г. Хабаровск |
|
02 ноября 2015 г. |
А59-2941/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 октября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 ноября 2015 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
председательствующего: Е.Н. Захаренко
судей: А.В. Солодилова, И.А. Тарасова
при участии:
от ответчика: Катухов К.С. по доверенности Министерства обороны РФ от 04.02.2015 N 212/1/192;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Министерства обороны Российской Федерации
на решение от 10.03.2015, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2015
по делу N А59-2941/20144 Арбитражного суда Сахалинской области
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья И.Н. Ширейкина; в суде апелляционной инстанции судьи: И.С. Чижиков, Л.А. Мокроусова, Л.Ю. Ротко
по иску общества с ограниченной ответственностью "Жилсервис "Ноглики"
к Министерству обороны Российской Федерации, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Сахалинской области, Федеральному государственному казенному учреждению "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ
третьи лица: открытое акционерное общество "Славянка", Военный комиссариат Сахалинской области, Администрация МО "Ноглинский городской округ", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) по Сахалинской области
о взыскании задолженности за содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома
Общество с ограниченной ответственностью "Жилсервис "Ноглики" (ОГРН - 1116517000027; далее - ООО "Жилсервис "Ноглики", общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с иском к Военному комиссариату Сахалинской области (далее - Военный комиссариат) о взыскании задолженности за услуги по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома за период с 01.11.2011 по 01.06.2014 в размере 156 704 руб. 38 коп.
Иск нормативно обоснован положениями статей 39, 153-155 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и мотивирован тем, что Военный комиссариат, безвозмездно используя нежилые помещения N N 203, 204, расположенные в жилом многоквартирном доме по ул. Советская, 2 в п. Ноглики, управляемого истцом, обязан участвовать в расходах по содержанию общего имущества и ремонту мест общего пользования этого дома.
Определением от 27.08.2014 к участию в качестве соответчика привлечено открытое акционерное общество "Славянка" (далее - ОАО "Славянка").
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Министерство обороны Российской Федерации (далее - Министерство обороны РФ, Министерство), Федеральное казенное государственное учреждение "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России, Администрация МО "Ногликский городской округ", Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в Сахалинской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) по Сахалинской области (ст. 51 АПК РФ).
Определением суда от 04.02.2015 произведена замена ненадлежащих ответчиков по делу - Военного комиссариата Сахалинской области и ОАО "Славянка" на надлежащих - Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Сахалинской области (далее - Управление Росимущества в Сахалинской области) и ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России. Военный комиссариат Сахалинской области и ОАО "Славянка" привлечены к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора.
Судом по ходатайству истца изменен процессуальный статус Министерства обороны РФ на соответчика по делу.
В ходе судебного разбирательства истец отказался от исковых требований, предъявленных к Управлению Росимущества в Сахалинской области и ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России.
Решением суда от 10.03.2015 производство по делу в части исковых требований о взыскании задолженности за содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома, заявленных к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Сахалинской области и Федеральному государственному казенному учреждению "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ прекращено. С Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Жилсервис "Ноглики" взысканы задолженность за содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома 156 704 руб. 38 коп. и судебные расходы, понесенные в связи с уплатой государственной пошлины, 5 701 руб. 13 коп.
Постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2015 решение от 10.03.2015 оставлено без изменения.
Судебные акты мотивированы тем, что материалами дела подтверждено наличие на стороне Министерства обороны Российской Федерации долга по платежам на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
Министерство обороны РФ просит Арбитражный суд Дальневосточного округа указанные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении иска.
В обоснование своей позиции податель кассационной жалобы ссылается на нарушение судом первой инстанции норм процессуального права, выразившегося в изменении процессуального статуса лица с третьего лица на соответчика и в том же заседании вынесшего решение по делу, лишив Минобороны РФ возможности сформировать правовую позицию как ответчика по делу. Указывает, что при рассмотрении дела суды не учли, что здание, занимаемое Военным комиссариатом, входит в состав военного городка, а между Минобороны РФ и ОАО "Славянка" заключен государственный контракт на оказание услуг по техническому обслуживанию казарменно-жилищного фонда военных городков.
Отзывы на кассационную жалобу не представлены.
Представитель Министерства обороны РФ в ходе судебного заседания поддержал доводы кассационной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе путем размещения соответствующей информации на сайте арбитражного суда в сети Интернет, своих представителей для участия в судебном заседании суда кассационной инстанции не направили.
Проверив законность обжалуемых судебных актов с учетом доводов кассационной жалобы, выступления представителя подателя кассационной жалобы, Арбитражный суд Дальневосточного округа не находит оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, для их отмены.
Как следует из материалов дела и установлено судами, из Устава ООО "Жилсервис Ноглики" следует, что общество создано в целях управления многоквартирными домами, а также для их содержания и ремонта.
В результате открытого конкурса по отбору управляющих организаций, проведенного в соответствии с постановлением мэра муниципального образования "Городской округ Ногликский" N 503 от 29 сентября 2011 года, с 01.11.2011 ООО "Жилсервис "Ноглики" предоставляет услуги по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома по адресу: Сахалинская область, п.Ноглики, ул.Советская, 2, который входит в состав жилого фонда МО "ГО Ногликский" и находится в муниципальной собственности.
Договором управления многоквартирным домом от 01.11.2011 N Сов-2/2011, заключенным между истцом и собственниками помещений многоквартирного дома, предусмотрен перечень услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества (приложение N 2), в который входят содержание, уборка лестничных маршей и площадок, уборка придомовой территории в летний и в зимний периоды, подготовка дома к сезонной эксплуатации, внутридомовое обслуживание инженерных сетей.
Согласно Постановлению Администрации муниципального образования "Ногликский район" Сахалинской области N 400 от 17 октября 2006 года, помещения, расположенные в многоквартирном доме NN 203, 204, переданы по договору безвозмездного пользования Военному комиссариату Ногликского района на период - до передачи в федеральную собственность.
В соответствии с распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Сахалинской области N 228-р от 19 августа 2008 года нежилое административное помещение по адресу: Сахалинская обл., пгт. Ноглики, ул. Советская 2, передано по акту приема- передачи в федеральную собственность. Пунктом 4 распоряжения предусмотрено, что право собственности Российской Федерации возникает с момента утверждения акта приема-передачи. Акт утвержден 13.10.2008.
ООО "Жилсервис "Ноглики" расценив, что Российская Федерация в лице Минобороны РФ как собственник нежилого помещения N 203, 204 многоквартирного дома по адресу: п.Ноглики, ул.Советская,2, обязана оплатить его расходы как управляющей организации дома за содержание и текущий ремонт общего имущества МКД в сумме 156 704 руб. 38 коп. обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым исковым заявлением.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно частям 1, 2 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
В соответствии с частью 3 статьи 153 ЖК РФ до заселения помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления, или уполномоченные ими лица.
В соответствии с положениями пункта 1 статьи 216 ГК РФ, абзаца второго пункта 5 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в издержках по содержанию общего имущества обязаны участвовать как собственники недвижимого имущества, так и иные законные владельцы.
Исследовав и оценив представленные в дело доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, суды установили факт оказания в спорный период истцом услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома, который подтвержден в том числе журналом аварийно-диспетчерской службы, актами выполненных работ, счетами-фактурами. Объем и стоимость оказанных обществом услуг, ответчик документально в порядке статьи 65 АПК РФ не опровергнул.
При этом, как верно указали суды, моментом, позволяющим возложить на ответчика - Российскую Федерацию в лице Министерства обороны Российской Федерации бремя содержания имущества, является момент передачи нежилого помещения в федеральную собственность и до регистрации права.
Исходя из изложенного, верно применив к спорным правоотношениям положения статей 210, 216 ГК РФ, статей 39, 153 ЖК РФ, разъяснения совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", суды правомерно взыскали с Министерства обороны РФ в пользу ООО "Жилсервис "Ноглики" 156 704 руб. 38 коп. задолженности по оплате услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома.
Доводы Министерства обороны РФ о том, что судебные акты приняты без учета факта заключения Министерством обороны РФ государственного контракта на оказание услуг по техническому обслуживанию казарменно-жилищного фонда военных городков от 01.10.2011 N 2-КЖФ подлежат отклонению.
Указанные доводы уже являлись предметом исследования и оценки суда апелляционной инстанции, мотивированно отклонившего их со ссылкой на то, что в рамках исполнения названного государственного контракта на стороне ОАО "Славянка" отсутствовала обязанность по возмещению затрат управляющей компании, понесенных в связи с содержанием и текущим ремонтом общедомового имущества спорного дома.
Доводы подателя кассационной жалобы о нарушении судом первой инстанции норм процессуального права также исследованы апелляционным судом, установившим, что изменение процессуального статуса Министерства обороны РФ с третьего лица на соответчика произведено в соответствии с частью 5 статьи 46 и частью 1 статьи 47 АПК РФ.
Утверждение о несоблюдении судом первой инстанции принципов на равноправное участие в судебном заседании не соответствует фактическим обстоятельствам дела.
Права участников процесса неразрывно связаны с их процессуальными обязанностями, поэтому в случае нереализации участником процесса предоставленных ему законом прав последний несет риск наступления неблагоприятных последствий, связанных с несовершением определенных действий (ст. 9 АПК РФ).
Министерство обороны не обеспечило явку представителя ни в одно из судебных заседаний суда первой инстанции, не представило пояснений по отзывам участвующих в деле лиц, не обеспечив состязательность процесса. Имеющиеся в материалах дела почтовые уведомления свидетельствуют о надлежащем извещении лица о начавшемся процессе и рассмотрении спора на основании пунктов 2 и 5 части 4 статьи 123 АПК РФ, а также о возможности представить соответствующие возражения.
Действительно, после замены ненадлежащего ответчика рассмотрение дела производится с самого начала (п. 3 ст. 47 АПК РФ).
Однако данное процессуальное нарушение, допущенное судом первой инстанции, не является безусловным основанием для отмены судебного акта (часть 4 ст. 288 АПК РФ), а относится к разряду процессуальных нарушений, установленных в части 3 ст. 288 АПК РФ, и в настоящем деле не привело к принятию неправильного решения.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами на основе полного и всестороннего исследования представленных по делу доказательств, нормы материального применены правильно, основания для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Расходы по уплате государственной пошлины за кассационное рассмотрение дела на основании статьи 110 АПК РФ относятся на заявителя жалобы. Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, поскольку на основании пп. 1.1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Министерство освобождено от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 10.03.2015, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2015 по делу N А59-2941/2014 Арбитражного суда Сахалинской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.Н. Захаренко |
Судьи |
А.В. Солодилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав и оценив представленные в дело доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, суды установили факт оказания в спорный период истцом услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома, который подтвержден в том числе журналом аварийно-диспетчерской службы, актами выполненных работ, счетами-фактурами. Объем и стоимость оказанных обществом услуг, ответчик документально в порядке статьи 65 АПК РФ не опровергнул.
При этом, как верно указали суды, моментом, позволяющим возложить на ответчика - Российскую Федерацию в лице Министерства обороны Российской Федерации бремя содержания имущества, является момент передачи нежилого помещения в федеральную собственность и до регистрации права.
Исходя из изложенного, верно применив к спорным правоотношениям положения статей 210, 216 ГК РФ, статей 39, 153 ЖК РФ, разъяснения совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", суды правомерно взыскали с Министерства обороны РФ в пользу ООО "Жилсервис "Ноглики" 156 704 руб. 38 коп. задолженности по оплате услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома."
Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 2 ноября 2015 г. N Ф03-4293/15 по делу N А59-2941/2014