г. Хабаровск |
|
21 апреля 2015 г. |
Дело N А51-24607/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 апреля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 апреля 2015 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: О.В. Цирулик
Судей: В.А. Гребенщиковой, С.Ю. Лесненко
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью Проектный центр "АРКС": - Норкин Ю.Г., представитель по доверенности б/н от 01.08.2014;
от администрации г. Владивостока: - Фрейдун В.А., представитель по доверенности N 1-3/4333 от 22.12.2014;
от Управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока: - Фрейдун В.А., представитель по доверенности N 27/1-1-492 от 02.12.2014
рассмотрев в проведенном с использованием систем видеоконференц-связи судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью Проектный центр "АРКС" на решение от 07.11.2014, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 03.02.2015 по делу N А51-24607/2014 Арбитражного суда Приморского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Д.А. Самофал, в суде апелляционной инстанции судьи: С.В. Гуцалюк, Н.Н. Анисимова, Е.Н. Номоконова
по заявлению общества с ограниченной ответственностью Проектный центр "АРКС"
к Управлению градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока
третье лицо: администрация г. Владивостока
об оспаривании решения
Общество с ограниченной ответственностью Проектный центр "АРКС" (ОГРН 1132536000706, ИНН 2536259619, адрес (место нахождения): 690091, Приморский край, г. Владивосток, ул. Петра Великого, 2; далее - ООО ПЦ "АРКС", общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным решения Управления архитектуры и градостроительства администрации г. Владивостока (ОГРН 1092536003812, ИНН 2536216076, адрес (место нахождения): 690000, Приморский край, г. Владивосток, Партизанский проспект, 20; далее - УГА администрации г. Владивостока, управление) от 15.07.2014 N 11748/20у об отказе в утверждении акта выбора земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения гостиницы, площадью 3 570 кв.м в районе ул. 1-я Дачная, 7, в г. Владивостоке, об обязании УГА администрации г. Владивостока утвердить акт выбора земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения гостиницы, площадью 3 570 кв.м в районе ул. 1-я Дачная, 7, в г. Владивостоке, а также схему расположения земельного участка (с учетом уточнения требований в порядке статьи 49 АПК РФ).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация города Владивостока.
Решением от 07.11.2014, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 03.02.2015, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ООО ПЦ "АРКС", ссылаясь на нарушение судами норм материального права, просит отменить обжалуемые судебные акты.
В обоснование жалобы заявитель приводит доводы о несогласии с выводами судов относительно невозможности предоставления земельного участка, в связи с его нахождением в санитарно-защитной зоне, поскольку, данное обстоятельство не является основанием для отказа в соответствии с Регламентом предоставления услуги по выбору земельного участка от 30.12.2010 N 1608. Также указывает на необоснованную ссылку уполномоченного органа в оспариваемом отказе на нормы СанПиН, которые утратили силу. Считает необоснованным указание судов на невозможность предоставления участка в связи с наличием на нем лестничного марша и инженерных сетей, поскольку эти основания не были положены в основу оспариваемого отказа.
В отзыве на кассационную жалобу администрация и УГА администрации г. Владивостока приводят свои возражения относительно ее доводов, просят оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
В заседании суда кассационной инстанции, проведенном с использованием систем видеоконференц-связи представитель общества поддержал доводы жалобы, настаивал на отмене вынесенных судебных актов, представитель администрации и УГА администрации г. Владивостока поддержал позицию, отраженную в отзыве, просил оставить решение и постановление без изменения.
Изучив материалы дела, проверив законность обжалуемых судебных актов исходя из доводов кассационной жалобы и возражений на нее, Арбитражный суд Дальневосточного округа считает, что оснований для их отмены, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, не имеется.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 27.02.2014 ООО ПЦ "АРКС" обратилось в Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 20 лет для строительства с предварительным согласованием места размещения гостиницы земельного участка ориентировочной площадью 3 570 кв. м в районе ул. 1-я Дачная, 7, в г. Владивостоке.
Письмом от 29.05.2014 заявление общества было направлено в администрацию г. Владивостока с целью обеспечения выбора земельного участка для строительства в районе ул. 1-я Дачная, 7.
15.07.2014 УГА г. Владивостока сообщило департаменту и ООО ПЦ "АРКС" о невозможности выдать акт о выборе земельного участка с приложением утвержденной схемы расположения испрашиваемого земельного участка, по мотиву его нахождения в санитарно-защитной зоне кладбища "Лесного" и не соответствию, в связи с этим, цели предоставления спорного участка санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", утвержденным Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 N 74 (далее - СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).
Расценив письмо УГА администрации г. Владивостока 15.07.2014 как решение, посчитав, что оно не соответствует закону, нарушает права ООО ПЦ "АРКС" и его законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, общество обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из следующего.
В соответствии с части 1 статью 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица наделены правом обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статьей 30 ЗК РФ предусмотрено, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Согласно статье 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты. Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Порядок утверждения акта выбора земельного участка в г. Владивостоке урегулирован регламентом предоставления администрацией г. Владивостока услуги "Выдача актов о выборе земельного участка для строительства с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории", утвержденным Постановлением администрации г. Владивостока от 30.12.2010 N 1608 (далее - Регламент N 1608), пункт 2.6 которого содержит перечень необходимых для получения услуги документов и требования к заявлению, в котором, в числе прочего, должно быть указано обоснование примерного размера земельного участка.
В соответствие с Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ) предусмотрено выделение санитарных зон.
Пунктом 2 статьи 12 Закона N 52-ФЗ установлено, что при разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, выборе земельных участков под строительство, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, расширении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов должны соблюдаться санитарные правила.
Согласно пункту 2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 по своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.
В соответствии с пунктом 2.5 раздела II СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 организации, производства и сооружения, являющиеся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, необходимо отделять санитарно-защитными зонами от территорий жилой застройки, территорий садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков.
В силу пункта 7.1.12 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 санитарно-защитная зона для кладбищ смешанного и традиционного захоронения площадью от 20 до 40 га относится ко II классу опасности и должна составлять 500 м. Она предназначена для того, чтобы концентрация опасных для человеческого организма веществ и возбудителей инфекций, попавших в почву и грунтовые воды, снизилась до значений предельно допустимой концентрации.
Пунктом 2.8 СанПиН 2.1.2882-11 "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения" установлен запрет на строительство зданий и сооружений, не связанных с обслуживанием указанных объектов, за исключением культовых и обрядовых объектов на территориях санитарно-защитных зон кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения.
Установив при рассмотрении дела, что испрашиваемый земельный участок находится в санитарно-защитной зоне кладбища, а предполагаемый к строительству объект (гостиница) не связан с обслуживанием кладбища и не относится к числу культовых или обрядовых, суды пришли к правомерному выводу о невозможности предоставления испрашиваемого обществом земельного участка.
В соответствии с пунктом 7.5.1 Методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований, утвержденных Приказом Министерства регионального развития РФ от 27.12.2011 N 613, на территории населенного пункта обычно предусматривают следующие виды технических (охранно- эксплуатационных) зон, выделяемые линиями градостроительного регулирования: магистральных коллекторов и трубопроводов, кабелей высокого и низкого напряжения, слабых токов, линий высоковольтных передач, метрополитена, в том числе мелкого заложения.
Согласно пункту 7.5.2 названных Методических рекомендаций на территории названных технических (охранных) зон магистральных коллекторов и трубопроводов, как правило, не допускается прокладка транспортно-пешеходных коммуникаций с твердыми видами покрытий, установка осветительного оборудования, средств наружной рекламы и информации, устройство площадок (детских, отдыха, стоянок автомобилей, установки мусоросборников), возведение любых видов сооружений, в т.ч. некапитальных нестационарных, кроме технических, имеющих отношение к обслуживанию и эксплуатации проходящих в технической зоне коммуникаций.
Дав оценку имеющимся в деле доказательствам по правилам статьи 71 АПК РФ, суды установили, что на испрашиваемом земельном участке имеются инженерные коммуникации (водопровод, дренаж, ливневая канализация), что также создает препятствия к предоставлению испрашиваемого земельного участка.
В силу пункта 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГрК РФ) к территориям общего пользования относятся территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
Признаком территории общего пользования является не наличие красных линий, а факт использования данной территории неограниченным кругом лиц в общих интересах. В силу части 2 статьи 31 ЗК РФ выбор земельного участка для строительства объекта капитального строительства может быть осуществлен лишь при наличии возможности размещения данного объекта в пределах испрашиваемой территории исходя из сложившихся экологических, градостроительных и иных условий ее использования.
В соответствии с правовой позицией, сформулированной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.04.2011 N 15248/10, земельный участок, который относится к землям (территориям) общего пользования, не может быть выделен из земель общего пользования и предоставлен в пользование конкретному лицу.
Таким образом, возможность предоставления конкретному лицу земельного участка, занятого, в том числе частью маршрута пешеходной доступности неограниченного круга лиц, не должна ограничивать их права на использование соответствующей территории.
Суды, оценив представленные в материалы дела доказательства, в том числе фрагмент карты градостроительного зонирования на территории г. Владивостока и обзорную схему карты градостроительного зонирования территории в границах земельного участка в районе ул. 1-я Дачная, 7, с учетом положений статьи 71 АПК РФ, установили, что на испрашиваемом земельном участке имеется лестничный марш и пешеходные дорожки вдоль линий дорог, непосредственно примыкающих к земельному участку.
Оценив все изложенные обстоятельства в их совокупности, суды пришли к правильному выводу о том, что нахождение испрашиваемого земельного участка в санитарно-защитной зоне кладбища "Лесное", в охранной зоне инженерных сетей и наличие на нем территорий общего пользования препятствуют выбору участка для строительства объекта предполагаемых назначения и размера.
Доводы жалобы о неправильном нормативном обосновании отказа УГА г. Владивостока подлежит отклонению, как не имеющая существенного значения для разрешения спора, так как судом установлено наличие действующих норм содержащих аналогичный запрет.
Также подлежат отклонению доводы жалобы о том, что в оспариваемом решении в качестве основания для отказа в предоставлении земельного участка уполномоченного органа не имелось указания на нахождение в границах испрашиваемого земельного участка лестничного марша, поскольку принятие решения о предоставлении участка должно соответствовать не только Регламенту N 1608, но и общим положениям градостроительного и земельного законодательства.
С учетом изложенного основания для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 07.11.2014, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 03.02.2015 по делу N А51-24607/2014 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
О.В. Цирулик |
Судьи |
В.А. Гребенщикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.