г. Хабаровск |
|
16 апреля 2015 г. |
А16-822/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 апреля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 апреля 2015 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: А.В. Солодилова
Судей: Е.Н. Захаренко, И.А. Тарасова
при участии:
от Министерства обороны Российской Федерации: Солдатенко Д.А., представитель по доверенности от 22.01.2015 N 212/1/43
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Южное жилищно-коммунальное хозяйство"
на решение от 15.10.2014, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 16.01.2015
по делу N А16-822/2014 Арбитражного суда Еврейской автономной области
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья С.В.Янина; в суде апелляционной инстанции судьи: А.И. Михайлова, Т.С. Гетманова, Т.Д.Козлова
по иску общества с ограниченной ответственностью "Южное жилищно-коммунальное хозяйство"
к Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации
к Военному комиссариату Еврейской автономной области
третье лицо: временный управляющий открытого акционерного общества
"Ремонтно-эксплуатационное управление" Черткова Инна Валерьевна
о взыскании 323 846 руб. 10 коп.
общество с ограниченной ответственностью "Южное жилищно-коммунальное хозяйство" (ОГРН 1047900120333, ИНН 7903503784, место нахождения: 679150, поселок городского типа Смидович, ул. Советская, 68; далее - ООО "Южное ЖКХ", истец) обратилось в Арбитражный суд Еврейской автономной области с исковым заявлением к открытому акционерному обществу "Ремонтно-эксплуатационное управление" (далее - ОАО "РЭУ", общество) о взыскании 323 846 руб. 10 коп. по государственному контракту N 23-т на отпуск тепловой энергии на 2013 год от 01.01.2013.
Определением суда от 23.07.2014 по ходатайству истца произведена замена ответчика на Российскую Федерацию в лице Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1037700255284, ИНН 704252261, место нахождения: 119160, г. Москва, ул. Знаменка, 19; далее - Минобороны России, ответчик).
Определением от 24.09.2014 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Военный комиссариат Еврейской автономной области (далее - Военный комиссариат ЕАО).
В порядке статьи 46 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) Военный комиссариат ЕАО по ходатайству истца привлечен в качестве соответчика.
Решением суда от 15.10.2014, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 16.01.2015 в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с судебными актами ООО "Южное ЖКХ" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение суда и постановление суда апелляционной инстанции отменить и принять новый судебный акт. В обоснование жалобы указывает, что тепловая энергия поставлена в здание, которое на праве оперативного управления принадлежит Военному комиссариату ЕАО, он является абонентом в силу 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ). Ссылается на то, что Минобороны России является собственником здания. Ответчики несут бремя содержания имущества.
В отзыве на кассационную жалобу Минобороны России опровергает приведенные истцом доводы, просит решение суда и постановление суда апелляционной оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
ООО "Южное ЖКХ", Военный комиссариат ЕАО извещены надлежащим образом о месте и времени рассмотрения жалобы, явку своих представителей для участия в судебном заседании не обеспечили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ не может служить препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.
Выслушав представителя ответчика, изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе и в отзыве на нее, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Между Минобороны России (государственный заказчик) и ООО "РЭУ" (исполнитель) заключен государственный контракт от 01.11.2012 N 3-ТХ на оказание услуг по поставке тепловой энергии для нужд МО РФ и подведомственных ему организаций, по условиям которого исполнитель обязуется в установленный контрактом срок оказать услуги теплоснабжения в объеме, соответствующие качеству и иным требованиям, установленным контрактом, а государственный заказчик обязуется организовать прием услуг теплоснабжения в объеме, в сроки и на условиях, установленных контрактом (пункты 2.1, 2.2).
Государственный заказчик обязуется оплатить фактический объем оказанных услуг теплоснабжения а объеме, в сроки и на условиях, предусмотренных контрактом (пункт 2.3).
Цена контракта определена пунктом 4.1 и составляет на 2013 год 40 540 084 104 руб. Оплата производится в течение 20 дней с момента предоставления исполнителем оговоренного в пункте 7.2 контракта пакета документов, в том числе сводного акта оказанных услуг, счетов-фактур и счетов по каждому сводному акту.
В целях реализации предмета государственного контракта от 01.11.2012 N 3-ТХ между ОАО "РЭУ" (покупатель) и ООО "Южное ЖКХ" (энергоснабжающая организация) заключен государственный контракт на отпуск тепловой энергии N 23-т от 01.01.2013, согласно пункту 1.1 которого энергоснабжающая организация обязалась подавать покупателю через присоединенную сеть тепловую энергию в помещение Смидовичского военного комиссариата, а покупатель - принять и оплатить оказанные истцом услуги.
Учет и тарифы тепловой энергии установлены сторонами в разделе 5 государственного контракта N 23-т от 01.01.2013, в соответствии с пунктом 5.6 которого за отпущенную тепловую энергию предусмотрено взимание платы по тарифам, утвержденным Комитетом тарифов и цен правительства Еврейской автономной области на 2013 год (приложение N 2).
Стоимость тепловой энергии, отпускаемой покупателю за период с 01.01.2013 по 31.12.2013, определена сторонами в пункте 5.7 раздела 5 государственного контракта в сумме 270 903 руб. 31 коп., налог на добавленную стоимость не предусмотрен (приложение N 1).
Порядок расчетов за пользование тепловой энергией урегулирован в разделе 6 государственного контракта, согласно пункту 6.1 которого энергоснабжающая организация в соответствии с условиями настоящего контракта выставляет покупателю пакет документов (счет, счет-фактуру, акт приемки выполненных работ) не позднее 05 числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом (месяцем) за фактически потребленную тепловую энергию.
Покупатель оплачивает услуги в срок до 25 числа месяца, следующего за отчетным, на основании выставленных истцом счетов, счетов-фактур и актов выполненных работ (пункт 6.2 раздела 6 государственного контракта).
Государственный контракт N 23-т от 01.01.2013 подписан сторонами с протоколом разногласий от 15.01.2013, согласно которым договор заключен для надлежащего выполнения покупателем функций единственного поставщика тепловой энергии для нужд МО РФ и подведомственных ему организаций.
Ссылаясь на невыполнение ОАО "РЭУ" своих обязательств по оплате полученной тепловой энергии и наличие задолженности в размере 290 455 руб. 12 коп., ООО "Южное ЖКХ" обратилось в суд с настоящим иском.
При рассмотрении данного спора суды установили, что сложившиеся между сторонами правоотношения по теплоснабжению подлежат регулированию нормами параграфа 6 главы 30 ГК РФ, а также общими положениями об обязательствах.
Согласно статье 548 ГК РФ правила, предусмотренные статьями 539 - 547 данного Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
В силу пункта 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
На основании пункта 1 статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Отказывая в удовлетворении иска, суды пришли к выводу о том, что иск обращен к ненадлежащему ответчику.
Как видно из материалов дела, государственный контракт в отношении теплоснабжения помещений Смидовичского военного комиссариата заключен ООО "Южное ЖКХ" с ОАО "РЭУ". В связи с этим, обязанность по оплате потребленной энергии лежит на нем.
Из содержания государственного контракта от 01.11.2012 N 3-ТХ следует, что МО РФ поручило ОАО "РЭУ" обеспечить оказание услуг теплоснабжения в отношении всех принадлежащих ему объектов. Об этом свидетельствует пункт 1.23 контракта, который определяет объект теплопотребления как объект имущественного комплекса государственного заказчика, оборудованный теплопотребляющими установками, пункты 3.1.1, 3.1.2, 3.1.3 согласно которым исполнитель обязан обеспечивать эксплуатацию находящихся в его ведении установок, сетей и оборудования системы теплоснабжения в соответствии с требованиям и Правил теплоснабжения в Российской Федерации, проверять их техническое состояние и готовность к работе, оказывать услуги теплоснабжения в соответствии с режимом их потребления, договорными объемами и величинами тепловых нагрузок по каждому объекту теплопотребления.
Судами также учтено, что распоряжением Правительства РФ от 29.06.2011 N 1074-р объекты теплоснабжения, соответствующие сети и иное имущества Минобороны России, необходимое для осуществления данных функций, переданы ОАО "РЭУ" на праве безвозмездного пользования. Распоряжением Правительства РФ от 15.04.2011 N 643-р ОАО "РЭУ" определено единственным поставщиком тепловой энергии для нужд Минобороны России и подведомственных ему организаций.
В связи с изложенным суд кассационной инстанции соглашается с выводом судов о том, что государственный контракт N 23-т от 01.01.2013 не создает обязанностей для Минобороны России и Военного комиссариата ЕАО, и не предоставляет право ООО "Южное ЖКХ" требовать исполнения обязательств по государственному контракту от указанных лиц.
На основании изложенного, вывод судов первой и апелляционной инстанций об обоснованности заявленных истцом требований сделан на основе всестороннего и полного исследования доказательств в порядке статьи 71 АПК РФ с правильным применением норм права, регулирующих данные правоотношения.
Доводы заявителя кассационной жалобы по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств, установленных судами при рассмотрении заявления, что в силу статьи 286 АПК РФ не относятся к полномочиям суда кассационной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, в том числе влекущих отмену судебного акта в любом случае, кассационной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 15.10.2014, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 16.01.2015 по делу N А16-822/2014 Арбитражного суда Еврейской автономной области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
А.В. Солодилов |
Судьи |
Е.Н. Захаренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.