г. Хабаровск |
|
17 ноября 2014 г. |
Дело N А51-2518/2014 |
Резолютивная часть постановления от 10 ноября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 ноября 2014 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего: Лесненко С.Ю.
Судей: Новиковой С.Н., Цирулик О.В.
при участии
без явки представителей лиц, участвующих в деле
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ТЕРРА" на решение от 19.05.2014, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 08.08.2014 по делу N А51-2518/2014 Арбитражного суда Приморского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Самофал Д.А., в апелляционном суде судьи: Анисимова Н.Н., Гончарова А.В., Номоконова Е.Н.
По заявлению общества с ограниченной ответственностью "ТЕРРА"
к Управлению градостроительства и архитектуры администрации г.Владивостока
об оспаривании решения
Общество с ограниченной ответственностью "ТЕРРА" (ОГРН 1122543022359, место нахождения: 690039, Приморский край, г.Владивосток, ул.Русская, 17; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным решения Управления градостроительства и архитектуры администрации г.Владивостока (ОГРН 1092536003812, место нахождения: 690000, Приморский край, г.Владивосток, Партизанский проспект, 20; далее - управление) от 25.10.2013 N 28012/20у об отказе в обеспечении выбора земельного участка для размещения двухэтажных гаражей, расположенного в районе ул.Залесная в г.Владивостоке, и о возложении на управление обязанности обеспечить выбор испрашиваемого земельного участка.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 19.05.2014 (с учетом определения об исправлении опечатки от 20.05.2014), оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 08.08.2014, обществу в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе общество выражает несогласие с принятыми по делу судебными актами, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, в связи с чем предлагает названные решение и постановление отменить, заявленные требования удовлетворить. В обоснование жалобы заявитель указывает на отсутствие у органа местного самоуправления оснований по отказу в обеспечении выбора земельного участка ввиду предоставления обществом всех необходимых документов.
Управление в отзыве на кассационную жалобу изложенные в ней доводы отклонило, полагая оспариваемые по делу судебные акты законными и обоснованными.
Участвующие в деле лица, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе с учетом размещения соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, однако явку своих представителей в суд не обеспечили.
Проверив в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, Арбитражный суд Дальневосточного округа не усматривает правовых оснований для их отмены.
Как установлено арбитражными судами и следует из материалов дела, 25.09.2013 общество обратилось в Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края с заявлением о предоставлении в аренду на три года земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта - двухэтажных гаражей, ориентировочной площадью 5 000 кв.м, расположенного по адресу: г.Владивосток, в районе ул.Залесная, 32.
01.10.2013 заявление общества и пакет приложенных к нему документов были направлены департаментом в уполномоченный орган для рассмотрения вопроса о выдаче акта о выборе испрашиваемого земельного участка и утверждения схемы его расположения на кадастровом плане (карте) соответствующей территории.
По результатам рассмотрения документов управление письмом от 25.10.2013 N 28012/20у уведомило общество об отказе в выдаче акта о выборе земельного участка с приложением утвержденной схемы его расположения на кадастровом плане (карте) соответствующей территории, поскольку в представленном пакете документов отсутствуют документы, необходимые для работы с обращением.
Не согласившись с указанным отказом, посчитав его незаконным и нарушающим права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в силу статей 29, 30 Земельного кодекса Российской Федерации осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, обладающих правом распоряжения землей, с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты (пункт 1 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации).
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статье 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (пункт 2 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации).
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора (пункт 5 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации).
На территории г.Владивостока органом местного самоуправления полномочиями, в том числе по утверждению акта о выборе земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории, наделено Управление градостроительства и архитектуры администрации г.Владивостока на основании Положения об Управлении градостроительства и архитектуры администрации г.Владивостока, утвержденного решением Думы г.Владивостока от 03.04.2009 N 259.
Порядок утверждения акта выбора земельного участка урегулирован регламентом предоставления администрацией г.Владивостока услуги "Выдача актов о выборе земельного участка для строительства с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории" утвержденным постановлением администрации г.Владивостока от 30.12.2010 N 1608 (далее - Регламент N 1608), пункт 2.6 которого содержит перечень возможных для получения услуги документов, который включает в себя, помимо прочих документов: кадастровый план территории, выполненный на картографической основе; топографическую съемку в масштабе М 1:500, выполненную лицензированной организацией, имеющую срок изготовления не более одного года, с нанесенными уполномоченным органом градостроительными ограничениями (оригинал) либо сведения из ИСОГД; схему расположения участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории выполненную на бумажном носителе (4 экз.) и на электронном носителе (1 экз.) в местной системе координат, содержащего контуры и сведения об ограничениях.
Перечень оснований по отказу в предоставлении муниципальной услуги определен в пункте 2.8 Регламента N 1608, в соответствии с которым одним из таких оснований является несоответствие поданного заявления требованиям действующего законодательства.
Из материалов дела следует, что общество реализовало право, предоставленное ему статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации, и обратилось в департамент с заявлением о предоставлении в аренду сроком на три года земельного участка для строительства двухэтажных гаражей с предварительным согласованием места размещения объекта, расположенного по адресу: г.Владивосток, в районе ул.Залесная.
В свою очередь, департамент, действуя в соответствии со статьей 31 Кодекса, направил заявление общества в уполномоченный орган для работы по обеспечению выбора испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане (карте) территории, который в решении от 25.10.2013 N 28012/20у отказал в выборе участка, указав на отсутствие в представленном пакете документов, необходимых для работы с обращением общества.
Оценив оспариваемый отказ в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в совокупности с иными имеющимися в деле доказательствами, суды обеих инстанций пришли к выводу о том, что таковой не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы ООО "ТЕРРА".
Как установлено судами, обращаясь в департамент с заявлением о предоставлении земельного участка в порядке статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации, общество приложило к заявлению помимо иных документов обзорную схему, анализ которой в ходе рассмотрения дела показал, что она фактически является нечитаемой; предполагаемое место размещения земельного участка для строительства объекта - двухэтажные гаражи четко не определено, а адресный ориентир - ул.Залесная, на схеме не обозначен.
Учитывая, что в силу норм статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации и Регламента N 1608 на стадии выбора земельного участка выяснение вопросов о возможности использования земельного участка по целевому назначению и о существующих ограничениях, наложениях на испрашиваемом участке является обязательным, тогда как в данном случае из представленных обществом органу местного самоуправления документов такие обстоятельства установить не представляется возможным, суды обеих инстанций правомерно признали оспариваемый отказ управления от 25.10.2013 обоснованным.
Указанное исключило применение арбитражными судами в настоящем деле положений пункта 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в части мер по восстановлению нарушенного права общества.
В этой связи, утверждения заявителя в кассационной жалобе об обратном со ссылкой на положения статей 28, 29, 31 Земельного кодекса Российской Федерации подлежат отклонению как несостоятельные.
Довод общества в кассационной жалобе о несоответствии оспариваемого отказа пункту 2.8 Регламента N 1608, предусматривающего основания для отказа в предоставлении муниципальной услуги, заявлялся в апелляционном суде, был им оценен и не принят во внимание.
Как верно отмечено судом апелляционной инстанции, согласно пункту 2.6 Регламента N 1608 в заявлении о предоставлении соответствующей услуги должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико - экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Аналогичные требования предусмотрены статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
Учитывая, что обществом названные требования земельного законодательства, а также Регламента N 1608 не были выполнены, а предполагаемое место расположения земельного участка применительно к ул.Залесная в г.Владивостоке фактически не определено, указанный довод общества был обоснованно отклонен судом апелляционной инстанции как не противоречащий основаниям отказа, закрепленным в пункте 2.8 Регламента N 1608 (несоответствие заявления требованиям действующего законодательства).
Следует отметить, что доводы ООО "ТЕРРА" в кассационной жалобе фактически не опровергают выводы арбитражных судов, основанные на исследованных доказательствах и установленных по делу обстоятельствах, направлены на их переоценку и не свидетельствуют о нарушении норм права, которые могли бы являться основанием для отмены принятых по настоящему делу судебных актов в порядке кассационного производства, в силу чего судом округа отклоняются в соответствии с правилами статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, в том числе предусмотренных частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судами также не допущено.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Приморского края от 19.05.2014, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 08.08.2014 по делу N А51-2518/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
С.Ю. Лесненко |
Судьи |
С.Н. Новикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.