г. Хабаровск |
|
22 июля 2015 г. |
А73-15607/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 июля 2015 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: И.А. Мильчиной
Судей: Г.В. Котиковой, И.М. Луговой
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Восточный символ": директор Чирков А.В. паспорт 02.12.2002 серия 08 02 N 833619, представитель Воякин Н.И. по доверенности от 08.07.2014 N б/н;
от Министерства экономического развития и внешних связей Хабаровского края: представитель Борман А.С. по доверенности от 20.01.2015 N б/н;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Министерства экономического развития и внешних связей Хабаровского края
на решение от 04.02.2015, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2015
по делу N А73-15607/2014
Арбитражного суда Хабаровского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Серга Д.Г., в апелляционном суде судьи Вертопрахова Е.В., Сапрыкина Е.И., Харьковская Е.Г.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Восточный символ" (ОГРН 1022701405968, ИНН 2725018915, место нахождения: 680030, г. Хабаровск, ул. Гамарника, 49, 40)
к Министерству экономического развития и внешних связей Хабаровского края (ОГРН 1032700299103, ИНН 2721020984, место нахождения: 680000, г. Хабаровск, ул. Муравьева Амурского, 19)
о признании незаконным решения и об обязании выдать субсидию
Общество с ограниченной ответственностью "Восточный символ" (далее - ООО "Восточный символ", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением, с учетом уточнений, о признании незаконным решения Министерства экономического развития и внешних связей Хабаровского края (далее - Минэкономразвитие, министерство) об отказе в предоставлении субсидии, принятого 10.10.2014, оформленного письмом от 23.10.2014 N 05.1-06-3025; об обязании министерства выдать обществу субсидию в размере 600 000 руб. на возобновление предпринимательской деятельности.
Решением суда от 04.02.2015, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2015, требования общества удовлетворены в полном объеме.
Законность принятых судебных актов проверяется в порядке и пределах, установленных статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), по кассационной жалобе министерства, полагающего, что судебные акты приняты с нарушением норм материального права, в связи с чем просит их отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование своей позиции Минэкономразвития приводит доводы о том, что поскольку доказательств, подтверждающих право собственности на поврежденное имущество, общество не представило, оно не подпадает под категорию субъектов малого и среднего предпринимательства, которым гарантировано возмещение расходов на его восстановление; представленные обществом документы не подтверждают право собственности на имущество. Считает, что судами не было учтено, что в заявке обществом также было указано на планируемое осуществление ремонта имущества, не принадлежащего ему на праве собственности.
Общество в отзыве на кассационную жалобу возражает против изложенных в ней доводов, просит судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители участвующих в деле лиц поддержали позиции, изложенные в жалобе и отзыве на нее.
В судебном заседании в порядке статьи 163 АПК РФ объявлялся перерыв до 15.07.2015.
Проверив обоснованность доводов и возражений, изложенных в кассационной жалобе и отзыве на нее, заслушав мнения представителей лиц, участвующих в деле, а также проверив правильность применения судами обеих инстанций норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, 21.02.2014 ООО "Восточный символ" обратилось с заявкой в Минэкономразвитие на получение субсидии в сумме 600 000 руб. на возобновление предпринимательской деятельности, приложив пакет документов.
С учетом рекомендаций комиссии по рассмотрению заявок субъектов малого и среднего предпринимательства Хабаровского края, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, на получение субсидии на возобновление предпринимательской деятельности (протокол от 14.03.2014 N 15-ЧС) министерством принято решение об отказе в предоставлении обществу субсидий в заявленной сумме, при этом основанием для такого отказа явилось то, что общество осуществляет реализацию подакцизных товаров, что отражено в выписке из Единого государственного реестра юридических лиц и имеет действующую лицензию на розничную продажу алкоголя.
Письмом от 14.03.2014 N 05.1-08-930 Минэкономразвития, ссылаясь на пункт 4 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", пункт 2.2 Положения о предоставлении субсидий, уведомило ООО "Восточный символ" об отказе в предоставлении субсидии, где основанием для отказа послужило осуществление хозяйствующим субъектом розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки, и табачные изделия в специализированных магазинах, а также наличие у общества лицензии на розничную продажу алкогольной продукции.
Данный отказ обжалован обществом в судебном порядке. Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Хабаровского края от 11.08.2014 по делу N А73-7472/2014 требования ООО "Восточный символ" удовлетворены. Признано незаконным решение об отказе в предоставлении субсидии, принятое министерством, оформленное письмом от 14.03.2014 N 05.1-08-930, с обязанием последнего повторно рассмотреть заявку общества от 21.02.2014 N 201 на получение субсидии на возобновление предпринимательской деятельности в порядке и сроки, установленные Положением о предоставлении субсидии.
Согласно протоколу от 10.10.2014 N 22-ЧС заседания комиссии по рассмотрению заявок субъектов малого и среднего предпринимательства Хабаровского края, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, на получение субсидии на возобновление предпринимательской деятельности, на основании вышеуказанного судебного акта комиссия повторно рассмотрела заявку ООО "Восточный Символ", по результатам рассмотрения которой комиссия рекомендовала министерству отказать в предоставлении субсидии.
Вышеуказанное решение об отказе в предоставлении субсидии доведено до общества письмом от 23.10.2014 N 05.1-06-3025. В качестве оснований для отказа указано, что: к заявке не представлены правоустанавливающие документы, подтверждающие право собственности на имущество, которое заявлено как пострадавшее от чрезвычайной ситуации в акте обследования утраченного имущества от 20.09.2013 (холодильные камеры, витрины, холодильники, микроволновую печь, системный блок, принтер, стол, стулья); согласно плану расходования субсидии, приложенному к заявке, в нарушение пункта 3.2 Положения о предоставлении субсидий, планируется осуществление ремонта имущества, не принадлежащего на праве собственности.
Не согласившись с отказом, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, а также апелляционная инстанция исходили из того, что оспариваемый отказ в предоставлении субсидии не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя.
Правовое регулирование развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации, в том числе виды и формы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляется на основе Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ).
Согласно пункту 2 части 2 статьи 6 Закона N 209-ФЗ основными целями государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации является обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
В силу части 2 статьи 14 Федерального закона N 209-ФЗ при обращении заявителей за оказанием поддержки такие лица должны представить документы, подтверждающие их соответствие категории субъектов малого и среднего предпринимательства, и условиям, предусмотренным федеральными, региональными, муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
Условия и порядок оказания поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства устанавливаются федеральными, региональными и муниципальными программами развития малого и среднего предпринимательства (частью 2 статьи 16 Закона N 209-ФЗ).
В развитие вышеуказанных нормоположений постановлением Правительства Хабаровского края от 17.04.2012 N 124-пр утверждена Государственная программа Хабаровского края "Развитие малого и среднего предпринимательства в Хабаровском крае на 2013-2020 годы".
В связи с введением в 2013 году на территории отдельных муниципальных образований Хабаровского края режима чрезвычайной ситуации, в целях оказания финансовой государственной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, постановлением Правительства Хабаровского края от 08.10.2013 N 321-пр в указанную программу вошло Положение о порядке и условиях предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства Хабаровского края, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, на возобновление предпринимательской деятельности (далее - Положение).
В пункте 1.3 Положения закреплено, что целью представления субсидии является возобновление предпринимательской деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - СМСП) Хабаровского края, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации.
Субсидия предоставляется СМСП, пострадавшим в связи с чрезвычайной ситуацией вследствие утраты и (или) повреждения принадлежащего им имущества, необходимого для осуществления предпринимательской деятельности (пункт 2.1 Положения).
Согласно пункту 3.1. Положения субсидии предоставляются СМСП в целях финансового обеспечения затрат на возобновление предпринимательской деятельности, определенных в пункте 3.22. настоящего Положения, однократно, в размере, указанном в заявке СМСП, но не более 0,6 млн. рублей на одного СМСП.
Условия оказания государственной поддержки определены в разделе 2 указанного Положения.
В силу пункта 2.1. Положения субсидия предоставляется субъектам малого и среднего предпринимательства, пострадавшим в связи с чрезвычайной ситуацией вследствие утраты и (или) повреждения принадлежащего им имущества необходимого для осуществления предпринимательской деятельности, в том числе оборудования, устройств, механизмов, автотранспортных средств (за исключением легковых автомобилей, не являющихся специализированным и специальным автотранспортом), приборов, аппаратов, агрегатов, установок, машин, товаров (в том числе сырья), офисной мебели и оборудования, материалов, животных на выращивании и откорме, сельскохозяйственных культур (в том числе кормов).
Перечень документов, представляемых СМСП ответственному исполнителю мероприятия Программы при обращении за предоставлением субсидии, указан в пункте 3.5.1. Положения, в том числе: копии документов, подтверждающих право собственности на утраченное и (или) поврежденное имущество в результате чрезвычайной ситуации СМСП и (или) справку об утрате животных на выращивании и откорме и (или) сельскохозяйственных культур (в том числе кормов) за подписью руководителя СМСП (в случае если утрачено и (или) повреждено движимое имущество СМСП).
Пунктом 3.3. Положения предусмотрены случаи отказа в предоставлении субсидии СМСП, если: не представлены документы, определенные настоящим Положением, и (или) в указанных документах представлены недостоверные сведения; заявка поступила не в сроки приема Заявок, указанные в извещении о начале приема заявок; не выполнены условия предоставления субсидии; ранее в отношении СМСП было принято решение об оказании аналогичной государственной поддержки и сроки ее оказания не истекли; с момента признания СМСП допустившим нарушение порядка и условий оказания государственной поддержки, в том числе не обеспечившим целевого использования средств государственной поддержки, прошло менее чем три года.
Как установлено судами, основанием для отказа в предоставлении ООО "Восточный символ" субсидии явилось то, что: к заявке не представлены правоустанавливающие документы, подтверждающие право собственности на имущество, которое заявлено как пострадавшее от чрезвычайной ситуации в акте обследования утраченного имущества от 20.09.2013 (холодильные камеры, витрины, холодильники, микроволновую печь, системный блок, принтер, стол, стулья); согласно плану расходования субсидии, приложенному к заявке, в нарушение пункта 3.2 Положения о предоставлении субсидий, планируется осуществление ремонта имущества не принадлежащего на праве собственности.
Между тем, материалами дела подтверждается и установлено судами, что для получения субсидии общество представило исчерпывающий пакет документов, соответствующий требованиям пункта 3.5.1. Положения, в том числе правоустанавливающие документы, подтверждающие право собственности на имущество, которое заявлено как пострадавшее от чрезвычайной ситуации. Пакет документов является достаточным для решения вопроса о предоставлении субсидии.
При указанных обстоятельствах вывод суда о незаконности отказа министерством заявителю в предоставлении субсидии с целью финансового обеспечения затрат и нарушении его прав и законных интересов является правомерным.
Приведенный в жалобе довод о непредставлении заявителем документов, подтверждающих принадлежность утраченного имущества в результате чрезвычайной ситуации, был предметом рассмотрения судебных инстанций, отклоняется также и кассационной инстанцией, поскольку сводится к несогласию с выводами судов и направлен на переоценку доказательств, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции в силу положений статьи 286 АПК РФ.
Судом округа отклоняется как не имеющий правового значения довод министерства о том, что в заявке обществом также было указано на планируемое осуществление ремонта имущества, не принадлежащего на праве собственности, поскольку, как правильно указал суд, план расходования субсидии содержал и иную цель - приобретение оборудования и товаров, которая признана судами обоснованной и являющейся основанием для предоставления субсидии.
Нормы материального права применены судами верно.
Вместе с тем, оценивая избранный судом первой инстанции способ защиты нарушенного права общества, суд округа считает, что возложение на министерство обязанности по принятию решения о предоставлении ООО "Восточный символ" субсидии на возобновление предпринимательской деятельности с указанием ее конкретного размера (600 000 руб.) не соответствует пункту 3 части 5 статьи 201 АПК РФ.
По смыслу указанной нормы суд самостоятельно определяет необходимые действия, которые нужно произвести для восстановления нарушенных прав лица, обратившегося с заявлением, и в разумный срок для выполнения таких действий.
В рассматриваемой ситуации уполномоченный орган, исполняя решение суда в необходимые для этого сроки, должен будет самостоятельно определить размер субсидии в установленном порядке, исходя из фактических обстоятельств, в связи с чем суд, определяя размер субсидии, не должен был подменять собой уполномоченный орган с учетом его полномочий, предусмотренных действующим законодательством, и вмешиваться в его компетенцию судебным актом в пользу заявителя.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты на основании пункта 2 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежат изменению в связи с неправильным применением пункта 3 части 5 статьи 201 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 04.02.2015, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2015 по делу N А73-15607/2014 Арбитражного суда Хабаровского края изменить в части возложения на Министерство экономического развития и внешних связей Хабаровского края обязанности по принятию решения о предоставлении обществу с ограниченной ответственностью "Восточный символ" субсидии на возобновление предпринимательской деятельности и предоставлении обществу 600 000 рублей, изложив абзац третий резолютивной части решения в следующей редакции:
Обязать Министерство экономического развития и внешних связей Хабаровского края устранить допущенное нарушение путем принятия решения о предоставлении обществу с ограниченной ответственностью "Восточный символ" субсидии в целях финансового обеспечения затрат на возобновление предпринимательской деятельности в порядке, установленном Положением "О порядке и об условиях предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства Хабаровского края, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, на возобновление предпринимательской деятельности" (приложение N 8 к Государственной программе Хабаровского края "Развитие малого и среднего предпринимательства в Хабаровском крае на 2013-2020 годы", утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края от 17.04.2012 N 124-пр).
В остальной части указанные судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
И.А. Мильчина |
Судьи |
Г.В. Котикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.