г. Хабаровск |
|
22 апреля 2015 г. |
Дело N А73-12730/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 апреля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 апреля 2015 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: Кургузовой Л.К.
Судей: Меркуловой Н.В., Филимоновой Е.П.
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "РН-Востокнефтепродукт" - Аншаков И.А., представитель по доверенности от 01.01.2015 N 14;
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю - Шафигуллина М.Г., представитель по доверенности от 08.12.2014 N 7/14470; Федоренко И.С., представитель по доверенности от 14.07.2014 N 7/6762;
от третьего лица: общества с ограниченной ответственностью "Айлэнд Дженерал Сервисес" - представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю на решение от 20.11.2014, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2015 по делу N А73-12730/2014 Арбитражного суда Хабаровского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Манник С.Д.; в суде апелляционной инстанции судьи: Балинская И.И., Пескова Т.Д., Сапрыкина Е.И.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "РН-Востокнефтепродукт"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "Айлэнд Дженерал Сервисес"
о признании недействительными решения и предписания
Общество с ограниченной ответственностью "РН-Востокнефтепродукт" (далее - ООО "РН-Востокнефтепродукт", общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании недействительным пунктов 2-4 решения от 25.07.2014 N 118 и предписания от 25.07.2014N 70 Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (далее - УФАС по Хабаровскому краю, антимонопольный орган).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Айлэнд Дженерал Сервисес" (далее - ООО "Айлэнд Дженерал Сервисес").
Решением суда от 20.11.2014, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2015, требования ООО "РН-Востокнефтепродукт" удовлетворены: оспариваемые пункты 2-4 решения и предписание антимонопольного органа признаны недействительными.
Не согласившись с принятыми судебными актами, антимонопольный орган подал кассационную жалобу, в которой просит их отменить, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, несоответствием выводов судов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам.
ООО "РН-Востокнефтепродукт" в отзыве на кассационную жалобу против отмены судебных актов возражает, считает их законными и обоснованными.
В заседании суда кассационной инстанции представители лиц, участвующих в деле, поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на жалобу.
ООО "Айлэнд Дженерал Сервисес", надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителей общества и антимонопольного органа, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на жалобу, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, на официальном сайте www.zakupki.gov.ru 27.05.2014 ООО "РН-Востокнефтепродукт" разместило извещение (31401190817) о проведении открытого запроса предложений на выполнение работ (услуг) по обеспечению мер предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в период слива/налива нефти и нефтепродуктов на причалах N N 6, 7 Корсаковского торгового морского порта северного района Корсаковской базы нефтепродуктов для нужд ООО "РН-Востокнефтепродукт".
На участие в запросе предложений поданы заявки общества с ограниченной ответственностью "Центурион Групп", ФБУ "Государственная морская аварийная и спасательно-координационная служба Российской Федерации", ООО "Айлэнд Дженерал Сервисес".
Протоколом заседания закупочной комиссии от 11.07.2014 N ЗК МТО 129-07-14, закупка признана несостоявшейся и принято решение о заключении договора с единственным участником - обществом с ограниченной ответственностью "Центурион Групп". В связи с несоответствием представленных документов требованиям технического задания заявки ФБУ "Государственная морская аварийная и спасательно-координационная служба Российской Федерации" и ООО "Айлэнд Дженерал Сервисес" отклонены.
ООО "Айлэнд Дженерал Сервисес", не согласившись с решением закупочной комиссии, обратилось в антимонопольный орган с жалобой на действия заказчика при проведении закупки.
25.07.2014 антимонопольным органом принято решение N 118, пунктом 1 которого жалоба ООО "Айлэнд Дженерал Сервисес" признана необоснованной.
Вместе с тем, при рассмотрении жалобы антимонопольным органом установлено, что запрос предложений проведен с нарушением Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках): в документацию о запросе предложений включено ограничивающее конкуренцию требование о представлении финансовой отчетности за последние три года - бухгалтерского баланса с отметкой налоговых органов о принятии; отчета о прибылях и убытках с отметкой налоговых органов о принятии; отчета о движении денежных средств с отметкой налоговых органов о принятии, так как препятствует доступу к участию в закупке лиц, осуществляющих деятельность менее установленного трехлетнего срока. В документации о запросе предложений не указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке. Пунктом 2 оспариваемого решения указанные действия ООО "РН-Востокнефтепродукт" признаны нарушающими пункта 2 части 1 статьи 3, пункта 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
На основании решения от 25.07.2014 N 118 обществу выдано предписание N 70 об устранении нарушения порядка организации и проведения закупки, исключив случаи установления к участникам закупки требования о необходимости предоставления финансовых документов за последние три года, не установления в закупочной документации порядка оценки и сопоставления заявок на участие в закупке и проведении разъяснительной работы с должностными лицами, ответственными за проведение закупок. Материалы переданы для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
ООО "РН-Востокнефтепродукт", полагая, что пункты 2-4 решения и предписание не соответствуют закону и нарушают его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды, руководствуясь положениями пункта 9, пункта 13 части 10 статьи 4, пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, пришли к выводу об отсутствии у антимонопольного органа правовых оснований для принятия оспариваемых решения и предписания. При этом суды исходили из следующего.
Пунктом 3.1.31 Информационной карты документации о запросе предложений установлено требование к участникам запроса предложений о предоставлении в составе заявки финансовых документов за последние три года. В силу пункта 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные Положением о закупке, в том числе требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участникам закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям. Установленное пунктом 3.1.31 Информационной карты документации о запросе предложений требование соответствует пункту 6.3.2 Инструкции Прохождения аккредитации/предквалификации лицами, претендующими на участие в закупочных процедурах ООО "РН-Востокнефтепродукт" N П2-08 И-0002 ЮЛ-016, основанной на Положении о закупках ООО "РН-Востокнефтепродукт" N П2-08 Р-0019 ЮЛ-016, и являющейся частью Положения о закупках. Согласно названным Положению о закупках и Инструкции требование о необходимости представления финансовой отчетности за конкретный период не является обязательным для всех видов закупок общества, а устанавливается только при проведении закупок для нужд общества при выполнении сложных вдов работ (услуг) к которым отнесены работы по обеспечению мер принуждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в период слива/налива нефти и нефтепродуктов на причалах торгового морского порта. Данные работы требуют наличие соответствующих видов материальных, трудовых, финансовых средств, опыта.
Частью 1 статьи 3 Закона о закупках установлены основные принципы закупки товаров (работ, услуг), в соответствии с пунктом 2 которой при закупке товаров (работ, услуг) заказчик обязан соблюдать равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки. Между тем, как установлено судами первой и апелляционной инстанций, необоснованное ограничение конкуренции по отношению к участникам запрса предложений требованием, содержащимся в пункте 3.1.31 Информационной карты, антимонопольным органом не доказано. Положение пункта 3.1.31 Информационной карты как препятствующее участию в запросе предложений потенциальными участниками запроса предложений не оспаривались.
Требование о включении в документацию о закупке сведений о порядке оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установлено пунктом 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках. Соблюдение обществом названного требования следует из пунктов 2.10, 2.10.1, 2.10.3 документации о запросе предложений, пункта 3.1.15 Информационной карты, пунктах 15-17 Технического задания.
Выводы судов в указанной части соответствуют материалам дела, нормы материального и процессуального права, которые могли бы повлечь отмену судебных актов, судами не нарушены.
Доводы антимонопольного органа в данной части не свидетельствуют о несоответствии выводов судов первой и апелляционной инстанций о применении норм материального права к установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам.
Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрено право участника закупки обжаловать в антимонопольный орган действия (бездействие) заказчика при закупке товаров (работ, услуг) и установлен исчерпывающий перечень случаев, при которых участник закупки вправе обжаловать действия (бездействие) заказчика в антимонопольный орган. Порядок рассмотрения таких жалоб, согласно статье 10 Закона о закупках устанавливается антимонопольным органом. Федеральным законом от 28.12.2013 N 396-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" часть 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) изложена в новой редакции, в соответствии с которой по правилам данной статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии, в том числе при организации и проведении закупок в соответствии с законом о закупках.
В силу части 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. При установлении в ходе рассмотрения иных нарушений в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.
Поскольку часть 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в новой редакции прямо указывает, что при обжаловании действий (бездействия) заказчика при закупке товаров, работ, услуг подлежит применению установленный данной статьей порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб, вывод судов о превышении антимонопольным органом полномочий при рассмотрении жалобы ООО "Айлэнд Дженерал Сервисес" неоснователен.
Однако, учитывая, что вывод судов в данной части не повлек принятия незаконного решения, оснований для отмены судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 20.11.2014, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2015 по делу N А73-12730/2014 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Л.К. Кургузова |
Судьи |
Н.В. Меркулова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.