г. Хабаровск |
|
01 апреля 2015 г. |
Дело N А73-8403/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 марта 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 апреля 2015 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: Кургузовой Л.К.
Судей: Котиковой Г.В., Меркуловой Н.В.
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Электрические сети" - Пак В.А., представитель по доверенности от 11.01.2015 б/н; Гордейчик А.В., представитель по доверенности от 11.01.2015 б/н;
от Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края - Гнилицкая Е.В., представитель по доверенности от 16.01.2015 N 4-2-10-73; Ларионова М.Н., представитель по доверенности от 10.03.2015 N 4-2-10-54; Гончар Е.И., представитель по доверенности от 02.03.2015 N 4-2-10-713 Прядко Н.И., представитель по доверенности от 12.01.2015 N 2-3-14-7;
от Прокуратуры Хабаровского края - Моргунова Н.Н., представитель, удостоверение N 126712 от 12.05.2012
третье лицо: открытое акционерное общество "Дальневосточная распределительная сетевая компания" - Никончук О.В., представитель по доверенности N 60 от 01.01.2015
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Электрические сети" на решение от 26.01.2015 по делу N А73-8403/2014 Арбитражного суда Хабаровского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судьи: Чакова Т.И., Луговая И.М., Степина С.Д.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Электрические сети"
к Комитету по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края
третье лицо: открытое акционерное общество "Дальневосточная распределительная сетевая компания"
с участием вступившего дело Заместителя прокурора Хабаровского края
о признании недействующими постановления
Общество с ограниченное ответственностью "Электрические сети" (далее - ООО "Электрические сети", общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействующим постановления Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края (далее - Комитет по ценам и тарифам, Комитет) от 21.12.2011 N 50/12 "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям общества с ограниченной ответственностью "Электрические сети" в муниципальном районе им. Лазо для взаиморасчетов с открытым акционерным обществом "Дальневосточная распределительная сетевая компания" (филиал Хабаровские электрические сети") на долгосрочный период регулирования 2012-2014 годы" (далее - постановление от 21.12.2012 N 50/12) с изменениями, внесенными постановлениями от 30.05.2012 N 16/26, от 27.12.2012 N 42/25, от 27.12.2013 N 41/9.
Определением от 03.07.2014 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено открытое акционерное общество "Дальневосточная распределительная сетевая компания" (далее - ОАО "ДРСК").
В порядке части 5 статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в дело вступил заместитель прокурора Хабаровского края.
Решением от 26.01.2015 в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе ООО "Электрические сети" просит принятый по делу судебный акт отменить, дело направить на новое рассмотрение, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права.
По утверждению общества, судом в нарушение требований статьи 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не опровергнуты его доводы о процедурных нарушениях, допущенных Комитетом по ценам и тарифам при установлении тарифа. Кроме того, общество указывает на неправильное определение Комитетом необходимой валовой выручки (далее - НВВ), поскольку при ее расчете не было учтено Соглашение о внесении изменений в Отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2008-2010 годы от 24.03.2011, а также на корректировку НВВ на 2014 г. на основании произвольной формулы и с применением не имеющего ни нормативного, ни экспертного обоснования показателя мощности; на необоснованное применение приказа ФСТ России от 11.10.2013 N 185-э/1, который не регулирует установление тарифов для расчетов между сетевыми компаниями и неправильное применение пунктов 7, 11 Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом ФСТ России от 17.02.2012 N 98-э.
В дополнении к кассационной жалобе и его обосновании общество, ссылаясь на правовую позицию Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, сформированную в решении от 02.08.2013 N ВАС-6446/13, указывает на обязанность Комитета при установлении тарифа истребовать у общества данные о фактическом объеме фонда оплаты труда в последнем расчетном периоде регулирования. Невыполнение данной обязанности повлекло неправильное определение расходов на оплату труда, включаемых в НВВ.
В отзывах на кассационную жалобу, дополнение к кассационной жалобе Комитет по ценам и тарифам, ОАО "ДРСК" и Прокуратура Хабаровского края указывают на законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения и просят кассационную жалобу общества оставить без удовлетворения.
В судебном заседании на основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 25.03.2015.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, дополнении к кассационной жалобе и отзывах на жалобу, выслушав присутствующих в судебном заседании представителей общества, Комитета по ценам и тарифам, ОАО "ДРСК и Прокуратуры, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов, постановлением Комитета по ценам и тарифам от 21.12.2011 N 50/12 установлены тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям ООО "Электрические сети" для взаиморасчетов с ОАО "ДРСК" на долгосрочный период регулирования с 01.01.2012 по 31.12.2014. Постановлением Комитета от 30.05.2012 N 16/26, от 27.12.2012 N 42/25, от 27.12.2013 N 41/9 в постановление от 21.12.2011 N 50/12 внесены изменения в соответствии с которыми с 01.07.2012 по 31.12.2012 снижены ставка по оплате потерь, одноставочный тариф и значение показателей надежности и качества услуг; произведена корректировка НВВ на 2013-2014 годы, в результате которой размер НВВ также снижен.
Полагая, что постановление от 21.12.2011 N 50/12 с внесенными в него изменениями принято с нарушением действующего законодательства и нарушает его права в сфере предпринимательской деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействующим.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд пришел к выводу о законности оспариваемого постановления, нарушений процедуры принятия оспариваемого постановления судом не установлено. При этом суд исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 4 статьи 23 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ) с 01.01.20112 государственное регулирование цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые соответствующими сетевыми организациями, осуществляется только в форме установления долгосрочных параметров регулирования деятельности таких организаций.
Согласно пункту 3 постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178), принятым в соответствии с Законом N 35-ФЗ, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов до 01.04.2012 года обязаны принять решение об установлении (пересмотре) с 01.07.2012 года тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, на второе полугодие 2012 года. Установление (пересмотр) осуществить исходя из увеличения с 01.07.2010 года не более чем на 11 процентов среднего по субъекту Российской Федерации одноставочного котлового тарифа на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям, по отношению к уровню соответствующих цен (тарифов), установленных с 01.01.2012 года.
Для расчета тарифов на услуги по передаче электрической энергии при осуществлении государственного регулирования тарифов на услуги по передаче электрической энергии в форме установления долгосрочных тарифов на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций и необходимой валовой выручки территориальных сетевых организаций, принимаемой при расчете единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии, приказом Федеральной службы по тарифам (далее - ФСТ России) от 17.02.2012 N 98-э утверждены Методические указания по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки (далее - Методические указания). Пунктом 5 Методических указаний предусмотрено, что тарифы на услуги по передаче электрической энергии, утвержденные на долгосрочный период регулирования, ежегодно корректируются в порядке, предусмотренном Методическими указаниями.
На основании долгосрочных параметров регулирования и планируемых значений параметров расчета тарифов, определяемых на долгосрочный период регулирования, регулирующие органы рассчитывают необходимую валовую выручку регулируемой организации на каждый год очередного долгосрочного периода регулирования. В течении долгосрочного периода регулирования регулирующими органами ежегодно производится корректировка необходимой валовой выручки, устанавливаемой на очередной период регулирования (пункты 8, 9 Методических указаний).
При рассмотрении спора судом установлено, что при расчете тарифов на услуги по передаче электрической энергии на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности на 2012-2014 годы по сетям общества, Комитетом проведена экономическая экспертиза. Размер НВВ на 2012 год сохранен на уровне 2011 года на основании заявления общества. Расчет НВВ на 2013-2014 годы произведен в соответствии с пунктом 38 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 (далее - Основы ценообразования), пунктами 5, 9 Методических указаний; изменение ставки по оплате потерь, одноставочного тарифа и значение показателей надежности и качества услуг на основании пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178.
В силу пункта 26 Основ ценообразования при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют размер фонда оплаты труда с учетом отраслевых тарифных соглашений, заключенных соответствующими организациями, и фактического объема фонда оплаты труда и фактической численности работников в последнем расчетном периоде регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен. При расчете тарифов на долгосрочный период регулирования Комитетом учтены расходы на оплату труда с учетом отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве на 2008-2010 годы.
Довод общества о том, что названное тарифное соглашение на момент тарифного регулирования утратило силу, был рассмотрен судом первой инстанции и обоснованно отклонен со ссылкой на пункты 6, 9 Методических указаний, в соответствии с которыми базовый уровень подконтрольных расходов, устанавливаемый регулирующими органами, в течение долгосрочного периода регулирования, не меняется. По решению регулирующего органа корректировка НВВ на очередной расчетный период регулирования может осуществляться с учетом отклонения фактических значений параметров расчета тарифов по итогам истекшего периода текущего года долгосрочного периода регулирования, за который известны фактические значения параметров расчета тарифов. Поскольку судом установлено и подтверждено материалами дела, что обществом данные о фактических расходах на оплату труда не представлены, расходы на оплату труда правомерно сохранены на прежнем уровне.
Ссылка общества на обязанность Комитета в рассматриваемой ситуации запросить такие данные не основана на нормах действующего законодательства. Решение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.08.2013 N ВАС-6446/13, которое, по мнению общества, подтверждает его довод в указанной части принято по делу с иными фактическими обстоятельствами.
Неоснователен и довод общества о корректировке НВВ на 2014 год на основании произвольной формулы и применении в использованной формуле расчета НВВ произвольного показателя установленной мощности, так как не подтвержден материалами дела.
Ссылка общества на необоснованное применение судом при рассмотрении спора приказа ФСТ России от 11.10.2013 N 185-э/1, поскольку данным приказом утверждены предельные минимальные и максимальные уровни тарифов на электрическую энергию, поставляемую населению и приравненным к ним категориям потребителей, не имеющие отношение к установлению индивидуальных тарифов для расчета между сетевыми компаниями, не может быть принята судом кассационной инстанции, так как противоречит Методическим указаниям по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденным приказом ФСТ России от 06.08.2004 N 20-э/2, предусматривающими для расчета единых (котловых) тарифов на каждом уровне напряжения суммирование необходимой НВВ всех сетевых организаций по соответствующему уровню напряжения.
Письмо ФСТ России от 03.10.2013 N 12, на которое общество ссылается в кассационной жалобе, судом при рассмотрении спора не применялось.
Письмом ФСТ России от 03.10.2013 N 12-263 разъяснен порядок формирования утвержденных им приказом от 11.10.2013 N185-э/1 предельных уровней минимальных и максимальных уровней тарифов на электрическую энергию, поставляемую потребителям Хабаровского края на 2014 год.
Доводы общества о нарушении Комитетом процедуры принятия оспариваемого постановления с внесенными изменениями, рассмотрены судом первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка.
Судом установлено, что общество о рассмотрении дела об установлении тарифов 21.12.2011 извещено с нарушением установленного 10 дневного срока - 15.12.2011. Однако ходатайство об отложении дела общество не заявляло. Более того, в письме от 19.12.2011 N 448 просило рассмотреть вопрос об установлении тарифа без участия представителя общества. При таких обстоятельствах ссылка общества на нарушение срока извещения, как на основание для признания оспариваемого постановления недействующим, правомерно отклонена судом.
По вопросу уклонения Комитета от рассмотрения разногласий по размеру потерь, включенных в тариф, судом установлено и подтверждено материалами дела, что данный вопрос был рассмотрен на заседании Комитета, что подтверждается экспертным заключением от 08.12.2011 N 425.
Не основана на материалах дела и ссылка общества о том, что судом первой инстанции не проанализирован и не опровергнут его довод об отсутствии в экспертном заключении о проведении экспертизы тарифа, предусмотренного законодательством метода тарифного регулирования и использование не предусмотренного законодательством метода сохранения НВВ за предыдущий период. Судом со ссылкой на пункт 4 статьи 23 Закона N 35-ФЗ указано, что экспертиза проведена на основе долгосрочных параметров регулирования.
Учитывая, что судом установлен факт извещения общества о рассмотрении дела об установлении тарифов, направление обществом разногласий и заявление ходатайства о рассмотрении вопроса об установлении тарифов без участия представителя общества, довод кассационной жалобы о не рассмотрении судом вопроса о нарушении Комитетом пункта 25 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178, неоснователен.
С учетом изложенного, кассационная инстанция считает, что судом первой инстанции правильно применены нормы материального права, не допущено нарушений процессуального права, которые могли бы повлечь отмену судебного акта, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 26.01.2015 по делу N А73-8403/2014 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Л.К. Кургузова |
Судьи |
Г.В. Котикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.