г. Хабаровск |
|
28 апреля 2015 г. |
Дело N А51-25484/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 апреля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 апреля 2015 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: Кресса В.В.
Судей: Шведова А.А., Никитина Е.О.
при участии:
от ООО "РАННЕР": Рыжиковой А.О., по доверенности N 1 от 11.04.2015;
от Администрации г. Владивостока: Борисовой Е.О., по доверенности N 1-3/4253 от 12.12.2014
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "РАННЕР" на решение от 05.11.2014, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2015 по делу N А51-25484/2014 Арбитражного суда Приморского края
дело рассматривали: в арбитражном суде первой инстанции судья Овчинников В.В., в арбитражном суде апелляционной инстанции судьи: Глебов Д.А., Аппакова Т.А., Синицына С.М.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "РАННЕР"
к Администрации города Владивостока
о признании недействительным решения комиссии и обязании повторно рассмотреть заявку на участие в конкурсе
Общество с ограниченной ответственностью "РАННЕР" (далее - ООО "РАННЕР", общество; ОГРН 1022501804588, ИНН 2539042910, место нахождения: 690077, Приморский край, город Владивосток, улица Коммунаров, 21) обратилось в Арбитражный суд Приморского края к Администрации города Владивостока (далее - Администрация; ОГРН 1022501302955, ИНН 2504001783, место нахождения: 690950, Приморский край, город Владивосток, Океанский проспект, 20) с заявлением о признании незаконным оформленного протоколом от 30.07.2014 N 2 решения комиссии по проведению конкурса на право заключения договора на выполнение регулярных перевозок по установленным маршрутам регулярных перевозок автомобильным транспортом общего пользования в границах Владивостокского городского округа в рамках повторного рассмотрения заявки общества по лоту N 8 во исполнение вступившего в законную силу решения Арбитражного суда Приморского края от 09.06.2014 по делу N А51-11569/2014; об обязании Администрации вновь рассмотреть заявку общества на участие в конкурсе на право заключения договора на выполнение регулярных перевозок по установленным маршрутам регулярных перевозок автомобильным транспортом общего пользования в границах Владивостокского городского округа с уточнением подвижного состава.
Заявленные требования обоснованы нарушением указанным решением конкурсной комиссии прав и законных интересов ООО "РАННЕР" в сфере предпринимательской деятельности, а также отсутствием, по мнению общества, предусмотренных законом оснований для отклонения Администрацией его заявки.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 05.11.2014, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2015, в удовлетворении иска отказано по мотиву недоказанности нарушения прав и законных интересов общества решением комиссии по проведению конкурса, оформленным протоколом от 30.07.2014 N 2.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ООО "РАННЕР" обратилось с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, на неправильное применение судами норм материального права, просит решение от 05.11.2014, постановление от 27.01.2015 отменить полностью и направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Приморского края. В обоснование кассационной жалобы общество приводит доводы о том, что арбитражными судами при принятии обжалуемых судебных актов не учтены статьи 11, 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьи 2, 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). Полагает, что арбитражным судом апелляционной инстанции сделаны два противоречивых вывода: о невозможности повторного рассмотрения заявки ООО "РАННЕР" и о правомерности действий конкурсной комиссии по повторному отклонению заявки.
Администрация в отзыве на кассационную жалобу выражает несогласие с приведенными в ней доводами и просит решение Арбитражного суда Приморского края от 05.11.2014, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения. В обоснование отзыва приводит доводы о недоказанности обществом нарушения Администрацией его прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности при повторном рассмотрении заявки на участие в конкурсе по лоту N 8. Ссылаясь на положения Муниципального правового акта от 11.04.2011 N 303-МПА, указывает на то, что действующим законодательством не предусмотрена возможность внесения изменений в информацию, содержащуюся в заявке участника конкурса, после направления претендентом на участие в конкурсе заявки в уполномоченный орган и ее регистрации. Считает обоснованными и соответствующими фактическим обстоятельствам дела, положениям действующего законодательства выводы судов об отсутствии возможности восстановления прав заявителя путем признания незаконным решения комиссии по повторному отклонению заявки ООО "РАННЕР".
В соответствии со статьей 163 АПК РФ в судебном заседании Арбитражного суда Дальневосточного округа 21.04.2015 объявлялся перерыв до 10 часов 50 минут 21.04.2015.
В судебном заседании арбитражного суда кассационной инстанции представитель ООО "РАННЕР" настаивала на удовлетворении кассационной жалобы по изложенным в ней основаниям, против чего возражала представитель Администрации. При этом представитель ООО "РАННЕР" пояснила, что в настоящее время общество фактически осуществляет деятельность по установленным в лоте N 8 маршрутам регулярных перевозок автомобильным транспортом общего пользования в границах Владивостокского городского округа.
Заслушав объяснения явившихся в судебное заседание представителей ООО "РАННЕР" и Администрации г. Владивостока, исследовав материалы дела, проверив законность обжалуемых судебных актов с учетом доводов кассационной жалобы и отзыва на нее, Арбитражный суд Дальневосточного округа не усматривает предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для их отмены.
Как установлено арбитражными судами первой и апелляционной инстанций и следует из материалов дела, 26.12.2013 на сайте Администрации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет размещено извещение о проведении открытого конкурса на право заключения с Администрацией договора на выполнение регулярных перевозок автомобильным транспортом общего пользования в границах Владивостокского городского округа с приложением документации по проведению конкурса (л.д. 13-84 т. 1).
ООО "РАННЕР" подало заявку на участие в конкурсе по лоту N 8, указав в ней 28 единиц автобусов категории М3 класса I (л.д. 85-92 т. 1).
Согласно протоколу заседания конкурсной комиссии от 27.01.2014 N 2 проведены процедуры вскрытия конвертов, оглашения претендентов, среди которых по лоту N 8 названо ООО "РАННЕР" (л.д. 93-100 т. 1).
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок от 11.02.2014 N 3 ООО "РАННЕР" признано участником конкурса, в том числе по лоту N 8, его заявка допущена к рассмотрению на соответствие критериям оценки, изложенным в конкурсной документации (л.д. 101-105 т. 1).
Из протокола итогового заседания комиссии по проведению конкурса от 12.03.2014 N 4 следует, что конкурс по лоту N 8 признан несостоявшимся. В качестве основания указано, что по лоту N 8 подана только одна заявка, при этом в представленных ООО "РАННЕР" документах выявлены несоответствия требованиям документации по проведению конкурса, а именно: количество автобусов, указанное в заявке на участие в конкурсе по маршруту в составе лота и в документах в составе заявки, должно соответствовать количеству автобусов, установленному для того же маршрута в составе лота в Приложении N 1.1 конкурсной документации с учетом резерва в размере не менее 5% (пункт 2.4). В этой связи, Администрация на основании пункта 5.4.19 Муниципального правового акта города Владивостока от 11.04.2011 N 303-МПА приняла решение о проведении процедуры конкурса по данному лоту повторно (л.д. 106-133 т. 1).
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Приморского края от 09.06.2014 по делу N А51-11569/2014 признано недействительным оформленное протоколом от 12.03.2014 N 4 решение комиссии по лоту N 8. При рассмотрении указанного дела судом первой инстанции было установлено, что у единой комиссии не имелось оснований для признания конкурса несостоявшимся (л.д. 134-146 т. 1).
Поскольку конкурс по лоту N 8 признан несостоявшимся, Администрация опубликовала извещение о проведении конкурса по лоту N 8 повторно.
Согласно протоколу рассмотрения заявок от 12.05.2014 N 2 признаны участниками конкурса по лоту N 8 общество с ограниченной ответственностью "ПОЛЮС-АВТО" (далее - ООО "ПОЛЮС-АВТО") и общество с ограниченной ответственностью "Владивостокская автотранспортная компания" (далее - ООО "Владивостокская автотранспортная компания"), их заявки допущены к рассмотрению на соответствие критериям оценки, изложенным в конкурсной документации.
В соответствии решением, оформленным протоколом итогового заседания комиссии по проведению конкурса от 10.06.2014 N 3, Администрация рассмотрела и оценила заявки ООО "ПОЛЮС-АВТО" и ООО "Владивостокская автотранспортная компания" на участие в конкурсе по лоту N 8, подвела итоги повторного конкурса, признав победителем ООО "ПОЛЮС-АВТО". Данное решение признано незаконным, как не соответствующее требованиям Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" и Муниципального правового акта от 11.04.2011 N 303-МПА при рассмотрении дела N А51-20808/2014 Арбитражного суда Приморского края.
Исполняя решение Арбитражного суда Приморского края от 09.06.2014 по делу N А51-11569/2014, конкурсная комиссия Администрации повторно рассмотрела заявку ООО "РАННЕР", в результате чего оформила протокол рассмотрения заявок от 15.07.2014 N 1 о признании ООО "РАННЕР" участником конкурса и допуске заявки по лоту N 8 к повторному рассмотрению на соответствие критериям оценки, изложенным в конкурсной документации (л.д. 147, 148 т. 1).
30.07.2014 состоялось итоговое заседание комиссии в рамках повторного рассмотрения заявки ООО "РАННЕР" по лоту N 8 во исполнение вступившего в законную силу решения Арбитражного суда Приморского края от 09.06.2014 по делу N А51-11569/2014 на право заключения с Администрацией договора на выполнение регулярных перевозок по установленным маршрутам регулярных перевозок автомобильным транспортом общего пользования в границах Владивостокского городского округа.
Протоколом от 30.07.2014 N 2 комиссией оформлено решение об отклонении заявки ООО "РАННЕР" по лоту N 8 на основании пункта 1.4 документации по проведению конкурса в связи с фактическим отсутствием необходимого количества подвижного состава, указанного в составе заявки (л.д. 9-11 т. 2).
Посчитав оформленное протоколом от 30.07.2014 N 2 решение комиссии Администрации незаконным, нарушающим права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, ООО "РАННЕР" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
В силу пункта 7 части 1 статьи 14, пункта 6 части 1 статьи 15, пункта 7 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения, муниципального района, городского округа относится создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах соответствующего муниципального образования.
Регулирование правоотношений, связанных с созданием условий для предоставления транспортных услуг населению и организацией транспортного обслуживания населения маршрутным автомобильным и наземным электрическим транспортом в границах Владивостокского городского округа, осуществляется на основании Муниципального правового акта города Владивостока от 11.04.2011 N 303-МПА (принят Думой города Владивостока 31.03.2011).
В соответствии с пунктом 5.4.11 указанного муниципального правового акта претенденты на участие в конкурсе направляют в уполномоченный орган заявку с приложением документов, состав и перечень которых указывается в документации по проведению конкурса.
Каждая заявка и прилагаемый пакет документов, поступившие в срок до окончания приема заявок, регистрируются в установленном конкурсной документацией порядке (пункт 5.4.12 Муниципального правового акта города Владивостока от 11.04.2011 N 303-МПА).
В силу пункта 5.4.14 Муниципального правового акта города Владивостока от 11.04.2011 N 303-МПА заявки и документы, представленные участниками конкурса, рассматриваются и сопоставляются в соответствии с предложенными ими условиями организации перевозок пассажиров и багажа на определенных в лоте маршрутах, перечнем транспортных средств, предлагаемых участниками к эксплуатации на данных маршрутах, в соответствии с критериями конкурса, указанными в документации по проведению конкурса.
Пунктом 5.4.10 Муниципального правового акта города Владивостока от 11.04.2011 N 303-МПА предусмотрено, что решения комиссии оформляются протоколами, которые подписываются председателем и секретарем комиссии. Итоговые протоколы подписываются всеми присутствующими на заседании членами комиссии.
Согласно пункту 5.4.20 указанного муниципального правового акта итоги работы комиссии оформляются итоговым протоколом по каждому лоту, который публикуется в средствах массовой информации и размещается на официальном сайте администрации города Владивостока в сети Интернет.
Разрешая настоящий спор и руководствуясь положениями Муниципального правового акта города Владивостока от 11.04.2011 N 303-МПА, арбитражные суды обеих инстанций пришли к выводу о том, что процедура проведения торгов считается оконченной в момент подписания итогового протокола, после оформления которого выполнение конкурсной комиссией иных действий, в том числе рассмотрение заявок, не соответствует требованиям закона.
Кроме того, арбитражным судом апелляционной инстанции установлено, что документацией по проведению конкурса на право заключения с Администрацией г. Владивостока договора на выполнение регулярных перевозок по установленным маршрутам регулярных перевозок автомобильным транспортом общего пользования в границах Владивостокского городского округа не предусмотрена возможность внесения изменений в заявку после ее регистрации.
При таких обстоятельствах выводы арбитражных судов первой и апелляционной инстанций о правомерности действий Администрации по отклонению заявки общества по лоту N 8 после ее повторного рассмотрения ввиду фактического отсутствия необходимого количества подвижного состава, указанного в составе заявки, соответствуют фактическим обстоятельствам спора, имеющимся в деле доказательствам и подлежащим применению нормам материального права.
Отказывая в удовлетворении заявленных ООО "РАННЕР" требований, арбитражные суды обеих инстанций также обоснованно исходили из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 4 АПК РФ, статьи 11 ГК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов. При этом лицо, полагающее свои права нарушенными, может избрать любой из приведенных в статье 12 ГК РФ способ защиты либо иной, предусмотренный законом, который бы обеспечил восстановление этих права. Выбор способа нарушенного права должен соответствовать характеру нарушенного права.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ в совокупности и взаимосвязи, арбитражные суды обеих инстанций пришли к выводу о недоказанности ООО "РАННЕР" нарушения его прав и законных интересов решением комиссии по проведению конкурса, оформленным протоколом от 30.07.2014 N 2, а также возможности восстановления права после фактического проведения торгов, и, как следствие - об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Кроме того, судебная коллегия учитывает, что в настоящее время ООО "РАННЕР" фактически осуществляет деятельность по установленным в лоте N 8 маршрутам регулярных перевозок автомобильным транспортом общего пользования в границах Владивостокского городского округа.
Изложенные в кассационной жалобе доводы являлись предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку, арбитражным судом кассационной инстанции отклоняются, как основанные на неправильном толковании норм материального права и направленные по существу на переоценку доказательств, что в суде кассационной инстанции в силу статьи 286 АПК РФ недопустимо.
Нарушений норм процессуального права, в том числе влекущих безусловную отмену судебных актов, арбитражными судами не допущено.
С учетом изложенного, оснований для отмены решения от 05.11.2014, постановления апелляционного суда от 27.01.2015 и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Расходы по уплате государственной пошлины по кассационной жалобе согласно частям 1 и 5 статьи 110 АПК РФ относятся на подателя кассационной жалобы (ООО "РАННЕР").
Руководствуясь статьями 110, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 05.11.2014, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2015 по делу N А51-25484/2014 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
В.В. Кресс |
Судьи |
А.А. Шведов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.