г. Хабаровск |
|
14 ноября 2014 г. |
Дело N А37-2055/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 ноября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 ноября 2014 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: Е.О. Никитина
Судей: Я.В. Кондратьевой, М.М. Саранцевой
при участии:
представители участвующих в деле лиц не явились
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу ликвидационной комиссии Ордена Трудового Красного Знамени совхоза "Сеймчан" на решение от 28.02.2014, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 10.07.2014 по делу N А37-2055/2013 Арбитражного суда Магаданской области
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья В.В. Липин, в апелляционном суде судьи: Е.Г. Харьковская, И.И. Балинская, Т.Д. Пескова
По заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Магаданской области
к председателю ликвидационной комиссии Ордена Трудового Красного Знамени совхоза "Сеймчан", ликвидационной комиссии Ордена Трудового Красного Знамени совхоза "Сеймчан"
о признании неправомерным бездействия ликвидационной комиссии, ее председателя и обязании ликвидационной комиссии, ее председателя осуществить процедуру ликвидации юридического лица
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 1 по Магаданской области (далее - Межрайонная ИФНС России N 1 по Магаданской области, Инспекция; ОГРН: 1044900038160, ИНН: 4900009740, место нахождения: 685000, Магаданская область, г. Магадан, ул. Пролетарская, 39), обратилась в Арбитражный суд Магаданской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к председателю ликвидационной комиссии Ордена Трудового Красного Знамени совхоза "Сеймчан" (далее - ОТКЗ совхоз "Сеймчан"; ОГРН: 1024900966089, ИНН: 4904001580, место нахождения: Магаданская область, г. Магадан, Марчеканский пер., д.21) о признании неправомерным бездействия ликвидационной комиссии, ее председателя, выразившиеся в неосуществлении процедуры ликвидации юридического лица, и обязании ликвидационной комиссии, ее председателя осуществить процедуру ликвидации данного юридического лица.
Судом к участию в деле, в качестве второго ответчика привлечена ликвидационная комиссия ОТКЗ совхоза "Сеймчан".
Решением суда от 28.02.2014 заявленные требования удовлетворены частично, суд признал неправомерным бездействие ликвидационной комиссии ОТКЗ совхоза "Сеймчан", выразившиеся в неосуществлении процедуры добровольной ликвидации юридического лица. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 10.07.2014 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с мотивировочными частями принятых по делу судебных актов, ликвидационная комиссия ОТКЗ совхоза "Сеймчан" обратилась с кассационной жалобой, в которой просит их изменить: исключить из мотивировочной части решения и постановления выводы о наличии задолженности ОТКЗ совхоза "Сеймчан" подлежащей включению в третью очередь реестра кредиторов - требования Межрайонной ИФНС России N 1 по Магаданской области по состоянию на 09.01.2007 в сумме 46 937 686,87 руб., в том числе: недоимка - 14 089 359,19 руб., пеня - 32 572 815,35 руб., штраф - 275 512,33 руб., а именно абзац седьмой страницы 11 решения и абзац первый страницы 6 постановления.
В обоснование кассационной жалобы ее заявитель указывает на то, что требования о включении задолженности в размере 46 937 686,87 руб. налоговый орган к ОТКЗ совхозу "Сеймчан" не предъявлял, в судебном порядке данный вопрос не разрешался. Документы, подтверждающие направление в адрес ликвидационной комиссии письма от 26.03.2007 N ТА11/921 о включении требований в реестр требований кредиторов должника отсутствуют. По мнению заявителя жалобы, суд фактически своим решением определил в реестре кредиторов совхоза задолженность перед налоговым органом в размере 46 937 686,87 руб., однако данный вопрос был разрешен без учета соблюдения процедуры предъявления требований кредиторов, установление факта задолженности на основании первичной бухгалтерской документации. Полагает, что вывод апелляционного суда о том, что по состоянию на 01.09.2013 задолженность по обязательным платежам должника составляет 56 000 000 руб., не находит своего подтверждения материалами дела, налоговым органом данное требование также не заявлялось для включения в реестр требований кредиторов.
Межрайонная ИФНС России N 1 по Магаданской области в отзыве на кассационную жалобу не согласилась с доводами в ней изложенными, сославшись на то, что представленная в материалы дела копия промежуточного ликвидационного баланса не содержит отметки о его получении (направлении) регистрирующим органом, в данном балансе не отражены сведения о включении в третью очередь реестра требований кредиторов ОТКЗ совхоза "Сеймчан" требований Инспекции, заявленных письмом от 26.03.2007 N ТА11/921.
В соответствии со статьей 163 АПК РФ в судебном заседании объявлялся перерыв до 10 час. 40 мин. 14.11.2014, информация о котором размещена на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет.
Кассационная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 АПК РФ без участия представителей сторон, извещенных надлежащим образом о месте и времени судебного заседания. Инспекция в отзыве на кассационную жалобу просила рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.
Изучив материалы дела с учетом доводов кассационной жалобы и отзыва на нее, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ в обжалуемой части законность решения от 28.02.2014 и постановления от 10.07.2014, Арбитражный суд Дальневосточного округа считает их подлежащими изменению.
Как установлено арбитражными судами из материалов дела, ОТКЗ совхоз "Сеймчан" 20.12.1994 зарегистрирован Администрацией Среднеканского района Магаданской области, регистрационный номер 326. 10.12.2002 Межрайонной ИФНС России N 1 по Магаданской области в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о регистрации юридического лица до 01.07.2002.
09.01.2007 состоялось собрание трудового коллектива ОТКЗ совхоза "Сеймчан", на котором были приняты решения: ликвидировать ОТКЗ совхоз "Сеймчан"; назначить ликвидационную комиссию для проведения ликвидационных мероприятий в составе - Мажарина С.И. (председатель), Бондаренко С.В. (заместитель председателя), Богдановой Н.Д., Пронькина В.В., Якубова А.С., Дутова А.И.; ликвидационной комиссии поручено письменно сообщить в уполномоченный государственный орган для внесения сведений в Единый государственный реестр юридических лиц (налоговый орган) о том, что предприятие находится в стадии ликвидации, поместить в средствах массовой информации сведения о порядке и сроках заявления требований кредиторов, установить срок ликвидации до 31.12.2007; в порядке и сроки, предусмотренные статьей 180 Трудового кодекса предупредить работников о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией; принять меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, письменно уведомить кредиторов о ликвидации предприятия.
Данные решения собрания трудового коллектива ОТКЗ совхоза "Сеймчан" были оформлены протоколом от 09.01.2007 N 3.
17.01.2007 в адрес Межрайонной ИФНС России N 1 по Магаданской области от председателя ликвидационной комиссии ОТКЗ совхоза "Сеймчан" Мажарина С.И. поступило письмо от 12.01.2007 N 8, к которому были приложены следующие документы: уведомление о принятии решения о ликвидации юридического лица; уведомление о формировании ликвидационной комиссии; сведения о руководителе ликвидационной комиссии; протокол от 09.01.2007 N 3 собрания трудового коллектива; список N 1 работников, присутствующих на собрании; список N 2 работников, проголосовавших за ликвидацию ОТКЗ совхоза "Сеймчан".
25.01.2007 Межрайонной ИФНС России N 1 по Магаданской области в Единый государственный реестр юридических лиц в отношении ОТКЗ совхоза "Сеймчан" была внесена запись о формировании ликвидационной комиссии юридического лица, назначении ликвидатора.
30.01.2007 ликвидационной комиссией ОТКЗ совхоза "Сеймчан" в журнале "Вестник государственной регистрации" от 24.01.2007 N 3 размещено сообщение о начале процедуры ликвидации совхоза, порядке и сроке предъявления требований кредиторов в течение 2-х месяцев с момента опубликования.
Опубликование указанного сообщения о ликвидации ОТКЗ совхоза "Сеймчан", послужило основанием для судебного пристава-исполнителя окончить исполнительное производство по постановлениям налогового органа о взыскании задолженности по налогам и сборам, пеням и штрафам за счет имущества должника, и направить ликвидатору исполнительные документы.
24.01.2008 в адрес Межрайонной ИФНС России N 1 по Магаданской области поступило письмо И.о директора ОТКЗ совхоза "Сеймчан" от 18.01.2008 с приложением выписки из протокола от 16.01.2008 N 6 общего собрания трудового коллектива, на котором были приняты решения: о продлении добровольной ликвидации ОТКЗ совхоза "Сеймчан" на 1 год до 01.01.2009; о необходимости принятия мер по взысканию дебиторской задолженности; о проведении инвентаризации и оценки имущества предприятия в срок до 01.07.2008.
15.01.2009 и 30.12.2009 в адрес Межрайонной ИФНС России N 1 по Магаданской области поступили письма председателя ликвидационной комиссии Мажарина С.И. с приложенными протоколами общих собраний трудового коллектива ОТКЗ совхоза "Сеймчан" от 09.01.2009 N 7 и от 29.12.2009, согласно которым добровольная ликвидация предприятия была продлена до 01.01.2010 и до 31.12.2011.
В связи с тем, что более каких-либо документов, информации о продлении сроков ликвидации, либо заявления о завершении ликвидации ОТКЗ совхоза "Сеймчан" в Инспекцию не поступало, промежуточный ликвидационный баланс, из которого кредиторы могли бы определить состав имущества, перечень предъявленных к должнику требований и результаты их рассмотрения ликвидатор не составил и не представил Межрайонной ИФНС России N 1 по Магаданской области, последняя обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно статье 61 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.
Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии законом. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде (пункты 3 и 4 статьи 62 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 62 ГК РФ учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом в уполномоченный государственный орган для внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации.
В силу пункта 1 статьи 63 ГК РФ ликвидационная комиссия опубликовывает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридического лица, сообщение о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента опубликования сообщения о ликвидации. Ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации юридического лица
Пунктом 2 статьи 63 ГК РФ предусмотрено, что после окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне требований, предъявленных кредиторами, результат их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица.
На основании пункта 3 статьи 20 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, уведомляют регистрирующий орган о формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора, а также о составлении промежуточного ликвидационного баланса.
Исходя из положений статьи 63 ГК РФ, выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной статьей 64 настоящего Кодекса, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом со дня его утверждения.
После завершения расчетов с кредиторами, ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица.
Судом первой инстанции установлено, что протоколами общего собрания трудового коллектива ОТКЗ совхоза "Сеймчан" от 31.12.2011 N 6 и от 30.12.2013 N 7 процедура ликвидации ОТКЗ совхоза "Сеймчан" продлена до 31.12.2013 и до 31.12.2016 соответственно, однако данные протоколы представлены в Межрайонную ИФНС России N 1 по Магаданской области лишь 31.12.2013, то есть после подачи в суд настоящего заявления. Представленная в материалы дела копия промежуточного ликвидационного баланса ОТКЗ совхоза "Сеймчан" на 01.04.2007, также не содержит отметки о его получении (направлении) регистрирующим органом, согласно пояснениям председателя ликвидационной комиссии, копия баланса и копия реестра требований кредиторов были направлены в адрес Инспекции лишь 24.02.2014.
Проанализировав представленный промежуточный ликвидационный баланс, суд первой инстанции, сделал вывод о том, что он утвержден решением учредителей (участников) юридического лица (или органом, принявшим решение о ликвидации юридического лица) от 30.03.2007, однако данное решение в материалы дела не представлено, кроме того, промежуточный ликвидационный баланс в нарушение пункта 2 статьи 63 ГК РФ не содержит перечень предъявленных кредиторами требований, а также сведений о результатах их рассмотрения, следовательно, он не отражает действительное имущественное положение ликвидируемого юридического лица.
Таким образом, приняв во внимание то обстоятельство, что представленный в материалы дела промежуточный ликвидационный баланс не соответствует требованиям статьи 63 ГК РФ и не свидетельствует о принятии ликвидационной комиссией своевременных, необходимых и исчерпывающих мер по добровольной ликвидации ОТКЗ совхоза "Сеймчан", которая на протяжении длительного периода времени так и не приступила к расчетам с кредиторами и более того, спустя более чем шесть лет, не решила вопрос о достаточности или недостаточности имущества ликвидируемого должника, суд первой инстанции частично удовлетворил заявленные требования Межрайонной ИФНС России N 1 по Магаданской области, признав неправомерным бездействия ликвидационной комиссии ОТКЗ совхоза "Сеймчан" выразившиеся в неосуществлении процедуры добровольной ликвидации юридического лица.
Кассационная жалоба доводов, выражающих несогласие с выводами суда в данной части, не содержит.
При этом об осведомленности ликвидационной комиссии о наличие у ОТКЗ совхоза "Сеймчан" задолженности перед налоговым органом, свидетельствуют представленные в материалы дела протоколы ликвидационной комиссии от 17.08.2007 и от 15.01.2008, в которых отражен факт предъявления Межрайонной ИФНС России N 1 по Магаданской области заявления в арбитражный суд о признании должника несостоятельным (банкротом) и содержится ссылка на долг перед областной налоговой инспекцией в размере 6 900 000 руб.
В тоже время, по общему правилу, установленному пунктом 2 части 4 статьи 170 АПК РФ, в мотивировочной части решения должны быть указаны доказательства, на которых основаны выводы суда об обстоятельствах дела и доводы в пользу принятого решения; мотивы, по которым суд отверг те или иные доказательства, принял или отклонил приведенные в обоснование своих требований и возражений доводы лиц, участвующих в деле.
Так суд первой инстанции в мотивировочной части решения указал: "Представленная в материалы дела копия реестра требований кредиторов по состоянию на 01.04.2007 не содержит сведений о включении в третью очередь реестра требований кредиторов ОТКЗ совхоза "Сеймчан" заявленных письмом от 26.03.2007 N ТА11/921 требований Межрайонной ИФНС России N 1 по Магаданской области об уплате задолженности по состоянию на 09.01.2007 в сумме 46 937 686,87 руб., в том числе недоимка 14 089 359,19 руб., пени 32 572 815,35 руб., штраф 275 512,33 руб. (т.4 л.д.3-8)".
Апелляционный суд согласился с данным выводом суда первой инстанции, дополнительно указав на то, что задолженность по обязательным платежам должника на текущую дату составляет 56 000 000 руб.
Однако вывод судов о наличии заявленных требований Межрайонной ИФНС России N 1 по Магаданской области об уплате задолженности по состоянию на 09.01.2007 в сумме 46 937 686,87 руб., не подтвержден какими-либо доказательствами по делу.
Обстоятельства заявления Инспекцией указанной задолженности ликвидационной комиссии ОТКЗ совхоза "Сеймчан", ее размер, основания и период возникновения, при рассмотрении настоящих требований не исследовались и не устанавливались.
Ссылка суда на письмо от 26.03.2007 N ТА11/921 (указанное письмо датировано 26.03.2006), как на доказательство заявления требований Межрайонной ИФНС России N 1 по Магаданской области об уплате задолженности, является необоснованной, поскольку данное письмо не содержит отметок о его получении (вручении) адресату - председателю ликвидационной комиссии ОТКЗ совхоза "Сеймчан" Мажарину С.И. Также не представлено документов (почтовых квитанций, уведомлений о вручении) подтверждающих направление указанного письма в адрес председателя ликвидационной комиссии, и его получения последним (либо неполучения при надлежащем извещении).
Кроме того, рассмотрение вопросов о размере требований кредитора, их обоснованности и наличие либо отсутствие оснований для их включения в промежуточный ликвидационный баланс ликвидируемого юридического лица, может являться предметом отдельного судебного разбирательства, в котором стороны имеют возможность представить соответствующие доказательства в обоснование своих требований и возражений. Предметом же настоящего заявления является признание неправомерным бездействия ликвидационной комиссии и ее председателя.
Также не подтвержден надлежащими доказательствами, и вывод суда апелляционной инстанции о наличии задолженности по обязательным платежам должника на текущую дату в размере 56 000 000 руб.
С учетом изложенного, окружной суд считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций о наличии заявленного требования Межрайонной ИФНС России N 1 по Магаданской области об уплате задолженности по состоянию на 09.01.2007 в сумме 46 937 686,87 руб., в том числе недоимки - 14 089 359,19 руб., пени - 32 572 815,35 руб., штрафа - 275 512,33 руб. и задолженности по обязательным платежам должника на текущую дату в размере 56 000 000 руб. являются необоснованными, в связи с чем подлежат исключению из мотивировочных частей решения и постановления.
Поскольку указанные выводы судов не повлияли на решение и апелляционное постановление о признании неправомерным бездействия ликвидационной комиссии ОТКЗ совхоза "Сеймчан", выразившиеся в неосуществлении процедуры добровольной ликвидации юридического лица, резолютивные части судебных актов подлежат оставлению без изменения.
Судебные расходы ликвидационной комиссии ОТКЗ совхоза "Сеймчан" по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы, в силу статей 101, частей 1, 5 статьи 110 АПК РФ подлежат возмещению за счет Межрайонной ИФНС России N 1 по Магаданской области. При этом суд кассационной инстанции исходит из того, что размер государственной пошлины, за подачу настоящей жалобы, с учетом подпункта 3 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации и разъяснений, изложенных в пункте 34 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах", составляет 1 000 руб.
Вопрос о возврате из федерального бюджета государственной пошлины, излишне уплаченной по чеку-ордеру от 20.10.2014 операция 224, в настоящее время решен быть не может, ввиду отсутствия оригинала документа, подтверждающего ее уплату.
Руководствуясь статьями 110, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
кассационную жалобу ликвидационной комиссии Ордена Трудового Красного Знамени совхоза "Сеймчан" удовлетворить.
Исключить из мотивировочных частей решения от 28.02.2014, постановления Шестого арбитражного апелляционного суда от 10.07.2014 по делу N А37-2055/2013 Арбитражного суда Магаданской области следующие выводы:
- "представленная в материалы дела копия реестра требований кредиторов по состоянию на 01.04.2007 не содержит сведений о включении в третью очередь реестра требований кредиторов ОТКЗ совхоза "Сеймчан" заявленных письмом от 26.03.2007 N ТА11/921 требований Межрайонной ИФНС России N 1 по Магаданской области об уплате задолженности по состоянию на 09.01.2007 в сумме 46 937 686,87 руб., в том числе недоимка 14 089 359,19 руб., пени 32 572 815,35 руб., штраф 275 512,33 руб. (т.4 л.д.3-8);
- задолженность по обязательным платежам должника на текущую дату составляет 56 000 000 руб.".
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Магаданской области в пользу Ордена Трудового Красного Знамени совхоза "Сеймчан" судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы в размере 1 000 руб.
Арбитражному суду Магаданской области выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Е.О. Никитин |
Судьи |
Я.В. Кондратьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.