г. Хабаровск |
|
20 марта 2015 г. |
Дело N А51-18008/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 марта 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 марта 2015 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: Гребенщикова С.И.
Судей: Цирулик О.В., Новиковой С.Н.
при участии
от участвующих в деле лиц представители не явились
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Вирченко Ларисы Валентиновны на решение от 04.09.2014, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 10.11.2014 по делу N А51-18008/2014 Арбитражного суда Приморского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Голуб Е.И., в апелляционном суде судьи Гончарова А.В., Анисимова Н.Н., Номоконова Е.Н.
По заявлению индивидуального предпринимателя Вирченко Ларисы Валентиновны
к Управлению градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока
третье лицо: Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края
о признании незаконным решения, изложенного в письме от 26.03.2014 N 5248/20у
Индивидуальный предприниматель Вирченко Лариса Валентиновна (ОГРНИП 309253721000034, ИНН 253700224104; далее - ИП Вирченко Л.В., предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным решения Управления градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока (ОГРН 1092536003812, ИНН 2536216076; место нахождения: 690091, г. Владивосток, проспект Океанский, 20; далее - Управление), изложенного в письме от 26.03.2014 N 5248/20у, и о понуждении ответчика в течение месячного срока утвердить и выдать заявителю схему расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте территории площадью по 3 кв.м каждый, расположенных в г. Владивостоке по адресам: ул. Адмирала Фокина, 1в; ул. Адмирала Фокина, 23; ул. Батарейная, 2; ул. Батарейная, 5; ул. Луговая, 85а - для целей, не связанных со строительством (размещение лотков "Мороженое, напитки").
Требования заявлены на основании статьи 34 Земельного кодекса РФ и обусловлены отсутствием предусмотренных законом оснований для отказа в утверждении схем расположения спорных земельных участков.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края (далее - Департамент).
Решением суда от 04.09.2014, оставленным постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 10.11.2014 без изменения, в удовлетворении заявленных предпринимателем требований отказано.
В кассационной жалобе ИП Вирченко Л.В. выражает несогласие с принятыми судебными актами, указывает на неправильное применение судами норм материального права, в связи с чем просит названные решение и постановление апелляционного суда отменить, дело направить на новое рассмотрение. Заявитель жалобы настаивает на возможности размещения нестационарных торговых объектов (лотков) на спорных земельных участках в соответствии с утвержденной Постановлением администрации города Владивостока от 29.03.2013 N 845 схемой их расположения. По мнению предпринимателя, другое ранее изданное Постановление администрации города Владивостока от 09.07.2009 N 777 "О развитии города Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе", которым руководствовались суды при принятии обжалуемых судебных актов, в данном случае не подлежало применению, поскольку данный нормативный правовой акт не регулирует спорные правоотношения. Считает недоказанным факт наложения спорных участков на территорию 100 метровой зоны гостевого маршрута, определенного для целей туристического осмотра города Владивостока.
Управление в отзыве на кассационную жалобу опровергает приведенные в ней доводы предпринимателя и полагает невозможным размещение временных торговых построек (киосков, навесов) на территории гостевого маршрута. В этой связи предлагает оставить обжалуемые судебные акты без изменения как законные и обоснованные.
Департаментом отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В заседании суда 10.03.2015 в порядке статьи 163 АПК РФ объявлялся перерыв до 15 часов 50 минут 17.03.2015, информация о чем публично размещена на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет.
Участвующие в деле лица надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, однако явку своих представителей в заседание суда кассационной инстанции (в том числе после перерыва) не обеспечили, что не препятствует рассмотрению дела в силу части 3 статьи 284 АПК РФ.
Проверив законность обжалуемых судебных актов с учетом доводов кассационной жалобы и поступивших возражений на нее, Арбитражный суд Дальневосточного округа не выявил предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для их отмены.
Как установлено арбитражными судами и подтверждается материалами дела, первоначально ИП Вирченко Л.В. обратилась в Департамент с заявлением от 31.07.2013 по вопросу о заключении договоров аренды земельных участков площадью 3 кв.м под размещение торговых точек "Мороженное, напитки" (тип объекта - лоток) согласно схеме размещения нестационарных торговых объектов, утвержденной Постановлением администрации города Владивостока от 29.03.2013 N 845 по следующим адресам: ул. Адмирала Фокина, 1в; ул. Адмирала Фокина, 23; ул. Батарейная, 2; ул. Батарейная, 5; ул. Луговая, 85а.
Рассмотрев данное обращение, Департамент в своем ответе от 29.08.2013 N 20/03/02-13/21668 сообщил предпринимателю, что решение о предоставлении земельных участков может быть принято только после предоставления кадастровых паспортов.
Принимая во внимание полученный ответ, предприниматель 20.02.2014 направил в Департамент повторное заявление, в котором на основании статьи 34 Земельного кодекса РФ просил переадресовать ранее полученное обращение в уполномоченный орган местного самоуправления для утверждения схем расположения испрашиваемых земельных участков на кадастровом плане (карте) по указанным адресам.
После получения из Департамента представленных предпринимателем документов Управление в своем ответе от 26.03.2014 N 5248/20у указало на отсутствие возможности выдачи заявителю схем расположения земельных участков, поскольку они расположены в границах гостевого маршрута, установленного в соответствии с Постановлением Главы города Владивостока от 09.07.2009 N 777.
Полагая, что такой отказ Управления является неправомерным и нарушает права предпринимателя, последний обратился в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Проверив законность оспариваемого решения ответчика, арбитражные суды обеих инстанций пришли к выводу о том, что Управление, действуя в рамках установленной статьей 34 Земельного кодекса РФ процедуры, правомерно отказало в утверждении схем расположения спорных земельных участков, поскольку эти участки действительно находятся на территории с особым режимом использования, а именно в границах гостевого маршрута, определенного для целей туристического осмотра города Владивостока.
В силу пункта 1 статьи 34 Земельного кодекса РФ на органы государственной власти и органы местного самоуправления возложена обязанность обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
Для достижения этих целей уполномоченные органы обязаны в числе прочего принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений.
При этом, как указано судами, ограничения по использованию такой территории, прилегающей к гостевому маршруту, установлены Постановлением Главы города Владивостока от 09.07.2009 N 777 (в редакции Постановления от 27.12.2012 N 4527), положения которого прямо предусматривают запрет на размещение временных построек, киосков, навесов и других подобных построек на протяжении всего гостевого маршрута в целях туристического осмотра города Владивостока, приема делегаций, посещающих город Владивосток с официальными визитами на земельных участках, попадающих полностью либо частью на территорию в границах 100 метров по обе стороны от центральной оси автомобильных дорог, входящих в гостевой маршрут.
С учетом указанных обстоятельств, арбитражные суды признали требования предпринимателя не подлежащими удовлетворению.
Принимая во внимание конкретные обстоятельства настоящего спора, суд кассационной инстанции также полагает, что правовые основания для признания незаконным оспариваемого отказа Управления отсутствуют, однако мотивы для такого вывода должны быть иными.
Так, действующая в период обращения предпринимателя в Департамент и на момент рассмотрения Управлением представленных документов статья 34 Земельного кодекса РФ определяла общий порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, не учитывая при этом предполагаемый вид осуществляемой деятельности на таких участках.
Вместе с тем, отношения, возникающие между органами государственной власти, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами в связи с организацией и осуществлением торговой деятельности, а также отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами при осуществлении ими торговой деятельности, урегулированы нормами Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон о торговой деятельности).
Пунктом 6 статьи 2 названного Закона дано понятие нестационарного торгового объекта, под которым следует понимать торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.
Особенности размещения нестационарных торговых объектов предусмотрены статьей 10 Закона о торговой деятельности, в пункте 1 которой указано, что размещение таких объектов в частности на земельных участках, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Во исполнение пункта 2 той же статьи Закона Постановлением Правительства РФ от 29.09.2010 N 772 утверждены Правила включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов.
Аналогичный по содержанию Порядок разработки и утверждения органами местного самоуправления Приморского края схем размещения нестационарных торговых объектов утвержден Приказом Департамента лицензирования и торговли Приморского края от 09.09.2011 N 32.
Согласно пункту 2.2 указанного Порядка схема разрабатывается в целом для городского округа и муниципального района (с учетом поселений, входящих в состав муниципального района) и утверждается органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Приморского края, определенных уставами муниципальных образований, в том числе с учетом: результатов инвентаризации существующих нестационарных торговых объектов и мест их размещения, которая включает в себя инвентаризацию фактически существующих нестационарных торговых объектов на местности, фактически существующих мест размещения объектов передвижной торговли; необходимости включения нестационарных торговых объектов строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы; заявлений юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, имеющих намерения разместить нестационарные торговые объекты на территории муниципального образования; требований градостроительного, земельного, экологического законодательства, законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения и пожарной безопасности.
Разработка схемы основывается на следующих принципах: размещение нестационарных торговых объектов вне тротуаров, газонов, цветников, объектов озеленения, детских и спортивных площадок, арок зданий, остановочных пунктов общественного транспорта; соблюдение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки (пункты 2.3.1, 2.3.4 Порядка).
Пунктами 3.7 и 3.9 Порядка также предусмотрено, что утверждение схемы, равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция и эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы. В схему включаются размещенные нестационарные торговые объекты и нестационарные торговые объекты, планируемые к размещению.
По инициативе юридических лиц или индивидуальных предпринимателей возможно внесение изменений в схему, которое осуществляется уполномоченным органом местного самоуправления не более двух раз в год (пункты 4.1, 4.2 Порядка).
Как установлено арбитражными судами при рассмотрении настоящего спора и не опровергнуто Управлением, на момент первоначального обращения предпринимателя о предоставлении ему спорных земельных участков действовало Постановление администрации города Владивостока от 29.03.2013 N 845 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Владивостокского городского округа". Доказательств отмены данного нормативного правового акта или признания его недействительным в установленном законом порядке в материалах дела не имеется.
Все испрашиваемые предпринимателем для размещения нестационарных торговых объектов (лотков "Мороженое, напитки") земельные участки включены в утвержденную схему (пункты 10, 11, 35, 36, 62, 71, 190 приложения к Указанному Постановлению от 29.03.2013 N 845).
Вместе с тем период действия разрешения на размещение нестационарных торговых объектов по спорным адресам определен органом местного самоуправления с 10.04.2013 по 31.12.2013.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции считает ошибочными вывод арбитражных судов и мотивы Управления, изложенные в оспариваемом отказе от 26.03.2014 N 5248/20у, о невозможности размещения нестационарных торговых объектов (лотков) на испрашиваемых предпринимателем участках лишь по причине их нахождения в границах гостевого маршрута.
Напротив, такая возможность была прямо предусмотрена Постановлением администрации города Владивостока от 29.03.2013 N 845, изданным в соответствии с нормами Закона о торговой деятельности и положениями Приказа Департамента лицензирования и торговли Приморского края от 09.09.2011 N 32. При этом на момент издания данного Постановления N 845 также действовало Постановление Главы города Владивостока от 09.07.2009 N 777 (в редакции Постановления от 27.12.2012 N 4527), устанавливающее ограничения по использованию прилегающей к гостевому маршруту территории, однако это не воспрепятствовало включению спорных земельных участков в схему размещения нестационарных торговых объектов в городе Владивостоке.
Несмотря на это, оснований считать оспариваемый отказ Управления от 26.03.2014 N 5248/20у незаконным, не имеется. В данном случае, утверждение схемы расположения спорных земельных участков в порядке статьи 34 Земельного кодекса РФ не требовалось, поскольку размещение нестационарных торговых объектов должно осуществляться с учетом особенностей Закона о торговой деятельности на основании утвержденной органом местного самоуправления соответствующей схемы.
Такой вывод также подтверждается и содержанием действующей с 01.03.2015 новой редакции Земельного кодекса РФ (подпункт 6 пункта 1 статьи 39.33 и пункт 1 статьи 39.36).
Следовательно, вне зависимости от мотивов оспариваемого отказа Управления, требования предпринимателя удовлетворению не подлежали, поскольку такой отказ по существу права и законные интересы предпринимателя не нарушил.
Предприниматель не лишен возможности в установленном законом порядке обратиться в уполномоченный орган по вопросу о предоставлении ему в пользование спорных земельных участков, необходимых для размещения нестационарных торговых объектов.
При наличии доказательств фактического правомерного использования этих участков в аналогичных целях до утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Владивостокского городского округа (то есть до 29.03.2013) предприниматель также вправе инициировать внесение изменений в утвержденную схему, в том числе по сроку действия разрешения на размещение таких объектов с учетом пунктов 2.2, 3.7, 3.9, 4.2 Порядка.
Поскольку в данном случае выводы судов, изложенные в мотивировочных частях обжалуемых судебных актов, не повлекли принятия неправильного решения по делу, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для их отмены с учетом приведенных в настоящем постановлении обоснований.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 04.09.2014, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 10.11.2014 по делу N А51-18008/2014 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.И. Гребенщиков |
Судьи |
О.В. Цирулик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.