г. Хабаровск |
|
07 апреля 2015 г. |
Дело N А04-5661/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 марта 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 апреля 2015 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего: И.А. Тарасова
Судей: Е.Н. Захаренко, Г.А. Камалиевой
при участии:
от лиц, участвующих в деле, представители не явились;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу администрации города Тынды на решение от 28.10.2014, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2015 по делу N А04-5661/2014 Арбитражного суда Амурской области
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья С.Б. Качуков; в суде апелляционной инстанции судьи: М.О. Волкова, Е.В. Гричановская, И.В. Иноземцев
По иску общества с ограниченной ответственностью "Центр повышения энергетической эффективности"
к администрации города Тынды
о признании незаконным одностороннего отказа от исполнения муниципального контракта
Общество с ограниченной ответственностью "Центр повышения энергетической эффективности" (ОГРН - 1107326002035; далее - ООО "ЦПЭЭ", общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, к администрации города Тынды (ОГРН - 1022800775580; далее - администрация, ответчик) о признании односторонней сделки, направленной на прекращение обязательств по муниципальному контракту N 0123300005613000340-0065353-01, оформленной решением от 20.03.2014 N 1585, недействительной.
Решением суда от 28.10.2014, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2015, исковые требования удовлетворены.
Законность судебных актов проверяется Арбитражным судом Дальневосточного округа в порядке статей 274, 284 АПК РФ по кассационной жалобе администрации, считающей их необоснованными и подлежащими отмене с принятием нового решения.
Заявитель полагает, что у ответчика имелись основания для одностороннего отказа от муниципального контракта ввиду несоблюдения истцом как исполнителем своих договорных обязательств по разработке схемы теплоснабжения города.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "ЦПЭЭ" не согласилось с ее доводами, просит обжалуемые судебные акты оставить в силе как законные и обоснованные.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного разбирательства, явку своих представителей в суд кассационной инстанции не обеспечили. При этом администрация представила ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие своего представителя.
Проверив правильность применения судами обеих инстанций норм материального и процессуального права, Арбитражный суд Дальневосточного округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как установлено судами из материалов дела, на основании протокола подведения итогов открытого аукциона в электронной форме от 26.11.2013 N 405 между Администрацией города Тынды (заказчик) и ООО "Центр повышения энергетической эффективности" (исполнитель) заключен муниципальный контракт N 0123300005613000340-00665353-01, по условиям которого исполнитель обязался выполнить в соответствии с условиями этого контракта и техническим заданием (приложение N 1 к нему) работы по разработке схемы теплоснабжения города Тынды.
Заказчик в свою очередь, обязался принять их результат и оплатить обусловленную контрактом цену (пункт 1.1 контракта).
Контракт заключен в электронной форме. Сведения о его заключении размещены на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов - www.zakupki.gov.ru.
В соответствии с пунктом 1.2 контракта исполнитель обязался завершить работы и сдать их в порядке и в сроки, предусмотренные контрактом.
Сроки выполнения работ согласованы сторонами пунктами 2.1, 2.2 контракта: со дня подписания контракта до 14.02.2014.
Общая стоимость контракта определена пунктом 3.1 контракта и составляла 228 500 рублей.
Согласно пункту 5.1 контракта исполнитель обязался выполнить все работы с надлежащим качеством, в объеме и сроки, предусмотренные настоящим контрактом и приложениями к нему, сдав работы заказчику в установленный срок.
Исполнитель обязался выполнить работы в соответствии с техническим заданием (Приложение N 1 к контракту), согласно которому результатом работ по контракту должен был явиться проект схемы теплоснабжения (документ, содержащий предпроектные материалы по обоснованию эффективного и безопасного функционирования системы теплоснабжения, ее развития с учетом правового регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности), разработанный в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 N 190 "О теплоснабжении" и постановлением Правительства РФ от 22.02.2012 N 154 "О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения".
Пунктом 1.3 технического задания предусмотрено, что проект схемы теплоснабжения должен быть разработан исполнителем с учетом и на основании собранной им информации, которая определена действующими нормативными актами как обязательная к учету в процессе разработки схемы теплоснабжения.
При этом, исполнитель получает на основании запроса от теплоснабжающих и теплосетевых организаций города Тынды необходимую информацию в отношении источников тепловой энергии и тепловых сетей, а также материалы завершенных энергетических обследований теплоснабжающих и теплосетевых организаций (энергетические паспорта и технические отчеты о проведенных энергетических обследованиях).
От органа исполнительной власти субъекта РФ исполнитель должен был получить информацию о тарифах в сфере теплоснабжения. По условиям технического задания заказчик должен был предоставить исполнителю утвержденный генеральный план развития города и иные документы территориального планирования поселения.
Кроме того, исполнителю также должны были быть переданы программа энергосбережения и повышения энергетической эффективности муниципального образования, на территории которого расположено поселение, программа развития систем коммунальной инфраструктуры на территории муниципального образования (поселения), действующие и планируемые к освоению программы капитального ремонта жилищного фонда, сноса ветхих, аварийных и не соответствующих нормативным требованиям жилых и общественных зданий с указанием их места расположения.
В соответствии с пунктом 3.1 технического задания исполнитель своими силами и за свой счет получает от теплоснабжающих и теплосетевых организаций города сведения, необходимые для учета в процессе разработки схемы. Заказчик оказывает возможное содействие исполнителю при исполнении пункта 3.1 технического задания.
Письмом от 10.12.2013 исх. N 291 ООО "Центр повышения энергетической эффективности" уведомил заказчика о начале работ по разработке схемы теплоснабжения города Тынды на основании заключенного муниципального контракта. Одновременно просил предоставить исходные данные, необходимые для разработки схемы теплоснабжения.
Письмом от 16.12.2012 исх. N 7194 администрация направила в адрес исполнителя информацию о предприятиях, осуществляющих деятельность по теплоснабжению на территории города (ОАО "РЖД", ОАО "Коммунальные системы БАМа", МУП "Горэлектротеплосеть"), с указанием почтовых адресов, телефонов, электронных адресов, указав при этом, на то, что условиями муниципального контракта на исполнителя возложена обязанность получать от теплоснабжающих и теплосетевых организаций города сведения, необходимые для учета в процессе разработки схемы.
Письмами от 16.12.2013 исх. N 7193 администрация г. Тынды уведомила теплоснабжающие организации города о начале работ по разработке схемы теплоснабжения города Тынды ООО "Центр повышения энергетической эффективности", одновременно просила оказать содействие исполнителю по вопросам связанным с предоставлением необходимых сведений для разработки схемы теплоснабжения.
25.12.2013 ООО "Центр повышения энергетической эффективности" направило в адрес ОАО "Российские железные дороги" (Дистанция тепловых сетей Дальневосточной дирекции по тепловодоснабжению), ОАО "Коммунальные системы БАМа" и МУП "Горэлектротеплосеть" запросы о предоставлении информации, необходимой для разработки схемы теплоснабжения города (запросы от 25.12.2013 исх. N 339, исх. N 340 и исх. N 342). К указанным запросам обществом приложены опросные листы, которые должны были быть заполнены теплоснабжающими и теплосетевыми организациями.
В связи с непредставлением теплоснабжающими организациями запрошенных данных исполнитель 27.01.2014 направил в адрес администрации письмо исх. N 392 с указанием сложившейся ситуации о непредставлении запрошенных необходимых сведений, а также с просьбой предоставить необходимую информацию.
Не получив ответа на указанное обращение, в связи с невозможностью разработки проекта схемы теплоснабжения без необходимых исходных данных ООО "Центр повышения энергетической эффективности" письмом от 04.02.2014 N 406 уведомило администрацию г. Тында о приостановлении выполнения работ по контракту, в котором повторно просило администрацию содействовать в разрешении возникшей ситуации, связанной с непредставлением теплоснабжающими и теплосетевыми организациями города запрошенной информации.
В ответ на указанное письмо администрация г. Тынды письмом от 10.02.2014 исх. N 689 информировала исполнителя о его обязанности по условиям контракта самостоятельно осуществлять сбор всей необходимой информации от теплоснабжающих и теплосетевых организаций, указав на необходимость направить своего специалиста для сбора исходной информации.
Ссылаясь на неразрешение возникших обстоятельств, создающих невозможность выполнения исполнителем работ, последний обратился к заказчику с предложением расторгнуть муниципальный контракт от 19.12.2013 N 0123300005613000340-00665353-01 по соглашению сторон (письмо от 19.03.2013 исх. N 481). Предложение о расторжении контракта вместе с проектом соглашения о расторжении контракта направлено истцом в адрес ответчика заказным письмом 19.03.2014, что подтверждается почтовой квитанцией.
В свою очередь, Администрация г. Тынды, ссылаясь на невыполнение ООО "Центр повышения энергетической эффективности" соответствующих работ в установленный срок, приняла решение от 20.03.2014 об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта.
Указанные обстоятельства послужили основанием обращения общества в арбитражный суд с исковым заявлением.
При рассмотрении возникшего спора суды квалифицировали сложившиеся правоотношения сторон, как отношения по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ, регулируемые главой 37 ГК РФ, положениями Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", а также статей 309, 310 ГК РФ, предусматривающими исполнение обязательства надлежащим образом.
В силу пункта 2 статьи 763 ГК РФ по государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
Согласно статье 9 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд. Государственный контракт и муниципальный контракт заключаются в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами с учетом положений данного Федерального закона.
В соответствии со статьей 758 ГК РФ по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ подрядчик (проектировщик, изыскатель) обязуется по заданию заказчика разработать техническую документацию и (или) выполнить изыскательские работы, а заказчик обязуется принять и оплатить их результат.
Пунктом 1 статьи 760 ГК РФ установлено, что по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ подрядчик обязан передать заказчику готовую техническую документацию и результаты изыскательских работ.
В силу пункта 1 статьи 761 ГК РФ подрядчик по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ несет ответственность за ненадлежащее составление технической документации и выполнение изыскательских работ, включая недостатки, обнаруженные впоследствии в ходе строительства, а также в процессе эксплуатации объекта, созданного на основе технической документации и данных изыскательских работ.
В соответствии со статьями 759, 762 ГК РФ заказчик обязан передать подрядчику задание на проектирование, а также иные исходные данные, необходимые для составления технической документации, оказывать содействие подрядчику в выполнении проектных и изыскательских работ в объеме и на условиях, предусмотренных в договоре, уплатить подрядчику установленную цену.
Согласно пункту 1 статьи 718 ГК РФ заказчик обязан в случаях, в объеме и в порядке, предусмотренных договором подряда, оказывать подрядчику содействие в выполнении работы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 716 ГК РФ подрядчик обязан немедленно предупредить заказчика и до получения от него указаний приостановить работу при обнаружении не зависящих от подрядчика обстоятельств, которые грозят годности или прочности результатов выполняемой работы либо создают невозможность ее завершения в срок.
Из содержания спорного контракта судами установлено, что разработка проекта схемы теплоснабжения поселения предполагала использование исполнителем соответствующих исходных данных, состав которых определен в числе прочего постановлением Правительства РФ от 22.02.2012 N 154 "О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения" (а в данном случае также и положениями технического задания к контракту).
На исполнителя была возложена обязанность своими силами и за свой счет получить от теплоснабжающих и теплосетевых организаций города сведения, необходимые для учета в процессе разработки схемы (пункт 3.1 технического задания).
При этом на заказчика была возложена обязанность оказывать возможное содействие исполнителю при исполнении пункта 3.1 технического задания.
По признанию судов, материалами дела подтверждается, что в целях исполнения принятых на себя по условиям контракта обязательств ООО "Центр повышения энергетической эффективности" направило в теплоснабжающие и теплосетевые организации города Тынды запросы с просьбой о предоставлении информации, необходимой обществу для разработки схемы теплоснабжения (запросы от 25.12.2013 исх. N 339, исх. N 340 и исх. N 342).
Между тем, соответствующими организациями запрашиваемая информация истцу не была предоставлена, о чем исполнитель уведомил Администрацию г. Тында письмом от 27.01.2014 исх. N 392, одновременно попросив заказчика предоставить необходимую информацию.
Письмом от 04.02.2014 исх. N 406 ООО "Центр повышения энергетической эффективности", в связи с неполучением ответа на указанное выше письмо, уведомило Администрацию г. Тында о приостановлении выполнения работ по контракту, одновременно повторно просило администрацию содействовать в разрешении возникшей ситуации, связанной с непредставлением теплоснабжающими и теплосетевыми организациями города запрошенной информации.
В ответ на указанное письмо Администрация г. Тынды письмом от 10.02.2014 исх. N 689 информировала исполнителя о его обязанности по условиям контракта самостоятельно осуществлять сбор всей необходимой информации от теплоснабжающих и теплосетевых организаций, указав на необходимость направить своего специалиста для сбора исходной информации.
Оценив по правилам статей 65, 71 АПК РФ представленные сторонами доказательства, в том числе переписку сторон, исходя из условий заключенного сторонами муниципального контракта, руководствуясь указанными выше правовыми нормами, суды пришли к обоснованному выводу о том, что сложившиеся обстоятельства, связанные с непредставлением теплоснабжающими организациями необходимых для выполнения работ по муниципальному контракту сведений, объективно препятствовали выполнению предусмотренных контрактом работ в установленный срок, что сделало выполнение этих работ невозможным.
Доказательств оказания содействия исполнителю в разрешении сложившейся ситуации ответчиком в нарушении статьи 65 АПК РФ представлено не было.
Согласно пункту 3 статьи 405 ГК РФ должник не считается просрочившим, пока обязательство не может быть исполнено вследствие просрочки кредитора.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29.03.2011 N 14344/10, пунктом 3 статьи 405 ГК РФ должник освобожден от ответственности перед кредитором за нарушение срока исполнения обязательства в случае, если должник по зависящим не от него, а от кредитора причинам не может исполнить обязательство в срок.
На основании пункта 1 статьи 406 ГК РФ кредитор считается просрочившим, если он не совершил действий, предусмотренных законом, иными правовыми актами или договором либо вытекающих из обычаев делового оборота или из существа обязательства, до совершения которых должник не мог исполнить своего обязательства.
Судами было установлено, что в данном случае надлежащее исполнение истцом своих обязательств по контракту фактически было поставлено в зависимость от действий третьих лиц, не являющихся сторонами этого контракта, что в двухсторонних обязательствах является недопустимым.
Вместе с тем, решением от 20.03.2014 N 1585 Администрация г. Тынды в одностороннем порядке отказалась от исполнения муниципального контракта N 0123300005613000340-00665353-01, ссылаясь на нарушение исполнителем сроков выполнения работ, установленных контрактом.
Поскольку администрация не доказала факт нарушения исполнителем срока выполнения работ по вине последнего, суды обеих инстанций обоснованно признали данный односторонний отказ от исполнения контракта как одностороннюю сделку, недействительным, правомерно удовлетворив исковые требования на основании названных выше норм закона и статей 168, 450 ГК РФ, пункта 8 статьи 9 Закона о размещении заказов.
Доводы заявителя кассационной жалобы о наличии у истца как исполнителя по контракту возможности самостоятельного сбора исходных данных, в том числе путем направления своих сотрудников в командировку в город Тында, уже были предметом исследования в апелляционном суде, где им дана надлежащая оценка как несостоятельным. Ее пересмотр не входит в компетенцию суда кассационной инстанции в силу части 2 статьи 287 АПК РФ.
Иных доводов, свидетельствующих о неправильном применении судами обеих инстанций норм материального и процессуального права, в кассационной жалобе не приводится.
Таким образом, обжалуемые судебные акты являются законными и обоснованными, поэтому изменению, а кассационная жалоба удовлетворению, не подлежат.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 28.10.2014, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2015 по делу N А04-5661/2014 Арбитражного суда Амурской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
И.А. Тарасов |
Судьи |
Е.Н. Захаренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.