г. Хабаровск |
|
23 октября 2015 г. |
Дело N А51-31260/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 октября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 октября 2015 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: И.В. Ширяева
Судей: Н.В. Меркуловой, Е.П. Филимоновой
при участии:
от администрации Партизанского городского округа: представитель не явился;
от Минфина России: Пузанова А.В., представитель по доверенности от 05.11.2014 N 20-17-30/51;
от Управления Федерального казначейства по Приморскому краю: представитель не явился;
от третьих лиц: представители не явились
рассмотрев в проведенном с использованием систем видеоконференц-связи судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю на решение от 23.03.2015, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 22.05.2015 по делу N А51-31260/2014 Арбитражного суда Приморского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Д.Н. Кучинский, в суде апелляционной инстанции судьи Т.А. Аппакова, Л.А. Мокроусова, И.С. Чижиков
по иску администрации Партизанского городского округа
к Министерству финансов Российской Федерации, Управлению Федерального казначейства по Приморскому краю
третьи лица: Министерство Энергетики Российской Федерации, Щербаков Сергей Андреевич, Щербакова Юлия Сергеевна, Щербакова Анастасия Сергеевна, Щербаков Михаил Сергеевич
о взыскании 3 306 384 руб.
Администрация Партизанского городского округа (далее - администрация, истец) обратилась в Арбитражный суд Приморского края с исковым заявлением к Министерству финансов Российской Федерации (далее - Минфин России), Управлению Федерального казначейства по Приморскому краю (далее - УФК по Приморскому краю) о взыскании социальной выплаты в размере 3 306 384 руб.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство энергетики Российской Федерации (далее - Минэнерго России), Щербаков Сергей Андреевич (далее - Щербаков С.А.), Щербакова Юлия Сергеевна (далее - Щербакова Ю.С.), Щербакова Анастасия Сергеевна (далее - Щербакова А.С.), Щербаков Михаил Сергеевич (далее - Щербаков М.С.).
Решением арбитражного суда первой инстанции от 23.03.2015, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 22.05.2015, иск удовлетворен за счет средств казны Российской Федерации в пользу администрации взысканы 3 306 384 руб. для предоставления социальной выплаты Щербакову С.А., Щербаковой Ю.С., Щербаковой А.С., Щербакову М.С.
В кассационной жалобе Минфин России просит решение от 23.03.2015 и постановление от 22.05.2015 отменить, в удовлетворении иска отказать. В обоснование жалобы приведены доводы о том, что вопрос финансового обеспечения функционирования природоохранных объектов, находящихся в муниципальной собственности и обеспечивающих защиту территории шахтёрских городов и посёлков от подтопления, может быть решён на региональном уровне с применением межбюджетного регулирования. По мнению заявителя жалобы, со стороны Минфина России отсутствует противоправное бездействие в виде неисполнения обязанности по компенсации истцу затрат. При этом указывает на то, что предоставление межбюджетных трансфертов на основании сводной бюджетной росписи осуществляется Минэнерго России, а у Минфина России такая обязанность не возникла. Ссылается на то, что решение вопроса о финансировании истца во исполнение договора на предоставление социальной выплаты должно решаться в административном порядке, а не в судебном.
Считает, что функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета в отношении мероприятий по реструктуризации угольной промышленности осуществляет Минэнерго России.
Минэнерго России, Администрация в отзывах с доводами кассационной жалобы не согласились, просят обжалуемые судебные акты оставить без изменения.
В судебном заседании арбитражного суда кассационной инстанции, проведенном путем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Приморского края в порядке статьи 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), представитель Минфина России поддержала доводы, изложенные в кассационной жалобе, дав по ним пояснения.
Другие лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в том числе с учетом публикации необходимой информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, участие в заседании суда своих представителей не обеспечили.
Проверив законность обжалуемых судебных актов с учетом доводов кассационной жалобы, отзывов на нее, Арбитражный суд Дальневосточного округа считает, что оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, для отмены судебных актов не имеется.
Как следует из материалов дела и установлено судами обеих инстанций, решением Партизанского городского суда Приморского края от 22.08.2012 по делу N 2-881/2012 удовлетворены требования Щербакова С.А., на администрацию возложена обязанность по заключению с Щербаковым С.А. договора на предоставление социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств федерального бюджета, направляемых в бюджет Партизанского городского округа Приморского края, на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, для содействия переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодными для проживания по критериям безопасности. Указанное решение суда вступило в законную силу.
Поскольку финансирование на вышеуказанные цели в 2014 году не осуществлялось, так как распределение межбюджетных трансфертов на 2014 год не предусмотрено, администрация обратилась с настоящим иском в арбитражный суд.
Признавая обоснованным заявленное истцом требование, арбитражные суды правомерно исходили из следующего.
Постановлением Правительства РФ от 13.07.2005 N 428 "О порядке предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков", утверждены Правила предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков (далее - Правила).
Финансирование мероприятий по реструктуризации угольной промышленности осуществляется за счет средств федерального бюджета согласно Федеральному закону от 20.06.1996 N 81-ФЗ "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности" (далее - Закон N 81-ФЗ).
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2004 N 840 "О перечне мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования" в перечень мероприятий входит реализация программ местного развития и обеспечение занятости населения шахтерских городов и поселков, в том числе снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности; содействие гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности (подпункты "а", "б" пункта 8 статьи 1).
В пункте 5 Правил предусмотрено, что межбюджетные трансферты направляются на финансовое обеспечение реализации, в том числе, следующих мероприятий: снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности (далее - ветхое жилье); содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого (подпункты "а", "б").
Согласно пункту 3 Правил субвенции (межбюджетные трансферты) предоставляются местным бюджетам шахтерских городов и поселков на условиях использования субвенций органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков, в том числе, на финансирование реализации мероприятий, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил.
В соответствии с пунктом 8 указанных Правил содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, а также выезжающим гражданам - в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики Российской Федерации, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов.
Согласно пункту 9 Правил размер социальной выплаты, предоставляемой гражданину в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил, определяется из расчета стоимости жилья, приобретаемого по норме площади жилья в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил, и средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья на территории субъекта Российской Федерации по месту проживания (для граждан, переселяемых из ветхого жилья) или на территории субъекта Российской Федерации, избранного для постоянного проживания, но не выше средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Российской Федерации, определяемой уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (для выезжающих граждан).
Из Приказа Минэнерго РФ от 14.02.2013 N 55, а также ответа заместителя Министра энергетики РФ от 21.01.2014 N АЯ-367/11 следует, что финансирование на 2014 по статье "Содействие гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодными для проживания по критериям безопасности" не предусмотрено.
Постановления Правительства Российской Федерации от 24.12.2004 N 840 "О перечне мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования" и от 13.07.2005 N 428 "О порядке предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков" являются действующими, равно как и действие пункта 2 статьи 5 Закона N 81-ФЗ не приостановлено.
Следовательно, суды пришли к обоснованному выводу, что государство, издавая нормативные правовые акты, направленные на реализацию мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, приняло на себя публичные обязательства по финансированию данных мероприятий.
В силу статьи 19 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается (часть 2).
Судами правомерно отмечено, что отсутствие финансирования не может служить основанием и препятствием реализации признанных судом прав граждан на получение социальных выплат, а, следовательно, и основанием отказа в финансировании социальных выплат путем предоставления межбюджетных трансфертов (субсидий) со стороны ответчика. Право на получение социальных выплат, подтвержденное вступившим в законную силу судебным решением, не было реализовано по независящим от граждан и истца обстоятельствам.
Выводы судов соответствуют правовой позиции, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 27.04.2015 N 305-ЭС15-3081 по делу N А40-158822/2013 Арбитражного суда г.Москвы.
Судами дана надлежащая оценка фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, а также правильно применены подлежащие применению нормы материального и процессуального права. Нормы процессуального права, несоблюдение которых является безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных акутов в соответствии с частью 4 статьи 288 АПК РФ, судами первой и апелляционной инстанций не нарушены.
Исходя из изложенного, кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 23.03.2015, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 22.05.2015 по делу N А51-31260/2014 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
И.В. Ширяев |
Судьи |
Н.В. Меркулова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.