г. Хабаровск |
|
07 мая 2015 г. |
Дело N А59-3518/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 апреля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 мая 2015 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: И.А. Мильчиной
Судей: В.М. Голикова, Г.В. Котиковой
при участии:
от заявителя - государственного бюджетного учреждения здравоохранения Сахалинской области "Городская поликлиника N 2 города Южно-Сахалинска": Скоропад Л.А., представитель по доверенности от 27.06.2014 N 186; Пак Пок Суни, представитель по доверенности от 27.06.2014 N 187;
от государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Южно-Сахалинске Сахалинской области: Лиховидова В.В., представитель по доверенности от 01.04.2015 N 15; Игнатьева Е.Н., представитель по доверенности от 28.04.2015 N 18; Архипцева С.В., представитель по доверенности от 28.04.2015 N 19;
рассмотрев в проведенном с использованием систем видеоконференц-связи судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Южно-Сахалинске Сахалинской области на решение от 13.11.2014, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2015 по делу N А59-3518/2014 Арбитражного суда Сахалинской области
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Шестопал И.Н.; в апелляционном суде судьи Пяткова А.В., Рубанова В.В., Сидорович Е.Л.
по заявлению государственного бюджетного учреждения здравоохранения Сахалинской области "Городская поликлиника N 2 города Южно-Сахалинска" (ОГРН 1026500537260, ИНН 6501098573, место нахождения: 693010, Сахалинская область, г. Южно-Сахалинск, пр-кт Мира, 85)
к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Южно-Сахалинске Сахалинской области (ОГРН 1026500543178, ИНН 6501114874, место нахождения: 693000, Сахалинская область, г. Южно-Сахалинск, ул. Ленина, 69А, корп. 2)
о признании недействительным решения
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Сахалинской области "Городская поликлиника N 2 города Южно - Сахалинска" (далее - учреждение, ГБУЗ "Городская поликлиника N 2", страхователь) обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением о признании недействительным решения Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Южно-Сахалинске Сахалинской области (далее - управление, фонд) от 28.04.2014 N 074/001/57-2014 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, а также возложении обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов.
Решением Арбитражного суда Сахалинской области от 13.11.2014, оставленным без изменением постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2015, заявленное требование удовлетворено. Решение фонда признано недействительным.
Законность принятых судебных актов проверяется в порядке и пределах, установленных статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), по кассационной жалобе фонда, полагающего, что судебные акты приняты с нарушением норм материального и процессуального права, в связи с чем просит решение суда первой инстанции, постановление суда апелляционной инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования.
В обоснование кассационной жалобы, ссылаясь на часть 1 статьи 7, статью 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", Закон Сахалинской области от 24.12.2012 N 110-ЗО "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Сахалинской области и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Сахалинской области", пункт 8 Порядка предоставления ежемесячной денежной выплаты работникам, которым присвоены почетные звания Сахалинской области, и работникам, имеющим государственные награды Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Сахалинской области от 01.02.2013 N 39В, фонд приводит довод о том, что осуществление ежемесячных денежных выплат работникам, которым присвоены почетные звания Сахалинской области, и работникам, имеющим государственные награды Российской Федерации, выплачиваемых за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, обусловлено наличием трудовых отношений с учреждением - работодателем в рамках трудовых отношений, что, по мнению фонда, дает основание признавать их объектом обложения страховыми взносами.
ГБУЗ "Городская поликлиника N 2" в отзыве на кассационную жалобу возражает против изложенных в ней доводов, просит судебные акты оставить без изменения как законные и обоснованные.
Судебное заседание в соответствии со статьей 153.1 АПК РФ проведено путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Сахалинской области.
При рассмотрении кассационной жалобы представители лиц, участвующих в деле, поддержали позиции, изложенные в жалобе и отзыве на нее.
Проверив обоснованность доводов и возражений, изложенных в кассационной жалобе и отзыве на нее, заслушав мнение представителей фонда и учреждения, а также проверив правильность применения судами обеих инстанций норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как подтверждается материалами дела, управлением в период с 11.03.2014 по 31.03.2014 на основании решения от 11.03.2014 N 074/001/57-2014 проведена выездная проверка ГБУЗ "Городская поликлиника N 2" на предмет правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование.
В ходе проверки установлено, что в 2013 году учреждение производило выплаты в пользу работников, которым присвоены почетные звания Сахалинской области, и работникам, имеющим государственные награды Российской Федерации. Общая сумма выплат составила 288 000 руб.
Полагая, что производимые в соответствии с Законом от 24.12.2012 N 110-ЗО "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Сахалинской области и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Сахалинской области" за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации в рамках трудовых отношений выплаты на основании части 1 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" являются объектом обложения страховыми взносами, фонд пришел к выводу о занижении страхователем базы для начисления страховых взносов за 2013 год на сумму 288 000 руб., что повлекло неуплату страховых взносов в размере 60 723,53 руб.
31.03.2014 по результатам проведенной проверки составлен акт выездной проверки и 28.04.2014 вынесено решение N 074/001/57-2014 о привлечении учреждения к ответственности за неуплату страховых взносов в результате занижения базы для исчисления страховых взносов в виде штрафа в размере 12 144,70 руб., а также начислены пени в размере 3 533,44 руб. Предложено уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на финансирование страховой части трудовой пенсии в размере 60 723,53 руб. Данным решением учреждению указано на внесение необходимых исправлений в документы бухгалтерского учета.
Не согласившись с решением фонда, ГБУЗ "Городская поликлиника N 2" обратилось с заявлением в арбитражный суд.
В силу подпункта "а" пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее -Закон N 212-ФЗ) плательщиками страховых взносов являются организации, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Частью 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ установлено, что объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, по договорам авторского заказа, в пользу авторов произведений по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ).
Пунктом 1 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ определено, что не подлежат обложению страховыми взносами, в частности, государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию.
Согласно статье 26.3-1 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции, действовавшей в период спорных правоотношений) органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
11.06.2002 принят Закон Сахалинской области N 343 "О почетном звании "Заслуженный работник здравоохранения Сахалинской области" (далее - Закон N 343).
Законом Сахалинской области от 24.12.2012 N 110-ЗО (далее - Закон N 110-ЗО) в статью 2 Закона N 343 внесены изменения, в частности, статья 2 изложена в следующей редакции: работникам, которым присвоено почетное звание "Заслуженный работник здравоохранения Сахалинской области", производится ежемесячная денежная выплата в следующих размерах: в организациях, расположенных на территории остальных муниципальных образований - в размере 12 000 руб. Указанная ежемесячная денежная выплата предоставляется в порядке, установленном Правительством Сахалинской области.
Предоставление ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной частью 1 настоящей статьи, относится к расходным обязательствам Сахалинской области и финансируется за счет средств областного бюджета.
Постановлением Правительства Сахалинской области от 01.02.2013 N 39 утвержден Порядок предоставления ежемесячной денежной выплаты и определены органы, осуществляющие ее выплату в Сахалинской области (далее - Порядок N 39).
В соответствии с пунктом 3 Порядка N 39 органами, осуществляющими выплату ежемесячных денежных выплат, выступают органы исполнительной власти, которые не являются работодателями получателей выплат, в частности: в отношении работников областных государственных лечебно-профилактических, аптечных учреждений, образовательных учреждений здравоохранения, министерства здравоохранения Сахалинской области, а также работников, замещающих врачебные должности, должности среднего и младшего медицинского персонала в других государственных и муниципальных бюджетных организациях, независимо от их ведомственной принадлежности - министерство здравоохранения Сахалинской области.
Основанием для отказа в выплате ежемесячной денежной выплаты, согласно пункту 8 Порядка N 39, является прекращение трудового договора работника - получателя ежемесячной денежной выплаты с работодателем.
Согласно пункту 6 Порядка N 39 осуществление бюджетным учреждением и автономным учреждением полномочий органа исполнительной власти Сахалинской области по публичным обязательствам перед физическим лицом, подлежащим исполнению в денежной форме, и их финансовому обеспечению осуществляется в Порядке, утвержденном постановлением Правительства Сахалинской области от 19.10.2010 N 505.
Настоящий Порядок определяет правила осуществления бюджетным учреждением и автономным учреждением, созданными на базе имущества, находящегося в областной собственности (далее - учреждение), полномочий органа исполнительной власти Сахалинской области, осуществляющего функции и полномочия учредителя учреждения (далее - орган исполнительной власти), по публичным обязательствам перед физическим лицом, подлежащим исполнению в денежной форме, и порядок их финансового обеспечения.
Орган исполнительной власти в течение месяца со дня утверждения ему в установленном порядке как главному распорядителю средств областного бюджета соответствующих бюджетных ассигнований на исполнение публичных обязательств принимает правовой акт об осуществлении учреждением полномочий органа исполнительной власти по исполнению публичных обязательств, информация об исполнении которых согласована с министерством финансов Сахалинской области.
Финансовое обеспечение осуществления учреждением полномочий органа исполнительной власти по исполнению публичных обязательств осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на указанные цели.
Учреждение осуществляет оплату денежных обязательств по исполнению публичных обязательств от имени органа исполнительной власти на основании платежных документов, представленных им в министерство финансов Сахалинской области.
Приказом Министерства здравоохранения Сахалинской области от 23.08.2012 N 27-п утвержден Порядок осуществления государственными бюджетными учреждениями здравоохранения Сахалинской области полномочий Министерства здравоохранения Сахалинской области по публичным обязательствам перед физическим лицом, и подлежащим исполнению в денежной форме, и их финансовому обеспечению. (приложение N 1). Также утвержден Перечень публичных обязательств перед физическим лицом, подлежащих исполнению в денежной форме от имени министерства здравоохранения Сахалинской области в 2012 году и на плановый период 2013 - 2014 годов (приложение N 2).
Согласно подпунктам 2 и 3 указанного выше Порядка, исполнение публичных обязательств осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в установленном порядке Министерству на указанные цели на соответствующий финансовый год.
Учет операций по исполнению публичных обязательств осуществляется на лицевом счете для учета операций по переданным полномочиям получателя бюджетных средств, открытом в установленном порядке Министерству.
В приложении N 2 Порядка содержится перечень публичных обязательств перед физическими лицами на 2013 год, к которым относятся и ежемесячные денежные выплаты работникам муниципальных и государственных лечебно-профилактических, образовательных учреждений здравоохранения, которым присвоено почетное звание "Заслуженный работник Сахалинской области".
Как установлено судами, ГБУЗ "Городская поликлиника N 2" в 2013 году производились ежемесячные денежные выплаты двум своим сотрудникам, имеющим почетное звание "Заслуженный работник здравоохранения Сахалинской области". Общая сумма выплат за 2013 год составила 288 000 руб.
При этом, средства на ежемесячные денежные выплаты не выделялись учреждению в общем объеме бюджетных ассигнований, предусмотренных на содержание учреждения (выполнение государственного задания), и не формировали фонд оплаты труда его работников.
Обязательство по выплате ежемесячной денежной выплаты возникает между органом исполнительной власти (Министерством здравоохранения Сахалинской области) и работниками учреждения, имеющими соответствующее звание.
Предоставление ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной статьей 2 Закона N 110-ЗО, относится к расходным обязательствам Сахалинской области и финансируется за счет средств областного бюджета, при том условии, что данный Закон N 110-ЗО выплаты в рамках трудовых отношений не регламентирует.
Дав оценку установленным по делу обстоятельствам по правилам статьи 71 АПК РФ, проанализировав вышеуказанными нормоположениями, суды обеих инстанций пришли к обоснованному выводу, что спорные выплаты лицам, имеющим почетное звание "Заслуженный работник здравоохранения Сахалинской области", не подлежали обложению страховыми взносами, поскольку производились страхователем вне рамок каких-либо соглашений между работником и работодателем по поводу осуществления трудовой деятельности, не входили в заработную плату работников здравоохранения, не входят в базовую часть, компенсационную и стимулирующую выплаты, в связи с чем, соответственно учреждение не является плательщиком страховых взносов, начисляемых на спорные выплаты.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что осуществление спорных выплат обусловлено наличием трудовых отношений между учреждением - работодателем и лицами, имеющими соответствующие почетные звания, был предметом исследования обеих инстанций и правомерно отклонен.
Исходя из анализа статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации судами обосновано отмечено, что наличие трудовых отношений с учреждением дает работнику, имеющему почетное звание, только право на получение ежемесячной денежной выплаты, а сама выплата не зависит от занимаемой должности, стажа работы, количества отработанных лет, качества выполнения трудовых обязанностей.
Ссылка фонда на Закон N 110-ЗО, не содержащий ссылок на законодательство Российской Федерации, которым предусмотрена возможность установления такой выплаты, и как следствие, данная выплата не производится в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации, и не подлежит освобождению от обложения страховыми взносами на основании статьи 9 Закона N 212-ФЗ, обоснованно отклонена судами обеих инстанций как несостоятельная, с учетом положений статьи 26.3-1 Закона N 184-ФЗ.
Следовательно, суды правильно указали, что данные выплаты не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.
С учетом изложенного, суды первой и апелляционной инстанций применили нормы материального права соответственно установленным по данному делу фактическим обстоятельствам, нарушений процессуальных норм, в том числе влекущих в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловную отмену судебных актов, не допустили.
Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции не находит правовых оснований для отмены принятых по делу судебных актов.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 13.11.2014, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2015 по делу N А59-3518/2014 Арбитражного суда Сахалинской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
И.А. Мильчина |
Судьи |
В.М. Голиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.