г. Хабаровск |
|
03 июля 2015 г. |
А24-3492/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июня 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 июля 2015 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: С.А. Логвиненко
Судей: Головниной Е.Н., Никитина Е.О.
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Русский дом": Мошенец С.А., представитель по доверенности
от Агентства лесного хозяйства и охраны животного мира Камчатского края: представитель не явился
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Камчатском крае: Базилевская С.Д., представитель по доверенности
рассмотрев в проведенном с использованием систем видеоконференц-связи судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Камчатском крае
на решение от 05.11.2014, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2015
по делу N А24-3492/2014
Арбитражного суда Камчатского края
дело рассматривали: в первой инстанции - Д.Н. Довгалюк, в апелляционной инстанции - А.В. Гончарова, С.В. Гуцалюк, Е.Н. Номоконова
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Русский дом"
к Агентству лесного хозяйства и охраны животного мира Камчатского края; Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Камчатском крае
о признании незаконным бездействия Агентства лесного хозяйства и охраны животного мира Камчатского края, выразившегося в ненаправлении в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Камчатском крае пакета документов, необходимых для принятия решения о разделе лесного (земельного) участка с кадастровым номером 41:00:0000000:3 и образования лесного (земельного) участка с кадастровым номером 41:05:0101012:1346; о признании незаконным бездействия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Камчатском крае, выразившегося в непринятии решения о разделе лесного (земельного) участка с кадастровым номером 41:00:0000000:3 и образовании из него лесного (земельного) участка с кадастровым номером 41:05:0101012:1346
Общество с ограниченной ответственностью "Русский дом" (ОГРН 1064101072507, ИНН 4101113777, адрес (место нахождения): 683009, Камчатский край, город Петропавловск-Камчатский, улица Звездная, 5, 1, 43; далее - общество, ООО "Русский дом"), в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с заявлением о признании незаконным бездействия Агентства лесного хозяйства и охраны животного мира Камчатского края (ОГРН 1114101003708, ИНН 4101145761, адрес (место нахождения): 683023, Камчатский край, город Петропавловск-Камчатский, улица Чубарова, 18; далее - агентство лесного хозяйства), выразившегося в ненаправлении в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Камчатском крае (ОГРН 1094101004865, ИНН 4101133149, адрес (место нахождения): 683000, Камчатский край. Город Петропавловск-Камчатский, улица Красинцев, 19; далее - ТУ ФАУГИ, Территориальное управление) пакета документов, необходимых для принятия решения о разделе лесного (земельного) участка с кадастровым номером 41:00:0000000:3 и образования лесного (земельного) участка с кадастровым номером 41:05:0101012:1346, а также о признании незаконным бездействия Территориального управления, выразившегося в непринятии решения о разделе лесного (земельного) участка с кадастровым номером 41:00:0000000:3 и образовании из него лесного (земельного) участка с кадастровым номером 41:05:0101012:1346.
Решением суда от 05.11.2014, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2015, признано незаконным бездействие ТУ ФАУГИ, выразившееся в непринятии решения о разделе лесного (земельного) участка) с кадастровым номером 41:00:0000000:3 и образовании из него лесного (земельного) участка с кадастровым номером 41:05:0101012:1346, как несоответствующее Лесному кодексу Российской Федерации (далее - ЛК РФ). Суд обязал Территориальное управление устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя.
В удовлетворении заявленных требований в части признания незаконным бездействия агентства, выразившегося в не направлении в ТУ ФАУГИ пакета документов, необходимых для принятия решения о разделе лесного (земельного) участка с кадастровым номером 41:00:0000000:3 и образования лесного (земельного) участка с кадастровым номером 41:05:0101012:1346, обществу отказано.
В кассационной жалобе Территориальное управление, ссылаясь на неправильное применение норм материального права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить обжалуемые решение и постановление судебных инстанций, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований общества.
ООО "Русский дом", агентство лесного хозяйства в представленных отзывах на кассационную жалобу выражают несогласие с ее доводами, предлагают оставить обжалуемые судебные акты без изменения, как законные и обоснованные, принятые по полно и всесторонне исследованным обстоятельствам дела.
В судебном заседании арбитражного суда кассационной инстанции, проведенном с использованием системы видеоконференц-связи в порядке статьи 153.1 АПК РФ при содействии Арбитражного суда Камчатского края, представитель ТУ ФАУГИ поддержала доводы кассационной жалобы, настаивала на ее удовлетворении, представитель общества возражала по доводам жалобы, просила оставить в силе принятые судебные акты.
Агентство лесного хозяйства, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе с учетом размещения соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, явку представителей в судебное заседание не обеспечило.
01.06.2015 на основании статьи 158 АПК РФ рассмотрение дела отложено до 14 часов 50 минут 22.06.2015.
В порядке статьи 163 АПК РФ в судебном заседании объявлялся перерыв до 14 часов 50 минут 29.06.2015. После перерыва позиция лиц, участвующих в деле, по спору не изменилась.
Арбитражный суд кассационной инстанции, обсудив доводы жалобы и отзывов на нее, пояснения представителей Территориального управления и ООО "Русский дом", изучив материалы дела, проверив в порядке главы 35 АПК РФ правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов суда установленным по делу обстоятельствам, а также имеющимся в материалах дела доказательствам, приходит к следующему.
Как видно из материалов дела и установлено судами, в собственности Российской Федерации находится лесной участок с кадастровым номером 41:00:00000003.
Из имеющихся в деле межевого плана и кадастрового паспорта земельного участка видно, что из состава земельного участка с кадастровым номером 41:00:00000003 образован и поставлен 26.10.2012 на государственный кадастровый учет земельный участок с кадастровым номером 41:05:0101012:1346, площадью 0,5237 га, разрешенное использование - для использования по назначению участков лесного фонда.
По заявке ООО "Русский дом" 16.04.2013 состоялся аукцион на право заключения договора аренды лесного участка. По результатам аукциона общество, как единственный участник, получило право заключить договор аренды вышепоименованного лесного участка с кадастровым номером 41:05:0101012:1346.
Между обществом и агентством лесного хозяйства 29.04.2014 подписан соответствующий договор аренды лесного участка.
Агентство лесного хозяйства 07.05.2013 исх. N 1314 направило в ТУ ФАУГИ пакет документов для раздела лесного (земельного) участка с кадастровым номером 41:00:00000003 и образования из него лесного (земельного) участка с кадастровым номером 41:05:0101012:1346.
ТУ ФАУГИ сообщением от 03.06.2013 исх. N 2343 уведомило агентство лесного хозяйства о перенаправлении полученных документов в Росимущество для принятия соответствующего решения.
29.08.2013 в ТУ ФАУГИ поступило поручение Росимущества N ПП-10/33287 от 22.07.2013, в котором указано на расхождения в площади образуемого земельного участка и невозможность в связи с этим принять соответствующее решение о разделе лесного (земельного) участка.
Письмом от 24.09.2013 исх. N 3000 агентство лесного хозяйства повторно адресовало в ТУ ФАУГИ пакет документов для раздела лесного (земельного) участка с кадастровым номером 41:00:00000003 и образования из него лесного (земельного) участка с кадастровым номером 41:05:0101012:1346 (документы перенаправлены в Росимущество).
Однако 24.10.2013 в ТУ ФАУГИ поступило поручение Росимущества N ПП-10/49554 от 23.10.2013, в котором, со ссылкой на письмо Минэкономразвития России от 11.10.2013 N 21801-ПК/Д23и, указано, что обращения по образованию лесных участков должны быть переадресованы в исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
12.11.2013 в ТУ ФАУГИ получено поручение Росимущества N РЮ-10/52083 от 08.11.2013, которым пакет документов возвращен без рассмотрения также со ссылкой на письмо Минэкономразвития России от 11.10.2013 N 21801-ПК/Д23и.
Письмом от 29.11.2013 исх. N 5414 ТУ ФАУГИ возвратило агентству лесного хозяйства документы, необходимых для раздела лесного (земельного) участка.
Кроме того, из материалов дела следует, что 10.07.2014 общество обратилось в ТУ ФАУГИ с заявлением о даче разъяснений по вопросу непринятия Федеральным агентством по управлению государственным имуществом (Росимущество) решения о разделе лесного (земельного) участка с кадастровым номером 41:00:00000003 и о не принятии Территориальным управлением мер по регистрации права собственности Российской Федерации на сформированный лесной (земельный) участок с кадастровым номером 41:05:0101012:1346. Однако данный вопрос не разрешен по существу, поскольку у ТУ ФАУГИ отсутствуют соответствующие полномочия.
Полагая незаконным бездействие агентства лесного хозяйства по не направлению в ТУ ФАУГИ пакета документов, необходимых для принятия решения о разделе спорного лесного (земельного) участка и образования лесного (земельного) участка с кадастровым номером 41:05:0101012:1346, а также незаконным бездействие ТУ ФАУГИ по непринятию решения о разделе спорного лесного (земельного) участка и образовании из него лесного (земельного) участка с кадастровым номером 41:05:0101012:1346, ООО "Русский дом" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 3 статьи 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основываясь на нормах статьи 7, части 1 статьи 8, статьи 83 ЛК РФ, пункта 2 статьи 9, пункта 2 статьи 11.2, пунктов 1, 2 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), положениях Постановления Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, Приказа Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 05.03.2009 N 63, Приказа Минэкономразвития России от 18.09.2013 N 538, Приказа Росимущества "О внесении изменений в положения о территориальных управлениях Федерального агентства по управлению государственным имуществом" от 17.01.2014 N 08, суды пришли к выводам о том, что образование земельных участков путем раздела, объединения, перераспределения, предполагающее необходимость государственной регистрации прав на них, вносит изменения в правовой режим преобразуемого имущества и, соответственно, находится в компетенции собственника данного имущества.
Судами указано, что функцию управления федеральным имуществом (в том числе и принятие решений об образовании лесных (земельных) участков) от имени его собственника выполняет Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество), осуществляющее свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
Принимая во внимание, что лесной (земельный) участок с кадастровым номером 41:00:00000003 находится в собственности Российской Федерации, а образуемый из него лесной (земельный) участок с кадастровым номером 41:05:0101012:1346 имеет площадь менее десяти гектаров, суды пришли к выводу о том, что уполномоченным органом по решению вопроса об образовании спорного земельного участка является Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Камчатском крае.
В этой связи, рассматривая настоящий спор, суды, признав бездействие ТУ ФАУГИ в Камчатском крае, выразившееся в непринятии по существу решения о разделе лесного (земельного) участка) с кадастровым номером 41:00:0000000:3 и образовании из него лесного (земельного) участка с кадастровым номером 41:05:0101012:1346, нарушающим права и законные интересы общества, удовлетворили заявленные требования в указанной части, обязали Территориальное управление устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Вместе с тем, при разрешении настоящего спора судами не учтено следующее.
Лесным участком, в соответствии со статьей 7 ЛК РФ является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 ЛК РФ.
Частью часть 1 статьи 8 ЛК РФ установлено, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
При этом, Лесным кодексом Российской Федерации прямо не урегулированы вопросы по формированию лесных участков, тогда как процедура образования земельных участков подробно определена нормами главы I.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), которые также могут применяться к спорным правоотношениям.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.3 ЗК РФ (здесь и далее в редакции, действовавшей на момент рассмотрения дела судами первой и апелляционной инстанций) образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса, за исключением предусмотренных данной нормой права случаев, к числу которых рассматриваемый спор не относится.
В силу статьи 29 ЗК РФ, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 ЗК РФ.
При этом пунктом 2 статьи 11.3 ЗК РФ предусмотрено, что решения об образовании земельных участков могут быть приняты уполномоченным органом на основании заявлений землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки. Для принятия такого решения необходимы следующие документы: кадастровые паспорта образуемых земельных участков или кадастровый паспорт образуемого земельного участка; правоустанавливающие и (или) правоудостоверяющие документы на земельные участки, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки.
Исходя из пункта 2 статьи 9 ЗК РФ, управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), осуществляет Российская Федерация.
Федеральными законами устанавливаются случаи передачи отдельных полномочий Российской Федерации органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Пунктом 2 части 1 статьи 83 ЛК РФ (в редакции, действовавшей на момент рассмотрения дела) прямо предусмотрено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление ряда полномочий в области лесных отношений, включая предоставление в границах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений (в том числе организация и проведение соответствующих аукционов), принятие решений о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования, заключение соглашений об установлении сервитутов в отношении лесных участков в границах земель лесного фонда.
Принимая во внимание, что определение (описание) предмета договора аренды земельного участка (а при необходимости его формирование в установленном законом порядке) осуществляется непосредственно арендодателем и является одной из неотъемлемых стадий процедуры заключения договора, то реализация таких полномочий в силу специальных предписаний лесного и земельного законодательства должна являться прерогативой органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Иное решение данного вопроса может привести к несогласованности действий публичных органов власти по вопросам формирования и дальнейшего предоставления в пользование лесных (земельных) участков, а также повлечь необоснованное затягивание данных процедур.
Указанное следует также из анализа содержания полномочий Росимущества в целом и его территориальных органов, в том числе из полномочий, установленных Приказом Минэкономразвития России от 01.11.2008 N 374 (в редакции от 18.09.2013, от 17.01.2014) "Об утверждении типового положения о территориальном органе Федерального агентства по управлению государственным имуществом", а также разъяснений, содержащихся в информационных письмах Минэкономразвития России от 11.10.2013 N 21800-ПК/23н (далее - Информационное письмо от 11.10.2013 N 21800-ПК/23н) и заместителя руководителя Росимущества от 23.10.2013 N ПП-10/49554 "О полномочиях по разделу лесных участков из состава земель лесного фонда" (далее - Информационное письмо от 23.10.2013 N ПП-10/49554).
Кроме того, из системного анализа норм статьи 83 ЛК РФ, в редакции, действовавшей на момент рассмотрения дела, видно, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий в области лесных отношений, включая предоставление в границах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, в том числе организация и проведение соответствующих аукционов.
В ныне действующей редакции пункта 2 статьи 83 ЛК РФ добавлен положением о передаче Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по принятию решений о предварительном согласовании предоставления земельных участков в границах земель лесного фонда. Наличие таких полномочий также предполагает право органов власти субъектов Российской Федерации по формированию соответствующих участков, без которого осуществление полномочий по предварительному согласованию их предоставления невозможно. Такое изменение нормы права свидетельствует о воле законодателя по передаче соответствующих полномочий на уровень субъекта Российской Федерации.
С учетом предмета заявленных требований и установленных по делу обстоятельств, суды нижестоящих инстанций правильно указали, что при разрешении данного спора надлежит установить лицо, в чьей компетенции находится решение вопроса о разделе спорного лесного (земельного) участка.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований в части признания незаконным бездействия агентства лесного хозяйства по не направлению в ТУ ФАУГИ пакета документов, необходимых для принятия решения о разделе спорного лесного (земельного) участка, суды исходили из неоднократного направления данных документов в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество), а также из отсутствия законодательно закрепленной обязанности агентства лесного хозяйства совершать действия по образованию лесных (земельных) участков.
Однако, признавая за Территориальным управлением незаконное бездействие и право на самостоятельное принятие решений об образовании лесных (земельных) участков, находящихся в федеральной собственности, суды не приняли во внимание, что в соответствии с вышеприведенными положениями лесного и земельного законодательства, ТУ ФАУГИ не обладает полномочиями по принятию таких решений.
Между тем, данные выводы судов обеих инстанций суд округа находит преждевременными, сделанными при неполном выяснении обстоятельств дела, имеющих значение для правильного разрешения спора.
Определяя полномочия публичных органов в отношении лесных (земельных) участков, суды не дали надлежащую оценку содержанию полномочий Агентства лесного хозяйства и охраны животного мира Камчатского края. Кроме того, суды не учли, что формирование в установленном законом порядке земельного участка является одной из неотъемлемых стадий процедуры заключения договора аренды лесного (земельного) участка.
Положениями пункта 2 части 1, части 8 статьи 83 ЛК РФ определено право передачи Российской Федерации по передаче органам государственной власти субъектов Российской Федерации отдельных полномочий, а также предусмотрено право уполномоченного федерального органа исполнительной власти издавать нормативные правовые акты по вопросам осуществления переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий, в том числе административные регламенты предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций в сфере переданных полномочий.
Вместе с тем до утверждения названного регламента на федеральном уровне такое право пунктом 3.1 части 10 статьи 83 ЛК РФ предоставлено высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
Сопоставив в системном единстве указанные нормы, суд кассационной инстанции обращает внимание на необходимость выяснения вопроса о наличии соответствующих нормативных правовых актов в Камчатском крае, которыми регламентируется деятельность уполномоченного органа по исполнению субъектом Российской Федерации переданных Российской Федерацией полномочий в области лесных отношений.
Как усматривается из текста заявления ООО "Русский дом", обществом оспаривается бездействие органов публичной власти.
Удовлетворяя требования в части незаконности бездействия Территориального управления по непринятию решения о разделе лесного (земельного) участка) с кадастровым номером 41:00:0000000:3 и образовании из него лесного (земельного) участка с кадастровым номером 41:05:0101012:1346, суды руководствовались также письмом общества от 10.07.2014. Поскольку данным письмом общество самостоятельно обратилось в ТУ ФАУГИ по вопросу образования спорного лесного (земельного) участка, суды расценили непринятие ТУ ФАУГИ решения по существу поставленного вопроса свидетельством незаконности бездействия данного государственного органа.
В абзаце 4 пункта 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" разъяснено, что к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным и муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).
Судами установлено, что 07.05.2013 агентство лесного хозяйства направило пакет документов о разделе спорного лесного (земельного) участка с кадастровым номером 41:00:0000000:3 и образовании из него лесного (земельного) участка с кадастровым номером 41:05:0101012:1346 и дальнейшей регистрации права собственности Российской Федерации на вновь образованный лесной участок.
Территориальное управление 03.06.2013 перенаправило данный пакет документов в Росимущество, которое вернуло документы на доработку в связи с разночтениями в представленных сведениях в части площади лесного (земельного) участка.
Агентство лесного хозяйства 23.09.2013 адресовало исправленный пакет документов в ТУ ФАУГИ, последний 30.09.2013 перенаправил их в Росимущество.
Поручением от 08.11.2013 N РЮ-10/520083 Росимущество возвратило документы без рассмотрения, сославшись на письмо Минэкономразвития России от 11.10.2013 N 21801-ПК/Д23и, указало на то, что обращения по образованию лесных участков должны быть переадресованы в исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации.
В результате, 29.11.2013 пакет документов, необходимых для раздела спорного лесного участка, ТУ ФАУГИ направило в агентство лесного хозяйства для разрешения по существу вопроса.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что на обращения агентства лесного хозяйства компетентными лицами федерального органа власти представлены соответствующие ответы с обоснованием причин возврата поданных документов.
Следовательно, принимая во внимание конкретные обстоятельства рассматриваемого дела, судам надлежало выяснить вопрос, подтверждающий фактическое наличие бездействия со стороны Территориального управления, и с учетом установленного определить предмет спора и правильно разрешить спор.
При таких обстоятельствах, решение и постановление суда признаются вынесенными с нарушением норм материального права, при неполном установлении обстоятельств дела. Между тем, неисследованные обстоятельства имеют существенное значение для правильного разрешения спора. Поэтому судебные акты подлежат отмене, а дело передаче на новое рассмотрение в суд первой инстанции на основании пункта 3 части 1 статьи 287 АПК РФ.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, в соответствии с частью 1 статьи 168 АПК РФ оценить все доказательства и доводы, приведенные лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений; и, обеспечив полноту исследования доказательств, устранить нарушения, правильно квалифицировав спорные правоотношения; предложить обществу, при необходимости, уточнить предмет требований, установить обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, принять законный и обоснованный судебный акт.
Вопрос о распределении судебных расходов судом кассационной инстанции не рассматривается, поскольку в силу абзаца 2 части 3 статьи 289 АПК РФ при отмене судебного акта с передачей дела на новое рассмотрение вопрос о распределении судебных расходов (в том числе за рассмотрение кассационной жалобы) разрешается судом, вновь рассматривающим дело.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 05.11.2014, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2015 по делу N А24-3492/2014 Арбитражного суда Камчатского края отменить, а дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Камчатского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
С.А. Логвиненко |
Судьи |
Е.Н. Головнина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Положениями пункта 2 части 1, части 8 статьи 83 ЛК РФ определено право передачи Российской Федерации по передаче органам государственной власти субъектов Российской Федерации отдельных полномочий, а также предусмотрено право уполномоченного федерального органа исполнительной власти издавать нормативные правовые акты по вопросам осуществления переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий, в том числе административные регламенты предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций в сфере переданных полномочий.
Вместе с тем до утверждения названного регламента на федеральном уровне такое право пунктом 3.1 части 10 статьи 83 ЛК РФ предоставлено высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
...
В абзаце 4 пункта 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" разъяснено, что к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным и муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами)."
Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 3 июля 2015 г. N Ф03-2010/15 по делу N А24-3492/2014
Хронология рассмотрения дела:
03.07.2015 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-2010/15
29.06.2015 Определение Арбитражного суда Камчатского края N А24-3492/14
02.06.2015 Определение Арбитражного суда Камчатского края N А24-3492/14
17.03.2015 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-15812/14