г. Хабаровск |
|
07 июля 2015 г. |
Дело N А51-27762/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 июня 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 июля 2015 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: А.В. Солодилова
Судей: О.Г. Красковской, И.А. Тарасова
при участии:
от открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице Дальневосточной железной дороги: Темченко Е.В., представитель по доверенности от 25.02.2015 N 246
от общества с ограниченной ответственностью Транспортная компания "Прим Лоджистик": Крупин А.А., представитель по доверенности от 02.10.2014; Касяченко И.И., представитель по доверенности от 12.01.2015
рассмотрев в проведенном с использованием систем видеоконференц-связи судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью Транспортная компания "Прим Лоджистик" на решение от 22.12.2014, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2015 по делу N А51-27762/2014 Арбитражного суда Приморского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Кучинский Д.Н.; в суде апелляционной инстанции судьи: Засорин К.П., Мокроусова Л.А., Ротко Л.Ю.
по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице Дальневосточной железной дороги
к обществу с ограниченной ответственностью Транспортная компания "Прим Лоджистик"
о взыскании 535 100 руб.
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице Дальневосточной железной дороги (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727, место нахождения: 107174, г. Москва, ул. Новая Басманная, 2; далее - ОАО "РЖД", истец) обратилось в суд с заявлением к Обществу с ограниченной ответственностью Транспортная компания "Прим Лоджистик" (ОГРН 1132543001579, ИНН 2543020719, место нахождения: 690087, г. Владивосток, ул. Снеговая, 1; далее - ООО ТК "Прим Лоджистик", ответчик) о взыскании 535 100 руб. штрафа.
Решением от 22.12.2014, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2015 иск удовлетворен в полном объеме.
Не согласившись с судебными актами, ответчик обратился с кассационной жалобой, в которой просит решение суда и постановление суда апелляционной инстанции отменить и принять новый судебный акт, которым в требованиях истца отказать. В обоснование жалобы заявитель ссылается на то, что искажение массы груза в контейнере N GESU3599181 не повлекло за собой занижение провозной платы, провозная плата осталась неизменной в размере 29 694 руб.
Указывает, что в результате неверного указания массы груза Грузоотправителем, стоимость перевозки увеличилась на 17 939 руб., неустойка в свою очередь составила 2 983%.
Учитывая отсутствие доказательств убытков, причиненных истцу ненадлежащим исполнением обязательства по указанию фактической массы груза, ООО ТК "Прим Лоджистик" считает размер неустойки несоразмерным последствиям искажения массы груза.
В отзыве на кассационную жалобу истец опровергает приведенные ответчиком доводы, просить оставить решение без изменений, кассационную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании арбитражного суда кассационной инстанции, представители ответчика поддержали доводы, изложенные в жалобе, представитель истца поддержали позицию, отраженную в отзыве на жалобу.
Выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе и в отзыве на нее, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов и установлено судами, 31.10.2013 на станции Артем-Приморский-1 на платформу N 58418229 погружены контейнеры N GESU3599181, DFSU205635, FCIU2658515 по отправкам Артем-Приморский-1- Безымянка N ЭГ421991, ЭГ422042, ЭГ422017.
Согласно перевозочным документам, в контейнерах значится: груз "плитки керамические, не поименованные в алфавите", масса нетто 21600 кг, тара 2200, масса брутто 23800 кг.
В пути следования по прибытию на станцию Дема Куйбышевской железной дороги 19.11.2013 согласно справке "О результатах работы АСКО ПВ и весов" обнаружен перегруз вагона N 58418229 сверх грузоподъемности на 9,4 тонны, излишки против документа 10 тонн. Грузоподъемность вагона 72 тонны. Составлен акт общей формы станции Дема от 19.11.2013 N 65000-2-9/5281, после чего вагон отправлен на станцию Черниковка для контрольного взвешивания каждого контейнера отдельно (акт общей формы станции Дема от 21.11.2013 N7780).
На станции Черниковка для проведения контрольной перевески контейнеров, произведено взвешивание порожнего вагона N 94295144, масса тары вагона оказалась 23000 кг. Составлен акт общей формы станции Черниковка от 28.11.2013 N 1/6579. Каждый из контейнеров для перевески был погружен на платформу N 94295144. При контрольной перевеске в статике с расцепкой оказалось:
- контейнер N GESU3599181 - масса брутто 48150 кг, тара вагона проверена 23000 кг, масса нетто (брутто контейнера) 25150 кг. С учетом предельного расхождения в результатах измерения излишек массы нетто в контейнере составляет 1243 кг. Составлены акт общей формы станции Черниковка от 28.11.2013 N 1/6581 и коммерческий акт от 28.11.2013 N КБШ13 00664/3;
- контейнер N DFSU205635 - масса брутто 52500 кг, тара вагона проверена 23000 кг, масса нетто (брутто контейнера) 29500 кг. С учетом предельного расхождения в результатах измерения излишек массы нетто в контейнере составляет 5617 кг. Составлены акт общей формы станции Черниковка от 28.11.2013 1/6582 и коммерческий акт от 28.11.2013 N КБШ1300662/1;
- контейнер N FCIU2658515 - масса брутто 51750 кг, тара вагона проверена 23000 кг, масса нетто (брутто контейнера) 28750 кг. С учетом предельного расхождения в результатах измерения излишек массы нетто в контейнере составляет 4867 кг. Составлены акт общей формы станции Черниковка от 28.11.2013 1/6580 и коммерческий акт от 28.11.2013 N КБШ1300663/2. Грузоподъемность контейнеров 30480 кг, не превышена.
На станции назначения Безымянка 04.12.2013 произведено комиссионное взвешивание контейнеров:
- контейнер N GESU3599181 погружен на вагон N 54914395, при взвешивании оказалось - масса брутто 51200 кг, тара вагона 25900 кг, масса нетто 25300 кг. Излишек массы груза против накладной 1500 кг. В коммерческом акте станции Черниковка от 28.11.2013 N КБШ1300664/3 сделана отметка в разделе "Ж" о результатах контрольной перевески;
- контейнер N DFSU205635 погружен на вагон N 94511136, при взвешивании оказалось - масса брутто 51850 кг, тара вагона 21400 кг, масса нетто 30450 кг. Излишек массы груза против накладной 6650 кг. Составлен коммерческий акт станции Безымянка от 04.12.2013 N КБШ 13 00673/21;
- контейнер N FCIU2658515 погружен на вагон N 94628435, при взвешивании оказалось - масса брутто 50450 кг, тара вагона 22000 кг, масса нетто 28450 кг. Излишек массы груза против накладной 4650 кг. Составлен коммерческий акт станции Безымянка от 04.12.2013 NКБШ1300671/19.
Таким образом, погрузка контейнеров с искажением сведений о массе груза привела к превышению грузоподъемности вагона N 58418229.
04.12.2013 грузополучателем - ООО "Транспортная Экспедиционная Компания Поволжье" составлены сохранительные расписки о получении излишков груза относительно документов каждого спорного вагона, тем самым подтверждается само наличие излишков против накладной.
В связи с выявленным нарушением ОАО "РЖД" уведомило ООО "ТК "Прим Лоджистик" о необходимости уплаты на основании статьи 98 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее - УЖТ РФ) штрафа за искажение сведений о весе груза в транспортной железнодорожной накладной, который составил 535 100 руб.
В связи с неоплатой указанного штрафа ответчиком, ОАО "РЖД" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Согласно статье 785 Гражданского кодекса Российской федерации (далее - ГК РФ) по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.
Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).
В силу статьи 27 УЖТ РФ перевозчик имеет право проверять достоверность массы грузов, грузобагажа и других сведений, указанных грузоотправителями (отправителями) в транспортных железнодорожных накладных (заявлениях на перевозку грузобагажа).
За искажение наименований грузов, грузобагажа, особых отметок, сведений о грузах, грузобагаже, об их свойствах, в результате которого снижается стоимость перевозок или возможно возникновение обстоятельств, влияющих на безопасность движения и эксплуатацию железнодорожного транспорта, а также за отправление запрещенных для перевозок железнодорожным транспортом грузов, грузобагажа грузоотправители (отправители) несут ответственность, предусмотренную статьями 98 и 111 настоящего Устава.
В соответствии со статьей 98 УЖТ РФ за искажение в транспортной железнодорожной накладной наименований грузов, особых отметок, сведений о грузах, об их свойствах, в результате чего снижается стоимость перевозок грузов или возможно возникновение обстоятельств, влияющих на безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, а также за отправление запрещенных для перевозок железнодорожным транспортом грузов грузоотправители уплачивают перевозчику штраф в размере пятикратной платы за перевозку таких грузов на все расстояние их перевозки независимо от возмещения вызванных данным обстоятельством убытков перевозчика.
Порядок оформления и взыскания штрафов устанавливается правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
Согласно пункту 6 Правил оформления и взыскания штрафов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом МПС России 18.06.2003 N 43, при обнаружении перечисленных в статье 98 УЖТ РФ обстоятельств перевозчиком составляется акт общей формы и коммерческий акт в соответствии с правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом. На основании этих актов начисляется сумма штрафа и направляется уведомление в адрес грузоотправителя об уплате штрафа.
Начисление штрафов за совершение указанных нарушений осуществляется на основании коммерческого акта и акта общей формы, которые должны быть составлены по Правилам составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 45 "Об утверждении Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом"
Судами установлен факт неверного указания ответчиком сведений о перевозимом грузе, зафиксированном истцом путем составления коммерческих актов и актов общей формы.
Согласно пункту 28 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" при возникновении между грузоотправителем и перевозчиком спора, связанного с взысканием перевозчиком штрафа, предусмотренного статьей 98 УЖТ РФ, арбитражным судам следует иметь в виду, что штраф за искажение в транспортной железнодорожной накладной наименования грузов, особых отметок, сведений о грузах, их свойствах, в результате чего снизилась стоимость перевозок грузов или возможно возникновение обстоятельств, влияющих на безопасность движения и эксплуатацию железнодорожного транспорта, взыскивается при условии представления перевозчиком доказательств, подтверждающих факт нарушения, вызвавшего одно из названных последствий.
Указанный штраф подлежит взысканию независимо от того, понес ли перевозчик какие-либо убытки.
Довод кассационной жалобы о том, что искажение массы груза в контейнере N GESU3599181 не повлекло за собой занижение провозной платы, правомерно отклонено судами. Искажение массы остальных двух контейнеров повлекло занижение стоимости провозной платы. Кроме того, суды установили, что в результате допущенного нарушения имела место возможность возникновения обстоятельств, влияющих на безопасность движения и эксплуатацию железнодорожного транспорта, что, согласно приведенным разъяснениям Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30, является самостоятельным основанием для наложения штрафа.
Ссылка заявителя жалобы о том, что размер неустойки является чрезмерным, в связи с чем судам следовало применить статью 333 ГК РФ, несостоятельна.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 1 Постановления от 22.12.2011 N 81 "О некоторых вопросах применения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснил, что при обращении в суд с требованием о взыскании неустойки кредитор должен доказать неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства должником, которое согласно закону или соглашению сторон влечет возникновение обязанности должника уплатить кредитору соответствующую денежную сумму в качестве неустойки (пункт 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации). Соразмерность неустойки последствиям нарушения обязательства предполагается. Доказательства явной несоразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства должен представить ответчик.
Кроме того, суд кассационной инстанции не вправе снизить размер взысканной неустойки или увеличить размер сниженной судом на основании статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойки по мотиву несоответствия ее последствиям нарушения обязательства, а равно отменить или изменить решение суда первой инстанции или постановление суда апелляционной инстанции в части снижения неустойки с направлением дела на новое рассмотрение в соответствующий арбитражный суд, поскольку определение судом конкретного размера неустойки не является выводом о применении нормы права (часть 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
По существу доводы заявителей кассационных жалоб являлись предметом рассмотрения судов обеих инстанций, которым дана надлежащая правовая оценка, фактически не опровергают выводы суда, основанные на исследованных доказательствах и установленных по делу обстоятельствах, направлены на их переоценку и не свидетельствуют о нарушении норм права, которые могли бы являться основанием для отмены принятого по делу судебного акта в порядке кассационного производства, в силу чего судом кассационной инстанции отклоняются в соответствии с правилами статьи 286 АПК РФ.
Нарушений норм процессуального права, в том числе предусмотренных частью 4 статьи 288 АПК РФ, арбитражным судом апелляционной инстанции не допущено.
Учитывая изложенное, основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 22.12.2014, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2015 по делу N А51-27762/2014 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
А.В. Солодилов |
Судьи |
О.Г. Красковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.