г. Хабаровск |
|
18 августа 2015 г. |
Дело N А73-13243/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 августа 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 августа 2015 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего: Лесненко С.Ю.
Судей: Гребенщикова С.И., Цирулик О.В.
при участии
от ООО "Финансово-строительная корпорация "Харон-Холдинг" - Азарнин С.А., представитель по доверенности от 01.12.2014, Азарнина И.В., представитель по доверенности от 01.12.2014;
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Финансово-строительная корпорация "Харон-Холдинг" на решение от 16.02.2015, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 12.05.2015 по делу N А73-13243/2014 Арбитражного суда Хабаровского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Ульянова М.Ю., в апелляционном суде судьи: Михайлова А.И., Козлова Т.Д., Ротарь С.Б.
По иску Управления лесами Правительства Хабаровского края
к обществу с ограниченной ответственностью "Финансово-строительная корпорация "Харон-Холдинг"
о взыскании 3 979 659 руб. 30 коп.
Управление лесами Правительства Хабаровского края (ОГРН 1072721021020, место нахождения: 680000, Хабаровский край, г.Хабаровск, ул.Запарина, 5; далее - управление лесами) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Финансово-строительная корпорация "Харон-Холдинг" (ОГРН 1142721007769, место нахождения: 680000, г.Хабаровск, ул.Тургенева, 43Б; далее - ООО "ФК "Харон-Холдинг", общество) о взыскании основного долга по договору аренды лесного участка от 19.01.2011 за третий квартал 2014 года в сумме 3 600 643 руб. 70 коп. в бюджет Хабаровского края (с учетом уточнения иска в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 16.02.2015 иск удовлетворен частично: с ответчика в пользу истца взыскано 3 145 522 руб. 34 коп., в остальной части иска отказано.
Постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 12.05.2015 решение суда первой инстанции изменено, исковые требования управления лесами удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе общество ссылается на неправильное применение апелляционным судом норм материального права (статья 73 Лесного кодекса Российской Федерации), в связи с чем предлагает постановление апелляционного суда отменить, решение суда первой инстанции оставить в силе (с учетом уточнения). В обоснование жалобы заявитель приводит доводы о наличии правовых оснований для уменьшения размера арендной платы ввиду невозможности использования обществом части лесного участка, что подтверждается проектом освоения лесов. Кроме того, по мнению заявителя, арендная плата за пользование спорным лесным участком не является регулируемой, так как определена по результатам аукциона, а, следовательно, она может быть уменьшена на основании пункта 4 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Представители ответчика в судебном заседании поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе, дав соответствующие пояснения.
В отзыве на кассационную жалобу истец оспаривает изложенные в ней доводы и просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения. Дополнительно управление лесами заявило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие его представителя.
Проверив в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемого судебного акта, Арбитражный суд Дальневосточного округа считает его не подлежащим отмене на основании следующего.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 19.01.2011 на основании протокола о результатах аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка между Правительством Хабаровского края (арендодателем) и ЗАО "ФСК "Харон-Холдинг" (в настоящее время - ООО "ФСК "Харон-Холдинг"; арендатором) заключен договор N 0776/2011, по условиям которого арендатор принимает во временное пользование лесной участок, находящийся в государственной собственности, площадью 55 450 га, расположенный в пределах Кур-Урмийского лесничества общей площадью 1 063 573 га, местоположение: Хабаровский край, Хабаровский муниципальный район, Кур-Урмийское лесничество, кварталы NN 243, 244, 245 (за исключение выделов 28-31), 256, 257, 258 (за исключением выделов 11, 12, 18, 19, 21-23), 259 (за исключением выделов 1-6, 23), 260 (за исключением выделов 1-5, 19), 261, 275 (за исключением выделов 14-20), 276 (за исключением выделов 1-4, 20-24), 277-279, 280 (за исключением выделов 13-18, 21), 289 (за исключением выделов 1-5), 290 (за исключением выделов 1-5), 291-295, 310 (за исключением выделов 1-5), 311 (за исключением выделов 17-20), 312, 313, 330-335, 338, 351-357, 359-361, 376-384, 401-409, 421-429, 430, 435 Урмийского участкового лесничества и кварталы 1-3, 6, 7, 14, 15, 31, 32, 45-48, 62-68, 75-78, 83 Инского участкового лесничества. Срок действия договора 25 лет.
Пунктами 5 - 7 договора предусмотрено, что арендная плата составляет 15 918 637 руб. 20 коп. в год; вносится ежеквартально в соответствии с приложением N 4 к договору и требованиями бюджетного законодательства Российской Федерации в размере 379 015 руб. 60 коп. в доход федерального бюджета и 3 600 643 руб. 70 коп. в доход бюджета Хабаровского края и подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу объема лесных ресурсов, устанавливаемых согласно статье 73 Лесного кодекса Российской Федерации.
Участок передан арендатору 28.02.2011 по акту приема-передачи N 52. Договор зарегистрирован в установленном законом порядке.
Ненадлежащее исполнение обществом денежных обязательств явилось основанием для обращения управления лесами в арбитражный суд с настоящим иском.
Частично удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции принял во внимание, что в утвержденном управлением лесами проекте освоения лесов установлена невозможность использования кварталов N N 245, 258, 259, 260, 275, 276, 280, 290, 310, 311 Урмийского участкового лесничества общей площадью 7 009 га, так как они граничат с защитными (нерестоохранными) лесами. Поскольку часть переданного в аренду лесного участка не может быть использована обществом для лесозаготовки, суд счел возможным уменьшить размер арендной платы, подлежащей уплате в доход краевого бюджета на 12,64%, пропорционально площади переданного в аренду лесного участка, что в денежном выражении составило 455 121 руб. 36 коп.
Апелляционный суд изменил решение суда первой инстанции, посчитав, что переданный в аренду ответчику лесной участок используется с изъятием лесных ресурсов, а, следовательно, размер арендной платы согласован сторонами как произведение ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и объема изъятия лесных ресурсов на арендуемом лесном участке, и не зависит от размеров самого лесного участка. Так как объем заготовки древесины на 2014 год не изменился, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для уменьшения арендной платы.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 94 Лесного кодекса Российской Федерации использование лесов в Российской Федерации является платным. За использование лесов вносится, в частности, арендная плата.
Согласно части 1 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением случаев, установленных частью 3 настоящей статьи.
Частью 2 этой же статьи предусмотрено, что при заключении договора аренды такого лесного участка по результатам аукциона, изменение условий аукциона на основании соглашения сторон такого договора или по требованию одной из его сторон не допускается, за исключением случая, предусмотренного частью 7 статьи 53.7 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 29.12.2010 N 442-ФЗ), то есть, если осуществление мероприятий по ликвидации чрезвычайной ситуации, возникшей вследствие лесных пожаров, или последствий этой чрезвычайной ситуации повлекло за собой существенное изменение обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при заключении такого договора.
Из приведенных норм права следует, что Лесным кодексом Российской Федерации был установлен не только особый порядок заключения договоров аренды лесного участка, то есть по общему правилу по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, но и введен запрет на изменение условий договора по волеизъявлению его участников, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 29.05.2014 года N 1021-О указал, что часть 2 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации о недопустимости - при заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по результатам аукциона - изменения условий аукциона на основании соглашения сторон такого договора или по требованию одной из его сторон, за исключением случая, предусмотренного частью 7 статьи 53.7 данного Кодекса, создает - наряду с другими законоположениями - необходимую правовую основу порядка предоставления в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и направлена на обеспечение баланса интересов и равноправия участников аукциона, защиту публичных интересов, а также на предотвращение злоупотреблений при предоставлении в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В последующем Федеральным законом от 21.07.2014 N 250-ФЗ редакция части 2 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации была изменена, указанная норма в настоящей редакции содержит положения, которые предусматривают случаи возможного изменения условий договора в результате: изменения целевого назначения лесов, существенного изменения параметров использования лесов (возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов) или существенного изменения обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при его заключении, если такие изменения обстоятельств возникли вследствие природных явлений (лесных пожаров, ветровалов, наводнений и других стихийных бедствий) и стали основанием для внесения изменений в государственный лесной реестр, а также случая, предусмотренного частью 7 статьи 53.7 этого Кодекса.
При этом введенная Федеральным законом от 21.07.2014 N 250-ФЗ в статью 74 Лесного кодекса Российской Федерации часть 2.1 содержит положение о том, что договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный по результатам аукциона, может быть изменен только по решению суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого лесного участка.
Между тем из материалов дела не усматривается, что в договор аренды от 19.01.2011 N 0776/2011 внесены изменения в порядке, предусмотренном указанной нормой права.
Принимая во внимание, что факт наличия задолженности общества по договору аренды подтвержден документально, апелляционный суд правомерно удовлетворил заявленные требования в полном объеме, указав на отсутствие правовых оснований для уменьшения арендной платы.
Этот вывод согласуется с позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 17.12.2013 N 12157/13.
Доводы заявителя жалобы о необходимости уменьшения арендной платы отклоняются судом кассационной инстанции как основанные на неправильном толковании норм материального права.
Механизм изменения договора в связи с существенным изменением обстоятельств, предусмотренный статьей 451 Гражданского кодекса Российской Федерации, не может быть использован в данном случае, поскольку он предполагает изменение договора по соглашению сторон или по требованию одной из сторон в судебном порядке, что прямо исключается статьей 74 Лесного кодекса Российской Федерации; кроме того, неполное обозначение границ переданного в аренду лесного участка с сохранением объема подлежащих заготовке лесных ресурсов не относится к перечню обстоятельств, указанных в части 2.1 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации в качестве оснований для изменения договора в судебном порядке.
Как указывалось выше Лесным кодексом Российской Федерации установлен не только особый порядок заключения договоров аренды лесного участка (по общему правилу по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора), но и введен запрет на изменение условий договора по волеизъявлению его участников, в том числе в части как повышения, так и понижения размера арендной платы.
Иных доводов, имеющих существенное значение для дела, и влияющих на правильность принятого по делу постановления, в кассационной жалобе не приведено.
Нарушений норм процессуального права, в том числе влекущих отмену состоявшегося по делу постановления в любом случае (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом не допущено. Учитывая изложенное основания для удовлетворения кассационной жалобы заявителя отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 12.05.2015 по делу N А73-13243/2014 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.Ю. Лесненко |
Судьи |
С.И. Гребенщиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.