г. Хабаровск |
|
02 июня 2015 г. |
Дело N А51-23436/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 мая 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 июня 2015 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: В.М. Голикова
Судей: Т.Г. Брагиной, И.А. Мильчиной
при участии:
от заявителя: ОАО "Дальневосточная генерирующая компания" - Яковенко А.В., представитель по доверенности от 19.01.2015 N 51/21;
от ГУ - Приморское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации - Минаева Т.Н., представитель по доверенности от 05.12.2014 N 02-29/01-8228;
рассмотрев в проведенном с использованием систем видеоконференц-связи судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - Приморское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации на решение от 01.12.2014, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2015 по делу N А51-23436/2014 Арбитражного суда Приморского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Е.М. Попов; в суде апелляционной инстанции судьи: Л.А. Бессчасная, Е.Л. Сидорович, Т.А. Солохина
по заявлению открытого акционерного общества "Дальневосточная генерирующая компания" (ОГРН 1051401746769, ИНН 1434031363, место нахождения: 680000, г. Хабаровск, ул. Фрунзе, 49)
к Государственному учреждению - Приморское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (ОГРН 1022501281439, ИНН 2536035577, место нахождения: 690990, Приморский край, г. Владивосток, ул. Муравьева Амурского, 1 Б)
о признании частично недействительным решения
Открытое акционерное общество "Дальневосточная генерирующая компания" (далее - ОАО "ДГК", общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о признании недействительным решения Государственного учреждения - Приморское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - учреждение, фонд) от 10.06.2014 N 4 "О выделении (отказе в выделении) средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечения" в части отказа в выделении средств на осуществление (возмещение) расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию в сумме 22 111,58 руб.
Решением суда от 01.12.2014, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2015, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции и постановлением апелляционного суда, фонд обратился с кассационной жалобой, в которой ставит вопрос о проверке законности и обоснованности судебных актов в связи с неправильным применением норм материального и процессуального права. По мнению заявителя кассационной жалобы, средства Фонда социального страхования Российской Федерации, из которых выплачиваются пособия по обязательному социальному страхованию, являются федеральной собственностью, поэтому расходование этих средств может осуществляться только на основании нормативных актов Российской Федерации, а не ее субъектов. Поскольку для пособий, выплачиваемых за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации, следует применять районный коэффициент в размере 1,2 к заработной плате, установленный Постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 20.11.1967 N 512/П-28 "О размерах районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в районах Дальнего Востока, Читинской области, Бурятской АССР и Европейского Севера, для которых эти коэффициенты в настоящее время не установлены, и о порядке их применения". Фонд считает, что страхователь вправе выплачивать своим работникам пособия по обязательному социальному страхованию с применением районного коэффициента 1,3, при этом затраты на выплату выравнивающего районного коэффициента должны быть осуществлены за счет его собственных средств.
Доводы кассационной жалобы поддержаны представителем фонда в судебном заседании суда кассационной инстанции, которое в соответствии со статьей 153.1 АПК РФ проведено путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Пятого арбитражного апелляционного суда.
Общество в отзыве на кассационную жалобу и в судебном заседании суда кассационной инстанции в лице своего представителя, возражая относительно приведенных в ней доводов, просило оставить ее без удовлетворения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, заслушав мнения лиц, участвующих в деле, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не установил оснований к отмене принятых по делу судебных актов.
Судами из материалов дела установлено, что в ходе проведенной Филиалом N 8 Государственного учреждения - Приморское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации выездной проверки Филиала "Лучегорский топливно-энергетический комплекс" открытого акционерного общества "ДГК" по вопросу правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, установлено неправомерное применение страхователем районного коэффициента в размере 1,3 при расчете единовременного пособия при рождении ребенка, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет, что зафиксировано в акте выездной проверки от 08 мая 2014 года.
На основании акта проверки, Филиалом N 8 ГУ-ПРО ФСС РФ принято решение от 10 июня 2014 года N 4 "О выделении (отказе в выделении) средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечения", которым выделено средств на осуществление (возмещение) расходов, произведенных страхователем на выплату страхового обеспечения в сумме 103 536,12 руб. и отказано в выделении средств в сумме 40 339,43 руб.
Полагая решение учреждения в части отказа в выделении средств на осуществление (возмещение) расходов, произведенных на выплату страхового обеспечения в сумме 22 111,58 руб. не основанным на нормах действующего законодательства и нарушающим его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды обеих инстанций, руководствуясь положениями статьи 4.6 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Федеральный закон N 255-ФЗ), статьи 5 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", пришли к выводу о правомерности ОАО "ДГК" при расчете размера выплаченных своим работникам пособий по обязательному социальному страхованию районных коэффициентов в размерах, установленных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, и недействительности решения фонда социального страхования.
Из подпункта 1 пункта 1 статьи 1.2 Федерального закона N 255-ФЗ следует, что обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам утраченного заработка (выплат, вознаграждений) или дополнительных расходов в связи с наступлением страхового случая по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
В силу статьи 315 Трудового кодекса Российской Федерации оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.
Размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в соответствии со статьей 316 Трудового кодекса РФ устанавливаются Правительством Российской Федерации, при этом органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов для учреждений, финансируемых соответственно из средств бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных бюджетов.
Пунктом 2 статьи 14 Федерального закона N 255-ФЗ предусмотрено, что в средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, включаются все виды выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованного лица, на которые начислены страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
До настоящего времени Правительством Российской Федерации единый размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы и пособий работников не установлен.
Постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 20.11.1967 N 512/П-28 "О размерах районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в районах Дальнего Востока, Читинской области, Бурятской АССР и Европейского Севера, для которых эти коэффициенты в настоящее время не установлены, и о порядке их применения" установлен размер коэффициента к заработной плате рабочих и служащих Хабаровского края, Приморского край, Амурской области, Читинской области, Бурятской АССР, Коми АССР, Архангельской области, Беломорского, Кемского, Калевальского, Пудожского, Сегежского и Муезерского районов, Карельской АССР в размере 1,2.
Пунктом 13 Постановления Совета Министров РСФСР от 04.02.1991 N 76 "О некоторых мерах по социально-экономическому развитию районов Севера" было предусмотрено, что исполнительным органам субъектов Российской Федерации предоставлено право устанавливать районные коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих в пределах действующих на территории минимальных и максимальных размеров этих коэффициентов с указанием, что затраты на указанные цели осуществляются за счет средств предприятий и организаций, бюджетов республик, входящих в состав РСФСР, автономных округов, местных бюджетов.
Во исполнение указанного акта решением исполкома Приморского краевого СНД от 13.09.1991 N 263 "О районных коэффициентах" предприятиям и организациям по согласованию с соответствующими профсоюзными органами предоставлено право вводить минимальный размер районного коэффициента в размере 1,3 к заработной плате рабочих и служащих. Данным решением также предусматривается, что затраты на указанные цели производятся за счет средств предприятий и организаций, а также за счет местных бюджетов по мере изыскания средств и решению органов государственного управления.
Данный нормативный акт в установленном законодательством порядке не оспорен, в спорный период являлись действующими и их применение при расчете заработной платы для исчисления социальных пособий является правомерным.
Кроме того, материалами дела подтверждается и не оспаривается фондом, что ОАО "ДГК" в спорном периоде осуществляло уплату страховых взносов в фонд социального страхования с учетом применения при исчислении заработной платы работников максимальных районных коэффициентов, установленных на уровне субъектов Российской Федерации.
При таких обстоятельствах является правильным вывод судов первой и апелляционной инстанций о том, что оснований для отказа в принятии к зачету и возмещении этих расходов фондом социального страхования не имелось.
Доводы заявителя жалобы не опровергают сделанные судами выводы и не свидетельствуют о неправильном применении норм права.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 01.12.2014, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2015 по делу N А51-23436/2014 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
В.М. Голиков |
Судьи |
Т.Г. Брагина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.