г. Хабаровск |
|
23 октября 2015 г. |
А51-29074/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 октября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 октября 2015 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: И.В. Ширяева
Судей: Н.В. Меркуловой, Е.П. Филимоновой
при участии:
от администрации Партизанского городского округа: представитель не явился;
от Минфина России: Пузанова А.В., представитель по доверенности от 05.11.2014 N 20-17-30/51;
от Министерства энергетики Российской Федерации: представитель не явился;
рассмотрев в проведенном с использованием систем видеоконференц-связи судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю
на решение от 22.11.2014, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2015
по делу N А51-29074/2014 Арбитражного суда Приморского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Н.А. Галочкина, в суде апелляционной инстанции судьи Н.А. Скрипка, Д.А. Глебов, С.Б. Култышев
по иску администрации Партизанского городского округа
к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю
третье лицо: Министерство энергетики Российской Федерации
о взыскании 1 197 146,47 руб.
Администрация Партизанского городского округа (далее - администрация, истец) обратилась в Арбитражный суд Приморского края с исковым заявлением к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю (далее - Минфин России, ответчик) о взыскании 1 197 146,47 руб. убытков, составляющих стоимость затрат на эксплуатацию природоохранных объектов в период с 01.07.2014 по 31.08.2014.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство энергетики Российской Федерации (далее - Минэнерго России).
Решением арбитражного суда первой инстанции от 22.12.2014, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2015, иск удовлетворен за счет средств казны Российской Федерации.
В кассационной жалобе Минфин России просит решение от 22.11.2014 и постановление от 25.02.2015 отменить, в удовлетворении иска отказать. В обоснование жалобы приведены доводы о том, что правом на обращение за субвенциями для компенсации затрат, предусмотренных для обеспечения функционирования природоохранных объектов, переданных в муниципальную собственность, наделен субъект Российской Федерации, в состав которого входит соответствующее муниципальное образование. По мнению заявителя жалобы, со стороны Минфина России отсутствует противоправное бездействие в виде неисполнения обязанности по компенсации истцу затрат. При этом указывает на то, что обращений из Приморского края о предоставлении финансовой помощи из федерального бюджета для обеспечения функционирования природоохранных объектов в Минфин России не поступало.
Минэнерго России, администрация в отзывах с доводами кассационной жалобы не согласились, просят обжалуемые судебные акты оставить без изменения.
В судебном заседании арбитражного суда кассационной инстанции, проведенном путем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Приморского края в порядке статьи 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), представитель Минфина России поддержала доводы, изложенные в кассационной жалобе, дав по ним пояснения.
Проверив законность обжалуемых судебных актов с учетом доводов кассационной жалобы, отзыва на нее, Определения Верховного Суда Российской Федерации от 10.09.2015 N 303-ЭС15-4097, Арбитражный суд Дальневосточного округа считает, что имеются основания, предусмотренные статьей 288 АПК РФ, для их отмены.
Как следует из материалов дела и установлено судами обеих инстанций, в рамках реализации мероприятий по реструктуризации угледобывающих предприятий на территории городского округа (ликвидация ДОАО "Шахтоуправление "Нагорное" открытого акционерного общества "Приморскуголь") и в целях предупреждения подтопления микрорайона шахты "Нагорная" и загрязнения шахтовой водой реки "Тигровая" Минэнерго России построен водоотливной комплекс на горном отводе шахты "Нагорная" и безреагентные очистные сооружения для очистки самоизливающихся шахтных вод шахты "Углекаменская", которые 18.01.2007 приняты на баланс Партизанского городского округа. До 2012 года финансирование эксплуатации данного объекта осуществляло Минэнерго России за счет межбюджетных трансфертов.
24.12.2013 между администрацией (заказчик) и обществом с ограниченной ответственностью "Трансстрой" (исполнитель) заключен муниципальный контракт N 0120300016713000187_88479 (далее - контракт), предметом которого является оказание исполнителем услуг по эксплуатации водоотливного комплекса на горном отводе шахты "Нагорная" и очистных сооружений шахты "Углекаменская", со стороны заказчика - создание необходимых условий оказания услуг, их приемка и оплата. Согласно пункту 3.1 контракта услуги должны быть оказаны исполнителем в период 01.01.2014 по 31.12.2014.
В разделе 4 контракта стороны согласовали общую стоимость услуг в сумме 6 875 450 руб. без НДС и оплату оказанных услуг ежемесячно после подписания акта выполненных работ формы КС-2 и справки формы КС-3.
В период с 01.07.2014 по 31.08.2014 года затраты администрации Партизанского городского округа по эксплуатации объекта "Водоотливной комплекс на горном отводе шахты "Нагорная" и очистных сооружений шахты "Углекаменская" составили 1 197 146,47 руб., что подтверждается справками о стоимости выполненных работ и затрат, платежными поручениями об оплате услуг.
Полагая, что указанная сумма подлежит возмещению за счет средств федерального бюджета, поскольку расходы произведены без соответствующего финансового обеспечения, администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций, оценив представленные справки о стоимости выполненных работ и затрат, платежные поручения об оплате услуг, руководствуясь положениями Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пунктами 2, 3 статьи 5 Федерального закона от 20.06.1996 N 81-ФЗ "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников угольной промышленности" (далее - Закон N 81-ФЗ) удовлетворили требование о взыскании убытков, указав, что понесенные расходы в силу действующего законодательства компенсируются за счет средств казны Российской Федерации.
Суды сослались на непредоставление Минэнерго России из федерального бюджета межбюджетных трансфертов на указанные цели в 2014 году. Также судами сделан вывод о том, что водоотливной комплекс на горном отводе шахты "Нагорная" не перешел в муниципальную собственность Партизанского городского округа, таким образом у Приморского края не возникло права на обращение в Минфин России за предоставлением финансовой помощи из федерального бюджета. Данные обстоятельства привели к выводу судов о том, что понесенные администрацией расходы при эксплуатации водоотливного комплекса на горном отводе шахты "Нагорная" должны быть компенсированы Минфином России за счет средств казны Российской Федерации.
Однако судами не учтено следующее.
Пунктом 2 статьи 5 Закона N 81-ФЗ предусмотрено, что финансирование мероприятий по реструктуризации угольной промышленности осуществляется за счет средств федерального бюджета в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также собственных средств организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев).
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 12.05.2008 N 724 "Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти" и Постановлению Правительства Российской Федерации от 24.12.2004 N 840 "О перечне мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования" (далее - постановление N 840) финансирование мероприятий осуществляется в пределах утвержденных объемов бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств.
В соответствии с пунктом 2 Правил предоставления межбюджетных трансфертов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.07.2005 N 428, предоставление межбюджетных трансфертов осуществляется Минэнерго России на основании сводной бюджетной росписи в пределах утвержденных в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств.
В качестве мероприятия по ликвидации организаций угольной промышленности подпунктом "д" пункта 8 постановления N 840 предусмотрена эксплуатация природоохранных объектов, переданных ликвидируемыми организациями угольной промышленности в муниципальную собственность.
Пунктом 19 Постановления Правительства Российской Федерации от 13.07.2005 N 428 "О порядке предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков" (далее - постановление N 428) предусмотрено, что финансирование расходов по эксплуатации природоохранных объектов, переданных ликвидируемыми организациями угольной промышленности в муниципальную собственность, осуществляется при условии обеспечения защиты этими объектами территорий шахтерских городов и поселков. Оплата выполненных работ по обеспечению эксплуатации указанных природоохранных объектов осуществляется в соответствии с договорами, заключенными органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и исполнителями работ, сметами затрат на обеспечение эксплуатации этих объектов, утвержденными Федеральным агентством по энергетике, а также актами о выполнении работ и оказании услуг.
Письмом Федерального агентства по энергетике от 15.11.2006 разъяснено применительно к пункту 19 постановления N 428, что при возникновении непредвиденных затрат по отдельным статьям сметы, утвержденной Росэнерго (изменение тарифов на электроэнергию, цен на расходные материалы и услуги производственного характера, увеличение или уменьшение объемов откачиваемой воды и др.), и для обеспечения бесперебойной работы по эксплуатации водоотливных комплексов допускается оплата администрациями подрядчикам фактически выполненных объемов работ при условии, что суммарные затраты не превышают общих затрат, предусмотренных в смете на отчетный период.
В силу приказа Минэнерго России от 30.09.2008 N 99 "О порядке финансирования мероприятий по реструктуризации угольной промышленности" для предоставления финансирования на указанные мероприятия не требовалось предоставления доказательств регистрации права собственности на объекты.
Фактически администрация Партизанского городского округа пользовалась природоохранными объектами как своей собственностью, чему не дана оценка судов первой и апелляционной инстанций.
Согласно статье 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Однако, суды первой и апелляционной инстанций не указали, в чем выразились незаконные действия или бездействие Минфина России, влекущие применение вышеуказанной нормы Кодекса.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции считает, что имеются предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены обжалуемых судебных актов.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело подлежит направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции для рассмотрения и оценки указанных обстоятельств.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 22.11.2014, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2015 по делу N А51-29074/2014 Арбитражного суда Приморского края отменить. Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Приморского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
И.В. Ширяев |
Судьи |
Н.В. Меркулова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.