из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; субсидии из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (межбюджетные субсидии); субвенции из федерального бюджета и (или) из бюджетов субъектов Российской Федерации; иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации(пункт 4 статьи 41).
Пунктом 2 Порядка предоставления и расходования субсидий бюджетам муниципальных образований Приморского края на мероприятия энергоресурсосбережения и модернизации объектов коммунальной инфраструктуры Приморского края (далее - Порядок), являющегося Приложением 1.3 к подпрограмме "Энергоресурсосбережение и модернизация объектов коммунальной инфраструктуры Приморского края" на 2010 - 2014 годы краевой долгосрочной целевой программы "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Приморском крае" на 2010 - 2014 годы с целевыми показателями до 2020 года, утвержденной Постановлением администрации Приморского края от 08.12.2009 N 346-па, предусмотрено, что субсидии бюджетам муниципальных образований Приморского края на мероприятия энергоресурсосбережения и модернизации объектов коммунальной инфраструктуры Приморского края предоставляются из краевого бюджета, в том числе за счет субсидий из федерального бюджета, бюджетам муниципальных образований с целью софинансирования расходных обязательств муниципальных образований Приморского края, возникающих при выполнении полномочий органами местного самоуправления по владению, пользованию и распоряжению имуществом, находящимся в муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 5 данного Порядка размер субсидии для каждого муниципального образования Приморского края определяется исходя из конкретного размера средств на исполнение указанных полномочий органами местного самоуправления, предусмотренных в местных бюджетах на соответствующий финансовый год в рамках утвержденных муниципальных программ, а также по общей стоимости работ по объекту. Субсидии предоставляются департаментом ЖКХ в соответствии со сводной бюджетной росписью краевого бюджета, кассовым планом и в пределах лимитов бюджетных обязательств, утвержденных ему в установленном порядке (пункт 6 Порядка).
Для перечисления субсидии (остатка субсидии) органы местного самоуправления муниципальных образований Приморского края в срок не позднее 15 ноября текущего финансового года (не позднее 5 декабря текущего финансового года - при выделении дополнительных средств за счет субсидии из федерального бюджета) предоставляют в департамент ЖКХ соответствующие документы (пункт 10 Порядка).
Согласно пункту 11 Порядка субсидии перечисляются в бюджеты муниципальных образований Приморского края на лицевые счета, открытые в органах Федерального казначейства по Приморскому краю для кассового обслуживания исполнения соответствующих местных бюджетов, пропорционально фактическому финансированию расходов за счет местного бюджета. Субсидии перечисляются в течение десяти рабочих дней со дня поступления средств на лицевой счет Департамента, открытый в Управлении Федерального казначейства по Приморскому краю, но не позднее 1 декабря текущего финансового года (не позднее 15 декабря текущего финансового года - при выделении дополнительных средств за счет субсидии из федерального бюджета).
В силу пункта 15 Порядка субсидии, не использованные в текущем финансовом году, могут использоваться в очередном финансовом году на те же цели в соответствии с решением Департамента по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края при наличии потребности в них.
Пунктом 5 статьи 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации также определено, что не использованные в текущем финансовом году межбюджетные трансферты, полученные в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, подлежат возврату в доход бюджета, из которого они были предоставлены. В соответствии с решением главного администратора бюджетных средств о наличии потребности в межбюджетных трансфертах, полученных в форме субсидий и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, не использованных в текущем финансовом году, средства в объеме, не превышающем остатка указанных межбюджетных трансфертов, могут быть возвращены в очередном финансовом году в доход бюджета, которому они были ранее предоставлены, для финансового обеспечения расходов бюджета, соответствующих целям предоставления указанных межбюджетных трансфертов.
Исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды установили, что выделенная Романовскому сельскому поселению субсидия в 2012 году своевременно не использована органом местного самоуправления по объективным причинам (позднее поступление денежных средств на расчетный счет). Также судами установлено, что потребность местного бюджета в указанной субсидии не утрачена, поскольку муниципальный контракт, для частичного финансирования работ по которому выделена соответствующая субсидия, со стороны заказчика (администрация) не исполнен по причине недостаточности собственных доходов бюджета поселения. Более того, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Приморского края от 02.04.2014 по делу N А51-1078/2014 с администрации в пользу индивидуального предпринимателя Бондарь М.А. взыскано 6 500 224 руб. основного долга по муниципальному контракту от 25.07.2012 и 715 024 руб. 60 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами.
Поскольку администрацией выполнены все требования, необходимые для использования в 2013 году субсидии, выделенной в рамках краевой долгосрочной целевой программы "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Приморском крае" на 2010 - 2014 годы с целевыми показателями до 2020 года, утвержденной Постановлением Администрации Приморского края от 08.12.2009 N 346-па, но не использованной в 2012 финансовом году, при этом уведомлением по расчетам между бюджетами от 19.02.2013 N 10 департамент ЖКХ подтвердил потребность в неиспользованном остатке межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение, в очередном финансовом году в сумме 6 500 2246 руб. 06 коп., суды пришли к правильному выводу том, что последующее немотивированное решение департамента ЖКХ 12.08.2013 N169 о неподтверждении потребности бюджета Романовского сельского поселения в неиспользованном остатке межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение, в очередном финансовом году в сумме 6 500 224 руб. 06 коп., противоречит нормам действующего законодательства.
Кроме того, как верно посчитали арбитражные суды, именно на департаменте ЖКХ как на главном администраторе доходов и исполнителе подпрограммы "Энергоресурсосбережение и модернизация объектов коммунальной инфраструктуры Приморского края" на 2010 - 2014 годы, лежит обязанность по принятию решения о наличии потребности в межбюджетных трансфертах. При этом вышеназванными ненормативными актами не предусмотрено, что отсутствие согласования с департаментом финансов не является основанием для принятия решения об отсутствии потребности поселения в неиспользованном остатке целевого межбюджетного трансферта.
Доказательств наличия иных оснований в принятии соответствующего решения департаментом ЖХК в нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу о том, что оспариваемые решения департамента ЖКХ о неподтверждении потребности бюджета Романовского сельского поселения в неиспользованном остатке межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение, и отказе в предоставлении администрации спорной суммы, противоречат действующему законодательству и нарушают права и экономические интересы муниципального образования.
В качестве меры по восстановлению нарушенного права заявителя, суды правомерно обязали департамент ЖКХ перечислить остаток межбюджетного тансферта, имеющего целевое назначение, в сумме 6 500 224 руб. 06 коп. в бюджет Романовского сельского поселения Шкотовского района Приморского края.
Доводы заявителя жалобы о причинах неосвоения администрацией перечисленных ей в качестве субсидии бюджетных средств, а также об отсутствии вины департамента ЖХК в позднем перечислении денежных средств являлись предметом рассмотрения апелляционного суда и получили надлежащую правовую оценку. Оснований для их иной оценки у суда кассационной инстанции в силу положений главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Ссылка заявителя жалобы на необходимость участия в деле департамента финансов в качестве соответчика подлежит отклонению судебной коллегией, поскольку предметом настоящего спора являются решения департамента ЖКХ, принятые в соответствии с предоставленными ему полномочиями, при этом департамент финансов привлечен к участию в деле в качестве третьего лица.
Иных доводов, имеющих существенное значение для рассмотрения настоящего дела и влияющих на правильность выводов арбитражных судов, в кассационной жалобе департаментом ЖКХ не приведено.
Учитывая, что дело рассмотрено судами полно и всесторонне, выводы судов основаны на имеющихся в деле доказательствах и соответствуют фактическим обстоятельствам дела, неправильного применения норм процессуального права не допущено, принятые по делу судебные акты подлежат оставлению без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Приморского края от 11.03.2014, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2014 по делу N А51-36528/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
С.Ю. Лесненко |
Судьи |
С.Н. Новикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.