г. Хабаровск |
|
14 сентября 2015 г. |
Дело N А51-32070/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 сентября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 сентября 2015 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
председательствующего: Е.Н. Захаренко
судей: А.В. Солодилова, Г.А. Камалиевой
при участии:
от лиц, участвующих в деле, представители не явились;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае на решение от 19.02.2015, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 04.06.2015 по делу N А51-32070/2014 Арбитражного суда Приморского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья О.В. Васенко; в суде апелляционной инстанции судьи: Д.А. Глебов, А.В. Ветошкевич, С.Б. Култышев
по иску общества с ограниченной ответственностью "ЭкоМет"
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае
о взыскании 19 842 631 руб. 49 коп.
Общество с ограниченной ответственностью "ЭкоМет" (ОГРН - 1133702011002; далее - ООО "ЭкоМет", общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с исковым заявлением о взыскании с Территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае (ОГРН - 1092540004424; далее - ТУ ФАУГИ в Приморском крае, Территориальное управление, ответчик) 19 842 631 руб. 49 коп. задолженности по оплате услуг хранения, оказанных ответчику на основании государственных контрактов от 05.11.2013 N 20-2013/10, от 27.11.2013 N 25-2013/10.
Исковые требования обоснованы положениями статей 886, 896, 899 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и мотивированы тем, что ответчик по окончании срока действия государственного контракта не выполнил своей обязанности поклажедателя по изъятию имущества из хранения, в связи с чем должен уплатить хранителю соразмерное вознаграждение за дальнейшее хранение.
Решением суда от 19.02.2015, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 04.06.2015, исковые требования удовлетворены в полном объеме ввиду установления судами факта оказания истцом услуг по хранению в отсутствие доказательств, подтверждающих их оплату ответчиком.
ТУ ФАУГИ в Приморском крае обратилось в Арбитражный суд Дальневосточного округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить указанные судебные акты, как вынесенные с нарушением норм материального права, при наличии противоречий выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Заявитель полагает, что при рассмотрении спора судами не учтен тот факт, что по условиям государственных контрактов в обязанности исполнителя входило не только обеспечение сохранности имущества, но и осуществление иных действий по поручению заказчика. Поскольку государственные контракты прекратили свое действие, ТУ ФАУГИ в Приморском крае поручений на прием нового имущества обществу не давало, следовательно, услуги ответчику не оказывались и отсутствовали основания для удовлетворения иска.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "ЭкоМет" не согласилось с ее доводами, просит обжалуемые судебные акты оставить в силе как законные и обоснованные.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного разбирательства, явку своих представителей в суд кассационной инстанции не обеспечили.
Проверив законность обжалуемых судебных актов с учетом доводов кассационной жалобы, отзыва на нее, Арбитражный суд Дальневосточного округа не находит оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, для их отмены.
Как следует из материалов дела и установлено судами, между ООО "ЭкоМет" (исполнитель) и Территориальным управлением (заказчик) 05.11.2013 заключен государственный контракт N 20-2013/10 (2013.32134), в соответствии с пунктом 1.1 которого заказчик поручил, а исполнитель обязался на условиях, установленных настоящим контрактом и письменными поручениями (заявками) заказчика, оказывать услуги по приему и хранению обращенного в собственность государства либо изъятого лома цветных и черных металлов и иного имущества.
В пункте 1.5 контракта стороны согласовали срок его действия, согласно которому контракт вступает в силу с момента его подписания и действует до 31.12.2013.
Цена контракта в соответствии с пунктом 2.1 составляет 3 426 926 руб. 68 коп.
Между истцом (исполнитель) и ответчиком (заказчик) 27.11.2013 заключен государственный контракт на оказание услуг по приему и хранению обращенного в собственность государства имущества N 25-2013/10 (2013.34801), согласно которому заказчик поручил, а исполнитель принял на себя обязательства оказывать услуги по приему и хранению определенного в договоре имущества (лома черных и цветных металлов и иного имущества), с момента подписания контракта по 31.12.2013.
Суда считаются принятыми хранителем с момента подписания акта приема-передачи (пункт 1.3 договора); возврат имущества заказчику осуществляется по истечении срока действия государственного контракта либо по требованию заказчика по акту приема-передачи.
Цена контракта определена в размере 14 924 978 руб. 39 коп.
Истец по истечении срока действия контракта N 20-2013/10 (2013.32134) от 05.11.2013 надлежащим образом продолжал оказывать услуги по хранению имущества с 01.07.2014 по 30.09.2014, предоставив ответчику услуги на сумму 3 898 764 руб. 23 коп. (за июль на сумму 1 313 714 руб. 23 коп., за август - 1 313 714 руб. 23 коп., за сентябрь - 1 217 336 руб. 19 коп.). По истечении срока действия контракта N 25-2013/10 (2013.34801) от 27.11.2013 истец надлежащим образом продолжал оказание услуг по хранению имущества с 01.07.2014 по 30.09.2014 на сумму 15 943 867 руб. 26 коп. (за июль - 5 372 389 руб. 96 коп., за август - 5 372 389 руб. 96 коп., за сентябрь - 5 199 087 руб. 34 коп.).
Неоплата Территориальным управлением оказанных ему в период с 01.07.2014 по 30.09.2014 услуг послужила основанием обращения истца в суд с рассматриваемым иском.
При рассмотрении спора суды обоснованно квалифицировали сложившиеся между сторонами правоотношения как обязательственные по хранению товара, регулируемые положениями главы 47 ГК РФ.
В соответствии со статьей 886 ГК РФ по договору хранения одна сторона (хранитель) обязуется хранить вещь, переданную ей другой стороной (поклажедателем), и возвратить эту вещь в сохранности.
Согласно статье 896 ГК РФ вознаграждение за хранение должно быть уплачено хранителю по окончании хранения, а если оплата хранения предусмотрена по периодам, оно должно выплачиваться соответствующими частями по истечении каждого периода.
По истечении обусловленного срока хранения поклажедатель обязан немедленно забрать переданную на хранение вещь (часть 1 статьи 899 ГК РФ).
В силу положений пункта 4 статьи 896 ГК РФ, если по истечении срока хранения находящаяся на хранении вещь не взята обратно поклажедателем, он обязан уплатить хранителю соразмерное вознаграждение за дальнейшее хранение вещи.
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, в частности заявки на хранение, письма-отчеты истца N 02/08 от 06.08.2014, N 08/10 от 06.10.2014, N 01/08 от 06.08.2014, N 04/09 от 01.09.2014, акты приема-передачи имущества, суды установили факт оказания истцом в спорный период услуг по хранению определенного объема имущества по истечении срока действия государственных контрактов, отсутствие доказательств их оплаты ответчиком, в результате чего сделали соответствующий правовой регламентации статей 309, 310, 896, 899 ГК РФ вывод о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленного требования.
Расчет исковых требований, выполненный истцом с учетом установленной в пункте 3.3 контрактов стоимости услуг (стоимость хранения определена за 1 куб. м в сутки в размере 24 руб. 66 коп.); судами проверен, признан арифметически верным.
Судом округа отклонены доводы кассатора относительно того, что в размер исковых требований истца входит оплата дополнительных услуг, которые последним в исковой период не предоставлялись, поскольку условиями государственных контрактов не предусмотрено деление оплаты в зависимости от совершения хранителем действий, а указана ставка за хранение единицы имущества.
Все доводы кассационной жалобы были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, где им дана надлежащая правовая оценка как несостоятельным.
Доводы кассационной жалобы по существу направлены на переоценку установленных судами обстоятельств, что в силу части 2 статьи 287 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Расходы по уплате государственной пошлины за кассационное рассмотрение дела на основании статьи 110 АПК РФ относятся на заявителя жалобы. Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, поскольку на основании пп. 1.1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Территориальное управление освобождено от уплаты обязательного платежа.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 19.02.2015, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 04.06.2015 по делу N А51-32070/2014 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.Н. Захаренко |
Судьи |
А.В. Солодилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.