г. Хабаровск |
|
17 августа 2015 г. |
Дело N А24-4652/2014 |
Резолютивная часть постановления от 12 августа 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 августа 2015 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: Брагиной Т.Г.
Судей: Голикова В.М., Луговой И.М.
при участии:
от заявителя: Контрольно-счетной палаты Петропавловск-Камчатского городского округа - представитель не явился;
от ОАО "Молокозавод Петропавловский" - представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Контрольно-счетной палаты Петропавловск-Камчатского городского округа на решение от 22.12.2014, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 22.05.2015 по делу N А24-4652/2014 Арбитражного суда Камчатского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Жалудь И.Ю., в апелляционном суде судьи: Бессчасная Л.А., Рубанова В.В., Сидорович Е.Л.
по иску Контрольно-счетной палаты Петропавловск-Камчатского городского округа
к открытому акционерному обществу "Молокозавод Петропавловский"
о признании незаконным отказа
Контрольно-счетная палата Петропавловск-Камчатского городского округа (ОГРН 1064101072200, место нахождения: 683000, Камчатский край, г.Петропавловск-Камчатский, ул.Советская, 22, далее - Контрольно-счетная палата ПКГО) обратилась в Арбитражный суд Камчатского края с иском к открытому акционерному обществу "Молокозавод Петропавловский" (ОГРН 1084101005120, место нахождения: 683023, Камчатский край, г.Петропавловск-Камчатский, пр-кт Победы, 16, далее - общество) о признании незаконным отказа генерального директора Милованова В.Н. в допуске на проверяемый объект, об обязании допустить к осуществлению контрольного мероприятия "Проверка эффективности финансово-хозяйственной деятельности".
Решением суда от 22.12.2014, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 22.05.2015, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Законность принятых судебных актов проверяется по кассационной жалобе Контрольно-счетной палаты ПКГО, которая полагает принятые судебные акты подлежащими отмене в связи с неправильным применением судами норм материального и процессуального права и принятием нового судебного акта об удовлетворении заявленных требований.
Заявитель жалобы, ссылаясь на пункты 9, 10 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", считает, что суды, рассматривая настоящий спор, должны были применить нормы права, регулирующие сходные отношения - аналогию закона с главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), разъяснение которой нашло отражение в указанных пунктах поименованного Постановления, согласно которым нормы ГПК не допускают возможности оспаривания в порядке главы 25 этого Кодекса решений, действий (бездействия) органов управления организациями и их объединениями, общественными объединениями, политическими партиями, а также их руководителей, поэтому такие дела должны рассматриваться по правилам искового производства.
Кроме того, заявитель жалобы полагает, что Контрольно-счетная палата ПКГО осуществляет деятельность по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, а при осуществлении данного вида контроля положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ), устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются.
Общество отзыв на жалобу не представило, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, как и Контрольно-счетная палата ПКГО, хотя они надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как усматривается из материалов дела, на основании пункта 1.3 Плана работы Контрольно-счетной палаты ПКГО на 2014 год и в целях осуществления контроля за эффективным использованием муниципальной собственности, соблюдения законодательства Российской Федерации, Камчатского края и Петропавловск-Камчатского городского округа при осуществлении организацией хозяйственных и финансовых операций, их обоснованностью, Контрольно-счетной палатой ПКГО в период с 11.08.2014 по 30.09.2014 запланировано проведение контрольного мероприятия "Проверка эффективности финансово-хозяйственной деятельности ОАО "Молокозавод Петропавловский".
При выходе сотрудников контрольно-счетной палаты на проверяемый объект генеральным директором общества Миловановым В.Н. в их допуске к осуществлению проверки отказано, о чем работником контрольно-счетной палаты 11.08.2014 составлен акт.
Полагая отказ в допуске сотрудников контрольно-счетной палаты на проверяемый объект незаконным, Контрольно-счетная палата ПКГО обратилась с исковым заявлением в арбитражный суд, который отказал в удовлетворении заявленных требований.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды, руководствуясь положениями Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона от 07.02.2011 N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" (далее - Федеральный закон N 6-ФЗ), исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, пришли к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для их удовлетворения.
В силу части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В абзаце 3 пункта 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" разъяснено, что к действиям органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных или муниципальных служащих по смыслу главы 25 ГПК РФ относится властное волеизъявление названных органов и лиц, которое не облечено в форму решения, но повлекло нарушение прав и свобод граждан и организаций или создало препятствия к их осуществлению.
Из содержания приведенных нормоположений следует, что в судебном порядке могут быть обжалованы действия субъекта публичной власти.
Из материалов дела видно, что ОАО "Молокозавод Петропавловский" являлось хозяйствующим субъектом, правоотношения между Контрольно-счетной палатой ПКГО и обществом основаны на положениях Федерального закона N 6-ФЗ и связаны с проведением контрольных мероприятий в отношении последнего, а также отказом руководителя общества в допуске на проверяемый объект, оспоренным Контрольно-счетной палатой ПКГО в арбитражный суд.
Создание препятствий в проведении проверки, в данном случае в виде отказа в допуске на проверяемый объект, является основанием для направления контрольно-счетным органом в проверяемую организацию и ее должностным лицам предписания в соответствии с частью 4 статьи 16 Федерального закона N 6-ФЗ.
В силу части 2 статьи 13 Федерального закона N 6-ФЗ неисполнение законных требований и запросов должностных лиц контрольно-счетных органов, а также воспрепятствование осуществлению ими возложенных на них должностных полномочий влекут за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации (статьи 19.4, 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Предоставленные контрольно-счетным органам полномочия с правом направления предписаний, а также привлечение к ответственности должностных лиц реализуются ими в рамках контрольных мероприятий.
Довод жалобы о неприменимости к спорным отношениям положений Закона N 294-ФЗ подлежит отклонению, поскольку не влияет на вывод суда об отсутствии у заявителя права на обжалование действий руководителя хозяйствующего субъекта.
Принимая во внимание, что выводы судов соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, у суда кассационной инстанции отсутствуют предусмотренные статьей 288 АПК РФ основания для отмены принятых по делу судебных актов.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 22.12.2014, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 22.05.2015 по делу N А24-4652/2014 Арбитражного суда Камчатского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Т.Г.Брагина |
Судьи |
В.М.Голиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Создание препятствий в проведении проверки, в данном случае в виде отказа в допуске на проверяемый объект, является основанием для направления контрольно-счетным органом в проверяемую организацию и ее должностным лицам предписания в соответствии с частью 4 статьи 16 Федерального закона N 6-ФЗ.
В силу части 2 статьи 13 Федерального закона N 6-ФЗ неисполнение законных требований и запросов должностных лиц контрольно-счетных органов, а также воспрепятствование осуществлению ими возложенных на них должностных полномочий влекут за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации (статьи 19.4, 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
...
Довод жалобы о неприменимости к спорным отношениям положений Закона N 294-ФЗ подлежит отклонению, поскольку не влияет на вывод суда об отсутствии у заявителя права на обжалование действий руководителя хозяйствующего субъекта."
Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 17 августа 2015 г. N Ф03-3328/15 по делу N А24-4652/2014