г. Хабаровск |
|
06 августа 2015 г. |
А24-4732/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 августа 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 августа 2015 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: А.В. Солодилова
Судей: Г.А. Камалиевой, И.А. Тарасова
при участии:
представители участвующих в деле лиц не явились
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Министерства строительства Камчатского края
на решение от 03.02.2015, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 16.04.2015
по делу N А24-4732/2014 Арбитражного суда Камчатского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Ищук Ю.В.; в суде апелляционной инстанции судьи: Засорин К.П., Ротко Л.Ю., Чижиков И.С.
по иску закрытого акционерного общества "Сибирский энергетический научно-технический центр"
к казенному предприятию Камчатского края "Дирекция строящихся объектов и автомобильных дорог", Камчатскому краю в лице Министерства финансов Камчатского края, Министерству имущественных и земельных отношений Камчатского края
третье лицо: Министерство строительства Камчатского края
о взыскании 5 980 723 руб. 19 коп.
Закрытое акционерное общество "Сибирский энергетический научно-технический центр" (ОГРН 1025403198732, ИНН 5407103263, место нахождения: 630007, г. Новосибирск, ул. Советская, 5; далее - Общество, истец) обратилось в арбитражный суд с иском к Казенному предприятию Камчатского края "Дирекция строящихся объектов и автомобильных дорог" (далее - Дирекция) о взыскании 5 980 723,19 руб. долга по государственным контрактам N 22-ГК/09-288/242-П от 30.11.2009, N 03/02-2008/15-242-П, N 03/05-2008/16-242-П, N 03/04-2008/17-242-П, N 03/05-2008/18-242-П14.02.2008 от 14.02.2008. В случае недостаточности денежных средств у предприятия истец просит взыскать долга в субсидиарном порядке с Камчатского края в лице Министерства имущественных и земельных отношений Камчатского края за счет казны Камчатского края.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены Министерство финансов Камчатского края и Министерство строительства Камчатского края (далее - Минстрой Камчатского края).
В ходе рассмотрения спора истец уточнил заявленные требования, просил взыскать долг в субсидиарном порядке с Камчатского края в лице Министерства финансов Камчатского края. Уточнение принято судом применительно к статье 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением от 03.02.2015, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 16.04.2015 исковые требования удовлетворены в полном объеме, а так же судом указано, что в случае недостаточности денежных средств у казенного предприятия Камчатского края "Дирекция строящихся объектов и автомобильных дорог" взыскать с Камчатского края в лице Министерства строительства Камчатского края за счет казны Камчатского края в пользу закрытого акционерного общества "Сибирский энергетический научно-технический центр" в порядке субсидиарной ответственности долг в размере 5 980 723,19 руб. и расходы по уплате государственной пошлины в сумме 52 903,62 руб., всего - 6 033 626,81 руб.
Не согласившись с судебными актами, Министерство строительства Камчатского края обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение суда и постановление суда апелляционной инстанции отменить и направить дело в суд первой инстанции. В обоснование жалобы ссылается на то, что при рассмотрении дела судами обеих инстанций неполно и не всесторонне исследованы юридически значимые обстоятельства дела, ненадлежащим образом исследованы доказательства и неправильно применены нормы материального права.
Указывает, что возложение в порядке субсидиарной ответственности по долгам казенного предприятия на Министерство строительства Камчатского края необоснованным и неправомерным, поскольку на момент возникновения спорных правоотношений Минстрой Камчатского края утратило статус главного распорядителя бюджетных средств по долгам ликвидируемого казенного предприятия.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о месте и времени рассмотрения жалобы, явку своих представителей для участия в судебном заседании не обеспечили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ не может служить препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 30.11.2009 между Министерством строительства Камчатского края (государственный заказчик), Дирекцией (заказчик-застройщик) и Обществом (проектная организация) заключен государственный контракт N 22-ГК/09-288/242-П на подготовку рабочей документации по объекту "строительство ВЛ "Тиличики" 0,38 кВ с модернизацией внутрипоселковых сетей".
Стоимость работ по контракту составляет 7 453 794,34 руб. (пункт 4.2)
Работы по контракту выполнены, приняты, оплачены частично. Долг по контракту составил 4 910 723,19 руб.
14.02.2008 между правопредшественником Дирекции (заказчик) и Обществом (проектная организация) заключен государственный контракт N 03/02-2008/15-242-П на создание проектной продукции стадии "Проект-ТЭО" (утверждаемая часть) на "строительство ВЛ 10 кВ Палана-Лесная".
Стоимость работ по контракту составляет 2 800 000 руб. (пункт 3.1)
Работы по контракту выполнены, приняты, оплачены частично. Долг по контракту составил 280 000 руб.
14.02.2008 между правопредшественником Дирекции (заказчик) и обществом (проектная организация) заключен государственный контракт N 03/05-2008/16-242-П на создание проектной продукции стадии "Проект- ТЭО" (утверждаемая часть) на "строительство ВЛ 350 кВ Тиличики-Вывенка".
Стоимость работ по контракту составляет 2 350 000 руб. (пункт 3.1)
Работы по контракту выполнены, приняты, оплачены частично. Долг по контракту составил 235 000 руб.
14.02.2008 между правопредшественником Дирекции (заказчик) и обществом (проектная организация) заключен государственный контракт N 03/04-2008/17-242-П на создание проектной продукции стадии "Проект-ТЭО" (утверждаемая часть) на "строительство ВЛ "Тиличики" 0,38 кВ с модернизацией внутрипоселковых сетей".
Стоимость работ по контракту составляет 2 700 000 руб. (пункт 3.1)
Работы по контракту выполнены, приняты, оплачены частично. Долг по контракту составил 270 000 руб.
14.02.2008 между правопредшественником Дирекции (заказчик) и обществом (проектная организация) заключен государственный контракт N 03/05-2008/18-242-П на создание проектной продукции стадии "Проект-ТЭО" (утверждаемая часть) на "строительство ВЛ 35 кВ Усть-Хайрюзово - Ковран".
Стоимость работ по контракту составляет 2 850 000 руб. (пункт 3.1)
Работы по контракту выполнены, приняты, оплачены частично. Долг по контракту составил 285 000 руб.
Основанием для проектирования согласно техническим заданиям к спорным контрактам является Федеральная целевая программа "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года".
Всего задолженность по контрактам составила 5 980 723,19 руб.
Изложенные выше обстоятельства лицами, участвующими в деле, не оспаривались.
08.09.2010 в журнале "Вестник государственной регистрации" N 35(291) опубликовано сообщение о принятии решения о ликвидации Дирекции на основании распоряжения единственного учредителя N 229-р от 23.08.2010.
Распоряжением Министерства имущественных и земельных отношений Камчатского края от 01.10.2014 N 530-р предписано ликвидационной комиссии завершить ликвидационные мероприятия в срок до 31.12.2015.
Согласно уведомлению от 12.11.2010 N 122 требования Общества включены в реестр требований кредиторов Дирекции.
Требование Общества от 18.06.2014 об оплате долга осталось без удовлетворения, что послужило основанием для обращения истца с настоящим иском в суд.
Суды, руководствуясь положениями статей 309, 310, 709, 711, 758, 763 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) правомерно пришли к выводу об обоснованности требований Общества о взыскании с Дирекции 5 980 723,19 руб. долга.
Как установлено судами, стороны не оспаривают наличие долга перед проектной организацией, спорным является вопрос о возложении субсидиарной ответственности по уплате задолженности на Министерство строительства Камчатского края.
Пунктом 2 статьи 56 ГК РФ предусмотрено, что казенное предприятие и учреждение отвечают по своим обязательствам в порядке и на условиях, предусмотренных пунктом 5 статьи 113, статьями 115 и 120 ГК РФ.
Согласно пункту 5 статьи 115 ГК РФ собственник имущества казенного предприятия несет субсидиарную ответственность по обязательствам такого предприятия при недостаточности его имущества.
В соответствии с пунктом 1 статьи 214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации (собственность субъекта Российской Федерации).
От имени субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (п. 1 ст. 125, п. 3 ст. 214 ГК РФ).
Согласно выписке из ЕГРЮЛ от 16.10.2014 в отношении Дирекции его учредителем является Министерство имущественных и земельных отношений Камчатского края. Вместе с тем данное обстоятельство само по себе не свидетельствует о наличии у Министерства статуса главного распорядителя, определяемого с учетом пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, и обязанности отвечать по долгам предприятия от имени собственника имущества (Камчатского края) (п. 1 ст. 125, п. 3 ст. 214 ГК РФ).
Закон Камчатского края от 06.11.2014 N 536 "О краевом бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" не содержит положений о том, что Министерство имущественных и земельных отношений Камчатского края является главным распорядителем бюджетных средств по спорным контрактам либо по ликвидационным процедурам Дирекции.
Следовательно, обоснован вывод судов о недоказанности необходимости взыскания долга с Камчатского края в лице такого процессуального ответчика (представителя), как Министерство имущественных и земельных отношений Камчатского края.
Доводы Министерства финансов Камчатского края со ссылкой на выписку из бюджетной росписи краевого бюджета на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов, отклонены судом первой инстанции правомерно, поскольку из буквального содержания наименования статей расходов не следует вывод о финансировании Министерства имущественных и земельных отношений Камчатского края по ликвидационным процедурам Дирекции.
Согласно пункту 7 Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации", при определении надлежащего ответчика, несущего субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения, судам следует исходить из того, что согласно п. 2 ст. 120 Гражданского Кодекса такую ответственность несет собственник имущества учреждения, то есть Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование соответственно.
При этом на основании пункта 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации в суде по искам, предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию по обязательствам созданных ими учреждений, выступает от имени указанных публично-правовых образований главный распорядитель средств соответствующего бюджета, который определяется по правилам пункта 1 указанной статьи Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Судами установлено, что проектирование по спорным государственным контрактам проводилось в рамках Федеральной целевой программы "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года", утвержденной Постановлением Правительства РФ от 15.04.1996 N 480, пункт 75 приложения N 4 к которой предполагает осуществить в Камчатском крае строительство ВЛ "Тиличики" 0,38 кВ с модернизацией внутрипоселковых сетей.
Распорядителем бюджетных средств по реализации данной программы является Министерство строительства Камчатского края, что подтверждается отчетами об исполнении краевых инвестиционных мероприятий с 2008 (приложения к Законам Камчатского края "Об исполнении краевого бюджета" за соответствующие годы).
На основании изложенного, с учетом п.п. 1.1, 1.8, 2.1 Положения о Министерстве строительства Камчатского края, утвержденного постановлением Правительства Камчатского края от 19.12.2008 N 33-П, главным распорядителем бюджетных средств по мероприятиям в рамках реализации целевой программы по строительству ВЛ "Тиличики" 0,38 кВ с модернизацией внутрипоселковых сетей является Минстрой Камчатского края. Следовательно, ответственность по обязательствам заказчика несет Камчатский край в лице этого министерства.
В этой связи суды, установив факт ненадлежащего исполнения основным должником обязательств по оплате выполненных работ, пришли к правильному выводу о том, что сумма задолженности в размере 5 980 723,19 руб. подлежит взысканию с Дирекции, а при недостаточности средств у основного должника подлежат удовлетворению за счет Камчатского края в лице Министерства строительства Камчатского края на основании пункта 2 статьи 120, пункта 1 статьи 399 ГК РФ.
Довод жалобы относительно того, что Минстрой Камчатского края утратило статус главного распорядителя бюджетных средств, судами правомерно отклонен как необоснованный, поскольку заявитель не представил доказательства в подтверждение данного довода ни при рассмотрении дела в суде первой инстанции, ни в апелляционный суд. Так, не представлено каких-либо доказательств изменения главного распорядителя бюджетных средств по мероприятиям в рамках реализации целевой программы по строительству ВЛ "Тиличики" 0,38 кВ с модернизацией внутрипоселковых сетей.
На основании изложенного, вывод судов первой и апелляционной инстанций об обоснованности заявленных истцом требований сделан на основе всестороннего и полного исследования доказательств в порядке статьи 71 АПК РФ с правильным применением норм права, регулирующих данные правоотношения.
По существу доводы заявителя кассационной жалобы являлись предметом рассмотрения арбитражных судов обеих инстанций, которым дана надлежащая правовая оценка, фактически не опровергают выводы суда, основанные на исследованных доказательствах и установленных по делу обстоятельствах, направлены на их переоценку и не свидетельствуют о нарушении норм права, которые могли бы являться основанием для отмены принятого по делу судебного акта в порядке кассационного производства, в силу чего судом кассационной инстанции отклоняются в соответствии с правилами статьи 286 АПК РФ.
Нарушений норм процессуального права, в том числе предусмотренных частью 4 статьи 288 АПК РФ, арбитражными судами не допущено.
Учитывая изложенное, основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 03.02.2015, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 16.04.2015 по делу N А24-4732/2014 Арбитражного суда Камчатского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
А.В. Солодилов |
Судьи |
Г.А. Камалиева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.