г. Хабаровск |
|
30 октября 2015 г. |
А51-5400/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 октября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 октября 2015 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: И.В. Ширяева
Судей: Л.К. Кургузовой, И.А. Мильчиной
при участии
от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Судоходная компания "Павино": Жеурова С.К., представитель по доверенности от 10.06.2015 N 2-05/78;
от Находкинской таможни: Бермишева Е.С., представитель по доверенности от 24.09.2015 N 05-32/86; Дружинин А.В., представитель по доверенности от 12.10.2015 N 05-32/93;
рассмотрев в проведенном с использованием систем видеоконференц-связи судебном заседании кассационную жалобу Находкинской таможни
на решение от 20.04.2015, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 13.07.2015
по делу N А51-5400/2015
Арбитражного суда Приморского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Саломай В.В. в суде апелляционной инстанции судьи Анисимова Н.Н., Гончарова А.В., Еремеева О.Ю.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Судоходная компания "Павино"
к Находкинской таможне
о признании незаконным решения
Общество с ограниченной ответственностью "Судоходная компания "Павино" (далее - ООО "Судоходная компания "Павино", общество, декларант) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным решения Находкинской таможни (далее - таможня, таможенный орган) от 28.02.2015 о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары N 10714040/270412/0013154 (далее - ДТ N 13154).
Решением суда от 20.04.2015, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 13.07.2015, заявление удовлетворено, решение таможенного органа признано незаконным, как несоответствующее Таможенному кодексу Таможенного союза (далее - ТК ТС).
В кассационной жалобе таможня просит принятые судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на нарушение норм материального права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела. Указывает на то, что морское судно "CSCL AFRICA" при заходе в порт Восточный не завершало и не начинало международную перевозку, не ввозило и не вывозило груз с таможенной территории таможенного союза, в связи с чем судно не выполнило условие, дающее право на освобождение от уплаты пошлин, в том числе при перемещении горюче-смазочных материалов в качестве припасов. Оснований для присвоения спорному товару статуса "припасов".
Общество в отзыве просит решение суда первой инстанции, постановление суда апелляционной инстанции оставить без изменения как соответствующие действующему законодательству.
В заседании суда кассационной инстанции проведенном посредством видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Приморского края, представители сторон поддержали свои правовые позиции по делу.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на жалобу, выслушав присутствующих в судебном заседании представителей сторон, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, в феврале 2015 года таможней проведена камеральная таможенная проверка по вопросам соблюдения требований таможенного законодательства при совершении таможенных операций в отношении припасов, в том числе задекларированных по ДТ N 13154. По итогам проверки составлен акт от 28.02.2015 N 10714000/400/280214/А0026.
При проверке таможенным органом установлено, что по указанной декларации обществом задекларированы припасы - мазут топочный в количестве 4500 тонн, предназначенный для целей бункеровки иностранного морского судна "CSCL AFRICA" (флаг - Гонконг).
При этом в графе 36 ДТ N 13154 декларантом указан код "РП", что означает освобождение от уплаты ввозной или вывозной таможенной пошлины в отношении перемещаемых припасов; в графе 37 - код "0000", что означает отсутствие предшествующей процедуры, и код "010" - товары, перемещаемые в качестве припасов; в графе 44 - сведения о документах, на основании которых заполнена ДТ и заявлены сведения о товаре в графе 31; в графе 47 - код "УН", то есть условное исчисление таможенных пошлин, налогов и таможенных сборов, освобождение от которых предусмотрено международными договорами и актами, составляющими право Евразийского экономического союза, и законодательством государстве - членов Евразийского экономического союза.
12.04.2012 судно "CSCL AFRICA" оформлено на приход в порт Восточный из порта Окленд (США) и 14.04.2012 - на отход из порта Восточный в порт Тайбей (Тайвань). При прибытии в порт Восточный на судне находился транзитный груз - контейнеры в количестве 3950 шт. Заявленная цель ввоза судна - осуществление фитосанитарного контроля судна на наличие кладок непарного шелкопряда, бункеровка.
В период с 13.04.2012 по 14.04.2012 с танкера "Остров Монерон" на т/х "CSCL AFRICA" было доставлено бункерное топливо (мазут топочный IFO-180) в количестве 4500 тонн, задекларированное по ВТД N 10714040/090412/0010580.
Установлено, что фитосанитарный контроль судна не проводился, в связи с чем таможня пришла к выводу о том, что т/х "CSCL AFRICA" заходил в порт Восточный 12.04.2012 исключительно в целях бункеровки припасами, тем более, что погрузку/выгрузку товаров на таможенной территории Таможенного союза судно не осуществляло, находилось на рейде, и в судовых ролях на приход и на отход указано одинаковое количество членов экипажа.
Таможенный орган посчитал, что вышеуказанное транспортное средство при временном ввозе на таможенную территорию Таможенного союза не являлось транспортным средством международной перевозки по смыслу подпункта 2 пункта 1 статьи 342 ТК ТС и не подлежало освобождению от уплаты таможенных пошлин, налогов.
Перемещение через таможенную границу Таможенного союза и декларирование товара по ДТ N 13154 в качестве припасов на основании пункта 2 статьи 363 ТК ТС без уплаты таможенных пошлин осуществлено обществом с нарушением подпункта 40 пункта 1 статьи 4, статей 341, 342 ТК ТС и повлекло неуплату таможенных платежей.
По итогам камеральной таможенной проверки таможенный орган на основании пункта 21 Порядка внесения изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 N 289 пришел к выводу о необходимости принятия решения о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ N 13154.
По данному решению таможни, принятому 28.02.2015, обществу следовало внести изменения в графы 1_2, 36, 37_1, 37_2, 44_07011, 47_5(1010), 47_5(3040), В(1010), В(3040) спорной декларации, в том числе, заявив мазут топочный по таможенной процедуре экспорта с исчислением и уплатой таможенных платежей.
Не согласившись с решением таможни, общество обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Суды первой и апелляционной инстанции пришли к выводу о том, что топливо, полученное судном "CSLC AFRICA", представляет собой исключительно припасы, необходимые для обеспечения нормальной эксплуатации и технического обслуживания судна в пути следования, и у таможни отсутствовали основания для принятия оспариваемого решения.
Суд кассационной инстанции, соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанции исходя из следующего.
Как установлено подпунктом 23 пункта 1 статьи 4 ТК ТС, припасы - это товары, необходимые для обеспечения нормальной эксплуатации и технического обслуживания морских (речных) судов, судов внутреннего плавания, судов плавания "река - море", судов на подводных крыльях, судов на воздушной подушке и маломерных судов, включая самоходные и несамоходные лихтеры и баржи, воздушных судов и поездов в пути следования или в пунктах промежуточной остановки либо стоянки, за исключением запасных частей и оборудования.
Согласно пункту 2 статьи 363 ТК ТС перемещение припасов через таможенную границу осуществляется без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования.
Пунктом 2 статьи 364 ТК ТС предусмотрено, что припасы подлежат таможенному декларированию без помещения товаров под таможенные процедуры.
В соответствии с правилом 15 главы 4 "Припасы" специального приложения J к Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (совершена в Киото 18.05.1973; в ред. Протокола от 26.06.1999; ратифицирована Федеральным законом N 279-ФЗ от 03.11.2010 "О присоединении Российской Федерации к Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18 мая 1973 года в редакции протокола о внесении изменений в Международную конвенцию об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 26 июня 1999 года"; далее - Киотская конвенция) средствам водного транспорта и воздушным судам, отбывающим в конечный пункт назначения за рубежом, разрешается доставить на борт с освобождением от пошлин и налогов: (a) припасы в количествах, которые таможенная служба признает обоснованными с учетом численности пассажиров и экипажа, продолжительности рейса или полета и любого количества таких припасов, уже имеющихся на борту; и (b) припасы для потребления, необходимые для их эксплуатации и технического обслуживания, в количествах, признанных обоснованными для эксплуатации и технического обслуживания во время рейса или полета с учетом также любого количества таких припасов, уже имеющихся на борту.
Правилом 16 указанной главы приложения J к Киотской конвенции определено, что пополнение припасов, освобожденных от пошлин и налогов, разрешается для средств водного транспорта и воздушных судов, которые прибыли на таможенную территорию и которые нуждаются в пополнении своих припасов для следования в их конечный пункт назначения на таможенной территории.
Таким образом, законодательство связывает право на декларирование товаров в режиме припасов не с международным характером перевозки, начавшейся или закончившейся в Российской Федерации, либо фактами погрузки, выгрузки грузов на территории Таможенного союза. Определяющим условием освобождения припасов от таможенных пошлин и налогов является подтверждение того, что они необходимы для обеспечения нормальной эксплуатации и технического обслуживания судна в количествах, признанных обоснованными для эксплуатации и технического обслуживания в пути следования, то есть не превышающих необходимого для выполнения рейсового задания минимума.
Такое регулирование обусловлено, в том числе, публичными интересами, состоящими в стимулировании захода иностранных судов в российские порты в целях бункеровки топливом. В данном случае баланс публичных интересов обеспечивается таможенным контролем за объемом приобретенного топлива.
Судом апелляционной инстанции сделан обоснованный вывод о том, что обществом задекларирован товар по спорной ДТ N 13154 в качестве припасов без уплаты таможенных пошлин в соответствии с пунктом 2 статьи 363 ТК ТС.
Следует согласиться с выводами суда второй инстанции о том, что судно "CSCL AFRICA" при временном ввозе 12.04.2012 на таможенную территорию Таможенного союза выполнило условие, дающее право на освобождение от уплаты таможенных пошлин, поскольку материалами дела подтверждается, что судно зарегистрировано на территории иностранного государства, из анализа общих деклараций на приход и отход судна из порта Восточный от 12.04.2012 и 14.04.2012 следует, что т/х "CSCL AFRICA" зашло в порт Восточный как в пункт промежуточной остановки с грузом в количестве 3950 контейнеров весом 56498,5 мт и с экипажем в количестве 26 человек, с этим же грузом и экипажем судно вышло из порта Восточный.
С учетом того, что доказательства использования мазута топочного, погруженного на судно "CSCL AFRICA", не для нужд указанного транспортного средства в материалы дела не представлены, суды первой и апелляционной инстанций правомерно посчитали ошибочным вывод таможенного органа о неправомерном перемещении и декларировании ООО "Судоходная компания "Павино" спорного товара по ДТ N 13154 в качестве припасов.
Доводы жалобы не опровергают выводы суда первой и апелляционной инстанций, основанные на исследованных доказательствах и установленных по делу фактических обстоятельствах, и не свидетельствуют о нарушении норм права, которые могли бы являться основанием для пересмотра оспариваемых судебных актов в кассационном порядке.
Нарушений норм процессуального права судами первой и апелляционной инстанций, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, не выявлено.
Исходя из изложенного, кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 284, 284-289 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 20.04.2015, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 13.07.2015 по делу N А51-5400/2015 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
И.В. Ширяев |
Судьи |
Л.К. Кургузова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.