г. Хабаровск |
|
25 февраля 2015 г. |
Дело N А59-3715/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 февраля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 февраля 2015 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: Гребенщикова С.И.
Судей: Цирулик О.В., Новиковой С.Н.
при участии
от участвующих в деле лиц представители не явились
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Сахалино-Курильского территориального управления Федерального агентства по рыболовству на решение от 15.10.2014, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2014 по делу N А59-3715/2014 Арбитражного суда Сахалинской области
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Дудина С.Ф., в апелляционном суде судьи: Култышев С.Б., Синицына С.М., Скрипка Н.А.
По иску Сахалино-Курильского территориального управления Федерального агентства по рыболовству
к обществу с ограниченной ответственностью "Росрыбфлот"
о досрочном расторжении договоров о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов
Сахалино-Курильское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству (ОГРН 1076501002005, место нахождения: 693000, Сахалинская область, г. Южно-Сахалинск, ул. Емельянова, 43а; далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Росрыбфлот" (ОГРН 1116501002530, ИНН 6501237700, адрес (место нахождения): 693013, Сахалинская область, г. Южно-Сахалинск, ул. Есенина, 12-13; далее - ООО "Росрыбфлот", общество) о досрочном расторжении договоров от 09.12.2013 N ФАР-РЭ-13/0730, N ФАР-РЭ-13/0731, N ФАР-РЭ-13/0732 о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов.
Иск обоснован тем, что в нарушение условий указанных сделок общество (с учетом деятельности его правопредшественников) в течение двух лет подряд (2011-2012 годы), несмотря на предупреждения Управления, осуществляло добычу (вылов) водных биологических ресурсов в объеме менее 50 процентов выделенных квот, что в силу пункта 2 статьи 450 ГК РФ, части 2 статьи 13, части 1 статьи 33.5 Федерального закона от 20.12.2004 N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" (далее - Закон о рыболовстве) является основанием для досрочного расторжения таких договоров.
Решением суда от 15.10.2014, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2014, в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе Управление просит названные решение, постановление отменить и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобы заявитель ссылается на неправильное применение судами норм материального права, в том числе статей 13, 33.5 Закона о рыболовстве. Указывает на несоответствие выводов арбитражных судов фактическим обстоятельствам дела. Считает, что неисполнение ответчиком условий спорных договоров и освоение квот в объемах менее 50% в течение двух лет подряд является безусловным основанием для их расторжения. Ссылается на злоупотребление со стороны ответчика своими правами, выразившееся в систематическом нарушении условий заключенных договоров о добыче (вылове) водных биологических ресурсов. Оспаривает правомерность выводов арбитражных судов о формальном характере направленных в адрес ответчика предупреждений о необходимости надлежащего исполнения условий спорных сделок.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "Росрыбфлот" опровергло приведенные в ней доводы и просило оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Лица, участвующие в настоящем деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства в суде кассационной инстанции, явку своих представителей в заседание суда не обеспечили.
Проверив в порядке и пределах статей 284, 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов с учетом доводов кассационной жалобы и отзыва на нее, Арбитражный суд Дальневосточного округа не усматривает оснований для их отмены.
Как установлено судами и следует из материалов дела, между Управлением и ООО "Подолье" (пользователь) заключен ряд договоров о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов: от 07.12.2008 N 65/ДДЭ/00562 (объект - камбала, Петропавловско-Командорская подзона - 0,866%); от 01.07.2010 N ФАР-РЭ-957 (объект - камбала, Петропавловвско-Командорская подзона - 0,019%); от 01.07.2010 N ФАР-РЭ-971 (объект - камбала, Петропавловско-Командорская подзона - 0,619%), согласно которым пользователь приобрел право на добычу (вылов) водных биологических ресурсов в соответствии с долей квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов для осуществления промышленного рыболовства.
Впоследствии ООО "Подолье" реорганизовано в форме выделения из него ООО "Салют", которое также позднее реорганизовано в форме присоединения к ООО "Росрыбфлот", с которым Федеральное агентство по рыболовству 09.12.2013 перезаключило ранее заключенные с его правопредшественниками договоры о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов на следующие договоры: N ФАР-РЭ-13/0730, N ФАР-РЭ-13/0731, N ФАР-РЭ-13/0732 (спорные договоры по настоящему делу) в отношении тех же объектов промысла, что ранее были указаны в договорах от 07.12.2008 N 65/ДДЭ/00562, от 01.07.2010 N ФАР-РЭ-957, от 01.07.2010 N ФАР-РЭ-971 и на аналогичных с ними условиях.
Срок действия спорных договоров составил с даты их подписания до 08.12.2018 (согласно пункту 5 договоров).
По условиям спорных договоров Управление обязалось контролировать освоение квот, а общество - осуществлять добычу (вылов) водных биологических ресурсов в пределах тех объемов, сроков, районов и в отношении тех видов водных биологических ресурсов, которые указаны в разрешении на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункты 3, 4 договоров).
Подпунктом "б" пункта 9 спорных договоров предусмотрено условие о расторжении сделки до окончания срока ее действия в случае, если добыча (вылов) водных биологических ресурсов, отнесенных к объектам рыболовства, осуществляется в течение двух лет подряд в объеме менее 50 процентов промышленных квот.
Как усматривается из материалов дела, освоение пользователем (с учетом деятельности его правопредшественников) квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов составило: в 2011 году 0 тонн при выделенной квоте 12,130 тонн по каждому из договоров; в 2012 году 0 тонн при выделенной квоте 13,372 тонн по каждому из договоров; в 2013 году 3,963 тонн при выделенной квоте 3,980 тонн по каждому из договоров (99,60%).
Письмами от 08.04.2014 N 05-14/1110, N 05-14/1109, N 05-14/1108 Управление проинформировало ООО "Росрыбфлот" о том, что освоение квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов с учетом деятельности его правопредшественников по спорным договорам от 09.12.2013 N ФАР-РЭ-13/0730, N ФАР-РЭ-13/0731, N ФАР-РЭ-13/0732 осуществлялось в течение 2011 и 2012 годов в объемах менее 50%, в связи с чем Управление предупредило ответчика о необходимости исполнения условий договора.
Далее Управление направило в адрес ответчика предложения от 30.04.2014 N 05-14/1401, N 05-14/1412, N 05-14/1404 о расторжении спорных договоров в связи с освоением квот добычи водных биологических ресурсов в течение двух лет подряд (2011-2012 годы) в объеме менее 50%, предложив в течение 10 календарных дней с момента получения указанных писем подписать соглашение о расторжении договоров от 09.12.2013 N ФАР-РЭ-13/0730, N ФАР-РЭ-13/0731, N ФАР-РЭ-13/0732.
Неисполнение ответчиком требований указанных претензионных писем в добровольном порядке послужило основанием для обращения Управления в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии со статьями 450 и 451 ГК РФ изменение и расторжение договора возможно по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами и договором. Договор может быть изменен или расторгнут по решению суда по требованию одной из сторон при существенном его нарушении другой стороной и в иных случаях, предусмотренных ГК РФ, другими законами или договором, либо в связи с существенным изменением обстоятельств.
Согласно части 1 статьи 33.5 Закона о рыболовстве договор пользования водными биоресурсами может быть досрочно расторгнут по требованию одной из сторон в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Законом.
Орган государственной власти, заключивший соответствующий договор, вправе требовать его досрочного расторжения после направления другой стороне в письменной форме предупреждения о необходимости исполнения его условий (часть 4 статьи 33.5 Закона о рыболовстве).
В силу пункта 2 части 2 статьи 13 Закона о рыболовстве право на добычу (вылов) водных биоресурсов прекращается органом государственной власти, осуществляющим свои полномочия в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов, в случае, если добыча (вылов) водных биоресурсов осуществляется пользователем в течение двух лет подряд в объеме менее 50 процентов промышленных квот и прибрежных квот.
Исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, арбитражные суды пришли к обоснованному выводу, с которым соглашается окружной суд, об отсутствии в данном случае оснований для расторжения спорных сделок о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов.
Как верно отметили суды, положения статьи 33.5 Закона о рыболовстве о предупреждении органом власти лица, с которым заключен договор на освоение квот, о необходимости исполнения его условий подразумевают предоставление такому лицу реальной возможности должным образом исполнить эту обязанность и устранить допущенные нарушения.
В настоящем случае уведомления истца от 08.04.2014 N 05-14/1110, N 05-14/1109, N 05-14/1108 о необходимости исполнения условий заключенных с ним договоров направлены ответчику в связи с освоением в 2011-2012 годах водных биологических ресурсов в объеме менее 50 процентов от выделенных квот.
Однако, несмотря на указанные обстоятельства, Управление впоследствии продолжило выдавать разрешения на добычу (вылов) водных биологических ресурсов по спорным договорам, а ответчик (с учетом его правопредшественников), в 2013 году освоил квоты в объеме 99,60%, и после заключения спорных договоров начиная с 2014 года предпринял необходимые меры и надлежащим образом исполнял свои обязательства, освоив выделенные ему квоты по указанным договорам в объемах более 50%, в частности осуществив вылов по состоянию на 01.08.2014 - 12,999 тонн при выделенной квоте 17,206 тонн, что составило 75,55% от всего объема выделенных квот на 2014 год по договорам от 09.12.2013 N ФАР-РЭ-13/0730, N ФАР-РЭ-13/0731, N ФАР-РЭ-13/0732.
Учитывая изложенные обстоятельства, а также принимая во внимание факт принятия ответчиком необходимых мер для освоения предоставленных ему квот после истечения спорного периода, что свидетельствует о фактическом устранении ранее допущенных нарушений, суды обеих инстанций пришли к правильному выводу об отсутствии в таком случае правовых оснований для расторжения спорных договоров от 09.12.2013 N ФАР-РЭ-13/0730, N ФАР-РЭ-13/0731, N ФАР-РЭ-13/0732.
Поскольку ответчик устранил допущенные ранее нарушения своих обязательств по названным договорам, а также учитывая, что расторжение договора, влекущее такие серьезные последствия для сторон, как прекращение правоотношений, является крайней мерой, применяемой к недобросовестному контрагенту в случае, когда все другие средства воздействия исчерпаны, а сохранение договорных отношений становится нецелесообразным и невыгодным для другой стороны, суды правомерно посчитали избранную истцом меру ответственности (расторжение договоров) несоразмерной степени существенности допущенных обществом нарушений и балансу интересов сторон.
Доказательства того, что в данном случае указываемые уполномоченным органом нарушения в виде неосвоения пользователем в 2011-2012 годах выделенных квот повлекли существенный ущерб, в результате чего истец в значительной степени лишился того, на что был вправе рассчитывать при заключении с ответчиком спорных договоров, в материалах дела не имеется.
В связи с изложенным сохранение правоотношений Управления и общества по договорам N ФАР-РЭ-13/0730, N ФАР-РЭ-13/0731, N ФАР-РЭ-13/0732 не противоречит закону.
Довод заявителя жалобы о том, что освоение пользователем квот в объеме менее 50 процентов в течение двух лет подряд является безусловным основанием для расторжения спорных сделок, отклоняется судом кассационной инстанции, как основанный на неправильном толковании норм материального права. Кроме того, указанный довод являлся предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и получил надлежащую правовую оценку в обжалуемых судебных актах.
Ссылка Управления на факт злоупотребления со стороны общества (с учетом деятельности его правопредшественников) своими правами, выразившийся в систематическом, грубом нарушении условий заключенных с ним договоров о добыче (вылове) водных биологических ресурсов, также не принимается судом округа, как не нашедшая своего подтверждения в материалах настоящего дела и противоречащая обстоятельствам, установленным арбитражными судами в процессе его рассмотрения.
Нарушений арбитражными судами норм процессуального права, в том числе влекущих безусловную отмену оспариваемых судебных актов (часть 4 статьи 288 АПК РФ), судебной коллегией не установлено.
С учетом изложенного оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 15.10.2014, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2014 по делу N А59-3715/2014 Арбитражного суда Сахалинской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.И. Гребенщиков |
Судьи |
О.В. Цирулик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.