г. Хабаровск |
|
22 июня 2015 г. |
Дело N А51-18551/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 июня 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 июня 2015 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: И.В. Ширяева
Судей: И.А. Мильчиной, Е.П. Филимоновой
при участии:
от истца - общества с ограниченной ответственностью "Дальневосточная дорожно-строительная компания": Фомина А.В., представитель по доверенности от 17.11.2014 N ДДСК-17/11-14;
от открытого акционерного общества "Приморское автодорожное ремонтное предприятие": представитель не явился;
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Приморское автодорожное ремонтное предприятие" на постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2015 по делу N А51-18551/2014 Арбитражного суда Приморского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья А.В. Буров, в апелляционном суде судьи: Скрипка Н.А., Ветошкевич А.В. Глебов Д.А.
По иску общества с ограниченной ответственностью "Дальневосточная дорожно-строительная компания"
к открытому акционерному обществу "Приморское автодорожное ремонтное предприятие"
о взыскании убытков в размере 582 036,50 руб.
Общество с ограниченной ответственностью "Дальневосточная дорожно-строительная компания" (ОГРН 1072706000620, ИНН 2706028869, место нахождения: 680000, Хабаровский край, г.Хабаровск, ул.Тургенева, 78, 7; далее - ООО "ДДСК", истец) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к открытому акционерному обществу "Приморское автодорожное ремонтное предприятие" (ОГРН 1062538079856, ИНН 2538099431, место нахождения: 690105, Приморский край, г.Владивосток, ул.Бородинская, 12; далее - ОАО "Примавтодор", ответчик) о взыскании 582 036,50 руб. убытков.
Решением от 24.11.2014 в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2015 решение суда от 24.11.2014 отменено, с ОАО "Примавтодор" в пользу ООО "ДДСК" взыскано 582 036,50 руб. убытков, поскольку факт несения истцом расходов на восстановление имущества, непосредственно связанного с повреждениями, причиненным в результате ДТП, подтвержден документально.
Заявитель кассационной жалобы просит постановление апелляционного суда отменить. Считает, что выводы суда о том, что ОАО "Примавтодор" допустило нарушения при содержании участка трассы 264 км автодороги М60 "Уссури" не состоятельны и не обоснованы. Указывает, что на месте ДТП не составлялся акт выявленных недостатков в содержании дорог, являющийся обязательным в случае, если происшествию сопутствовали дорожные условия. Указывает, что суд апелляционной инстанции необоснованно не учел, что согласно ГОСТ Р 52399-2005, ширина обочины дорог третьей категории составляет 2,5 м, тогда как опрокинутый автомобиль припаркован правой стороной на расстоянии 3 м; 3,10 м; 3,15 м; 3,20 м; 3,30 м от края проезжей части и съехал с укрепленной части обочины на прибровочную полосу и откос.
ООО "ДДСК" в отзыве на кассационную жалобу доводы ответчика отклонило, указывая на их несостоятельность, просило оставить обжалуемое постановление апелляционного суда без изменения.
До даты судебного заседания ОАО "Примавтодор" ходатайствовало о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы, изложенные в отзыве на кассационную жалобу.
Проверив законность постановления апелляционного суда, Арбитражный суд Дальневосточного округа считает, что основания для его отмены, предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), отсутствуют.
Как следует из материалов дела, 30.10.2012 на 264-м километре федеральной автомобильной дороги "Уссури" в результате обвала обочины автодороги произошло опрокидывание припаркованного на ней автомобиля марки SHAANXI SX4255NT385 государственный регистрационный номер B 247 HM 27, принадлежащего истцу на праве лизинга, с полуприцепом марки WANSHIDA SDW9405, государственный регистрационный номер XA7067 27, принадлежащим истцу на праве аренды.
Факт дорожно-транспортного происшествия подтверждается копией определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении от 30.10.2012 N 1641, схемой дорожно-транспортного происшествия (далее - ДТП), составленной 30.12.2012 сотрудником ОГИБДД отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по Пожарскому району Приморского края, и справкой о дорожно-транспортном происшествии.
В результате дорожно-транспортного происшествия имуществу истца причинен ущерб на общую сумму 582 036,50 руб., в том числе фактические затраты по ремонту автомобиля SHAANXI SX4255NT385 - 350 000 руб.; фактические затраты по ремонту полуприцепа WANSHIDA SDW9405 - 17 250 руб.; затраты на оплату услуг эксперта - 5 100 руб.; стоимость работ грузового тягача седельного (52 час. 40 мин.) - 53 152,10 руб.; стоимость работ автокрана (53 час. 30 мин.) - 83 628,36 руб.; стоимость работ грузового тягача седельного (39 час. 20 мин.) - 72 906,04 руб.
Считая, что ответчик не обеспечил надлежащее состояние дорожного покрытия, что привело к повреждению транспортных средств, истец обратился с рассматриваемым иском в арбитражный суд, который посчитал недоказанной причинно-следственную связь между опрокидыванием автомобильного транспортного средства и действием (бездействием) ответчика.
Суд апелляционной инстанции признал наличие совокупности всех признаков необходимых для привлечения ОАО "Примавтодор" к ответственности в виде возмещения убытков. С выводами суда апелляционной инстанции соглашается суд кассационной инстанции в силу следующего.
В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Взыскание убытков по правилам данной нормы права возможно при доказанности состава правонарушения, включающего факты причинения убытков, противоправности поведения лица, их причинившего, причинной связи между этими элементами и размера убытков.
По правилам статьи 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (пункт 2 статьи 1064 ГК РФ).
Для наступления деликтной ответственности необходимо установить наличие состава правонарушения, включающего следующие элементы: наступление вреда; противоправность поведения причинителя вреда; причинная связь между первым и вторым элементами; вина причинителя вреда. Бремя доказывания отсутствия вины лежит на ответчике.
Согласно справке о ДТП, приложенной схеме ДТП от 30.10.2012, определению об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении от 30.10.2012 в отношении водителя ООО "ДДСК" Щегловатых Е.Г. в действиях последнего отсутствуют события административного правонарушения, сведений о нарушении водителем истца Правил дорожного движения также в вышеуказанных документах не имеется. Судом апелляционной инстанции сделан вывод о том, что ДТП произошло не по вине водителя ООО "ДДСК", исполнявшего трудовые обязанности; поскольку нарушения ПДД данным водителем органами ГИБДД не установлены.
В силу пункта 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090, должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, обязаны содержать эти объекты в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
Между ФГУ "Дальуправтодор" (заказчик), действующим от имени Российской Федерации, в ведении которого находится автодорога, на которой произошло ДТП и ОАО "Примавтодор" (подрядчик) заключен государственный контракт от 28.12.2009 N 4-10/СД на выполнение работ по содержанию автомобильной дороги общего пользования федерального значения М-60 "Уссури" от Хабаровска до Владивостока с км 240+000 по км 323+000.
Пунктом 6.1 вышеуказанного контракта предусмотрено, что ОАО "Примавтодор" обязано обеспечить требуемый уровень содержания обслуживаемого участка автомобильной дороги для обеспечения круглогодичного безопасного и бесперебойного движения транспортных средств.
Таким образом, ОАО "Примавтодор" является надлежащим ответчиком по настоящему спору, поскольку на основании государственного контракта в период произошедшего ДТП исполняло функции по содержанию спорного участка автодороги, а, следовательно, в силу пункта 9.6 контракта несет ответственность за ущерб, причиненный транспортному средству в результате неудовлетворительного состояния дороги.
Пунктом 3.2.2 Требований к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения утвержденных Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 11.10.1993 N 221 (ГОСТ Р 50597-93) предусмотрено, что состояние укрепительных полос по степени деформации и ровности их покрытия должно соответствовать значениям, установленным для покрытий проезжей части. Устранение дефектов укрепительной полосы следует осуществлять в течение не более 14 суток с момента обнаружения. Требования указанного ГОСТа подлежат обязательному применению и к краевой полосе, и к укрепленной и грунтовой частям обочины автодороги как к элементам обочины этой дороги
Апелляционным судом сделан обоснованный вывод о том, что обочина как составляющий элемент автомобильной дороги, не исключающий возможности движения по ней транспортных средств и их остановки, должна выдерживать как движущееся, так и остановившееся транспортное средство.
Выводы суда апелляционной инстанции сделаны в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-93 и ГОСТ Р 52399-2005 "Геометрические элементы автомобильных дорог", утвержденного и введенного в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22.11.2005 N 297-ст, обосновано принят во внимание факт того, что местом стоянки выбрана обочина автодороги, при остановке транспортного средства водителем не нарушены правила дорожного движения и сделан правильный вывод, что опрокидывание транспортных средств произошло из-за ненадлежащего состояния обочины автомобильной дороги.
Материалы дела не содержат доказательства, свидетельствующие о надлежащем до момента опрокидывания транспортных средств состоянии обочины, в том числе о том, что составные части обочины укреплены соответствующим образом.
Исходя из изложенного, апелляционный суд правомерно признал наличие в рассматриваемой правовой ситуации совокупность всех признаков для привлечения ответчика к ответственности в виде возмещения убытков, связанных с повреждением автомобиля и полуприцепа.
Судом апелляционной инстанции по материалам дела установлен и подтвержден документально факт несения истцом расходов для восстановления имущества, непосредственно связанных с повреждениями, причиненными в результате ДТП, в том числе учтено, что ликвидация последствий ДТП осуществлялась силами и средствами ООО "ДДСК".
Таким образом, суды установили все юридически значимые обстоятельства дела, применили нормы материального права, регулирующие возникшие спорные правоотношения, в полном объеме проверили доводы сторон, поэтому обжалуемое постановление апелляционного суда не подлежит отмене, а кассационная жалоба - удовлетворению.
Нарушений норм процессуального права судом апелляционной инстанций, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, не выявлено.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2015 по делу N А51-18551/2014 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
И.В. Ширяев |
Судьи |
И.А. Мильчина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.