г. Хабаровск |
|
27 августа 2015 г. |
Дело N А73-15926/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 августа 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 августа 2015 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: Г.А.Камалиевой
Судей: Е.Н.Захаренко, А.В.Солодилова
при участии:
от МУП "Водоканал": представитель не явился
от ООО "Опора": Гладков А.С., представитель по доверенности от 17.04.2015 б/н
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Опора" на постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2015 по делу N А73-15926/2014 Арбитражного суда Хабаровского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции - судья О.В.Медведева, в суде апелляционной инстанции - судьи А.И.Михайлова, Т.С.Гетманова, С.Б.Ротарь
по иску муниципального унитарного предприятия города Хабаровска "Водоканал"
к обществу с ограниченной ответственностью "Опора"
о взыскании 23 401 906 руб. 41 коп.
Муниципальное унитарное предприятие города Хабаровска "Водоканал" (далее - МУП "Водоканал", предприятие, ОГРН 1032700305000, адрес (место нахождения): 680000, Хабаровский край, г. Хабаровск, пер. Топографический, 12) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Опора" (далее - ООО "Опора", общество, ОГРН 1132724008735, адрес (место нахождения): 680022, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Воронежская, 47, А, 1102) о взыскании задолженности по договорам от 13.02.2014 N 94-К/181, от 13.02.2014 N 94-В/180 в общем размере 21 652 238 руб. 95 коп., пеней за период с 01.03.2014 по 24.10.2014 в сумме 1 749 667 руб. 46 коп.
Решением от 23.01.2015 заявленные исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Определением от 28.04.2015 Шестой арбитражной апелляционный суд на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в суде первой инстанции, по причине ненадлежащего извещения ответчика о месте и времени рассмотрения дела.
Постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2015 решение суда от 23.01.2015 отменено, исковые требования предприятия удовлетворены, с ООО Опора" в пользу МУП "Водоканал" взыскано 21 652 238 руб. 95 коп. задолженности, 1 749 667 руб. 46 коп. пеней, всего 23 401 906 руб. 41 коп., а также расходы по государственной пошлине в размере 140 009 руб. 53 коп.
Законность вынесенного по делу постановления проверяется в порядке статьи 274 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по кассационной жалобе ООО "Опора", в обоснование которой общество указало, что договоры от 13.02.2014 N 94-В/180 и N 94-К/181 не соответствуют типовым договорам в области холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 645 (далее - Постановлением N 645), поскольку в них отсутствуют мероприятия (работы) и затраты истца на создание водопроводных и канализационных сетей, которые по условиям вышеназванных договоров должен был выполнить и понести ответчик. Отмечает, что период действия тарифов на услуги организаций коммунального хозяйства не может быть менее чем три года и более чем пять лет, в то время как тарифы для предприятия утверждены постановлением мэра г. Хабаровска от 21.07.2006, а договоры заключены 13.02.2014, следовательно, условия договоров, устанавливающие плату за подключение к централизованным сетям водоснабжения и водоотведения, являются ничтожными. Кроме того, полагает, что о ничтожности условий договоров о внесении платы за подключение свидетельствует положения подпунктов 2, 3 пункта 14 Правил заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры, утвержденных постановлением Правительства РФ от 09.06.2007 N 360 (далее - Правила N 360), действовавших на момент заключения договоров, поскольку в спорной ситуации отсутствует необходимость проведения мероприятий по увеличению мощности, а мероприятия по увеличению мощности и пропускной способности сетей, к которым будет подключаться объект капитального строительства ООО "Опора" в инвестиционной программе были заложены на период 2000-2010 года (I этап), на II этапе в период 2010-2015 гг. мероприятия по увеличению мощности пропускной способности сетей, к которым подключается объект ответчика, не предусмотрены.
В этой связи податель кассационной жалобы просит обжалуемое по делу постановление от 09.06.2015, а также решение от 23.01.2015 отменить, дело направить на новое рассмотрение.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель ООО "Опора" привел свои правовые позиции, дав соответствующие доводам кассационной жалобы пояснения.
МУП "Водоканал", извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе путем размещения соответствующей информации на сайте арбитражного суда в сети Интернет, своих представителей для участия в судебном заседании суда кассационной инстанции не направило.
Проверив законность обжалуемого судебного акта, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, Арбитражный суд Дальневосточного округа не усматривает оснований для его отмены.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 13.02.2014 между МУП "Водоканал" (организация водопроводно-канализационного хозяйства) и ООО "Опора" (заказчик) заключены договоры N 94-К/181, N 94-В/180 о подключении объекта капитального строительства "Жилой комплекс по ул. Совхозной в г. Хабаровске" к централизованным системам холодного водоснабжения и водоотведения города.
По условиям договоров, организация водопроводно-канализационного хозяйства обязуется выполнить действия по подготовке систем коммунального водоснабжения и водоотведения города к подключению объекта капитального строительства "Жилой комплекс по ул. Совхозной в г. Хабаровске" и подключить этот объект к сетям централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения с нагрузками: по водоснабжению - 316 куб. м/сут, 13,17 куб. м/час, по водоотведению - 285 куб. м/сут, 11,87 куб. м/час, запрашиваемым заказчиком по заявке, а заказчик обязуется выполнить действия по подготовке объекта к подключению и оплатить услуги по подключению (разделы 1, 2 договоров).
Согласно пункту 7 договора перечень мероприятий (в том числе технических) по подключению объекта (в том числе мероприятий, выполняемых Заказчиком и мероприятий, выполняемых Организацией водопроводно-канализационного хозяйства по увеличению пропускной способности (увеличению мощности) централизованной системы водоснабжения и водоотведения указаны в Приложении N 2 к договору.
В разделе 4 договоров стороны определили условия оплаты услуг. Плата за подключение по договору N 94-К/181 составляет 13 219 616 руб. 70 коп., по договору N 94-В/180 - 20 091 520 руб. 16 коп. Заказчик обязан внести плату на расчетный счет Организации водопроводно-канализационного хозяйства в следующем порядке:
по договору N 94-К/181 (п. 14):
- 1 982 942 руб. 50 коп. (15 процентов платы за подключение вносится в течение 15 дней с даты заключения настоящего договора);
- 6 609 808 руб. 35 коп. (50 процентов платы за подключение вносится в течение 90 дней с даты заключения настоящего договора, но не позднее даты фактического подключения);
- 4 626 856 руб. 85 коп. (35 процентов платы за подключение вносится в течение 15 дней с даты подписания сторонами акта о подключении объекта к централизованной системе водоотведения, но не позднее выполнения технических условий);
по договору N 94-В/180 (п. 14):
- 3 013 728,02 руб. (15 процентов платы за подключение вносится в течение 15 дней с даты заключения настоящего договора);
- 10 045 760,08 руб. (50 процентов платы за подключение вносится в течение 90 дней с даты заключения настоящего договора, но не позднее даты фактического подключения);
- 7 032 032 руб. 06 коп. (35 процентов платы за подключение вносится в течение 15 дней с даты подписания сторонами акта о подключении объекта к централизованной системе водоотведения, но не позднее выполнения технических условий).
В соответствии с пунктами 24, 23 договоров в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения Заказчиком обязательств по оплате договора Организация водопроводно-канализационного хозяйства вправе потребовать от Заказчика уплаты неустойки в размере двукратной ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка Российской Федерации, установленной на день предъявления соответствующего требования, от суммы задолженности за каждый день просрочки.
Договоры вступают в силу с момента их подписания обеими сторонами и действуют до 01.01.2016, а в части обязательств, не исполненных к моменту окончания срока их действия - до полного их исполнения сторонами (п. 33, 30).
Ссылаясь на невнесение ответчиком первых двух платежей по договорам в установленные сроки, что повлекло образование задолженности в размере 21 652 238 руб. 95 коп. и, как следствие, начисление пеней за просрочку уплаты, МУП "Водоканал" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя иск, суд апелляционной инстанции, рассматривая дело по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в суде первой инстанции, по причине ненадлежащего извещения ответчика о месте и времени рассмотрения дела, руководствовался положениями Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ), Правилами N 360, Инвестиционной программой "Развитие объектов водопровода и канализации МУП города Хабаровска "Водоканал" на 2006-2010 годы", постановлением мэра г. Хабаровска от 21.06.2006 N 779 и исходил из наличия оснований для взимания с общества платы за подключение, соответствия условий оспариваемых обществом пунктов договора законодательству.
Суд кассационной инстанции считает выводы суда соответствующими установленным по делу фактическим обстоятельствам, основанным на представленных в дело доказательствах, судом правильно применены нормы права.
В силу пункта 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения (пункт 1 статьи 422 ГК РФ).
Частью 10 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что порядок определения и предоставления технических условий и определения платы за подключение, а также порядок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения может устанавливаться Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 13.02.2006 N 83 "Об утверждении Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения" (далее - Правила N 83) предусмотрен порядок определения и предоставления технических условий и определения платы за подключение.
Порядок определения размера платы за подключение и основания ее взимания установлены пунктом 14 Правил N 360, действовавших на дату заключения договоров.
Пункт 15 Правил N 83 предусматривает, что подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения осуществляется на основании договора.
Плата за подключение взимается и ее размер определяется как произведение заявленной нагрузки объекта капитального строительства и тарифа на подключение при соблюдении следующих условий:
- наличие утвержденной в установленном порядке инвестиционной программы у исполнителя по договору о подключении;
- в инвестиционной программе включены мероприятия по увеличению мощности и (или) пропускной способности сети инженерно-технического обеспечения, к которой будет подключаться объект капитального строительства;
- установлены тарифы на подключение (подпункт 1 пункта 14 Правил N 360).
В соответствии с пунктом 2 Правил N 83 под сетями инженерно-технического обеспечения понимается совокупность имущественных объектов, непосредственно используемых в процессе тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения. Подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения - процесс, дающий возможность осуществления подключения строящихся (реконструируемых) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, а также к оборудованию по производству ресурса.
Сети инженерно-технического обеспечения, включающие тепло-, газо-, водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, входят в систему коммунальной инфраструктуры. Следовательно, к объектам сетей инженерно-технического обеспечения (системе коммунальной инфраструктуры) относятся сети водопровода и канализации, водозаборные сооружения, канализационно-насосные станции, очистные сооружения и другие объекты, в совокупности обеспечивающие водоснабжение конкретных объектов (пункт 1 Правил N 360).
Понятия "водоотведение" и "водоснабжение" раскрыты в статье 2 Закона N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении". Так, под водоотведением понимается прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения; под водоснабжения - водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных систем холодного водоснабжения.
Таким образом, при решении вопроса о правомерности/неправомерности взимания платы за подключение по договору о подключении должны приниматься не только мероприятия по увеличению мощности и пропускной способности сети, к которой непосредственно присоединяется объект капитального строительства, но и мероприятия по увеличению мощности и пропускной способности сетей водопровода и канализации, водозаборных сооружений, канализационно-насосных станций, очистных сооружений и других объектов, в совокупности обеспечивающие водоснабжение конкретных объектов.
Суд апелляционной инстанции, исследовав условия договоров от 13.02.2014 N 94-К/181, N 94-В/180, инвестиционную программу "Развитие объектов водопровода и канализации МУП города Хабаровска "Водоканал" на 2006-2010 годы и до 2015 года", предусматривающую мероприятия по увеличению мощности и пропускной способности сетей инженерно-технического обеспечения, к которым будет подключаться объект капитального строительства ООО "Опора", а также приложение N 2 к договорам, в котором стороны согласовали, что к мероприятиям, осуществляемым Организацией водопроводно-канализационного хозяйства (МУП "Водоканал") относится строительство водозаборных сооружений Тунгусского месторождения, фактическое присоединение (врезка) построенных сетей объекта к централизованной системе холодного водоснабжения, а также расширение и реконструкция (2-я очередь) канализации в г. Хабаровске, пришел к правильному выводу о наличии предусмотренных нормативными правовыми актами условий, обязывающих общество к оплате подключения.
Более того, заявляя доводы о несоответствии заключенных договоров требованиям закона в части установления платы за подключение, ООО "Опора" не учитывает следующее.
В силу статьи 15 Федерального закона от 07.12.2011 N 417-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" с 01.01.2013 регулирование тарифов на водоснабжение выводится из сферы регулирования Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организации коммунального комплекса" в связи с принятием и вступлением в законную силу специального закона - Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении". Согласно частям 1 и 3 статьи 18 Закона N 416-ФЗ договор подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения является публичным договором.
В соответствии с пунктом 11 Правил N 83, если для подключения строящихся (реконструируемых) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (за исключением сетей инженерно-технического обеспечения, используемых в процессе холодного водоснабжения и водоотведения) не требуется создания (реконструкции) сетей инженерно-технического обеспечения, плата за подключение не взимается. Плата за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения, используемым в процессе холодного водоснабжения и водоотведения, определяется в соответствии с Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении" (абзац 7 пункта 11).
По смыслу пункта 86 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства от 29.07.2013 N 644, и исходя из подпункта 15 статьи 18 Закона N 416-ФЗ договоры о подключении (технологическом присоединении) к централизованным системам водоснабжения, договоры о подключении (технологическом присоединении) к централизованным системам водоотведения заключаются в соответствии с типовым договором о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе водоснабжения, типовым договором о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации. Единый типовой договор о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе водоснабжения/водоотведения утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 645 "Об утверждении типовых договоров в области холодного водоснабжения и водоотведения", вступившим в силу 14.08.2013.
Разделом V типового договора о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения/водоотведения предусмотрено установление платы и порядок внесения таковой за технологическое присоединение. Возможности бесплатного (безвозмездного) подключения указанные типовые договоры не предусматривают.
Обязательное условие о внесении платы за подключение (технологическое присоединение) предусмотрено подпунктом 13 статьи 18 Закона N 416-ФЗ. Взимание организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение, с заявителя иных платежей, связанных с подключением (технологическим присоединением), не допускается (подпункт 14 статьи 18 Закона N 416-ФЗ).
Таким образом, позиция ООО "Опора", направленная на освобождение общества от внесения платы за подключение (технологическое присоединение), не соответствует (противоречит) императивной норме постановления Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 645 "Об утверждении типовых договоров в области холодного водоснабжения и водоотведения".
При таких обстоятельствах выводы суда апелляционной инстанции об удовлетворении исковых требований о взыскании задолженности в сумме 21 652 238 руб. 95 коп. задолженности и пеней в сумме 1 749 667 руб. 46 коп. обоснованны.
Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не усматривается.
Меры по приостановлению исполнения обжалуемого судебного акта, принятые определением суда округа от 17.07.2015, подлежат отмене по правилам статьи 283 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 283, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2015 по делу N А73-15926/2014 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Приостановление исполнения судебного акта, принятое определением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 17.07.2015 N 0000197, отменить.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Г.А. Камалиева |
Судьи |
Е.Н. Захаренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.