г. Хабаровск |
|
16 июля 2015 г. |
Дело N А51-30239/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 июля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 июля 2015 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: Е.П. Филимоновой
Судей: Л.К. Кургузовой, И.М. Луговой
при участии:
от общественной организации охотников и рыболовов "ТИС" Ольгинского района Приморского края: Назаренко А.А., представитель по доверенности б/н от 22.11.2014 (до перерыва);
от Управления Федеральной службы по Ветеринарному и фитосанитарному надзору по Приморскому краю и Сахалинской области: Салбуков Е.Ю, представитель по доверенности от 25.02.2015 N 18 (до перерыва);
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу общественной организации охотников и рыболовов "ТИС" Ольгинского района Приморского края на постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2015 по делу N А51-30239/2014 Арбитражного суда Приморского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Е.И. Андросова; в суде апелляционной инстанции судьи: А.В. Пяткова, В.В. Рубанова, Е.Л. Сидорович
по заявлению общественной организации охотников и рыболовов "ТИС" Ольгинского района Приморского края
к Управлению Федеральной службы по Ветеринарному и фитосанитарному надзору по Приморскому краю и Сахалинской области
о признании незаконным и отмене постановления
В судебном заседании в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) объявлялся перерыв до 09.07.2015 до 12 часов 30 минут.
Общественная организация охотников и рыболовов "ТИС" Ольгинского района Приморского края (далее - ОООиР "ТИС", организация, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Приморскому краю и Сахалинской области (далее - Управление Россельхознадзора, административный орган) от 16.10.2014 N 16-1054/14 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 8 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 200 000 руб.
Решением суда от 30.01.2015 оспариваемое постановление административного органа признано незаконным и отменено.
Постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2015 решение суда первой инстанции отменено, в удовлетворении требований общества отказано.
В кассационной жалобе ОООиР "ТИС" просит постановление суда апелляционной инстанции отменить.
По мнению заявителя кассационной жалобы, поддержанному его представителем в судебном заседании, административным органом не представлено доказательств осуществления организацией деятельности, связанной с производством продукции охоты. Указывает, что организация не разводит диких животных для их последующей добычи охотниками, охотохозяйственного соглашения не заключала. Также в материалах административного дела, по мнению заявителя, отсутствуют документы, подтверждающие обязанность общественной организации в установленном объеме и составе проводить биотехнические мероприятия.
Управление Россельхознадзора в отзыве и дополнении к отзыву на кассационную жалобу против изложенных в ней доводов возражает, просит постановление арбитражного апелляционного суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, обсудив обоснованность доводов кассационной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив в порядке и пределах статей 284, 286 АПК РФ правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального права и соблюдение норм процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании распоряжения управления от 02.09.2014 N 1551-пр в период с 15.09.2014 по 01.10.2014 проведена проверка выполнения ОООиР "ТИС" предписания от 28.01.2014 N 003 об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о ветеринарии, в ходе которой установлено, что в предусмотренный срок (до 01.09.2014) указанное предписание не исполнено, а именно:
- в нарушение пункта 1.4 Перечня ветеринарно-профилактических и противоэпизоотических мероприятий по защите охотничьих ресурсов от болезней, утвержденного приказом Минприроды Российской Федерации от 10.11.2010 N 491 (далее - Приказ N 491), не установлены специализированные места разделки и обработки добытых диких животных (охотничьих ресурсов), не осуществляется контроль за соблюдением санитарно-гигиенических правил разделки туш и утилизации отходов разделки (пункт 1 предписания);
- в нарушение пунктов 1.14, 2.3 Плана мероприятий по предупреждению распространения и ликвидации африканской чумы свиней (АЧС) на территории Российской Федерации, утвержденного председателем Межведомственной комиссии - министром сельского хозяйства Российской Федерации Н.В. Федоровым от 26.10.2012 (далее - План мероприятий), не организован мониторинг эпизоотической ситуации среди диких кабанов, не производится отбор проб биологического материала, не направлялись пробы в ветеринарную лабораторию для исследования на АЧС (пункт 2 предписания);
- в нарушение пункта 1.3 Приказа N 491, на территории охотоугодий не размещены подкормочные площадки, кормовые поля для диких животных (пункт 3 предписания).
Результаты проверки зафиксированы в акте проверки от 02.10.2014.
02.10.2014 составлен протокол об административном правонарушении N 16-1054/14.
Постановлением административного органа от 16.10.2014 N 16-1054/14 общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 8 статьи 19.5 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 200 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, общество оспорило его в арбитражный суд.
Суд первой инстанции установив, что у организации не возникла обязанность по исполнению предписания от 28.01.2014 N 003, пришёл к выводу об отсутствии оснований для привлечения заявителя к административной ответственности.
Поскольку существенным обстоятельством, подлежащим выяснению при рассмотрении дела об оспаривании постановления об административном правонарушении, выразившимся в невыполнении в установленный срок предписания, является установление законности предписания, неисполнение которого вменялось организации, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу, что судом первой инстанции необоснованно не принято во внимание определение судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 24.07.2014 по делу N 33-6368, которым отказано в удовлетворении заявления ОООиР "ТИС" о признании незаконным вышеуказанного предписания.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции о том, что предусмотренные пунктами 1.14 и 2.3 Плана мероприятий мероприятия по организации мониторинга эпизоотической ситуации среди диких кабанов, проведению отбора проб биологического материала, направлению проб в ветеринарную лабораторию для исследования на АЧС возложены на органы исполнительной власти Российской Федерации, осуществляющие соответствующие функции, но не на хозяйствующие субъекты.
Однако, отменяя решение суда, арбитражный апелляционный суд, исходил из того, что организация, занимаясь охотой, осуществляет деятельность, связанную с поиском, выслеживанием, преследованием охотничьих ресурсов, их добычей, первичной переработкой и транспортировкой.
Из материалов дела следует, что ОООиР "ТИС" имеет долгосрочную лицензию на пользование объектами животного мира от 30.10.2008 серия 25 N 000003, срок действия с 01.10.2008 по 30.09.2018, разрешенный вид пользования животным миром - охота.
К условиям пользования животным миром (приложение N 3 к долгосрочной лицензии), отнесено соблюдение и исполнение пользователем ветеринарных и санитарных правил; обеспечение устойчивого использования животного мира, в комплексе с системой мер по охране и воспроизводству объектов животного мира, сохранению их среды обитания; осуществление необходимых мероприятий по обеспечению воспроизводства объектов животного мира; принятие мер по предотвращению заболеваний и гибели объектов животного мира.
17.11.2008 между организацией и Управлением по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира Приморского края заключен договор N 3, на основании которого заявителю в пользование предоставлена территория, акватория, необходимая для осуществления пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, площадью 98.300 га в Ольгинком районе Приморского края сроком на 10 лет.
Пунктом 2 указанного договора предусмотрено, что пользователь имеет право собственности на добытые законным путем объекты животного мира и продукцию, полученную от них, а также обязан выполнять перспективный план деятельности по охране, воспроизводству и использованию объектов животного мира, проводить необходимые мероприятия, обеспечивающие воспроизводство объектов животного мира, организовать воспроизводственный участок площадью не менее 10% от площади, предоставленной для осуществления пользования объектами животного мира, отнесенных к объектам охоты и обозначить его границы на местности.
Частью 1 статьи 43 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об охоте) предусмотрено, что защита охотничьих ресурсов от болезней осуществляется в соответствии с данным Федеральным законом и законодательством Российской Федерации о ветеринарии.
В соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии" ветеринарное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Закона и принимаемых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Частью 3 статьи 43 Закона об охоте, предусмотрено, что проведение мероприятий по защите охотничьих ресурсов от болезней в закрепленных охотничьих угодьях обеспечивается юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
Согласно пунктам 1.3, 1.4 Приказа N 491 в состав мероприятий по защите охотничьих ресурсов от болезней входит предупреждение заноса возбудителей заразных болезней животных (охотничьих ресурсов) извне и недопущение их распространения на территориях охотничьих угодий, в том числе: контроль за размещением подкормочных площадок, кормовых полей, солонцов для диких животных (охотничьих ресурсов), с целью исключения доступа к ним домашнего скота; контроль за размещением и содержанием специализированных мест разделки и обработки добытых диких животных (охотничьих ресурсов), соблюдением санитарно-гигиенических правил разделки туш и утилизации отходов разделки.
С учетом вышеназванных норм права, суд апелляционной инстанции, установив, что организация на основании долгосрочной лицензии на выделенной по договору с Управлением по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира Приморского края территории осуществляет деятельность, связанную с охотой, сделал правомерный вывод о наличии у заявителя обязанности оборудовать специализированные места для разделки и обработки добытых диких животных, организовать утилизацию биологических отходов, а также разместить на территории охотугодий подкормочные площадки, кормовые поля для диких животных.
Отклоняя довод о том, что согласно пункту 2 статьи 43 Закона об охоте проведение мероприятий по защите охотничьих ресурсов от болезней в закрепленных охотничьих угодиях возлагается только на лиц, заключивших охотохозяйственное соглашение, апелляционный суд, руководствуясь частями 1, 3 статьи 71 Закона об охоте, обоснованно исходил из того, что в период действия лицензии организация вправе заниматься охотой в пределах территории, указанной в приложении N 2 к лицензии, между тем незаключение заявителем охотохозяйственного соглашения не свидетельствует об отсутствии обязанности по соблюдению ветеринарно-санитарных правил.
В материалах дела не содержится доказательств, подтверждающих принятие организацией всех зависящих от неё мер по выполнению пунктов 1и 3 предписания от 28.01.2014 N 003, а также отсутствие возможности для их выполнения. В связи с этим суд апелляционной инстанции исходил из наличия вины ОООиР "ТИС" в совершении вменяемого правонарушения применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
Порядок и сроки привлечения к административной ответственности соблюдены.
Оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ и освобождения общества от административной ответственности, а также применения пункта 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ и снижения размера штрафа ниже низшего предела апелляционным судом не установлено.
Административное наказание назначено заявителю в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 8 статьи 19.5 КоАП РФ, с учётом принципов законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности.
На основании изложенного, арбитражный апелляционный суд, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам главы 7 АПК РФ в совокупности и взаимосвязи, признав правомерными оспариваемое постановление административного органа, обоснованно отказал организации в удовлетворении заявленных требований.
Выводы суда апелляционной инстанции в соответствии со статьей 71 АПК РФ сделаны на основе полного и всестороннего исследования доказательств по делу, с правильным применением норм материального права. Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, кассационной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 104, 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2015 по делу N А51-30239/2014 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить общественной организации охотников и рыболовов "ТИС" Ольгинского района Приморского края из федерального бюджета государственную пошлину в размере 2 000 руб. как ошибочно уплаченную при подаче кассационной жалобы по платёжному поручению от 05.05.2015 N 32.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.П. Филимонова |
Судьи |
Л.К. Кургузова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.