г. Хабаровск |
|
19 мая 2015 г. |
А73-13595/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 мая 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 мая 2015 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: Гребенщикова С.И.
Судей: Цирулик О.В., Лесненко С.Ю.
при участии
от ОАО "ННК-Хабаровскнефтепродукт": Савельева Я.С., представитель по доверенности от 06.05.2015 N 07-119;
от администрации города Хабаровска и от Департамента муниципальной собственности администрации города Хабаровска: Тарчук Е.Н., представитель по доверенностям от 28.11.2014 N 1.1.27-649 и от 26.12.2014 N 13115/02-12;
рассмотрев в судебном заседании кассационные жалобы Департамента муниципальной собственности администрации города Хабаровска, администрации города Хабаровска
на решение от 29.12.2014, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2015
по делу N А73-13595/2014 Арбитражного суда Хабаровского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Стёпина С.Д., в суде апелляционной инстанции судьи: Вертопрахова Е.В., Харьковская Е.Г., Швец Е.А.
По заявлению открытого акционерного общества "ННК - Хабаровскнефтепродукт"
к Департаменту муниципальной собственности администрации города Хабаровска, администрации города Хабаровска
о признании незаконным отказа
Открытое акционерное общество "ННК-Хабаровскнефтепродукт" (ОГРН 1022700910704, ИНН 2700000105, адрес (место нахождения): 680030, г. Хабаровск, ул. Мухина, 22; далее - ОАО "ННК-Хабаровскнефтепродукт", общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным отказа Департамента муниципальной собственности администрации города Хабаровска (ОГРН 1032700332587, ИНН 2700001290, адрес (место нахождения): 680000, г. Хабаровск, ул. Карла Маркса, 66; далее - Департамент), администрации города Хабаровска (ОГРН 1032700305978, ИНН 2702015107, адрес (место нахождения): 680000, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Карла Маркса, 66; далее - администрация), изложенного в письме от 06.08.2014 N 7939/18-09, в присвоении адреса объекту капитального строительства "Автозаправочная станция N 9", расположенному по адресу: г. Хабаровск, Индустриальный район, ул. Красноводская, 3-А "В", с кадастровым номером 27:23:0051236:9; об обязании ответчика присвоить адрес названному объекту, как объекту капитального строительства.
Решением суда от 29.12.2014, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2015, заявленные обществом требования удовлетворены в полном объеме.
Департамент, не согласившись с принятыми по настоящему делу судебными актами, обратился в Арбитражный суд Дальневосточного округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить в связи с несоответствием выводов судов фактическим обстоятельствам дела, неправильным применением норм материального права и принять по делу новый судебный акт, которым полностью отказать обществу в удовлетворении заявленных им требований.
В обоснование жалобы заявитель указал на то, что обществом в нарушение требований пункта 3.2.2 Положения о порядке присвоения адресов объектам капитального строительства, объектам, не являющимся объектами капитального строительства, на территории города Хабаровска, утвержденного постановлением Мэра города Хабаровска от 02.06.2003 N 701, при обращении с соответствующим заявлением не представлены необходимые документы, а именно разрешение на строительство спорного объекта, а также документ, подтверждающий ввод объекта в эксплуатацию. Кроме того, по результатам межведомственного взаимодействия департаментом получены ответы об отсутствии таких документов в уполномоченных органах. В связи с этим Департамент со ссылкой на пункт 2.8 Постановления администрации города Хабаровска от 29.06.2011 N 1926, которым утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги "Присвоение адресов объектам капитального строительства, объектам, не являющимся объектами капитального строительства, на территории города Хабаровска" считает, что основания для присвоения адреса спорному объекту общества отсутствовали. Также заявитель, указывая на пункт 10 статьи 55 Градостроительного кодекса РФ и статью 25 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", полагает, что при отсутствии названных документов на спорный объект, последний имеет признаки самовольного строительства.
Администрацией также подана кассационная жалоба, содержание которой и доводы полностью идентичны жалобе Департамента.
ОАО "ННК-Хабаровскнефтепродукт" в отзывах на кассационные жалобы опровергает приведенные в них доводы и предлагает оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель ответчиков настаивал на удовлетворении поданных жалоб, против чего возражал представитель общества.
Проверив законность обжалуемых судебных актов с учетом доводов кассационных жалоб и возражений на них, Арбитражный суд Дальневосточного округа считает, что предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для их отмены не имеется.
Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании Постановления Мэра города Хабаровска от 26.01.1998 N 178 "О предоставлении ОАО "Хабаровскнефтепродукт" земельного участка для устройства автозаправочной станции контейнерного типа в Индустриальном районе" ОАО "Хабаровскнефтепродукт" предоставлен в краткосрочную аренду земельный участок площадью 0,14 га "для устройства автозаправочной станции контейнерного типа в Индустриальном районе по ул. Автобусной".
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 11.03.2014 N 27АВ 967690 (выданному взамен свидетельства от 16.08.2013 N 27АВ 885302) за ОАО "Хабаровскнефтепродукт" зарегистрировано право собственности на Автозаправочную станцию N 9, инв. N 29770, расположенную по адресу: г. Хабаровск, Индустриальный район, ул. Красноводская, д. 3А "В", на основании акта приемки законченного строительством объекта от 27.08.1998.
Распоряжением Мэра города Хабаровска от 27.10.2004 N 3395-р Автозаправочной станции N 9 присвоен городской учетный номер сооружения - 3А "В" в Индустриальном районе г. Хабаровска по улице Красноводская (учтен ранее по местоположению - улица Автобусная).
Впоследствии общество обратилось в Департамент с заявлением о присвоении адреса объекту капитального строительства "Автозаправочная станция N 9", расположенному по адресу: г. Хабаровск, ул. Красноводская, 3А "В", с кадастровым номером 27:23:0051236:9, в порядке переадресации.
По результатам рассмотрения данного обращения Департамент в письме от 06.08.2014 N 7939/18-09 сообщил заявителю об отказе в присвоении адреса названному объекту, с указанием конкретных причин такого решения, в частности со ссылкой на отсутствие необходимых документов.
Считая названный отказ в присвоении адреса необоснованным, а также нарушающим права и законные интересы общества, последнее обратилось в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Арбитражные суды, удовлетворяя заявленные требования, правомерно исходили из следующего.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 АПК РФ).
Согласно пунктам 21 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения в том числе относятся присвоение адресов объектам адресации, изменение, аннулирование адресов, присвоение наименований элементам улично-дорожной сети (за исключением автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, местного значения муниципального района), наименований элементам планировочной структуры в границах поселения, изменение, аннулирование таких наименований, размещение информации в государственном адресном реестре.
Реализуя соответствующие полномочия, Мэр города Хабаровска постановлением от 02.06.2003 N 701 утвердил Положение о порядке присвоения адресов объектам капитального строительства, временным объектам, не являющимися объектами недвижимости на территории города Хабаровска (далее - Положение), пунктом 3.1 которого предусмотрено, что присвоение адреса осуществляется актом администрации города о присвоении городского учетного номера объекту капитального строительства, временному объекту на основании заявки о присвоении адреса. Этим же пунктом определено, что подготовку проектов актов администрации города осуществляет Департамент муниципальной собственности администрации города Хабаровска.
Согласно пункту 3.4 Положения для присвоения адресов объектам капитального строительства заинтересованным лицом в Департамент представляется заявка о присвоении адреса, к которой прилагаются документы, предусмотренные названным пунктом и пунктом 2.6.1 Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Присвоение адресов объектам капитального строительства, объектам, не являющимся объектами капитального строительства, на территории города Хабаровска", утвержденного постановлением администрации города Хабаровска от 29.06.2011 N 1926 (далее - Административный регламент), а именно: технический паспорт объекта или кадастровый паспорт объекта; разрешение на строительство или документ, разрешающий строительство; разрешение на ввод объекта в эксплуатацию или документ, подтверждающий ввод объекта в эксплуатацию; правоустанавливающий или правоудостоверяющий документ на земельный участок, на котором расположен объект; документ, определяющий местоположение земельного участка; учредительные документы.
Как следует из материалов дела ОАО "ННК-Хабаровскнефтепродукт" действуя по указанной процедуре, обратилось в адрес Департамента с соответствующим заявлением, предоставив при этом полный комплект документов в отношении спорного объекта - "Автозаправочная станция N 9", расположенного по адресу: г. Хабаровск, ул. Красноводская, 3А "В".
Однако Департамент оспариваемым письмом от 06.08.2014 отказал обществу в присвоении адреса названному объекту, в обоснование чего указал, что в ответ на направленные им в порядке межведомственного взаимодействия запросы в соответствии с пунктом 2.6.2 Административного регламента в отношении документов (сведений о документах), необходимых для присвоения адреса, а именно "разрешений на строительство и ввода в эксплуатацию объекта "Автозаправочная станция N 9", в полученных ответах отсутствуют сведения о выдаче вышеперечисленных документов обществу или его правопредшественнику, что является основанием для отказа в присвоении адреса, в соответствии с пунктом 2.8 Регламента.
Вместе с тем арбитражные суды в ходе рассмотрения настоящего дела, установили, что согласно свидетельству о государственной регистрации права от 11.03.2014 27АВ N 967690 за ОАО "ННК-Хабаровскнефтепродукт" зарегистрировано право собственности на Автозаправочную станцию N 9, инв. N 29770, расположенную по адресу: г. Хабаровск, Индустриальный район, ул. Красноводская, д. 3А "В", на основании акта приемки законченного строительством объекта от 27.08.1998.
Исследовав и оценив все имеющиеся в материалах настоящего дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи по правилам статьи 71 АПК РФ, арбитражные суды, руководствуясь названными нормами материального права, пришли к правильному выводу, что с учетом установленных обстоятельств обществом при обращении с соответствующим заявлением в Департамент представлены все документы, необходимые для присвоения адреса спорному объекту, в связи с чем признали неправомерными причины, изложенные в письме Департамента от 06.08.2014 N 7939/18-09, по которым уполномоченный орган отказал обществу в присвоении адреса спорному объекту.
Названные выводы арбитражных судов признаются судом кассационной инстанции соответствующим фактическим обстоятельствам настоящего спора, сделанными с правильным применением норм материального права на основе полного, всестороннего исследования и оценки имеющихся в материалах дела доказательств.
При этом соответствующие доводы кассационных жалоб Департамента и администрации об обратном подлежат отклонению как противоречащие материалам настоящего дела и конкретным обстоятельствам, установленным арбитражными судами в процессе его рассмотрения.
Также суд округа считает необходимым отметить, что согласно подпункту "б" пункта 40 Постановления Правительства РФ от 19.11.2014 N 1221 "Об утверждении Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов" (далее - Правила N 1221) в присвоении объекту адресации адреса или аннулировании его адреса может быть отказано в случае, если ответ на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для присвоения объекту адресации адреса или аннулирования его адреса, и соответствующий документ не был представлен заявителем (представителем заявителя) по собственной инициативе.
Пунктом 41 названных Правил N 1221 прямо предусмотрено, что решение об отказе в присвоении объекту адресации адреса или аннулировании его адреса должно содержать причину отказа с обязательной ссылкой на положения пункта 40 настоящих Правил, являющиеся основанием для принятия такого решения.
Между тем, как установлено судами, обществом при обращении с соответствующим заявлением в уполномоченный орган представлены все необходимые документы для получения испрашиваемой им муниципальной услуги, поэтому отсутствие соответствующих сведений об этих документах в ответах уполномоченных органов на межведомственные запросы Департамента не могло служить достаточным основанием для отказа обществу в присвоении адреса объекту в силу указанных норм права (пункты 40, 41 Правил N 1221).
Позиция заявителей кассационных жалоб о самовольном характере спорной постройки также не может быть принята во внимание судом кассационной инстанции, поскольку в отношении указанного объекта за ОАО "ННК-Хабаровскнефтепродукт" зарегистрировано право собственности, которое на сегодняшний момент никем не оспорено в установленном законом порядке. Кроме того, с соответствующим иском о признании принадлежащей обществу АЗС самовольной постройкой ответчики также не обращались.
По тем же причинам отклоняются ссылки заявителей кассационных жалоб на несоответствие спорного объекта общества требованиям действующего законодательства в области охраны труда, техники безопасности, а также строительных, санитарных, экологических и иных норм, как не относящиеся к предмету рассматриваемого спора.
В целом доводы кассационных жалоб в части несогласия заявителей с указанными выводами арбитражных судов по настоящему делу об отсутствии у уполномоченных органов в данном случае оснований для отказа обществу в присвоении адреса спорному объекту по существу касаются доказательственной стороны спора и установленных по делу фактических обстоятельств, поэтому судом кассационной инстанции не принимаются. Такие доводы не свидетельствуют о неправильном применении арбитражными судами норм материального права и не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
Нарушений норм процессуального права, в том числе предусмотренных частью 4 статьи 288 АПК РФ, арбитражными судами также не допущено.
Учитывая изложенное основания для удовлетворения кассационных жалоб отсутствуют.
В связи с окончанием кассационного производства, приостановление исполнения обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 283 АПК РФ подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 29.12.2014, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2015 по делу N А73-13595/2014 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Приостановление исполнения обжалуемых судебных актов, принятое определением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 17.04.2015 N 0000139, отменить.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.И. Гребенщиков |
Судьи |
О.В. Цирулик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.