г. Хабаровск |
|
29 декабря 2014 г. |
А73-3166/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 декабря 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 декабря 2014 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: Филимоновой Е.П.
Судей: Кургузовой Л.К., Ширяева И.В.
при участии:
от заявителя: муниципального унитарного предприятия города Хабаровска "Хабаровское пассажирское автотранспортное предприятие N 1" - Петряшина Е.В., представитель по доверенности от 08.04.2014 N 07/141;
от управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному Федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта - представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия города Хабаровска "Хабаровское пассажирское автотранспортное предприятие N 1"
на решение от 18.06.2014, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 10.09.2014
по делу N А73-3166/2014 Арбитражного суда Хабаровского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Н.Л. Копылова, в суде апелляционной инстанции судьи Е.Г. Харьковская, Е.В. Вертопрахова, Е.А. Швец
по заявлению муниципального унитарного предприятия города Хабаровска "Хабаровское пассажирское автотранспортное предприятие N 1"
к управлению государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному Федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта
о признании незаконным предписания
Муниципальное унитарное предприятие города Хабаровска "Хабаровское пассажирское автотранспортное предприятие N 1" (ОГРН 1022701291766, ИНН 2724018687, место нахождения: 680009, г. Хабаровск, ул. Промышленная, 19, далее - предприятие) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к Федеральной службе по надзору в сфере транспорта - управлению государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (ОГРН 1092721005717, ИНН 2721170387, место нахождения: 680000, г. Хабаровск, ул. Петра Комарова,6, далее - управление, административный орган) о признании недействительным предписания от 28.02.2014 N ТБ-АТ-28/02/2014/153.
Решением суда от 18.06.2014, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 10.09.2014, в удовлетворении заявления отказано, так как суды пришли к выводу о том, что предприятие как субъект транспортной инфраструктуры обязано выполнять установленные законодательством мероприятия по обеспечению транспортной безопасности вне зависимости от наличия утверждённых результатов оценки уязвимости ОТИ и плана обеспечения транспортной безопасности ОТИ.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Дальневосточного округа, поддержанной представителем в судебном заседании, предприятие просит состоявшиеся по делу судебные акты отменить как незаконные и принять по делу новое решение о признании оспариваемого предписания недействительным.
Проверив в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и, исходя из доводов кассационной жалобы, правильность применения судами обеих инстанций норм материального права и соблюдение норм процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, в ходе проведения плановой выездной проверки предприятия управлением выявлены следующие нарушения требований Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (далее - Закон о транспортной безопасности), раздела II приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 08.02.2011 N 42 "Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры (ОТИ) и транспортных средств (ТС) автомобильного транспорта и дорожного хозяйства" (зарегистрирован в Минюсте России 02.03.2011, далее - Приказ Минтранса России N 42):
пункта 5.3 - не назначены на каждом ТС лица, занимающие должность на ТС, ответственные за обеспечение транспортной безопасности ТС предприятия;
пункта 5.6.1 - не разработано положение (устав) подразделений транспортной безопасности ОТИ;
пункта 5.6.6 - Инструкция о пропускном режиме предприятия не соответствует установленным требованиям;
пункта 5.6.7 - не разработан порядок выявления и распознавания на контрольно-пропускных пунктах (постах) или на ТС физических лиц, не имеющих правовых оснований на проход и/или проезд в зону транспортной безопасности или на критические элементы ОТИ или ТС, а также предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения в зону транспортной безопасности и на критические элементы ОТИ или ТС в соответствии с законодательством Российской Федерации;
пункта 5.6.9 - не определен порядок реагирования всех лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности и персонала, непосредственно связанного с обеспечением транспортной безопасности ОТИ и/или ТС, а также подразделений транспортной безопасности не определен порядок реагирования на подготовку к совершению или совершения в отношении ТС актов незаконного вмешательства (АНВ);
пункта 5.6.10 - не разработан порядок информирования компетентного органа в области обеспечения транспортной безопасности и уполномоченных подразделений федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности РФ, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выборке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, а также территориального управления федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере транспорта о непосредственных, прямых угрозах и факта совершения АНВ в деятельность ОТИ и/или ТС;
пункта 5.10 - не проверены сотрудники сил обеспечения транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры, на ОТИ и на каждом ТС, с целью выявления оснований, предусмотренных частью 1 статьи 10 Закона о транспортной безопасности, для прекращения трудовых отношений или отказа в приеме на работу;
пункта 5.12 - не осуществлялась специальная профессиональная подготовка, повышение квалификации, переподготовка сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности в соответствии с программами и документами, определенными законодательством Российской Федерации;
пункта 5.14 - отсутствует информирование в наглядной и доступной форме всех физических лиц, находящихся на ОТИ и ТС, а также юридических лиц, осуществляющих на них какие - либо виды деятельности, о требованиях законодательства о транспортной безопасности и внутренних организационно-распорядительных документов, направленных на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ и ТС, в части их касающейся (с учетом требований пунктов 5.14.1 - 5.14.4);
пункта 5.25.3 - не установлены в целях обеспечения транспортной безопасности конфигурация и границы участков зоны транспортной безопасности ОТИ и/или ТС, допуск физических лиц и перемещение материальных объектов в которые осуществляется по перевозочным документам и/или пропускам установленных видов в соответствии с номенклатурами (перечнями) должностей, и предметы и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения (перевозочный сектор зоны транспортной безопасности);
пункта 5.25.4 - не установлены в целях обеспечения транспортной безопасности конфигурация и границы участков зоны транспортной безопасности ОТИ и/или ТС, доступ в которые ограничен для пассажиров и осуществляется для физических лиц и материальных объектов по пропускам установленных видов в соответствии с номенклатурами (перечнями) должностей, и предметы и вещества, которые запрещены или ограничены для перемещения (технологический сектор зоны транспортной безопасности);
пункта 5.25.5 - не установлены в целях обеспечения транспортной безопасности схема размещения и состав оснащения контрольно-пропускных пунктов (постов) на границах зоны безопасности и/или ее секторов, критических элементов ОТИ и/или ТС;
пункта 5.27 - не организован пропускной и внутриобъектный режим на ОТИ и/или ТС в соответствии с внутренними организационно-распорядительными документами субъекта транспортной инфраструктуры, направленными на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ и/или ТС;
пункта 5.28 - не обеспечено воспрепятствование проникновению любых лиц в зону транспортной безопасности или на критические элементы ОТИ или ТС вне установленных (обозначенных) контрольно-пропускных пунктов (постов);
пункта 5.29 - не обеспечено воспрепятствование преодолению любыми лицами контрольно-пропускных пунктов (постов) без соблюдения условий допуска, наличия и действительности пропусков и иных установленных видов разрешений в зону транспортной безопасности или на критические элементы ОТИ или ТС;
пункта 5.30 - единые виды пропусков в МУП г. Хабаровска "ХПАТП N 1" не соответствуют требованиям, установленным в пунктах 5.30.1 - 5.30.23.
Нарушения зафиксированы в акте проверки от 28.02.2014 N ТБ-АТ-28/02/2014/153.
В целях устранения выявленных нарушений предприятию выдано предписание от 28.02.2014 N ТБ-АТ-28/02/2014/153, в котором изложено требование в срок до 29.05.2014 устранить выявленные нарушения и представить в управление документы, подтверждающие их устранение (пункт 1); до устранения выявленных нарушений принять все меры к обеспечению защищенности объектов и ТС от АНВ (пункт 2).
Отказывая в удовлетворении заявления о признании предписания недействительным, судебные инстанции исходили из нарушения предприятием требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения транспортной безопасности. Выводы судов являются правильными.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о транспортной безопасности целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.
В соответствии с положениями части 1 статьи 4 Закона о транспортной безопасности обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры (юридические и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств или использующие их на ином законном основании (статья 1 этого Закона), если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
При разрешении спора судебными инстанциями установлено и подтверждается материалами дела, что предприятие является субъектом транспортной инфраструктуры, осуществляющим регулярные перевозки пассажиров автомобильным транспортом в городе Хабаровске. Кроме этого предприятие осуществляет деятельность по оказанию услуг по перевозке грузов, транспортно-экспедиционных услуг и другие виды деятельности. В эксплуатации предприятия находится 281 автобус для перевозки пассажиров, грузовой тягач седельный, бензовоз, полуприцеп-цистерна для перевозки опасных грузов, а также соответствующая инфраструктура (производственная база по ул. Промышленная, 19 и автоколонна "Южная"), а именно: административные здания, гаражи, ремонтные мастерские, механизированная мойка, склад, закрытая стоянка для автобусов, кузовной цех, трансформаторные подстанции.
Статьей 8 Закона о транспортной безопасности установлено, что требования по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности, предусмотренные статьей 7 настоящего Федерального закона, для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Указанные требования являются обязательными для исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры.
Таким федеральным органом исполнительной власти в соответствии с Положением о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 395, является Министерство транспорта Российской Федерации (далее - Минтранс России).
Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 08.02.2011 N 42 утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств автомобильного транспорта и дорожного хозяйства.
Как следует из материалов дела, предприятию вменяется неисполнение требований в области обеспечения транспортной безопасности, на необходимость устранения которых указано в оспариваемом предписании.
Проанализировав пункты 5.3, 5.6.1, 5.6.6, 5.6.7, 5.6.9, 5.6.10, 5.10, 5.12, 5.14, 5.25.3, 5.25.4, 5.25.5, 5.27, 5.28, 5.29, 5.30.(1-5.30.23) Приказа Минтранса России N 42 и, исходя из установленных по делу обстоятельств, арбитражный суд первой и апелляционной инстанций подтвердили законность оспариваемого предписания, сделав правильный вывод о том, что на предприятии как на собственнике объектов транспортной инфраструктуры лежит обязанность по обеспечению транспортной безопасности.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не влияют на неправильность выводов судов, поскольку в соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ основанием для признания ненормативного акта недействительным является несоответствие его закону либо иному нормативному акту и нарушение законных прав и интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; в рамках спора о признании недействительным предписания уполномоченного органа вопросы вины предприятия судом не исследуются.
Поскольку арбитражный суд первой инстанции и апелляционный суд правильно применили нормы материального права, выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, нормы процессуального права, в том числе часть 4 статьи 288 АВПК РФ, не нарушены, основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Учитывая, что государственная пошлина за рассмотрение кассационной жалобы в соответствии с подпунктами 3, 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации составляет 1 000 руб., а предприятием при подаче кассационной жалобы уплачено 2 000 руб., госпошлина в сумме 1 000 руб. подлежит возврату заявителю на основании статьи 333.40 НК РФ и статьи 104 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 104, 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 18.06.2014, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 10.09.2014 по делу N А73-3166/2014 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить муниципальному унитарному предприятию города Хабаровска "Хабаровское пассажирское автотранспортное предприятие N 1" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1 000 руб., излишне уплаченную при подаче кассационной жалобы по платежному поручению от 14.10.2014 N 2975.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.П. Филимонова |
Судьи |
Л.К. Кургузова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.