г. Хабаровск |
|
09 июня 2015 г. |
Дело N А51-34205/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 июня 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 июня 2015 года.
Постановлением Верховного Суда РФ от 22 декабря 2015 г. N 303-АД15-11489 настоящее постановление оставлено без изменения
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: И.А. Мильчиной
Судей: Т.Г. Брагиной, В.М. Голикова
при участии:
от заявителя - Товарищества собственников Жилья "Восток": Белякова М.Ю., представитель по доверенности от 01.06.2015 N 2;
от Государственной жилищной инспекции Приморского края: представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Товарищества собственников Жилья "Восток" на решение от 21.01.2015, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда 12.03.2015 по делу N А51-34205/2014 Арбитражного суда Приморского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Тимофеева Ю.А.; в апелляционном суде судьи Рубанова В.В., Пяткова А.В., Сидорович Е.Л.
по заявлению Товарищества собственников Жилья "Восток" (ОГРН 1142511002105, ИНН 2511088591, место нахождения: 692527, Приморский край, г. Уссурийск, ул. Андрея Кушнира, 9)
к Государственной жилищной инспекции Приморского края (ОГРН 1112540003982, ИНН 2540171519, место нахождения: 690091, Приморский край, г. Владивосток, ул. Алеутская, 45-А, оф. 807)
о признании незаконным и отмене постановления
Товарищество собственников жилья "ВОСТОК" (далее - ТСЖ "ВОСТОК", товарищество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным постановления Государственной жилищной инспекции Приморского края (далее -инспекция, административный орган) от 18.11.2014 N 51-07-11/232 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 7.23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Приморского края от 21.01.2015, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 12.03.2015, постановление административного органа признано незаконным и отменено в части размера административного штрафа, превышающего 125 000 руб.
Законность принятых судебных актов проверяется в порядке и пределах, установленных статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), по кассационной жалобе товарищества, полагающего, что судебные акты приняты с нарушением норм материального и процессуального права, в связи с чем просит их отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования.
Доводы жалобы сводятся к несогласию с выводом судов о том, что ТСЖ "Восток" является субъектом ответственности, установленной частью 1 статьи 7.23.1 КоАП РФ, поскольку субъектами ответственности по данной статье могут быть только организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договоров управления, к коим товарищество не относится. Просит обратить внимание, что выявленное нарушение было устранено до составления протокола об административном правонарушении, соответственно полагает возможным в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ признание правонарушения малозначительным, что судами применено не было.
Изложенная в жалобе позиция поддержана представителем заявителя при рассмотрении жалобы.
Административный орган, извещенный надлежащим образом о начале судебного процесса с его участием, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда, в судебное заседание явку своего представителя не обеспечил, что в силу части 3 статьи 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы. Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Проверив обоснованность доводов и возражений, изложенных в кассационной жалобе, заслушав мнение представителя товарищества, а также проверив правильность применения судами обеих инстанций норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, на основании проведенной в отношении ТСЖ "ВОСТОК" внеплановой документарной проверки с целью проверки информации, изложенной в обращениях от 25.09.2014 N N 51гр-4673, 51гр-4679 по многоквартирному дому N 9 по ул. Андрея Кушнира в г. Уссурийске, и выявления, в том числе нарушений жилищного законодательства при соблюдении Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 731, административным органом установлено, что товарищество по состоянию на 23.10.2014 на сайте www.reformaghk.ru не зарегистрировано, многоквартирным домом по информации официального сайта никто не управляет. Результаты проверки отражены в акте от 31.10.2014 N 51-07-13/193.
10.11.2014 в отношении ТСЖ "ВОСТОК" составлен протокол по признакам состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.23.1 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения материалов административного дела инспекцией вынесено постановление от 18.11.2014 N 51-07-11/232, которым товарищество признано виновным в совершении административного правонарушения по части 1 статьи 7.23.1 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 250 000 руб.
Не согласившись с постановлением административного органа, товарищество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Признавая незаконным и отменяя оспариваемое постановление в части размера административного штрафа, превышающего 125 000 руб., суд первой инстанции, поддержанный апелляционный судом, пришел к выводу о наличии в действиях товарищества состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 7.23.1 КоАП РФ, и соблюдении административным органом процедуры и сроков привлечения к административной ответственности. При этом доводы заявителя о малозначительности совершенного административного правонарушения арбитражными судами отклонены.
Выводы судов являются правильными, основанными на материалах дела и соответствующими требованиям действующего законодательства.
Частью 1 статьи 7.23.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение лицами, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договоров управления, установленных стандартом раскрытия информации порядка, способов или сроков раскрытия информации, либо раскрытие информации не в полном объеме, либо предоставление недостоверной информации.
Из содержания части 10 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) следует, что управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 731 утвержден Стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами (далее - Стандарт).
На основании пункта 5(1) Стандарта товариществами и кооперативами информация раскрывается путем обязательного опубликования информации на официальном сайте в сети Интернет, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также на одном из следующих сайтов в сети Интернет, определяемых по выбору товарищества и кооператива: сайт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, определяемого высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации; сайт органа местного самоуправления муниципального образования, на территории которого товарищество или кооператив осуществляют свою деятельность; размещения информации на информационных стендах (стойках), расположенных в помещении многоквартирного дома, доступном для всех собственников помещений в доме; предоставления информации на основании запросов, поданных в письменном виде, а при наличии технической возможности - также в электронном виде.
Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 02.04.2013 N 124 "Об утверждении Регламента раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, путем ее опубликования в сети Интернет и об определении официального сайта в сети Интернет, предназначенного для раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами" в качестве адреса официального сайта в сети Интернет, предназначенного для раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, определен адрес www.reformagkh.ru.
Как установлено судами, на момент осуществления инспекцией 23.10.2014 в 16-00 осмотра официального Интернет-сайта "Реформа ЖКХ" по адресу http://www.reformagkh.ru зафиксирован факт отсутствия регистрации ТСЖ "Восток" на сайте и сведений об управлении многоквартирным домом N 9 по ул. Андрея Кушнира в г. Уссурийске.
Правильно применив вышеуказанные нормы права, а также оценив в порядке, предусмотренном статьями 65, 67, 68, 71 АПК РФ, установленные по делу фактические обстоятельства в их совокупности, суды пришли к обоснованному выводу о доказанности материалами дела наличия в действиях товарищества нарушений пункта 5(1) Стандарта и, соответственно, наличия события административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 7.23.1 КоАП РФ.
Суды с учетом положений статей 1.5, 2.1 КоАП РФ правомерно отметили, что, поскольку у товарищества имелась реальная возможность по соблюдению требований Стандарта, его вина в совершении вменяемого ему административного правонарушения материалами дела доказана. Доказательств невозможности исполнения указанной обязанности товариществом не представлено.
При таких обстоятельствах правомерным является вывод судов о доказанности материалами дела наличия в действиях товарищества состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 7.23.1 КоАП РФ.
Суд, установив в действиях товарищества состав административного правонарушения, проверив соблюдение инспекцией порядка привлечения к административной ответственности, срока давности привлечения к ответственности по данной категории дел и не усмотрев оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ, признал избранную в отношении заявителя меру ответственности чрезмерной и, исходя из частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ, снизил размер административной санкции до 125 000 руб.
Четвертым абзацем пункта 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" установлено, что оценка вывода арбитражного суда первой и (или) апелляционной инстанции о наличии или отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям исходя из совершенного лицом правонарушения и, как следствие, о возможности или невозможности квалификации такого правонарушения как малозначительного с учетом положений статей 286 и 287 АПК РФ не входит в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции.
Таким образом, у суда кассационной инстанции отсутствуют полномочия для иной оценки указанного в жалобе довода относительно применения статьи 2.9 КоАП РФ.
Довод заявителя, изложенный в кассационной жалобе, о том, что он не является субъектом вменяемого административного правонарушения, отклоняется как основанный на неправильном толковании норм материального права.
Согласно статьям 136,138 ЖК РФ товарищество является объединением собственников жилья и имеет статус юридического лица, создано для совместного управления спорного многоквартирного дома, обеспечения эксплуатации, владения, пользования и распоряжения общего имущества, на которое возложены обязанности, в том числе предусмотренные диспозицией части 1 статьи 7.23.1 КоАП РФ.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены принятых по делу судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 21.01.2015, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда 12.03.2015 по делу N А51-34205/2014 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
И.А. Мильчина |
Судьи |
Т.Г. Брагина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Четвертым абзацем пункта 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" установлено, что оценка вывода арбитражного суда первой и (или) апелляционной инстанции о наличии или отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям исходя из совершенного лицом правонарушения и, как следствие, о возможности или невозможности квалификации такого правонарушения как малозначительного с учетом положений статей 286 и 287 АПК РФ не входит в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции.
Таким образом, у суда кассационной инстанции отсутствуют полномочия для иной оценки указанного в жалобе довода относительно применения статьи 2.9 КоАП РФ.
...
Согласно статьям 136,138 ЖК РФ товарищество является объединением собственников жилья и имеет статус юридического лица, создано для совместного управления спорного многоквартирного дома, обеспечения эксплуатации, владения, пользования и распоряжения общего имущества, на которое возложены обязанности, в том числе предусмотренные диспозицией части 1 статьи 7.23.1 КоАП РФ."
Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 9 июня 2015 г. N Ф03-2071/15 по делу N А51-34205/2014
Хронология рассмотрения дела:
09.06.2015 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-2071/15
09.04.2015 Определение Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-1707/15
12.03.2015 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-1363/15
21.01.2015 Решение Арбитражного суда Приморского края N А51-34205/14