г. Хабаровск |
|
17 декабря 2014 г. |
А04-3082/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 декабря 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 декабря 2014 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи И.С. Панченко
Судей: В.М. Голикова, О.Н. Трофимовой
при участии:
от Министерства финансов Амурской области - представитель не явился;
от Государственного учреждения - Амурское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации - Верещагина Е.В., представитель по доверенности от 18.12.2013 N 01-17/04/9866;
рассмотрев в проведенном с использованием систем видеоконференц-связи судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - Амурское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации
на решение от 10.07.2014, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 17.09.2014
по делу N А04-3082/2014 Арбитражного суда Амурской области
дело рассматривали: в арбитражном суде первой инстанции судья Д.А. Аныш; в апелляционном суде судьи Е.Г. Харьковская, Е.В. Вертопрахова, Е.А. Швец
по заявлению Министерства финансов Амурской области (ОГРН 1072801008928, ИНН 2801123618, место нахождения: 675000, Амурская область, г. Благовещенск, ул. Ленина, 135)
к Государственному учреждению - Амурское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (ОГРН 1022800519829, ИНН 2801008012, место нахождения: 675000, Амурская область, г.Благовещенск, ул. Горького, 15)
о признании недействительным решения
Министерство финансов Амурской области (далее - минфин, страхователь) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением к Государственному учреждению - Амурское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - отделение ФСС РФ) о признании незаконным решения от 29.04.2014 N 34 с/в о привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Решением арбитражного суда от 10.07.2014, оставленным без изменения постановлением арбитражного апелляционного суда от 17.09.2014 требования минфина удовлетворены в полном объеме, оспариваемое решение отделения ФСС РФ признано незаконным как несоответствующее Федеральному закону от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ).
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, отделение ФФС РФ обратилось с кассационной жалобой, в которой указывает на допущенные судами нарушения норм материального права, поэтому просит решение, постановление отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Доводы жалобы поддержаны представителем отделения ФСС РФ в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Минфин отзыв на кассационную жалобу не представил; извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, участия в судебном заседании не принимал.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и заслушав пояснения представителя отделения ФСС РФ, проверив в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения арбитражным судом обеих инстанций норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как видно из установленных арбитражным судом по материалам дела обстоятельств, в период с 14.03.2014 по 28.03.2014 отделением ФСС РФ проведена выездная документальная проверка страхователя по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в результате которой выявлено необоснованное занижение в нарушение статей 7, 8 Закона N 212-ФЗ базы для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на 138 259,89 руб. (средний заработок, выплаченный за дополнительные выходные дни, предоставленные по уходу за детьми-инвалидами)
Результаты проверки зафиксированы в акте от 04.04.2014 N 58 с/в, по рассмотрению которого отделением ФСС РФ в отношении минфина 29.04.2014 вынесено решение N 34с/в о привлечении страхователя к ответственности по части 1 статьи 47 Закона N212-ФЗ в виде штрафа в размере 801,90 руб. за неуплату или неполную уплату сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов. Плательщику страховых взносов предложено также перечислить выявленную недоимку в сумме 4 009,54 руб. и пени 77,22 руб.
Полагая, что указанное решение не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы, минфин обратился в арбитражный суд, который на основании полного и всестороннего исследования имеющихся доказательств установил фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, и правомерно признал оспариваемое решение фонда недействительным. Выводы суда первой инстанции поддержаны апелляционным судом.
Удовлетворяя заявленные требования, суды правомерно руководствовались положениями Закона N 212-ФЗ, которым регулируются отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
В силу подпункта "а" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются организации, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Частью 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ установлено, что объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, по договорам авторского заказа, в пользу авторов произведений по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ). Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В силу части 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 названного Федерального закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 данного Закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 Закона N 212-ФЗ.
Пунктом 1 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ определено, что не подлежат обложению страховыми взносами, в частности, государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию.
Как отмечено выше, основанием для доначисления страхователю недоимки по страховым взносам, соответствующих штрафов, в том числе, явился вывод отделения ФСС РФ о неправомерном невключении минфином в базу для исчисления страховых взносов сумм выплат за дополнительные выходные дни, предоставляемые работнику для ухода за ребенком-инвалидом.
При исследовании имеющихся в материалах дела доказательств по правилам статьи 71 АПК РФ судами первой и апелляционной инстанций установлено, что спорные выплаты производились предприятием на основании статьи 262 Трудового кодекса Российской Федерации, в силу которой оплата каждого дополнительного выходного дня для ухода за детьми-инвалидами производится в размере среднего заработка в порядке, установленном федеральными законами.
В соответствии с пунктом 8 постановления Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101 "О Фонде социального страхования Российской Федерации" оплата дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства до достижения им возраста 18 лет производится за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.
Исследовав и оценив назначение спорных выплат, суды обеих инстанций правомерно пришли к выводу о том, что спорные выплаты носят характер государственной поддержки, поскольку направлены на компенсацию потерь заработка гражданам, имеющим детей-инвалидов и обязанным осуществлять за ними должный уход, не являются стимулирующей выплатой, вознаграждением, элементами оплаты труда, и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.
Данный вывод суда согласуется правовой позицией изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.06.2010 N 1798/10.
При таких обстоятельствах следует признать, что суды правомерно удовлетворили заявленные минфином требования о признании недействительным оспариваемого решения отделения ФСС РФ в части доначисления страховых взносов и штрафов на суммы выплат за дополнительные выходные дни, предоставленные работнику для ухода за ребенком-инвалидом.
Фактические обстоятельства дела судами установлены и исследованы в полном объеме, выводы судов соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела.
Доводы отделения ФСС РФ, изложенные в кассационной жалобе, судом кассационной инстанции во внимание не принимаются, поскольку по существу указанные доводы повторяют позицию заявителя жалобы по делу, не опровергают выводы судов первой и апелляционной инстанций и основаны на неверном толковании положений действующего законодательства.
Исходя из вышеизложенного, решение и постановление отмене не подлежат.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 10.07.2014, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 17.09.2014 по делу N А04-3082/2014 Арбитражного суда Амурской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И.С. Панченко |
Судьи |
В.М. Голиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.