г. Хабаровск |
|
11 сентября 2015 г. |
Дело N А73-16796/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 сентября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 сентября 2015 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: Котиковой Г.В.
Судей: Голикова В.М., Луговой И.М.
при участии: от краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Краевая клиническая больница N 2" министерства здравоохранения Хабаровского края - Хижняк И.А., представитель по доверенности от 14.01.2015 б/н; после перерыва - Хижняк И.А., представитель по доверенности от 14.01.2015 б/н;
от Хабаровского краевого фонда обязательного медицинского страхования - Литовка П.И., представитель по доверенности от 13.01.2015 N 25-08; после перерыва - Литовка П.И., представитель по доверенности от 13.01.2015 N 25-08; Набокова Е.В., представитель по доверенности от 19.01.2015 N 30-08;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Хабаровского краевого фонда обязательного медицинского страхования на решение от 05.03.2015, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2015 по делу N А73-16796/2014 Арбитражного суда Хабаровского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Манник С.Д., в суде апелляционной инстанции судьи Балинская И.И., Сапрыкина Е.И., Швец Е.А.
по заявлению краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Краевая клиническая больница N 2" министерства здравоохранения Хабаровского края
к Хабаровскому краевому фонду обязательного медицинского страхования
о признании незаконным требования
Краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Краевая клиническая больница N 2" министерства здравоохранения Хабаровского края (ОГРН 1022701192470, ИНН 2723013894, место нахождения: 680030, г. Хабаровск, ул. Павловича, 1Б, далее - заявитель, бюджетное учреждение, больница) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением, которое было уточнено в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконным требования Хабаровского краевого фонда обязательного медицинского страхования (ОГРН 1022700921880, ИНН 2700000539, место нахождения: 680000, г. Хабаровск, ул. Фрунзе, 69, далее - фонд медицинского страхования) от 27.11.2014 N 49.
Решением суда от 23.06.2015, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2015, заявление учреждения удовлетворено, оспариваемое требование признано незаконным как противоречащее положениям части 7 статьи 35 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон об обязательном медицинском страховании).
Фонд медицинского страхования, не согласившись с данными судебными актами, подал в Арбитражный суд Дальневосточного округа кассационную жалобу, в которой ссылается на неправильное применение судами норм материального права, предлагает решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления бюджетного учреждения. По мнению подателя жалобы, поддержанному его представителями в судебном заседании, из положений пунктов 158-160 Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 28.02.2011 N 158н (далее - Правила медицинского страхования), Постановления Правительства Российской Федерации от 21.10.2011 N 856 "О Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2012 год" (далее - Постановление N 856), Постановления Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1074 "О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" (далее - Постановление N 1074) не следует право заявителя на расходование средств фонда обязательного медицинского страхования на осуществление капитального ремонта или капитальных вложений в объекты капитального строительства, как ошибочно полагают суды. Указанные расходы, считает заявитель жалобы, ссылаясь на статьи 78.2, 79 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс РФ), должны покрываться за счет иных источников финансирования. Кроме того, фонд медицинского страхования в обоснование своих доводов приводит письма Минздрава России от 25.12.2012 N 11-9/10/2-5718 "О формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" (далее - письмо N 11-9/10/2-5718), а также ФФОМС от 06.06.2013 N 4509/21-и "По вопросам расходования средств обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования" (далее - письмо N 4509/21-и), содержащие разъяснения относительно расходования средств фонда обязательного медицинского страхования, согласно которым расходы государственных и муниципальных медицинских организаций в части капитального ремонта и проектно-сметной документации для его проведения осуществляются за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов и не учитываются в тарифе на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию. Как полагает фонд медицинского страхования, выводы судов о правомерном расходовании бюджетным учреждением средств фонда обязательного медицинского страхования в спорной сумме на цели осуществления капитального ремонта, строительного надзора и подготовку проектно-сметной документации основаны на ошибочном расширительном толковании перечисленных выше нормативных правовых актов.
Больница в отзыве и ее представитель в судебном заседании выразили несогласие с доводами кассационной жалобы, настаивают на законности принятых по делу судебных актов. Бюджетное учреждение считает бездоказательными выводы фонда медицинского страхования о нецелевом расходовании средств фонда, полагает, что спорные расходы понесены в связи с осуществлением капитального ремонта, являются расходами на содержание имущества и в соответствии с частью 7 статьи 35 Закона об обязательном медицинском страховании, Правилами медицинского страхования, Постановлением N 865 могут быть включены в структуру тарифных расходов.
Определением суда от 02.09.2015 в судебном заседании объявлялся перерыв на основании статьи 163 АПК РФ до 09.09.2015.
Проверив в порядке и пределах статей 284, 286 АПК РФ применение судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции находит жалобу фонда медицинского страхования обоснованной, а принятые по делу судебные акты - подлежащими отмене.
Как установили суды и следует из материалов дела, на основании приказа фонда медицинского страхования от 30.09.2014 N 179 проведена проверка деятельности бюджетного учреждения по вопросу использования средств, полученных на финансовое обеспечение территориальной программы обязательного медицинского страхования на территории Хабаровского края за период с 01.01.2012 по 31.12.2013 года.
Актом проверки от 14.11.2014 N 93 зафиксировано, что больница произвела расходы в сумме 1 405 359,15 руб. (в 2012 году - 4 400,44 руб., в 2013 году - 1 400 958,71 руб.) на осуществление авторского надзора за строительством объекта "капитальный ремонт операционного блока N 3", на выполнение работ по разработке проектной документации на объект "капитальный ремонт помещений под монтаж компьютерного томографа", на выполнение работ по разработке научно-проектной документации на ремонт и реставрацию крыши, водосточной системы и чердачного перекрытия объекта культурного наследия "Гоголевское приходское училище", на проверку достоверности определения сметной документации по капитальному ремонту отдельных объектов медицинского назначения КГБУЗ "ККБ N 2", которые не подлежат оплате за счет средств обязательного медицинского страхования.
Требованием от 27.11.2014 N 49 фонд медицинского страхования предложил бюджетному учреждению в течение 10 рабочих дней с момента получения названного требования восстановить в бюджет фонда средства обязательного медицинского страхования, использованные не по целевому назначению в размере 1 405 359,15 руб., а также уплатить штраф в размере 140 535,91 руб.
Не согласившись с указанным требованием, считая его незаконным, больница обратилась с заявлением в арбитражный суд, который его удовлетворил, признав не доказанным фондом медицинского страхования факта нецелевого использования денежных средств в спорной сумме. Выводы суда первой инстанции подтвердил апелляционный суд, повторно рассматривая дело по правилам главы 34 АПК РФ. При этом суды исходили из того, что Законом об обязательном медицинском страховании, равно как и "Территориальной программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации на территории Хабаровского края бесплатной медицинской помощи на 2012 год" (далее - территориальная краевая программа), утвержденной постановлением правительства Хабаровского края от 24.12.2011 N 444-пр, не конкретизированы виды работ и услуг, связанные с содержанием имущества медицинских организаций, в них отсутствует прямой запрет на включение в структуру тарифов на медицинскую помощь расходов на оплату работ и услуг, квалифицированных фондом медицинского страхования по результатам проверки как нецелевое использование средств обязательного медицинского страхования (расходы на осуществление авторского надзора за строительством объекта "капитального ремонта отдельных помещений", выполнение работ по разработке проектной документации на капитальный ремонт объектов, проверка достоверности определения сметной документации по капитальному ремонту отдельных объектов медицинского назначения и другие, поименованные в акте).
Проверяя доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции приходит к выводу о неправильном применении судами норм материального права, исходя из следующего.
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования согласно пункту 12 части 7 статьи 34 Закона об обязательном медицинском страховании осуществляет контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, в том числе проводит проверки и ревизии.
В соответствии с пунктом 2 Положения о контроле за использованием средств обязательного медицинского страхования медицинскими организациями, утвержденного Приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 16.04.2012 N 73 (далее - Положение), территориальный фонд проводит проверки медицинских организаций в сфере обязательного медицинского страхования, имеющих право на осуществление медицинской деятельности и включенных в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, любой предусмотренной законодательством Российской Федерации организационно-правовой формы.
Пунктами 17 и 17.2 названного выше Положения предусмотрено, что проверка использования средств, полученных медицинскими организациями на финансовое обеспечение территориальной программы обязательного медицинского страхования, включает проверку соблюдения обязательства медицинской организации по использованию средств обязательного медицинского страхования, полученных за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования, в том числе при проведении проверки использования средств обязательного медицинского страхования проверяется правильность отражения в регистрах бухгалтерского учета операций по средствам обязательного медицинского страхования, правильность отражения доходов и расходов согласно действующей бюджетной классификации, соблюдение порядка ведения кассовых операций и учета наличных денежных средств (в части средств обязательного медицинского страхования), своевременность оприходования наличных денежных средств обязательного медицинского страхования, поступающих из банка и других источников, а также их целевое использование, наличие оправдательных документов и достоверность содержащихся в них данных, являющихся основанием для списания расходов по кассе, законность произведенных расходов в части средств обязательного медицинского страхования, обеспечение сохранности денежных средств.
При наличии фактов нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования, выявленных в ходе проверки, согласно пункту 23.3 этого же Положения, в заключительную часть акта включается обобщенная информация о направлениях и суммах нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования, с требованием о возврате медицинской организацией средств, использованных не по целевому назначению, и уплате штрафа за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, в соответствии с частью 9 статьи 39 Закона об обязательном медицинском страховании.
Таким образом, фонд медицинского страхования, осуществляя проверку использования бюджетным учреждением средств обязательного медицинского страхования и вынося оспариваемое требование, действовал в пределах предоставленных ему полномочий.
Суды обоснованно указали на то, что в силу положений статьи 38 Бюджетного кодекса РФ, устанавливающей принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, а также части 1 статьи 147 данного Кодекса, расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов должны осуществляться исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Нецелевым использованием бюджетных средств, согласно части 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса РФ, признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Обязательное медицинское страхование, как следует из пункта 1 статьи 3 Закона об обязательном медицинском страховании, это вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в установленных названным Федеральным законом случаях в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования.
Одним из принципов такого страхования в соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона об обязательном медицинском страховании является обеспечение за счет средств обязательного медицинского страхования гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи при наступлении страхового случая в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования и базовой программы обязательного медицинского страхования.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 20 Закона об обязательном медицинском страховании медицинские организации наделены правом на получение средств за оказанную медицинскую помощь на основании заключенных договоров на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию в соответствии с установленными тарифами на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и в иных случаях, предусмотренных названным Федеральным законом. При этом указанные средства медицинские организации обязаны использовать исключительно в соответствии с программами обязательного медицинского страхования (пункт 5 части 2 статьи 20 Закона об обязательном медицинском страховании).
Частями 1, 2 статьи 30 Закона об обязательном медицинском страховании предусмотрено, что тарифы на оплату медицинской помощи рассчитываются в соответствии с методикой расчета тарифов на оплату медицинской помощи, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в составе правил обязательного медицинского страхования, и включают в себя статьи затрат, установленные территориальной программой обязательного медицинского страхования. Непосредственно сам тариф устанавливается тарифным соглашением.
Частью 2 статьи 35 этого же Закона предусмотрено, что базовая программа обязательного медицинского страхования определяет, в том числе, структуру тарифа на оплату медицинской помощи.
Структура тарифа на оплату медицинской помощи согласно базовой программе обязательного медицинского страхования включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до ста тысяч рублей за единицу (часть 7 статьи 35 Закона об обязательном медицинском страховании), на что сослались суды, делая вывод о расходовании заявителем денежных средств в спорной сумме на цели содержания имущества бюджетного учреждения.
Территориальная программа обязательного медицинского страхования, как следует из части 1 статьи 36 Закона об обязательном медицинском страховании, является составной частью территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утверждаемой в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации. При этом указанная территориальная программа формируется в соответствии с требованиями, установленными базовой программой обязательного медицинского страхования, и включает в себя, в том числе нормативы финансовых затрат на единицу объема предоставления медицинской помощи в расчете на одно застрахованное лицо и норматива финансового обеспечения территориальной программы обязательного медицинского страхования в расчете на одно застрахованное лицо (часть 2 названной статьи).
В силу положений части 3 этой же статьи норматив финансового обеспечения территориальной программы обязательного медицинского страхования может превышать установленный базовой программой обязательного медицинского страхования норматив финансового обеспечения базовой программы обязательного медицинского страхования в случае установления дополнительного объема страхового обеспечения по страховым случаям, установленным базовой программой обязательного медицинского страхования, а также в случае установления перечня страховых случаев, видов и условий оказания медицинской помощи в дополнение к установленным базовой программой обязательного медицинского страхования.
Финансовое обеспечение территориальной программы обязательного медицинского страхования в случаях, указанных в части 3 названной статьи, осуществляется за счет платежей субъектов Российской Федерации, уплачиваемых в бюджет территориального фонда, в размере разницы между нормативом финансового обеспечения территориальной программы обязательного медицинского страхования и нормативом финансового обеспечения базовой программы обязательного медицинского страхования с учетом численности застрахованных лиц на территории субъекта Российской Федерации.
Территориальная программа обязательного медицинского страхования согласно части 6 статьи 36 Закона об обязательном медицинском страховании в рамках реализации базовой программы обязательного медицинского страхования определяет на территории субъекта Российской Федерации, в том числе структуру тарифа на оплату медицинской помощи, и должна соответствовать требованиям базовой программы обязательного медицинского страхования.
Таким образом, анализируя приведенные выше нормы Закона об обязательном медицинском страховании, суды правомерно указали на то, что структура тарифа на оплату медицинской помощи определяется как базовой программой обязательного медицинского страхования, так и территориальной программой обязательного медицинского страхования на территории субъекта Российской Федерации и, соответственно, расходование средств обязательного медицинского страхования должно осуществляться на условиях данной территориальной программы и быть строго целевым.
Суды, оценивая спорные расходы средств фонда обязательного медицинского страхования, произведенные больницей, на предмет их относимости к целям программ обязательного медицинского страхования (как базовой, так и территориальной), установили их связь с осуществлением именно капитального ремонта, понятие которого дано в пункте 14.2 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, что не оспаривается лицами, участвующими в деле, и подтверждается материалами дела.
Удовлетворяя заявление бюджетного учреждения и признавая оспариваемое требование фонда медицинского страхования незаконным, суд первой инстанции, выводы которого поддержал апелляционный суд, исходил из того, что данные расходы относятся к выполнению работ и услуг по содержанию имущества, следовательно, не могут быть восприняты как нецелевые расходы и подлежат включению в тариф на оплату медицинской помощи.
Однако данный вывод сделан без учета положений Постановления N 856, Постановления N 1074, Правил медицинского страхования, постановления Правительства Хабаровского края от 24.12.2011 N 444-пр, решения Комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования в Хабаровском крае от 22.01.2013 N 1, основан на ошибочном толковании части 7 статьи 35 Закона об обязательном медицинском страховании и понятия "содержание имущества".
Так, в силу положений раздела V Постановления N 856 тарифы на оплату медицинской помощи, оказываемой в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования в 2012 году, включают расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, стекла, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации). В состав затрат на оказание медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования могут быть включены иные расходы в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании.
Приложением N 9 к территориальной программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации на территории Хабаровского края бесплатной медицинской помощи на 2012 год, утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края от 24.12.2011 N 444-пр (далее - Постановление Правительства ХК N 444-пр), установлено, что тарифы на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию включают расходы в части базовой программы обязательного медицинского страхования, определенные Постановлением N 856.
Разделом VI Постановление N 1074 также предусмотрено, что порядок формирования и структура тарифа на оплату медицинской помощи, оказываемой в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования в 2013 году, устанавливаются в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации".
Пункты 2.1, 2.2 Порядка расчета тарифов на медицинские услуги, оказываемые медицинскими организациями, участвующими в территориальной программе обязательного медицинского страхования на территории Хабаровского края в 2013 году, утвержденного Решением Комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования в Хабаровском крае от 22.01.2013 N 1 "Об оплате медицинских услуг, оказываемых в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования" (далее - Решение Комиссии N 1), предусматривают включение в базовую часть тарифа на медицинские услуги по территориальной программе обязательного медицинского страхования расходов на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты в части расходов по оплате денежной компенсации работникам медицинских организаций, занятым на работах с вредными или особо вредными условиями труда, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, медицинского инструментария, реактивов, химикатов, приобретение продуктов питания, приобретение мягкого инвентаря, на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, производимых в других учреждениях (при отсутствии своей лаборатории и диагностического оборудования), организацию питания предприятиями общественного питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации). Условно-постоянная часть тарифа по территориальной программе обязательного медицинского страхования включает в себя затраты на прочие выплаты, включая компенсации работникам расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях медицинских организаций, приобретение прочих материальных запасов, расходы на оплату услуг связи транспортные услуги, включая расходы по оплате проезда больных и сопровождающих их лиц при направлении краевыми медицинскими организациями муниципальных образований края для консультации, обследования и (или) лечения в федеральные, краевые специализированные государственные медицинские организации, расположенные в крае, коммунальные услуги, работы и услуги по содержанию имущества, арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение оборудования стоимостью до ста тысяч рублей за единицу.
Пунктом 157 Правил медицинского страхования (в редакции, действовавшей в период спорных правоотношений) установлено, что с 1 января 2011 года по 31 декабря 2012 года тариф на оплату медицинской помощи: 1) в части базовой программы обязательного медицинского страхования включает в себя расходы, определенные Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, утвержденной Правительством Российской Федерации; 2) в части территориальных программ обязательного медицинского страхования может включать в себя часть расходов на оплату труда, начисления на выплаты по оплате труда (в части прочих выплат), расходы на оплату услуг связи, транспортных и коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение оборудования стоимостью до ста тысяч рублей за единицу.
В расчет тарифов включаются затраты медицинской организации, непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги) и потребляемые в процессе ее предоставления, и затраты, необходимые для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемые непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги) (пункт 158 Правил медицинского страхования в редакции, действовавшей в период спорных правоотношений).
При этом пунктами 159-160 Правил медицинского страхования в редакции, действовавшей в период спорных правоотношений, определено, что к затратам, непосредственно связанным с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги), относятся: затраты на оплату труда персонала, непосредственно участвующего в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации; материальные запасы, полностью потребляемые в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги), в соответствии с табелем оснащения медицинской организации (ее структурного подразделения) медицинским инструментарием, мягким инвентарем, изделиями медицинского назначения для оказания данного вида медицинской помощи (по профилю), нормами лечебного и профилактического питания; затраты (амортизация) оборудования, используемого в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги), в соответствии с табелем оснащения медицинской организации (ее структурного подразделения) медицинским оборудованием. К затратам, необходимым для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемым непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги), относятся: затраты на оплату труда персонала учреждения, не участвующего непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги); хозяйственные расходы; затраты на уплату налогов (кроме начислений на выплаты по оплате труда), пошлины и иные обязательные платежи; затраты (амортизация) зданий, сооружений и других основных фондов, непосредственно не связанных с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги).
Из буквального содержания указанных нормоположений, в том числе Правил медицинского страхования, следует, что затраты на капитальный ремонт не указаны в качестве составляющей тарифа на медицинские услуги, оказываемые в рамках обязательного медицинского страхования.
Признавая обоснованными доводы фонда медицинского страхования, суд кассационной инстанции исходит также из положений статей 78.2, 79 Бюджетного кодекса РФ, согласно которым осуществление государственными бюджетными учреждениями капитальных вложений в принадлежащее им имущество производится за счет предоставления бюджетных субсидий и бюджетных инвестиций.
Кроме того, в соответствии с пунктом 21 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н, "субсидиям на цели осуществления капитальных вложений" и "средствам по обязательному медицинскому страхованию" соответствует разные коды вида финансового обеспечения (деятельности).
Министерством здравоохранения Российской Федерации совместно с Федеральным фондом обязательного медицинского страхования во исполнение пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1074 "О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" направлены разъяснения по вопросам формирования и экономического обоснования территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов.
Так, в письме Министерства здравоохранения Российской Федерации от 25.12.2012 N 11-9/10/2-5718 "О формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" (вместе с "Методикой оценки эффективности деятельности медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных и стационарных условиях"), на которое ссылается фонд медицинского страхование в обоснование своих выводов по акту проверки, разъяснено, что расходы государственных и муниципальных медицинских организаций в части капитального ремонта и проектно-сметной документации для его проведения осуществляются за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов и не входят в средний подушевой норматив финансирования, установленный базовой программой ОМС.
В подтверждение своих доводов заявитель жалобы приводит также ссылки на письмо ФФОМС от 06.06.2013 N 4509/21-и "По вопросам расходования средств обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования", содержащее разъяснения относительно расходования средств фонда обязательного медицинского страхования, согласно которым расходы на капитальный ремонт относятся на подстатью 225 "Работы, услуги по содержанию имущества" статьи 220 "Оплата работ, услуг" Классификации операций сектора государственного управления раздела V Указаний (далее - КОСГУ) и согласно письму 4509/21-иN 11-9/10/2-5718 не включаются в состав тарифа на оплату медицинской помощи в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования. Включению в состав названного тарифа подлежат расходы на текущий ремонт, отражаемые на той же самой подстатье КОСГУ.
Таким образом, судебная коллегия, анализируя указанные выше положения норм права, а также принимая во внимание разъяснения, которые даны уполномоченным на то органом и безосновательно не приняты по внимание судами, полагает, что часть 7 статьи 35 Закона об обязательном медицинском страховании, как предусматривающая включение в тариф на оплату медицинской помощи расходов на работы и услуги по содержанию имущества, в том числе расходов на капитальный ремонт, истолкована судебными инстанциями расширительно, такой подход будет противоречить основным принципам осуществления обязательного медицинского страхования и может повлечь за собой нарушение прав застрахованных лиц на исполнение обязательств по обязательному медицинскому страхованию.
Учитывая изложенное выше, нельзя признать обоснованными ссылки бюджетного учреждения, подтвержденные судами, на отсутствие прямого запрета в территориальной программе использования денежных средств обязательного медицинского страхования на оплату расходов на капитальный ремонт, напротив, в программе содержится исчерпывающий перечень направлений расходования медицинскими организациями средств обязательного страхования в рамках тарифа.
При указанных обстоятельствах, требование фонда от 25.11.2014 N 49 о возврате средств, использованных не по целевому назначению в размере 1 405 359,15 руб., и уплате штрафа в размере 140 535,91 руб. неправомерно признано судами не соответствующим части 7 статьи 35 Закона об обязательном страховании, и оно не нарушает прав и законных интересов заявителя, поскольку спорные средства израсходованы последним на проведение капитального ремонта, что не предусмотрено тарифами на оплату медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования, а также не отвечает критериям, установленным пунктами 159-160 Правил медицинского страхования в редакции, действовавшей в период спорных правоотношений.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основе исследования и оценки имеющихся в деле доказательств, но судами неправильно применены нормы материального права, судебная коллегия в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 АПК РФ отменяет обжалуемые судебные акты и, не направляя дело на новое рассмотрение, принимает новый судебный акт - об отказе в удовлетворении заявления больницы.
Решением суда от 02.03.2015 с фонда медицинского страхования в пользу больницы взысканы 2 000 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение заявления в суде первой инстанции, и суд кассационной инстанции не располагает сведениями о исполнении решения в данной части, в связи с чем суду первой инстанции надлежит произвести поворот исполнения в порядке, установленном статьями 325, 326 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
Кассационную жалобу Хабаровского краевого фонда обязательного медицинского страхования удовлетворить.
Решение от 05.03.2015, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2015 по делу N А73-16796/2014 Арбитражного суда Хабаровского края отменить.
В удовлетворении заявления краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Краевая клиническая больница N 2" министерства здравоохранения Хабаровского края о признании незаконным требования Хабаровского краевого фонда обязательного медицинского страхования от 27.11.2014 N 49 отказать.
Арбитражному суду Хабаровского края произвести поворот исполнения решения суда от 05.03.2015 по делу N А73-16796/2014 в части взыскания с Хабаровского краевого фонда обязательного медицинского страхования в пользу краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Краевая клиническая больница N 2" министерства здравоохранения Хабаровского края судебных расходов по уплате государственной пошлины в сумме 2 000 руб. за рассмотрение заявления в суде первой инстанции.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Г.В. Котикова |
Судьи |
В.М. Голиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.