г. Хабаровск |
|
27 октября 2015 г. |
А59-5656/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 октября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 октября 2015 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: И.А.Тарасова
Судей: Г.А.Камалиевой, А.В.Солодилова
при участии:
от ОАО "Российские железные дороги": Раевская А.В. - представитель по доверенности от 15.07.2015 N 620;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
на решение от 19.05.2015, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2015
по делу N А59-5656/2014
Арбитражного суда Сахалинской области
дело рассматривали: в суде первой инстанции - судья А.С. Белов, в апелляционной инстанции - судьи Л.Ю. Ротко, Л.А. Мокроусова, К.П. Засорин
по иску закрытого акционерного общества "Долинский хлебокомбинат"
к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги", открытому акционерному обществу "Сахалинское морское пароходство"
о взыскании пени
Закрытое акционерное общество "Долинский хлебокомбинат" (ОГРН 1026500753399, ИНН 6503001121, место нахождения: 694050, Сахалинская область, г.Долинск, ул.Ленина, 33) обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с иском к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295, ИНН7708503727, место нахождения: 107174, г.Москва, ул.Басманная Нов., 2), открытому акционерному обществу "Сахалинское морское пароходство" (ОГРН 1026501017828, ИНН 6509000854, место нахождения: 694620, Сахалинская область, г.Холмск, ул.Победы, 18, А) о взыскании пени за просрочку в доставке груза в прямом смешанном сообщении.
Решением суда от 19.05.2015, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2015, исковые требования удовлетворены частично, с ОАО "РЖД" в пользу ЗАО "Долинский хлебокомбинат" взысканы пени за просрочку в доставке груза в сумме 119 058 руб. Производство по делу в части требования к ОАО "Сахалинское морское пароходство" прекращено.
Не согласившись с указанными судебными актами, считая их незаконными, ОАО "РЖД" обратилось в Арбитражный суд Дальневосточного округа с кассационной жалобой, в которой просило их отменить и принять новый судебный акт.
В обоснование доводов ОАО "РЖД" ссылается на необоснованное включение истцом в расчет пени иных сборов и платежей, причитающихся перевозчику. По мнению заявителя кассационной жалобы, размер суммы пени без учета морского фрахта должен составить 83 597 рублей с учетом положений ст. 97 УЖТ РФ. Ответчик ОАО "РЖД" также обращает внимание суда на пропуск истцом срока исковой давности, полагая, что дата прибытия груза - 24.11.2013. Кроме того, оспаривает размер взысканных судебных расходов на оплату услуг представителя, полагая, что заявленная сумма явно завышена ввиду несложности дела. Также полагает необходимым по отношению к требованию о взыскании пени применить ст. 333 ГК РФ.
В отзыве на кассационную жалобу ЗАО "Долинский хлебокомбинат" выразило согласие с принятыми судебными актами, считая их законными и обоснованными.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "Сахалинское морское пароходство" просит принятые судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель ОАО "РЖД" поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, дав по ним пояснения.
От ОАО "Сахалинское морское пароходство" поступило ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие его представителя.
Проверив правильность применения судами обеих инстанций норм материального и процессуального права, Арбитражный суд Дальневосточного округа находит кассационную жалобу безосновательной.
Как установлено судами из материалов дела, в адрес ЗАО "Долинский хлебокомбинат" 15.10.2013 был отправлен вагон с мукой, упаковка N 24234510 по накладной N АП 602161 со станции ОАО "РЖД" Красноярская железная дорога 883809 Ачинск-2. Отправитель: ООО "АЗК". Получатель: ЗАО "Долинский хлебокомбинат". Станция назначения груза: ДВЖД 992000 Долинск.
Груз доставлялся в прямом смешанном сообщении - железнодорожным транспортом (перевозчик ОАО "РЖД") и водным транспортом (перевозчик ОАО "Сахалинское морское пароходство").
При этом при нормативном сроке доставки груза: 22 суток фактически груз доставлялся 41 сутки. На станцию назначения груз прибыл за пределами нормативного срока доставки, а именно 25.11.2013.
Истец обратился к ответчику ОАО "РЖД" с письменной претензией N 163 от 25.11.2013 об оплате пени в порядке, установленном ст. 122 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" и Правилами предъявления и рассмотрения претензий, возникших в связи с осуществлением перевозок грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 42.
Ответчик ОАО "РЖД" претензию истца рассмотрел и отклонил её со ссылкой на Правила исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, о чём предоставил истцу ответ от 28.02.2014 N 14/412. Материалы претензии истца ответчик ОАО "РЖД" направил в ОАО "СМП" для рассмотрения вопроса об ответственности в просрочке доставки груза морского перевозчика.
Ответчик ОАО "СМП" предоставил истцу ответ N 13/21-189/14 о результатах рассмотрения претензии истца. Согласно этому ответу, ответчик ОАО "СМП" претензию отклонил, вину в просрочке доставки груза не признал, ссылается на плохие погодные условия.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Разрешая данный спор, суды обеих инстанций исходили из следующего.
В соответствии с пунктом 2 статьи 785 ГК РФ заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отравителю груза транспортной железнодорожной накладной.
Согласно статье 792 ГК РФ ответчик ОАО "РЖД" обязан был доставить груз в пункт назначения в сроки, указанные в Федеральном законе от 10 января 2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации".
Согласно статьи 25 УЖТ, в соответствии с договором перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему груз на железнодорожную станцию назначения с соблюдением условий его перевозки и выдать груз грузополучателю, грузоотправитель обязуется оплатить перевозку груза.
В соответствии со ст. 75 УЖТ, общий срок доставки грузов в прямом смешанном сообщении определяется исходя из совокупности сроков доставки их железнодорожным транспортом и транспортом других видов, и рассчитывается на основании правил исчисления сроков доставки грузов, действующих на транспорте соответствующих видов.
В соответствии с § 33 Правил перевозок грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении, утв. МПС СССР, ММФ СССР, МРФ РСФСР, с изменениями от 30 ноября 2000 года, сроки доставки грузов определяются по совокупности перевозок их железнодорожным и водным транспортом и исчисляются на основании действующих на железнодорожном и водном транспорте правил об исчислении сроков доставки грузов.
Сроки доставки исчисляются следующим порядком:
а) за часть железнодорожного пути (за сплошное протяжение) - на основании железнодорожных правил о сроках доставки грузов по железным дорогам;
б) за часть водного пути - на основании правил о сроках доставки грузов морским и речным транспортом.
При перевозке грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении сроки доставки по речному транспорту увеличиваются:
при перевалке грузов мелкими партиями - на 2 суток;
при перевалке остальных грузов на количество суток, необходимое для перевалки грузов по суточным нормам перевалки и погрузки грузов в суда или выгрузки грузов из судов по судо-часовым нормам загрузки-разгрузки судов.
В случае поступления грузов на перевалочный пункт в количестве менее тарифной нормы загрузки судна начисляется дополнительное количество суток, необходимое для накопления груза до размера тарифной нормы загрузки судна.
При передаче грузов с железнодорожного транспорта на водный и обратно день предъявления передаточной ведомости сдающей стороной принимающей стороне считается днем предъявления груза, и с 0 часов следующих календарных суток ответственность за срок доставки груза возлагается на принимающую сторону.
Приказом Минморфлота от 01.03.1988 N 24 (РД 31.10.30-88) утверждены сроки доставки грузов морским транспортом в каботаже, согласно которому при перевозке грузов паромами на линии "Ванино-Холмск" срок доставки установлен 4 суток.
В пункте 25 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" разъяснено, что при рассмотрении споров о взыскании с перевозчиков пеней за просрочку доставки грузов арбитражным судам надлежит руководствоваться Правилами исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом.
Пунктом 2 Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Министерства путей сообщения от 18.06.2003 N 27, предусмотрено, что в соответствии со статьей 33 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации перевозчики обязаны доставлять грузы по назначению и в установленные сроки. Нормативные сроки доставки грузов, в том числе порожних вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчику, исчисляются на железнодорожной станции отправления, исходя из расстояния. Исчисление срока доставки груза начинается с 00.00 часов дня, следующего за днем документального оформления приема груза для перевозки, указанного в оригинале накладной и в дорожной ведомости в графе "Календарные штемпеля", в корешке дорожной ведомости и в квитанции о приеме груза в графе "Календарный штемпель перевозчика на станции отправления". Дата истечения срока доставки груза указывается перевозчиком во всех листах накладной.
Грузы считаются доставленными своевременно, если до истечения указанного в накладной срока перевозчик обеспечил выгрузку грузов на железнодорожной станции назначения или вагоны, контейнеры с грузами поданы для выгрузки грузополучателям или владельцам железнодорожных путей не общего пользования для грузополучателей (пункт 10 Правил).
По смыслу правовых норм Главы 40 ГК РФ, срок доставки по договору перевозки является существенным условием договора.
Соответственно, нарушением сроков доставки груза, ответчиками нарушены существенные условия договора перевозки.
Согласно пункту 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 81 от 22 декабря 2011 г. никто не вправе извлекать преимущества из своего незаконного поведения.
При этом по требованию об уплате неустойки истец не обязан доказывать причинение ему убытков.
Установленный судом факт ненадлежащего исполнения обязательств ответчиками по соблюдению сроков доставки подтверждается накладной N АП 602161 с отметками о дате отправления груза и дате прибытия груза на станцию назначения.
Согласно статьи 97 ФЗ "Устав железнодорожного транспорта РФ" за просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних вагонов, контейнеров, перевозчик (при перевозках в прямом смешанном сообщении - перевозчик соответствующего вида транспорта, выдавший груз) уплачивает пени в размере девяти процентов платы за перевозку грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере платы за перевозку данных грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера, если не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных частью первой статьи 29 настоящего Устава обстоятельств.
Проверенный судом расчёт производился истцом на основании ст. ст. 33, 75, 97, 122 УЖТ РФ, с учётом положений Правил перевозок грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении, утвержденными МПС СССР, ММФ СССР, МРФ РСФСР с изменениями от 30.11.2000, Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом Министерства путей сообщения РФ от 18.06.2003 N 27.
Согласно уточненному расчёту истца размер пени за несвоевременную доставку груза - вагона с мукой по накладной N АП 602161 составляет 119 058 руб.
Указанный размер пени за просрочку доставки груза рассчитан истцом, исходя из 9 % провозной платы за каждые сутки просрочки, и составляет не более размера провозной платы.
При этом, суд правомерно счел обоснованным включение при расчете пени в состав платы за перевозку груза для целей исчисления пеней указанных в ж/д накладных провозной платы ж/д перевозчика; платы за погрузку, выгрузку, взвешивание и провозная плата морского перевозчика.
Исключение перечисленных платежей из состава платы за перевозку груза при определении размера ответственности перевозчика нормами статьи 97 Устава не предусмотрено.
При таких обстоятельствах удовлетворение исковых требований произведено судом правомерно на основании указанного выше закона.
Все доводы кассационной жалобы (о неверном расчете пени, о пропуске срока исковой давности, применении статьи 333 ГК РФ и т.д.) были уже предметом исследования в судах обеих инстанций, где им дана надлежащая оценка как безосновательным.
Таким образом, обжалуемые судебные акты являются законными и обоснованными, поэтому отмене либо изменению, а кассационная жалоба удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 19.05.2015, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2015 по делу N А59-5656/2014 Арбитражного суда Сахалинской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
И.А. Тарасов |
Судьи |
Г.А. Камалиева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.