г. Хабаровск |
|
11 февраля 2015 г. |
Дело N А73-6164/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 февраля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 февраля 2015 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего: Брагиной Т.Г.
Судей: Панченко И.С., Трофимовой О.Н.
при участии
от заявителей: индивидуального предпринимателя Канищева Олега Юрьевича - представитель не явился, Департамента муниципальной собственности Администрации города Хабаровска - Каун Олеся Александровна по дов. N 13110/02-12 от 26.12.2014;
от ответчика: Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю - Шафигулина Марина Гумаровна по дов.N 7/14470 от 08.12.2014;
от третьего лица: открытого акционерного общества "СпецАВТОцентр Хабаровск-ВАЗ" - представитель не явился;
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Департамента муниципальной собственности Администрации города Хабаровска на решение от 11.08.2014, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 06.11.2014 по делу N А73-6164/2014 Арбитражного суда Хабаровского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Д.В.Леонов; в апелляционной инстанции судьи Е.И. Сапрыкина, Е.В. Вертопрахова, Е.В. Швец
по заявлению индивидуального предпринимателя Канищева Олега Юрьевича, Департамента муниципальной собственности Администрации города Хабаровска
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю
третье лицо: открытое акционерное общество "СпецАВТОцентр Хабаровск-ВАЗ"
о признании недействительным решения
По окончании объявленного в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) перерыва судебное заседание продолжено.
Индивидуальный предприниматель Канищев Олег Юрьевич (ОГРНИП 305272434200024; далее - ИП Канищев О.Ю.) и Департамент муниципальной собственности администрации города Хабаровска (далее - департамент) обратились в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (далее - антимонопольный орган) от 21.04.2014 N 44 по делу N 8-01/53 о нарушении антимонопольного законодательства.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечено открытое акционерное общество "Спецавтоцентр Хабаровск - ВАЗ".
Решением арбитражного суда от 11.08.2014, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 06.11.2014 в удовлетворении требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Дальневосточного округа, Департамент муниципальной собственности администрации города Хабаровска просит судебные акты отменить и принять новый судебный акт о признании недействительным решения антимонопольного органа.
Заявленные требования мотивированы ссылками на отсутствие нарушений антимонопольного законодательства и поддержаны представителем департамента в суде кассационной инстанции.
Антимонопольный орган в отзыве на кассационную жалобу и его представитель в суде кассационной инстанции доводы заявителя отклонила, указывая на их несостоятельность, просила оставить обжалуемые судебные акты без изменения как законные и обоснованные.
Ознакомившись с письменными доказательствами, обсудив обстоятельства дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, заслушав пояснения представителей департамента и антимонопольного органа, суд кассационной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для её удовлетворения.
Законность, обоснованность судебного акта проверены по основаниям и в порядке, предусмотренном статьями 273, 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в газете "Хабаровские вести" от 13.09.2013 N 139 (2746) департаментом опубликовано извещение о проведении открытого конкурса на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на имуществе города Хабаровска и земельных участках, в том числе и по лоту N 16 с местом расположения рекламной конструкции на ул.Индустриальная, 26-В.
Поскольку на участие в торгах по данному лоту подана только одна заявка от ИП Канищева О.Ю., то торги признаны несостоявшимися (протокол от 09.10.2013 N С23-13.01/12-08).
По результатам торгов с ИП Канищевым О.Ю. заключен договор от 05.11.2013 N 26908 на установку и эксплуатацию рекламной конструкции 18,0 кв.м с местом размещения по улице Индустриальной, 26-В в городе Хабаровске.
Вместе с тем, на основании жалобы ОАО "СпецАВТОцентр-Хабаровск-ВАЗ" антимонопольным органом возбуждено дело N 8-01/53 по признакам нарушения департаментом части 2 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), по результатам рассмотрения управлением принято решение от 21.04.2014 N 44, в соответствии с которым действия Департамента муниципальной собственности администрации города Хабаровска признаны нарушением части 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Не согласившись с решением антимонопольного органа и полагая его не соответствующим закону, предприниматель и департамент обратились с настоящим заявлением в арбитражный суд, который отказал в удовлетворении заявленных требований.
Между тем судом ошибочно не учтено следующее.
Статьёй 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" установлены антимонопольные требования к торгам.
Частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что при проведении торгов, запроса котировок цен на товары запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе: координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников; создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом; нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений; участие организаторов торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиков и (или) работников организаторов или работников заказчиков в торгах, запросе котировок, запросе предложений.
В силу части 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции наряду с установленными частью 1 статьи 17 запретами при проведении торгов, если организаторами или заказчиками торгов являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, а также при проведении торгов на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах.
В соответствии с положениями Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" владение, использование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности, в том числе и выдача разрешений на установку рекламных конструкций, относятся к вопросам местного значения.
Порядок заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, закреплен в части 5.1 статьи 19 Федерального закона "О рекламе".
В соответствии с названной нормой заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основе торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых органами государственной власти, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В период возникновения спорных отношений, порядок организации и проведения торгов на заключение договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на имуществе города Хабаровска и земельных участках, условия участия в них, порядок определения победителей и заключения с ними соответствующего договора в городском округе "Город Хабаровск" регулировался Положением о порядке проведения торгов на заключение договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на имуществе города Хабаровска и земельных участках", утверждённым постановлением мэра города Хабаровска от 24.07.2008 N 2137.
В соответствии с названным Положением, открытые торги на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций проводятся с целью эффективного использования муниципальной собственности, оптимизации установки и эксплуатации рекламных конструкций, повышения уровня дизайнерских конструктивных решений, развития визуальной информации и внешнего облика города Хабаровска, пополнения городского бюджета.
Таким образом, торги на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций проводятся органами местного самоуправления не в качестве муниципальных заказчиков, по результатам торгов не предполагается удовлетворение интересов муниципальных образований в получении товаров, работ, услуг и выделение бюджетных средств на их приобретение.
Следовательно, к названным торгам не применяются положения Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" в связи с чем квалификация действий, допущенных Департаментом при формировании лота N16 по части 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции устанавливающей запрет на ограничение доступа к участию в торгах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, не верна.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 104, 110, 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 11.08.2014, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 06.11.2014 по делу А73-6164/2014 Арбитражного суда Хабаровского края отменить, кассационную жалобу - удовлетворить.
Признать недействительным решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 21.04.2014 N 44 по делу N 8-01/53 о нарушении антимонопольного законодательства.
Взыскать с Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю в пользу индивидуального предпринимателя Канищева Олега Юрьевича расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением дела в суде первой инстанции в сумме 100 рублей.
Исполнительный лист выдать Арбитражному суду Хабаровского края.
Возвратить индивидуальному предпринимателю Канищеву Олегу Юрьевичу из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 100 рублей, как излишне уплаченную за подачу заявления.
Выдать справку на возврат госпошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Т.Г. Брагина |
Судьи |
И.С. Панченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с названным Положением, открытые торги на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций проводятся с целью эффективного использования муниципальной собственности, оптимизации установки и эксплуатации рекламных конструкций, повышения уровня дизайнерских конструктивных решений, развития визуальной информации и внешнего облика города Хабаровска, пополнения городского бюджета.
Таким образом, торги на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций проводятся органами местного самоуправления не в качестве муниципальных заказчиков, по результатам торгов не предполагается удовлетворение интересов муниципальных образований в получении товаров, работ, услуг и выделение бюджетных средств на их приобретение.
Следовательно, к названным торгам не применяются положения Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" в связи с чем квалификация действий, допущенных Департаментом при формировании лота N16 по части 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции устанавливающей запрет на ограничение доступа к участию в торгах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, не верна.
...
решение от 11.08.2014, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 06.11.2014 по делу А73-6164/2014 Арбитражного суда Хабаровского края отменить, кассационную жалобу - удовлетворить."
Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 11 февраля 2015 г. N Ф03-6362/14 по делу N А73-6164/2014