г. Хабаровск |
|
06 мая 2015 г. |
Дело N А51-27087/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 апреля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 мая 2015 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: В.М. Голикова
Судей: И.А. Мильчиной, О.Н. Трофимовой
при участии:
от заявителя: ЗАО "ТРАНС ВИНД ФЛОТ" - Дейнега А.Г., представитель по доверенности от 12.01.2015 б/н;
от ФГКУ "Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Камчатскому краю" - Захаров П.А., представитель по доверенности от 30.12.2014 N 57/14;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "ТРАНС ВИНД ФЛОТ" на решение от 14.11.2014, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 24.02.2015 по делу N А51-27087/2014 Арбитражного суда Приморского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Е.М. Попов; в суде апелляционной инстанции судьи: А.В. Гончарова, Н.Н. Анисимова, С.В. Гуцалюк
по заявлению закрытого акционерного общества "ТРАНС ВИНД ФЛОТ" (ОГРН 1022501797922, ИНН 2536062316, место нахождения: 690091, Приморский край, г. Владивосток, ул. Пограничная, 15 В)
к Федеральному государственному казенному учреждению "Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Камчатскому краю" (ОГРН 1024101036948, ИНН 4101041593, место нахождения: 683032, Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, пр-т Карла Маркса, 1/7)
о признании незаконным постановления
Арбитражный суд Приморского края решением от 14.11.2014, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 24.02.2015, отказал закрытому акционерному обществу "ТРАНС ВИНД ФЛОТ" (далее - общество) в удовлетворении требования о признании незаконным и изменении постановления Пограничного управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Камчатскому краю (далее - административный орган, погрануправление) от 12.09.2014 N 9862/1546-14 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.1 Кодекса об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
В кассационной жалобе общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, предлагает указанные судебные акты отменить, требование ЗАО "ТРАНС ВИНД ФЛОТ" о признании незаконным и отмене постановления административного органа удовлетворить.
Доводы заявителя жалобы сводятся к тому, что часть 19 статьи 9 Закона Российской Федерации от 01.04.1993 N 4730-1 "О государственной границе Российской Федерации" (далее - Закон о госгранице) не содержит требования о заблаговременном направлении уведомления о пересечении государственной границы.
По мнению общества, указанная норма содержит требование о необходимости направления уведомления пограничных органов о намерении пересечь границу, порядок и сроки такого уведомления законодательно не установлены. Поскольку в часть 19 статьи 9 Закона о госгранице внесены изменения, существенно улучшающие положение общества, то в силу статьи 1.7 КоАП РФ обжалуемые судебные акты подлежат отмене, а постановление административного органа о привлечении общества к административной ответственности следует признать незаконным.
В отзыве на жалобу погрануправление предлагает обжалуемые судебные акты оставить без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве и выступлениях представителей участвующих в деле лиц, суд кассационной инстанции находит жалобу не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
Как усматривается из материалов дела, по данным спутникового позиционирования принадлежащее обществу судно ТР "Кристалл Африка" при осуществлении рыболовства в виде приемки, перегрузки, транспортировки и хранения рыбной продукции 15.07.2014 ориентировочно в 21 час. 15 мин. камчатского времени в средних координатах 49°43,8' северной широты и 153°48,4' восточной долготы вошло из территориального моря Российской Федерации в исключительную экономическую зону Российской Федерации, тем самым пересекло линию госграницы вне установленного пункта пропуска и без осуществления в отношении судна пограничных и иных видов контроля.
В результате указанных действий обществом нарушены положения статей 9, 11 Закона о госгранице, поскольку судно не оформлено на выход из Российской Федерации, разрешения на неоднократное пересечение государственной границы Российской Федерации не имеет.
Постановлением погрануправления от 12.09.2014 N 9862/1546-14 общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.1 КоАП РФ, с наложением штрафа в размере 400 000 рублей.
Указанное постановление административного органа общество обжаловало в судебном порядке.
Статьей 7 Закона о госгранице установлено, что режим Государственной границы включает правила, в том числе, пересечения государственной границы лицами и транспортными средствами, пропуска через государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных, ведения на государственной границе либо вблизи нее не территории Российской Федерации хозяйственной, промысловой и иной деятельности.
Согласно части 5 статьи 9 Закона о госгранице российские и иностранные суда, иностранные военные корабли и другие государственные суда, эксплуатируемые в некоммерческих целях, пересекают Государственную границу на море, реках, озерах и иных водных объектах в соответствии с настоящим Законом, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами.
Правила уведомления пограничных органов о намерении пересечь Государственную границу судами, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 11 Закона о госгранице пропуск через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных производится в установленных и открытых в соответствии со статьей 12 настоящего Закона пунктах пропуска через Государственную границу и заключается в признании законности пересечения Государственной границы лицами, транспортными средствами, прибывшими на территорию Российской Федерации, перемещения через Государственную границу грузов, товаров, животных на территорию Российской Федерации либо в разрешении на пересечение Государственной границы лицами, транспортными средствами, убывающими из пределов Российской Федерации, перемещение через Государственную границу грузов, товаров, животных за пределы Российской Федерации.
Частью 5 данной статьи установлено, что пропуск лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных через Государственную границу включает осуществление пограничного и таможенного контроля, а в случаях, установленных международными договорами Российской Федерации и федеральными законами, и иных видов контроля.
Нарушение правил пересечения Государственной границы Российской Федерации лицами и (или) транспортными средствами либо нарушение порядка следования таких лиц и (или) транспортных средств от Государственной границы Российской Федерации до пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации и в обратном направлении, за исключением случаев, предусмотренных статьей 18.5 КоАП РФ, образует состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 18.1 КоАП РФ и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей.
Объективная сторона данного административного правонарушения состоит в нарушении правил пересечения Государственной границы Российской Федерации.
Объектом посягательства данного правонарушения являются конкретные правила режима Государственной границы, действовавшие на момент совершения административного правонарушения.
Установив, что судно ТР "Кристалл Африка", принадлежащее обществу на праве собственности, 15.07.2014 вне установленных пунктов пропуска, без разрешения на пересечение государственной границы и без прохождения пограничного, таможенного и иных видов контроля пересекло линию государственной границы и вошло из территориального моря в исключительную экономическую зону Российской Федерации, суды сделали правильный вывод о наличии в действиях общества объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.1 КоАП РФ.
Являясь судовладельцем, общество несет ответственность за нарушение принадлежащим ему судном законодательства в области охраны Государственной границы Российской Федерации, поскольку в соответствии со статьей 206 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (далее - КТМ РФ) капитан судна и другие члены экипажа судна подчиняются распоряжениям судовладельца, относящимся к управлению судном, в том числе к судовождению, внутреннему распорядку на судне и составу экипажа судна. Для капитана судна и других членов экипажа судна обязательны распоряжения фрахтователя, касающиеся коммерческой эксплуатации судна.
В рассматриваемом случае ответственность за действия капитана судна, связанные с судовождением, в том числе за действия по пересечению судном ТР "Кристалл Африка" Государственной границы Российской Федерации, несет судовладелец, то есть ЗАО "ТРАНС ВИНД ФЛОТ".
Исходя из того, что обществом не выполнены установленные законом требования по соблюдению правил пересечения Государственной границы Российской Федерации, суды пришли к правильному выводу о доказанности вины общества в совершении вмененного ему административного правонарушения.
Довод заявителя жалобы о том, что в рассматриваемом случае следует применить положение части 2 статьи 1.7 КоАП РФ, является несостоятельным в силу следующего.
Согласно указанной норме, закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу.
Между тем, в соответствии с частью 1 статьи 1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.
На день совершения административного правонарушения действовал закон, обязывающий рыболовные суда перед пересечением Государственной границы проходить пограничный контроль, неисполнение указанной обязанности образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.1 КоАП РФ.
Положения части 1 статьи 18.1 КоАП РФ, устанавливающие ответственность за совершенное обществом административное правонарушение, являются действующими как на момент совершения обществом этого правонарушения, так и на момент привлечения общества к административной ответственности. Никаких изменений (дополнений, примечаний), улучшающих положение лица, совершившего административное правонарушение, в указанную норму не вносилось.
Постановление о привлечении общества к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.1 КоАП РФ, принято административным органом с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьёй 4.5 КоАП РФ.
Оснований для признания совершенного обществом правонарушения малозначительным и освобождения его от административной ответственности на основании статьи 2.9 КоАП РФ, а также исключительных оснований для реализации судом права на снижение размера административного наказания ниже низшего предела, установленного частью 1 статьи 18.1 КоАП РФ, суды не установили.
В силу отсутствия оснований, предусмотренных частями 1 - 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обжалуемые судебные акты отмене не подлежат.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 14.11.2014, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 24.02.2015 по делу N А51-27087/2014 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
В.М. Голиков |
Судьи |
И.А. Мильчина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.