г. Хабаровск |
|
02 июля 2015 г. |
А51-21498/2014 |
Резолютивная часть постановления от 30 июня 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 июля 2015 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего: Лесненко С.Ю.
Судей: Новиковой С.Н., Логвиненко С.А.
при участии
без явки представителей лиц, участвующих в деле
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу некоммерческого партнерства "Спортивный клуб тхэквондо "Восток"
на решение от 26.11.2014, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2015
по делу N А51-21498/2014 Арбитражного суда Приморского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Жестилевская О.А., в апелляционном суде судьи: Номоконова Е.Н., Гончарова А.В., Гуцалюк С.В.
По заявлению некоммерческого партнерства "Спортивный клуб тхэквондо "Восток"
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю
третьи лица: Департамент лесного хозяйства Приморского края, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"
о признании незаконным решения
Некоммерческое партнерство "Спортивный клуб тхэквондо "Восток" (ОГРН 1032500704554, место нахождения: 692916, Приморский край, г.Находка, ул.Чернышевского, 3; далее - партнерство, спортивный клуб) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю (ОГРН 1042504382931, место нахождения: 690091, Приморский край, г.Владивосток, ул.Посьетская, 48; далее - управление Росреестра), оформленного сообщением от 30.04.2014 N 16/005/2014-85, об отказе в государственной регистрации дополнительного соглашения от 12.07.2013 N 1 к договору аренды лесного участка от 28.10.2008 N 44/41 и об обязании осуществить государственную регистрацию указанного соглашения.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены Департамент лесного хозяйства Приморского края (место нахождения: 690024, Приморский край, г.Владивосток, ул.Белинского, 3а; далее - департамент) и Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (место нахождения: 690000, Приморский край, г.Владивосток, ул.Приморская, 2; далее - кадастровая палата).
Решением Арбитражного суда Приморского края от 26.11.2014, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2015, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе партнерство выражает несогласие с принятыми по делу судебными актами и ссылается на неправильное применение судами норм материального права, в связи с чем предлагает названные решение и постановление апелляционного суда отменить, удовлетворить заявленные требования в полном объеме. В обоснование жалобы заявитель приводит доводы об отсутствии оснований для отказа в государственной регистрации дополнительного соглашения к договору аренды. Считает, что предоставление в аренду лесного участка, идентифицированного номером учетной записи в государственном лесном реестре и определенного в плане участка, не требует раздела многоконтурного земельного участка лесного фонда с кадастровым номером 25:13:000000:65. При этом полагает, что раздел арендуемого лесного участка на два самостоятельных участка осуществлен Департаментом лесного хозяйства Приморского края с соблюдением установленного порядка и в пределах полномочий.
Отзывы на кассационную жалобу не представлены.
До рассмотрения кассационной жалобы по существу от спортивного клуба в арбитражный суд округа поступило ходатайство об отложении судебного разбирательства по причине невозможности явки своего представителя на указанную в определении об отложении судебного разбирательства от 09.06.2015 дату рассмотрения жалобы, которое рассмотрено судебной коллегией в порядке положений статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и отклонено.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в том числе с учетом публикации необходимой информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, явку своих представителей в суд кассационной инстанции не обеспечили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Проверив в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых по делу судебных актов, Арбитражный суд Дальневосточного округа считает их подлежащими отмене на основании следующего.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 28.10.2008 между партнерством и Управлением лесным хозяйством Приморского края заключен договор аренды N 44/41 в отношении лесного участка площадью 1,6 га (16 000 кв.м), местоположение: Приморский край, Находкинский городской округ, Сергеевское лесничество, Владимиро-Александровское участковое лесничество, квартал 344, часть выделов 9, 10, 15, номер учетной записи в государственном лесном реестре 53/1105019-2008-11. Указанный договор зарегистрирован Росреестром в установленном порядке.
По результатам проведенных заявителем в 2010 году межевых работ образован земельный участок, границы которого совпадают с предметом аренды, и впоследствии поставлен на кадастровый учет с кадастровым номером 25:31:100001:30. Изменения в договор аренды в связи с образованием земельного участка в границах лесного участка не вносились, права на земельный участок не регистрировались.
В 2011 году партнерством проведены межевые работы, направленные на раздел земельного участка с кадастровым номером 25:31:100001:30. Образованные в результате такого раздела земельные участки 23.12.2011 поставлены на кадастровый учет с кадастровыми номерами 25:31:100001:33 (4 500 кв.м) и 25:31:100001:34 (11 500 кв.м).
12.07.2013 между партнерством и Департаментом лесного хозяйства Приморского края заключено дополнительное соглашение N 1 к договору аренды от 28.10.2008 N 44/41 об изменении предмета сделки, согласно которому в пользование арендатора предоставляются следующие участки, обозначенные как "лесные":
- площадью 4 500 кв.м с кадастровым номером 25:31:100001:33, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир жилой дом, участок находится примерно в 6 530 м от ориентира по направлению на восток, почтовый адрес ориентира: Приморский край, г.Находка, п.Врангель, ул.Большая, 19 - Приморский край, Находкинский городской округ, Сергеевское лесничество, Владимиро-Александровское участковое лесничество, квартал 344, часть выдела 10 (по данным лесоустройства);
- площадью 11 500 кв.м с кадастровым номером 25:31:100001:34, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир жилой дом, участок находится примерно в 6 470 м от ориентира по направлению на восток, почтовый адрес ориентира: Приморский край, г.Находка, п.Врангель, ул.Большая, 19 - Приморский край, Находкинский городской округ, Сергеевское лесничество, Владимиро-Александровское участковое лесничество, квартал 344, часть выделов 9, 10, 15 (по данным лесоустройства).
Кроме того, 17.02.2014 Департаментом лесного хозяйства Приморского края был издан приказ N 462 о разделе лесного участка с кадастровым номером 25:31:100001:30 на два лесных участка с кадастровыми номерами 25:31:100001:33 (4 500 кв.м) и 25:31:100001:34 (11 500 кв.м).
19.03.2014 партнерство обратилось в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации дополнительного соглашения от 12.07.2013 N 1, к которому были приложены приказ Департамента лесного хозяйства Приморского края от 17.02.2014 N 462 и кадастровые паспорта земельных участков от 23.12.2011.
Письмом от 30.04.2014 N 16/005/2014-85 управление Росреестра отказало в государственной регистрации дополнительного соглашения по мотиву непредставления документа, свидетельствующего об изменении предмета аренды (разделе либо выделе из земельного участка с кадастровым номером 25:13:000000:65), а также отсутствия государственной регистрации права на земельный участок с кадастровым номером 25:31:100001:30.
Полагая, что указанное решение нарушает права и законные интересы партнерства, последнее обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Пунктом 5 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 5 статьи 2, пунктом 3 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о госрегистрации) установлено, что заинтересованное лицо вправе обжаловать в суд отказ регистрирующего органа в государственной регистрации прав. Кроме того, право заинтересованного лица обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц предусмотрено главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица наделены правом обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания незаконным решения государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствие обжалуемого решения закону и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основания отказа в государственной регистрации прав исчерпывающе перечислены в статье 20 Закона о госрегистрации, согласно абзацам 4, 10 пункта 1 которой в государственной регистрации прав может быть отказано, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства, либо не представлены документы, необходимые в соответствии с Законом для государственной регистрации прав.
Государственная регистрация прав производится по основаниям, перечисленным в статье 17 Закона о госрегистрации. К таким основаниям, в частности, относятся договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки.
Как установлено судами и видно из материалов дела, лесной участок, арендуемый партнерством, является федеральной собственностью. В ходе проведения землеустроительных работ были согласованы со смежными землепользователями, установлены и отведены в натуре границы земельного участка; осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 25:31:100001:30, впоследствии данный участок разделен на два участка с кадастровыми номерами 25:31:100001:33 и 25:31:100001:34.
В дополнительном соглашении от 12.07.2013 N 1 указаны характеристики участков в соответствии с кадастровыми паспортами от 23.12.2011, которые до раздела составляли единый участок, соответствующий предмету зарегистрированного в установленном порядке договора аренды от 28.10.2008 N 44/41, определенному планом лесного участка, и идентифицированному номером учетной записи в государственном лесном реестре 53/1105019-2008-11.
Обращаясь с заявлением о государственной регистрации дополнительного соглашения от 12.07.2013 N 1, партнерство приложило приказ Департамента лесного хозяйства Приморского края от 17.02.2014 N 462 и кадастровые паспорта земельных участков с кадастровыми номерами 25:31:100001:33 и 25:31:100001:34.
Дав оценку указанным документам, суды пришли к выводу о том, что Департамент лесного хозяйства Приморского края не является органом, уполномоченным в соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации на распоряжение федеральным имуществом на территории Приморского края. В этой связи суды посчитали, что приказ департамента от 17.02.2014 N 462 не является решением уполномоченного органа о разделе лесного участка с кадастровым номером 25:31:100001:30, и указали на отсутствие документа, подтверждающего соблюдение порядка раздела лесного участка.
При этом суды руководствовались статьями 11.2, 11.3, 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации и исходили из того, что положением о Департаменте лесного хозяйства Приморского края, утвержденным постановлением администрации Приморского края от 05.12.2012 N 373-па, полномочия по разделу лесных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, департаменту не предоставлены.
Также суды пришли к выводу об отсутствии доказательств того, что Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае как органом, уполномоченным на управление федеральной собственностью на территории Приморского края, партнерству выдавались какие-либо поручения о государственной регистрации прав на земельные участки, образуемые при разделе.
Вместе с тем, делая вывод о том, что уполномоченным органом в отношении лесных участков на территории Приморского края является Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае, суды не привлекли указанное лицо к участию в настоящем деле для выяснения указанного вопроса.
Кроме того, суд кассационной инстанции считает необходимым отметить следующее.
Лесным кодексом Российской Федерации прямо не урегулированы вопросы по формированию лесных участков, тогда как процедура образования земельных участков подробно определена нормами главы I.1 Земельного кодекса Российской Федерации, которые также могут применяться к спорным правоотношениям.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации (здесь и далее в редакции, действовавшей на момент рассмотрения дела судами первой и апелляционной инстанций) образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса, за исключением предусмотренных данной нормой права случаев, к числу которых рассматриваемый спор не относится.
При этом пунктом 2 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что решения об образовании земельных участков могут быть приняты уполномоченным органом на основании заявлений землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки. Для принятия такого решения необходимы следующие документы: кадастровые паспорта образуемых земельных участков или кадастровый паспорт образуемого земельного участка; правоустанавливающие и (или) правоудостоверяющие документы на земельные участки, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки.
Пунктом 2 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент рассмотрения дела) прямо предусмотрено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление ряда полномочий в области лесных отношений, включая предоставление в границах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений (в том числе организация и проведение соответствующих аукционов), принятие решений о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования, заключение соглашений об установлении сервитутов в отношении лесных участков в границах земель лесного фонда.
Определяя полномочия публичных органов в отношении лесных участков, суды не дали оценку содержанию полномочий Росимущества в целом и его территориальных органов в частности, установленных приказом Минэкономразвития России от 01.11.2008 N 374 (в редакции от 18.09.2013, от 16.01.2015) "Об утверждении типового положения о территориальном органе Федерального агентства по управлению государственным имуществом", не приняли во внимание разъяснения, содержащиеся в информационных письмах Минэкономразвития России от 11.10.2013 N 21800-ПК/Д23и и заместителя руководителя Росимущества от 23.10.2013 N ПП-10/49554 "О полномочиях по разделу лесных участков из состава земель лесного фонда" и не учли, что определение (описание) предмета договора аренды (а при необходимости его формирование в установленном законом порядке) осуществляется непосредственно арендодателем и является одной из неотъемлемых стадий процедуры заключения договора.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции находит выводы судов об отсутствии оснований для удовлетворения требований партнерства преждевременными, сделанными при неполном выяснении обстоятельств дела, имеющих значение для правильного разрешения спора, в связи с чем обжалуемые судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции на основании части 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При новом рассмотрении дела арбитражному суду необходимо устранить допущенные нарушения, рассмотреть вопрос о привлечении Территориального управления Росимущества к участию в деле и, обеспечив полноту исследования доказательств и реализацию всех процессуальных прав лиц, участвующих в деле, установить обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, к рассматриваемым правоотношениям применить нормы права, подлежащие применению, а также распределить расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Приморского края от 26.11.2014, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2015 по делу N А51-21498/2014 отменить, дело направить на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.Ю. Лесненко |
Судьи |
С.Н. Новикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.