г. Хабаровск |
|
24 марта 2015 г. |
Дело N А73-7404/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 марта 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 марта 2015 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: Трофимовой О.Н.
Судей: Голикова В.М., Брагиной Т.Г.
при участии:
от заявителя: ОАО "Славянка" в лице филиала "Комсомольский" - представитель не явился;
от администрации Комсомольского муниципального района Хабаровского края - представитель не явился;
от третьего лица: Российской Федерации в лице Министерства обороны РФ - Солдатенко Д.А., представитель по доверенности от 22.01.2015 N 212/1/43;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу администрации Комсомольского муниципального района Хабаровского края на решение от 17.09.2014, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 01.12.2014 по делу N А73-7404/2014 Арбитражного суда Хабаровского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Чакова Т.И., в апелляционном суде судьи: Швец Е.А., Вертопрахова Е.В., Пескова Т.Д.
по заявлению открытого акционерного общества "Славянка" в лице филиала "Комсомольский"
к администрации Комсомольского муниципального района Хабаровского края
3-е лицо: Российская Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации
о признании незаконным бездействия
Открытое акционерного общество "Славянка" в лице филиала "Комсомольский" (ОГРН 1097746264219, место нахождения филиала: 681000, Хабаровский край, г.Комсомольск-на-Амуре, ул.Севастопольская, 55, далее - общество, ОАО "Славянка") обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным бездействия администрации Комсомольского муниципального района Хабаровского края (ОГРН 1022700758156, место нахождения: 681070, Хабаровский край, Комсомольский район, село Пивань, далее - администрация), выразившегося в непринятии решения об утверждении размера платы за содержание и ремонт общего имущества для нанимателей по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного жилищного фонда, принадлежащего Министерству обороны Российской Федерации, находящегося на межселенной территории Комсомольского муниципального района в п.Гайтер-1 (Пивань-1) (для в/ч 20117), г.Комсомольск-на-Амуре-31 (для в/ч 52015), сельском поселении "Село Хурба" (военный городок 23); об обязании администрации установить размер платы за содержание и ремонт общего имущества для нанимателей по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного жилищного фонда.
К участию в деле, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Российская Федерация в лице Министерства обороны Российской Федерации (место нахождения: 119160, Г.Москва, ул.Знаменка,19, далее - Минобороны РФ).
Решением суда от 17.09.2014, с учетом определения от 29.09.2014 об исправлении опечатки, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 01.12.2014, заявленные требования общества удовлетворены в полном объеме.
Законность принятых судебных актов проверяется по кассационной жалобе администрации, которая просит их отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Заявитель жалобы, ссылаясь на статьи 46, 156, 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), указывает на то, что, поскольку собственником спорного специализированного жилищного фонда является Минобороны РФ, с которым у общества заключен договор управления специализированным жилищным фондом военных городков N 1-УЖФ от 02.08.2010, то есть собственник выбрал способ управления данным жилищным фондом, следовательно, установление размера платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме является обязанностью единоличного собственника всех жилых помещений указанного жилищного фонда.
Также, по мнению заявителя жалобы, обществом пропущен трехмесячный срок, установленный частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) на обращение в суд, поскольку ему стало известно о нарушении его прав и законных интересов с апреля 2013 года, а именно: с даты первого ответа администрации от 05.04.2013 на аналогичное обращение общества об утверждении тарифа, на которое дан ответ об отсутствии у администрации соответствующих полномочий.
Кроме того, заявитель жалобы обращает внимание на оставление без оценки апелляционного суда его довода о том, что установление администрацией Комсомольского муниципального района Хабаровского края размера платы за содержание и ремонт жилищного фонда, находящегося на территории сельского поселения "Село Хурба" - военный городок 23, является вмешательством в компетенцию и вторжением в самостоятельность органов местного самоуправления данного муниципального образования.
Администрация и общество явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, хотя надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения жалобы.
Минобороны РФ в отзыве на жалобу и его представитель в судебном заседании с изложенными в ней доводами не согласились, предлагают жалобу оставить без удовлетворения, принятые судебные акты - без изменения как законные и обоснованные.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, выслушав мнение представителя Минобороны РФ, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как усматривается из материалов дела, 05.03.2014 общество обратилось в администрацию с просьбой установить тарифы на содержание и текущий ремонт жилых помещений государственного жилищного фонда Минобороны РФ, находящегося на межселенной территории Комсомольского муниципального района - в п. Гайтер-1 (Пивань-1), г.Комсомольск-на-Амуре - 31, сельском поселении "Село Хурба".
09.04.2014 администрацией дан ответ об отсутствии у последней полномочий по установлению платы за содержание и ремонт жилых помещений государственного жилищного фонда.
Не согласившись с бездействием администрации, выразившимся в неустановлении указанных тарифов, общество обратилось в арбитражный суд, который удовлетворил заявленные требования. Выводы суда первой инстанции поддержаны апелляционным судом. При этом суды обоснованно исходили из следующего.
В соответствии с частью 3 статьи 156 ЖК РФ размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, устанавливаются органами местного самоуправления.
Из анализа приведенной нормы права, как правильно указали суды, следует, что обязанность по установлению размера платы за содержание и ремонт жилых помещений по договорам найма жилого помещения, в том числе государственного жилищного фонда возложена законом на органы местного самоуправления.
Судами установлено, что ОАО "Славянка" осуществляет управление специализированным жилищным фондом военных городков Минобороны РФ на основании договора управления от 02.08.2010 N 1-УЖФ.
В рамках указанного договора общество (в лице филиала "Комсомольский") обязано оказывать услуги по содержанию и ремонту общего имущества в специализированном жилищном фонде военных городков, находящегося на территории Комсомольского муниципального района в п.Гайтер-1 (Пивань-1) межселенная территория для в/ч 20117, г.Комсомольск-на-Амуре-31 межселенная территория для в/ч 52015, сельском поселении "Село Хурба", военный городок 23.
В соответствии с пунктом 4.1 названного выше договора на общество возложена обязанность по осуществлению расчетов и сбора платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений, в том числе по договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда на основании размеров платы, устанавливаемых органами местного самоуправления.
Таким образом, жилищный фонд, в котором находятся жилые помещения, плату за содержание и ремонт которых просит установить общество, относится к государственному жилищному фонду.
Из материалов дела также следует, что Минобороны России, являющимся собственником жилых помещений, расположенных на территории военных городков, обслуживаемых ОАО "Славянка", решение об установлении размера платы за содержание и ремонт указанных жилых помещений не принято.
При этом принадлежность жилищного фонда Министерству обороны РФ не исключает его статус как государственного жилищного фонда и, соответственно, обязанность администрации совершить требуемые обществом действия.
При таких обстоятельствах обоснованным является вывод обеих судебных инстанций о том, что установление тарифов за содержание и текущий ремонт государственного жилищного фонда Минобороны РФ, находящегося на территории Комсомольского муниципального района, в соответствии с положениями пункта 3 статьи 156 ЖК является обязанностью администрации указанного муниципального образования.
Доводы жалобы об обратном сводятся к иной, чем у судов оценке доказательств по делу, что в силу статьи 286 АПК РФ не отнесено к компетенции суда кассационной инстанции.
Довод жалобы о пропуске обществом срока, установленного частью 4 статьи 198 АПК РФ на обращение в суд, был предметом рассмотрения апелляционного суда и получил надлежащую правовую оценку. При этом суд, отклоняя данный довод, исходил из того, что, хотя общество ранее уже обращалось в администрацию с просьбой об установлении размера платы за содержание и текущий ремонт государственного жилищного фонда Минобороны РФ, основанием для обращения в суд по настоящему делу послужил отказ администрации, оформленный письмом от 09.04.2014, в суд же общество обратилось 11.06.2014, то есть в пределах указанного срока.
Отклоняется как необоснованный довод жалобы о том, что установление администрацией Комсомольского муниципального района Хабаровского края размера платы за содержание и ремонт жилищного фонда, находящегося на территории сельского поселения "Село Хурба" (военный городок 23), является вмешательством в компетенцию указанного муниципального образования, поскольку указанное обстоятельство не было основанием для отказа администрацией обществу в установлении размера платы за содержание и ремонт спорного жилищного помещения.
С учетом изложенного жалоба администрации удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 17.09.2014, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 01.12.2014 по делу N А73-7404/2014 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
О.Н. Трофимова |
Судьи |
В.М. Голиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.