г. Хабаровск |
|
04 сентября 2015 г. |
Дело N А51-23294/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 сентября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 сентября 2015 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: В.М. Голикова
Судей: Г.В. Котиковой, И.М. Луговой
при участии:
от заявителя: ООО "ТрансШина" - представитель не явился;
от Владивостокской таможни - Лосева В.В. представитель по доверенности от 19.01.2015 N 16; Вяткина А.А., представитель по доверенности от 17.07.2015 N 180;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ТрансШина" на решение от 03.12.2014, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2015 по делу N А51-23294/2014 Арбитражного суда Приморского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Т.Е. Мангер; в суде апелляционной инстанции судьи: О.Ю. Еремеева, А.В. Гончарова, Е.Н. Номоконова
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ТрансШина" (ОГРН 1112538003863, ИНН 2538147036, место нахождения: 690062, Приморский край, г. Владивосток, ул. Днепровская, 45-7)
к Владивостокской таможне (ОГРН 1052504398484, ИНН 2540015767, место нахождения: 690003, Приморский край, г. Владивосток, ул. Посьетская, 21А)
о признании незаконными решений
Арбитражный суд Приморского края решением от 03.12.2014, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2015, отказал обществу с ограниченной ответственностью "ТрансШина" (далее - общество) в удовлетворении заявления о признании незаконными решений Владивостокской таможни (далее - таможенный орган, таможня) о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД ТС по ДТ N 10702030/070514/0037533 (далее - ДТ N 37533) за регистрационными номерами: N РТК-10702030-14/000181 от 16.05.2014, N РТК-10702030-14/000182 от 16.05.2014, N РТК-10702030-14/000183 от 16.05.2014 и N РТК-10702030-14/000184 от 16.05.2014.
В кассационной жалобе общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, предлагает обжалуемые судебные акты отменить и направить дело на новое рассмотрение.
Доводы заявителя жалобы сводятся к тому, что основным классификационным признаком шин резиновых в рамках товарной позиции 4011 ТН ВЭД ТС является вид и предназначение транспорта, для которого данные шины предназначены. То есть, при определении классификационного кода ТН ВЭД ТС шин резиновых сначала необходимо отнести к определенному типу транспортное средство, для которого данная шина предназначена.
Товар приобретен по заявке на поставку автомобильных шин для строительной техники (самосвалов, бетономешалок, самоходной буровой установки).
Исходя из того, что шины по спорной декларации предназначены для самосвалов, используемых в промышленности, заявитель жалобы полагает, что в соответствии с ОПИ 6 ТН ВЭД ТС подсубпозиция 4011 93 000 0 ТН ВЭД ТС "Шины и покрышки пневматические резиновые новые для транспортных средств, используемых в строительстве или промышленности, имеющие посадочный диаметр не более 61 см" наиболее точно описывает транспортные средства, на которых могут применяться ввезенные шины, по сравнению с текстом подсубпозиции 401 1 20 900 1 ТН ВЭД ТС "Шины и покрышки пневматические резиновые новые для автобусов или моторных транспортных средств для перевозки грузов, имеющие индекс нагрузки более 121, с цельнометаллическим кордом".
Кроме того, общество считает, что из заключения таможенного эксперта ФТС ЦЭКТУ от 14.05.2014 N 08/1523/2014 невозможно определить область применения шин указанных в спорной ДТ. Поэтому указанные декларантом на основании договора и спецификации характеристики и свойства шин позволяют их классифицировать по коду, заявленному декларантом.
Владивостокская таможня в отзыве на кассационную жалобу и в судебном заседании суда кассационной инстанции в лице своих представителей, возражая относительно приведенных в ней доводов, просило оставить ее без удовлетворения.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве и выступлениях представителей таможни, суд кассационной инстанции находит жалобу не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
Как усматривается из материалов дела, 07 мая 2014 года общество подало во Владивостокскую таможню таможенную декларацию ДТ N 37533 на товар, ввезённый на таможенную территорию Таможенного союза, - шины пневматические различных моделей.
В указанной декларации заявлены товары:
N 1 - шины пневматические, с рисунком протектора отличным от "в елочку", имеющие посадочный диаметр не более 61 см, устанавливаемые не транспортные средства, используемые в строительстве и промышленности, новые: модель WX831А в комплекте с камерой и ободной лентой (флэпом) размер 12.00R20 18PR, посадочный диаметр 50.8 см, ширина профиля 315 мм, диаметр шины 1125 мм, изготовитель SHANDONG WANSHINE TIRE CO., LTD (TM) TRUCK MASTER - 190 шт.;
N 2 - шины пневматические, с рисунком протектора отличным от "в елочку", имеющие посадочный диаметр не более 61 см, устанавливаемые не транспортные средства, используемые в промышленности, новые: модель WX801А, размер 295/80R22.5 18PR, посадочный диаметр 57.15 см, ширина профиля 298 мм, диаметр шины 1012 мм, изготовитель SHANDONG WANSHINE TIRE CO., LTD (TM) TRUCK MASTER - 30 шт.;
N 3 - шины пневматические, с рисунком протектора отличным от "в елочку", имеющие посадочный диаметр не более 61 см, устанавливаемые не транспортные средства, используемые в промышленности, новые: модель WX803D, размер 315/80R22.5 20PR, посадочный диаметр 57.15 см, ширина профиля 312 мм, диаметр шины 1076 мм, изготовитель SHANDONG WANSHINE TIRE CO., LTD (TM) TRUCK MASTER - 90 шт.;
N 4 - шины пневматические, с рисунком протектора отличным от "в елочку", имеющие посадочный диаметр не более 61 см, устанавливаемые не транспортные средства, используемые в промышленности, новые: модель WX851А, размер 385/65R22.5 20PR, посадочный диаметр 57.15 см, ширина профиля 389 мм, диаметр шины 1072 мм, изготовитель SHANDONG WANSHINE TIRE CO., LTD (TM) TRUCK MASTER - 100 шт.
В отношении указанных товаров декларантом заявлен код ТН ВЭД 4011 93 000 0 "шины прочие, для транспортных средств, используемых в строительстве или промышленности, и имеющие посадочный диаметр не более 61 см", ставка таможенной пошлины 5 % от таможенной стоимости.
На основании заключения ЭКС регионального филиала ЦЭКТУ г.Владивосток от 14.05.2014 N 08/1523/2014, согласно которому товар, задекларированный по ДТ N37533, предназначен для грузовых механических транспортных средств и прицепов, Владивостокской таможней 16.05.2014 приняты решения о классификации NРКТ-10702030-14/000181, NРКТ-10702030-14/000182, NРКТ-10702030-14/000183, NРКТ-10702030-14/000184. В соответствии с указанными решениями ввезённые обществом товары классифицированы по коду 4011 209 001 ТН ВЭД ТС.
Не согласившись с решениями таможенного органа о классификации товаров, посчитав их незаконными и нарушающим права и законные интересы общества, ООО "ТрансШина" обжаловало их в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды обоснованно исходил из следующего.
В соответствии со статьей 181 ТК ТС в декларации на товары указываются основные сведения о товарах, в том числе классификационный код товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности.
Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54 утверждена единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Таможенного союза и Единого таможенного тарифа Таможенного союза, действовавшая на момент подачи обществом спорной декларации.
Проверку правильности классификации товаров осуществляют таможенные органы, которые в случае выявления неверной классификации товаров самостоятельно осуществляют их классификацию и принимают решение по классификации товаров по форме, определенной законодательством государств - членов Таможенного союза. При этом выбор конкретного кода ТН ВЭД всегда основан на оценке признаков декларируемого товара, подлежащих описанию, а процесс описания связан с полнотой и достоверностью сведений о товаре (определенного набора сведений, соответствующих либо не соответствующих действительности).
Правовое значение при классификации товаров имеет их разграничение (критерии разграничения) по товарным позициям ТН ВЭД в соответствии с Основными правилами интерпретации (далее - ОПИ ТН ВЭД), утвержденными решением Комиссии Таможенного союза Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54.
Порядок заполнения граф декларации на товары определен Инструкцией о порядке заполнения декларации на товары, утвержденной Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 257 "Об инструкциях по заполнению таможенных деклараций и формах таможенных деклараций" (далее - Инструкция N 257).
Согласно подпункту 29 пункта 15 Инструкции N 257 в графе 31 декларации на товары подлежат указанию сведения о декларируемом товаре, необходимые в том числе, для исчисления и взимания таможенных и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, идентификации, отнесения к одному десятизначному классификационному коду по ТН ВЭД ТС.
Сведения о технических характеристиках декларируемого товара в соответствии с данной нормой подлежат указанию под номером 1 в графе 31 декларации.
Как следует из описания товаров N 1-4 в графах 31 спорной ДТ, товар описан как "шины пневматические, с рисунком протектора отличным от "в елочку", имеющие посадочный диаметр не более 61 см, устанавливаемые на транспортные средства, используемые в строительстве и промышленности, новые".
При этом описание товара как шины для транспортных средств, используемых в строительстве и промышленности, дано обществом на основании приложения на поставку товара от 17.04.2014 N Т09/А17 к внешнеторговому контракту от 20.05.2013 N 03С. Как следует из данного приложения, товар предназначался для эксплуатации на технике, используемой в строительстве и промышленности.
В свою очередь, таможенным органом в качестве ключевых характеристик, позволяющих классифицировать спорный товар в подсубпозиции 4011 20 900 1 ТН ВЭД ТС, взяты индекс нагрузки (более 121) и наличие в каркасе шины металлокорда (цельнометаллический каркас).
Ключевые характеристики товара определены таможенным органом на основании выводов таможенного эксперта, составленных в соответствии с ГОСТ Р 52899-2007 по маркировкам (надписям и обозначениям), нанесенным на боковинах шин.
В соответствии с выводами эксперта, изложенными в заключении от 14.05.2014, маркировка на представленных для исследования шинах соответствует маркировке, наносимой на шины пневматические, радиальные, цельнометаллокордовые, индексом скорости 110-120 км/ч, индексами нагрузки более 121. Рисунок протектора шин отличается от рисунка протектора в "елочку" или аналогичного. Маркировка товара позволила эксперту отнести его к цельнометаллокордовым шинам с индексом нагрузки более 121 для грузовых механических транспортных средств и прицепов.
В соответствии с мировыми стандартами, в том числе, такого как международный стандарт TRA (The Tire and Rim Association) шины повышенной проходимости классифицируются по типу машин, видам работ и типу протектора. По этим же стандартам установлены и значения, характеризующие грузоподъемность шины, к которой относится коэффициент нагрузки, определяющий норму слойности, индекс нагрузки с соответствующей ему грузоподъемностью и символ скорости с указанием максимально возможной скорости перемещения машины. Маркировка шин осуществляется на их боковой поверхности.
Корме того, суды пришли к выводу о том, что индекс скорости спорных шин не соответствует скорости, при которой используются шины для крупногабаритной техники по Государственному стандарту 8430-2003 "Шины пневматические для строительных, дорожных, подъемно-транспортных и рудничных машин. Технические условия".
Ссылаясь на ГОСТ Р 52899-2007, суды исходили из того, что пневматические шины для грузовых механических транспортных средств и прицепов (грузовых и легковых автомобилей, автобусов и троллейбусов) категории М2, М3, N, О3 и О4 по ГОСТ Р 52051 предназначены для эксплуатации на дорогах различных категорий, тогда как шины с регулируемым давлением и шины транспортных средств, предназначенных для работы в шахтах, рудниках, карьерах и других особых условиях эксплуатации, имеют иные характеристики, в том числе иное наименования типа протектора.
Так, согласно международному стандарту TRA(The Tire and Rim Association) для строительных машин тип протектора определен как - ребристый, для скального грунта, повышенной проходимости и т.д.
С учётом перечисленных обстоятельств, суды правомерно сочли, что обществом не представлены доказательства предназначения спорного товара исключительно для транспортных средств, используемых в промышленности, а описание товара при декларировании как "шины пневматические, с рисунком протектора отличным от "в елочку", имеющие посадочный диаметр не более 61 см, устанавливаемые на транспортные средства, используемые в строительстве и промышленности, новые", является недостоверным.
Поскольку выбор конкретного кода ТН ВЭД основан на оценке полных и достоверных признаков декларируемого товара, подлежащих описанию, таможенным органом в качестве ключевых характеристик, позволяющих классифицировать спорный товар, обоснованно приняты во внимание индекс нагрузки (более 121) и цельнометаллический каркас.
Как определено ОПИ ТН ВЭД ТС, классификация товаров по ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам и группам. Для юридических целей при классификации, прежде всего, имеют значение наименования субпозиций и примечания, относящиеся к субпозициям (правила 1 и 6).
При классификации товара по ТН ВЭД вначале определяется товарная позиция, затем субпозиция, исходя из текстов товарных позиций (субпозиций), соответствующих примечаний к разделам и группам (ОПИ 1), а при определении субпозиции учитываются также примечания к субпозициям (ОПИ 6).
Следовательно, декларанту и таможенному органу, контролирующему правильность заявленного классификационного кода, при определении полного 10-значного кода товара следует совершать последовательные действия по выбору подсубпозиции, а именно: сравнить тексты субпозиций с равным количеством дефисов (уровней), а затем, аналогично, выбрать в строгом соответствии с текстом подходящую подсубпозицию.
В соответствии с ТН ВЭД к группе 40 относятся каучук, резина и изделия из нее; к товарной позиции 4011 - шины и покрышки пневматические резиновые новые; к товарной субпозиции 4011 20 - шины для автобусов или моторных транспортных средств для перевозки грузов.
В подсубпозиции 4011 20 900 1 ТН ВЭД, в соответствии с которой таможенным органом были классифицированы ввезенные обществом товары, классифицируются шины и покрышки пневматические резиновые новые для автобусов или моторных транспортных средств для перевозки грузов с индексом нагрузки более 121: шины с цельнометаллическим кордом.
Из анализа приведенных выше норм права следует, что основным классификационным признаком шин резиновых в рамках товарной позиции 4011 ТН ВЭД является вид и предназначение транспорта, для которого данные шины предназначены.
При изложенных обстоятельствах суды пришли к правильному выводу о том, что классификация спорного товара в товарной субпозиции ТН ВЭД ТС 4011 93 "шины и покрышки пневматические резиновые новые: для транспортных средств, используемых при строительстве или промышленности, и имеющие посадочный диаметр не более 61 см", недопустима, поскольку данная товарная субпозиция специально предусмотрена для классификации шин пневматических, используемых в названной области применения. Доказательств того, что спорный товар предназначен исключительно для транспортных средств, рассчитанных для строительства и промышленности, суду не представлено.
Следовательно, с учетом принципа последовательности классификации товара и его фактического предназначения, судами сделан правильный вывод о принадлежности спорного товара к товарной субпозиции 4011 20 ТН ВЭД ТС, и у таможни имелись основания для классификации этого товара в товарной подсубпозиции 4011 20 900 1 ТН ВЭД ТС.
В остальном доводы кассационной жалобы направлены на переоценку выводов суда первой и апелляционной инстанций, касающихся фактических обстоятельств дела, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции, установленную главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В силу отсутствия оснований, предусмотренных частями 1 - 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обжалуемые судебные акты отмене не подлежат.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 03.12.2014, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2015 по делу N А51-23294/2014 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
В.М. Голиков |
Судьи |
Г.В. Котикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.