г. Хабаровск |
|
25 декабря 2014 г. |
А51-40075/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 декабря 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 декабря 2014 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего: В.М. Голикова
Судей: И.А. Мильчиной, О.Н. Трофимовой
при участии:
от заявителя: закрытого акционерного общества "Ольгерд" - Павлова М.А., представитель по доверенности от 14.01.2014 N 180/01; Коваль С.В., представитель по доверенности от 09.01.2014 N 172/01; Крупенин А.А., представитель по доверенности от 09.01.2014 N 174/01;
от Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Приморскому краю - Манахов С.В., представитель по доверенности от 01.03.2013 N 231; Хван Т.А., представитель по доверенности от 27.06.2012 N 159;
рассмотрев в проведенном с использованием систем видеоконференц-связи судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Ольгерд"
на решение от 11.04.2014, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2014
по делу N А51-40075/2013 Арбитражного суда Приморского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья А.А. Николаев; в суде апелляционной инстанции судьи: О.Ю. Еремеева, Н.Н. Анисимова, С.В. Гуцалюк
По заявлению закрытого акционерного общества "Ольгерд" (ОГРН 1052504409870, место нахождения: 690078, Приморский край, г.Владивосток, ул.Амурская, 1)
к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Приморскому краю (ОГРН 1032502257050, место нахождения: 690021, Приморский край, г.Владивосток, ул.Алеутская, 42/44, 375)
о признании незаконными действий
Арбитражный суд Приморского края решением от 11.04.2014, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2014, отказал закрытому акционерному обществу "Ольгерд" (далее - общество) в удовлетворении требования о признании незаконными действий Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Приморскому краю (далее - Управление, административный орган) по взвешиванию принадлежащих обществу двух транспортных средств МАЗ 6430А9-1320-010 с государственными регистрационными знаками Х 171 АЕ 125 и Х 172 АЕ 125.
В кассационной жалобе общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, предлагает указанные судебные акты отменить, требование ЗАО "Ольгерд" удовлетворить в полном объёме.
Доводы заявителя жалобы сводятся к тому, что работники Государственной инспекции безопасности дорожного движения (далее - Госавтоинспекция) не вправе осуществлять мероприятия весового контроля, предусмотренные Приказом Министерства транспорта Российской Федерации (далее - Минтранс России) от 27.04.2011 N 125 "Об утверждении порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядка организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств" (далее - Порядок контроля транспортных средств), поскольку полномочия Госавтоинспекции установлены подпунктом 19 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции".
Кроме того, заявитель жалобы полагает, что осуществление весового контроля возможно лишь на стационарных постах органов внутренних дел, поскольку осуществление весового контроля посредством передвижного поста противоречит постановлению Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 N 1079.
Доводы кассационной жалобы поддержаны представителями общества в судебном заседании суд кассационной инстанции.
В соответствии со статьей 146 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) после устранения обстоятельств, вызвавших приостановление производства по кассационной жалобе ЗАО "Ольгерд", производство по данной жалобе возобновлено.
Судебное заседание в соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проведено путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Приморского края.
В отзыве на жалобу и в судебном заседании в лице своих представителей Управление МВД РФ по Приморскому краю предлагает обжалуемые судебные акты оставить без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве и выступлениях представителей участвующих в деле лиц, суд кассационной инстанции находит жалобу не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
Как усматривается из материалов дела, 08.12.2013 в ходе несения патрульно-постовой службы в районе км 726 + 200 м автомобильной дороги Хабаровск - Владивосток (М-60, "Уссури") сотрудниками Госавтоинспекции проведена проверка принадлежащих ЗАО "Ольгерд" двух транспортных средств МАЗ с государственными регистрационными знаками Х 171 АЕ 125 и Х 172 АЕ 125 на предмет соблюдения требований правил дорожного движения.
В ходе проверки административным органом было выявлено, что транспортные средства, принадлежащие обществу, осуществляют перевозку тяжеловесных грузов на основании специального разрешения. По результатам взвешивания общая масса транспортного средства с регистрационным номером Х 171 АЕ 125 составила 60050 кг, нагрузки по осям (6 осей, в том числе полуприцеп) - 6580 кг, 8870 кг, 8850 кг, 13970 кг, 9110 кг и 12670 кг соответственно; общая масса транспортного средства с регистрационным номером Х 172 АЕ 125 составила 61680 кг, нагрузки по осям (6 осей, в том числе полуприцеп) - 6520 кг, 8790 кг, 8720 кг, 13310 кг, 11100 кг и 13240 кг соответственно. Результаты взвешивания зафиксированы в протоколах весового контроля от 08.12.2013.
В связи с превышением массы перевозимого груза и нагрузок по осям параметров, указанных в специальном разрешении, более чем на 5 процентов, транспортные средства общества были задержаны до устранения нарушений, о чем составлены протоколы о задержании транспортных средств от 08.12.2013 005 ПЗ N 0016010 и 005 ПЗ N 0034358.
Кроме того, в отношении водителей транспортных средств составлены протоколы от 08.12.2013 25 ПК N 2191758 и 25 ПК N 2191269 об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 12.21.1 КоАП РФ.
Полагая, что при взвешивании указанных транспортных средств административным органом допущены нарушения порядка осуществления весового контроля, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий по взвешиванию.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон о дорожной деятельности).
Так, по правилам части 1 статьи 31 Закона о дорожной деятельности движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями настоящей статьи.
В силу части 5 данной статьи порядок выдачи специального разрешения, порядок осуществления весового и габаритного контроля, в том числе порядок организации пунктов весового и габаритного контроля, и порядок установления постоянного маршрута транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 395 утверждено Положение о Министерстве транспорта Российской Федерации, согласно которому Минтранс России является федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере автомобильного транспорта, дорожного хозяйства, обеспечения транспортной безопасности, организации дорожного движения в части организационно-правовых мероприятий по управлению движением на автомобильных дорогах.
При этом Минтранс России осуществляет свою деятельность непосредственно или через подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями (п.4 Положения).
На основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации Минтранс России самостоятельно принимает нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности (п.5.2 Положения).
Приказом Минтранса России от 27.04.2011 N 125, зарегистрированным в Минюсте России 01.06.2011 N 20903, утвержден Порядок осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядок организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств (далее - Порядок).
Пунктом 2.12 Порядка установлена последовательность действий сотрудников Государственной инспекцией безопасности дорожного движения МВД России при проведении весового контроля в отношении всех групп перевозчиков в рамках предоставленных полномочий по государственному контролю (надзору) за соблюдением нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения осуществляется с использованием специальных и технических средств для выявления и фиксации нарушений правил дорожного движения:
- остановка транспортных средств и проверка наличия у водителя документов, предусмотренных Правилами дорожного движения Российской Федерации, в целях осуществления весового и габаритного контроля. При этом решение об остановке транспортного средства в целях осуществления весового и (или) габаритного контроля на стационарном контрольном пункте может быть принято на основании предварительных результатов, полученных с использованием автоматизированных систем весового и габаритного контроля транспортных средств в движении;
- взвешивание транспортных средств и измерение их габаритов;
- сравнение весовых и габаритных параметров транспортного средства с весовыми и габаритными параметрами, установленными на территории Российской Федерации или указанными в специальном разрешении, а также установленного в специальном разрешении маршрута движения с фактическим маршрутом следования транспортного средства;
- проверка выполнения особых условий движения, указанных в специальном разрешении, а также срока действия специального разрешения;
- в случае выявления нарушений принятие мер, предусмотренных КоАП РФ.
Пунктом 12 Порядка предусмотрена возможность использования передвижных постов Госавтоинспекции в целях осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств.
При разрешении спора судами установлено, что в рассматриваемом случае порядок проведения весового контроля соблюден административным органом в полном объеме.
Является несостоятельным довод заявителя жалобы о том, что Госавтоинспекция не вправе осуществлять мероприятия весового контроля. Подпунктом "и" пункта 12 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 15.06.1998 N 711, Госавтоинспекции предоставлено право останавливать любые транспортные средства и проверять документы на право пользования и управления ими, страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства, а также документы на транспортное средство и перевозимый груз, вне зависимости от того, осуществляется ли им весовой или иной контроль за соблюдением требований о безопасности дорожного движения.
Также несостоятелен довод заявителя жалобы о том, что осуществление весового контроля возможно лишь на стационарных постах органов внутренних дел. Пунктом 1 Постановление Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 N 1079 установлено, что на федеральных и других автомобильных дорогах создаются только стационарные посты органов внутренних дел, пункты государственного контроля за осуществлением международных автомобильных перевозок и стационарные пункты, на которых производится весовой контроль транспортных средств, осуществляющих грузовые перевозки.
При этом не допускается осуществление контроля транспортных средств на автомобильных дорогах, не предусмотренного федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами, а также проводимого органами и организациями, не указанными в настоящем Постановлении.
Между тем, пунктом 12 Порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядок организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств, утвержденного приказом Минтранса России от 27.04.2011 N 125, принятым во исполнение части 5 статьи 31 Закона о дорожной деятельности, прямо предусмотрена возможность использования передвижных постов в целях осуществления весового контроля транспортных средств.
Поскольку доводы, приведенные обществом в кассационной жалобе, не подтверждают неправильного применения судами норм права, то в силу отсутствия оснований, предусмотренных частями 1 - 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обжалуемые судебные акты отмене не подлежат.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 11.04.2014, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2014 по делу N А51-40075/2013 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
В.М. Голиков |
Судьи |
И.А. Мильчина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.