г. Хабаровск |
|
11 ноября 2015 г. |
А73-2799/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 ноября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 ноября 2015 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: Гребенщикова С.И.
Судей: Цирулик О.В., Меркуловой Н.В.
при участии
от ООО "Транснефть - Дальний Восток": Лебедев С.А., представитель по доверенности от 01.01.2015 N 214
от Теруправления ФАУГИ в Хабаровском крае: Тихонов В.М., представитель по доверенности от 28.04.2015 N 7юр/41/3829.1-08; Колчанов А.В., представитель по доверенностит от 12.11.2014 N 15юр/129/10938.1-08
от Министерства природных ресурсов Хабаровского края: представитель не явился
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае
на решение от 13.05.2015, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2015
по делу N А73-2799/2015 Арбитражного суда Хабаровского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Чакова Т.И., в апелляционном суде судьи Харьковская Е.Г., Вертопрахова Е.В., Швец Е.А.
По заявлению общества с ограниченной ответственностью "Транснефть - Дальний Восток"
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае
третье лицо: Министерство природных ресурсов Хабаровского края
о признании незаконным отказа в разделе земельного участка, признании незаконным бездействия, обязании устранить допущенные нарушения
Общество с ограниченной ответственностью "Транснефть - Дальний Восток" (ОГРН 1092724004944, ИНН 2724132118; адрес (место нахождения): 680020, г. Хабаровск, ул. Запарина, 1; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным отказа Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае (ОГРН 1092721008005, ИНН 2721172546; адрес (место нахождения): 680000, г. Хабаровск, ул. Запарина, 65; далее - Теруправление Росимущества) в разделе земельного участка с кадастровым номером 27:03:0000000:108 площадью 203 637 кв.м и образовании земельного участка с кадастровым номером 27:03:0011103:135 площадью 5 850 кв.м; о признании незаконным бездействия Теруправления Росимущества, выразившегося в необращении в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю с заявлением о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на образуемый земельный участок с кадастровым номером 27:03:0011103:135; о возложении на Теруправление Росимущества обязанности по устранению допущенных нарушений путем повторного рассмотрения обращения общества от 09.12.2014 N ДМН/38-40/1966 о разделе земельного участка с кадастровым номером 27:03:0000000:108 площадью 203 637 кв.м с образованием земельного участка с кадастровым номером 27:03:0011103:135 площадью 5 850 кв.м и последующего принятия соответствующего решения об образовании земельного участка с кадастровым номером 27:03:0011103:135 площадью 5 850 кв.м в виде утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории (с учетом уточнения заявленных требований в порядке статьи 49 АПК РФ).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство природных ресурсов Хабаровского края (далее - Минприроды края).
Решением суда от 13.05.2015, оставленным постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2015 без изменения, требования общества удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе Теруправление Росимущества выражает несогласие с принятыми по делу судебными актами, считает их незаконными и подлежащими отмене по причине неправильного применения судами норм материального права. Как полагает заявитель жалобы, суды ошибочно признали ответчика в качестве надлежащего уполномоченного органа по принятию решений об образовании лесных участков и согласованию их границ для целей передачи их в аренду без учета изменений положений статьи 83 Лесного кодекса РФ; безосновательно оставили без внимания факт постановки спорного земельного участка с кадастровым номером 27:03:0011103:135 площадью 5 850 кв.м на кадастровый учет в соответствии с требованиями статьи 24 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости"; немотивированно возложили на ответчика обязанность по утверждению схемы расположения земельного участка, подготовка которой в отношении земель лесного фонда не осуществляется; дали ошибочную оценку указаниям Минэкономразвития России и Росимущества, изложенным в письмах от 11.10.21800-ПК/23н и от 23.10.2013 N ПП-10/49554 соответственно, которые для ответчика носят обязательный характер. На основании изложенных в жалобе доводов заявитель настаивает на принятии нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных обществом требований.
Минприроды края в отзыве на кассационную жалобу опровергает приведенные в ней доводы и предлагает оставить обжалуемые судебные акты без изменения. При этом третье лицо, отмечая отсутствие у него полномочий по формированию лесных участков и согласованию их границ, указывает на наличие заключенного 05.02.2015 между ним и обществом договора аренды спорного участка с кадастровым номером 27:03:0011103:135 площадью 5 850 кв.м сроком действия 11 месяцев.
Обществом отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании кассационной жалобы представитель Теруправления Росимущества поддержал доводы поданной жалобы и дал по ним пояснения. Представитель общества, в свою очередь, возражал против удовлетворения жалобы, считая принятые по делу судебные акты законными и обоснованными. От Минприроды края поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
Проверив в порядке статей 284, 286 АПК РФ правильность применения арбитражными судами норм материального и процессуального права с учетом доводов кассационной жалобы и поступивших возражений на нее, Арбитражный суд Дальневосточного округа считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене в силу следующих обстоятельств.
Как усматривается из материалов дела, настоящий спор возник в связи с тем, что общество, как собственник сооружения - трубопроводная система "Восточная Сибирь - Тихий океан", в состав которого входят блочно-модульные жилищные конструкции (свидетельство о регистрации права от 13.09.2014 серии 27-АГ N 049985), расположенного на части земельного участка с кадастровым номером 27:03:0000000:108 площадью 203 637 кв.м, обратилось в адрес Теруправления Росимущества с заявлением от 09.12.2014 по вопросу о разделе данного участка и формировании участка с кадастровым номером 27:03:0011103:135 площадью 5 850 кв.м для последующего его получения в аренду в целях эксплуатации указанного объекта недвижимости, однако ответчик письмом от 16.12.2014 N 12137.1-08 необоснованно вернул представленные обществом документы по мотиву необходимости их направления в соответствующий исполнительный орган государственной власти Хабаровского края, уполномоченный распоряжаться участками лесного фонда (в данном случае третье лицо - Минприроды края).
Полагая, что такие действия Теруправления Росимущества не соответствуют закону и нарушают экономические интересы заявителя как собственника объекта недвижимости, поскольку ограничивают его право на получение в аренду земельного участка, общество в порядке норм главы 24 АПК РФ обратилось в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Оценив оспариваемые действия (бездействие) Теруправления Росимущества на соответствие их действующему в спорный период законодательству (статьи 8, 83 Лесного кодекса РФ, статьи 13.1, 29 Земельного кодекса РФ и статьи 24 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре)), арбитражные суды обеих инстанций признали требования общества обоснованными, поскольку сочли, что именно ответчик должен был осуществить раздел земельного участка, относящегося к лесному фонду и являющегося федеральной собственностью, а также зарегистрировать данное право в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, поскольку без этого невозможно дальнейшее распоряжение вновь образованным участком, который испрашивается обществом в аренду для целей эксплуатации расположенных на нем капитальных объектов.
При этом возражения Теруправления Росимущества против заявленных требований со ссылкой на то, что спорный участок на момент рассмотрения данного спора уже был поставлен на кадастровый учет с присвоением ему номера 27:03:0011103:135, отклонены судами ввиду временного характера внесенных в кадастр сведений об этом участке.
С учетом установленных по делу фактических обстоятельств суды пришли в выводу о том, что Теруправлением Росимущества не исполнены возложенные на него законом обязанности, в связи с чем удовлетворили заявленные требования, в том числе в части восстановления нарушенных прав общества в виде повторного рассмотрения его обращения и последующего принятия решения об образовании спорного земельного участка путем утверждения схемы его расположения на кадастровом плане территории.
Однако в данном случае суды первой и апелляционной инстанций неверно истолковали подлежащие применению нормы материального права и не учли следующего.
Согласно материалам настоящего дела обращение общества в суд с рассматриваемыми требованиями в первую очередь преследует цель получения в аренду спорного земельного участка, на котором расположены принадлежащие ему объекты недвижимости, входящие в состав вновь созданного трубопроводного сооружения.
При этом для эксплуатации указанных объектов по утверждению общества ему необходим участок площадью 5 850 кв.м, фактически являющийся частью участка лесного фонда с кадастровым номером 27:03:0000000:108 площадью 203 637 кв.м, относящийся к федеральной собственности в силу прямого указания закона (статья 8 Лесного кодекса РФ).
Как указывало общество в обоснование заявленных им требований и подтвердил его представитель в судебном заседании кассационной инстанции, площадь и координаты спорного участка площадью 5 850 кв.м определены в результате землеустроительных работ, проведенных за счет средств общества по согласованию с Теруправлением Росимущества. На основании утвержденной ответчиком схемы раздела выделяемый участок поставлен на кадастровый учет с присвоением ему номера 27:03:0011103:135, о чем выдан кадастровый паспорт от 10.04.2014 N 2700/301/14-72514 с указанием на временный характер внесенных в реестр сведений сроком их действия до 19.12.2017.
В соответствии со статьей 11.1 Земельного кодекса РФ (здесь и далее в редакции, действовавшей в период спорных правоотношений) земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
В силу статьи 70 Земельного кодекса РФ государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Законом о кадастре, согласно пункту 1 статьи 16 которого кадастровый учет проводится в том числе в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, а также в случае изменения уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в настоящем Законе сведений об объекте недвижимости.
Согласно пункту 1 статьи 11.2 Земельного кодекса РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
При разделе земельного участка у его собственника возникает право собственности на все образуемые в результате раздела земельные участки. При разделе земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, могут быть образованы один или несколько земельных участков. При этом земельный участок, раздел которого осуществлен, сохраняется в измененных границах (пункты 2, 6 статьи 11.4 Земельного кодекса РФ).
Пунктом 2 статьи 22.2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" предусмотрено, что государственная регистрация прав на земельные участки, образуемые при разделе, объединении или перераспределении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти, органа местного самоуправления или действующего по их поручению лица либо на основании заявления лиц, которым такие земельные участки предоставлены в соответствии с Земельным кодексом РФ или в отношении которых принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Следовательно, по смыслу приведенных положений закона за государственной регистраций права на образованный в результате раздела земельный участок может обратиться не только уполномоченный орган публичной власти, но и иные лица, которым такой участок предоставлен в пользование в соответствии с установленным порядком.
После такой регистрации в соответствии с пунктом 3.1 статьи 24 Закона о кадастре учет изменений преобразуемого земельного участка или в соответствующих случаях снятие с учета преобразуемых земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без заявления в течение трех рабочих дней с даты государственной регистрации соответствующего права либо государственной регистрации аренды на образованные из таких земельных участков иные земельные участки.
Таким образом, поскольку на момент рассмотрения настоящего спора испрашиваемый обществом земельный участок 27:03:0011103:135 площадью 5 850 кв.м, образованный в результате раздела участка лесного фонда с кадастровым номером 27:03:0000000:108 площадью 203 637 кв.м, был поставлен на кадастровый учет, и оба этих участка (как преобразуемый так и формируемый) являются федеральной собственностью в силу прямого указания закона, то у арбитражных судов не имелось оснований полагать, что права общества в такой ситуации нарушаются неправомерным уклонением ответчика от раздела спорного участка и последующей регистрации права собственности на него.
При этом суд кассационной инстанции считает необходимым отметить, что законность постановки на кадастровый учет участка с номером 27:03:0011103:135 не является предметом настоящего спора, а возражений по поводу границ и площади данного участка со стороны ответчика (выступающего в данном случае от лица собственника) не имеется, что подтвердили представители Теруправления Росимущества в заседании суда кассационной инстанции.
Утверждение судов обеих инстанций, нашедшее отражение в обжалуемых судебных актах, о том, что сведения государственного кадастра в отношении участка с номером 27:03:0011103:135 носят временный характер, не имеет правого значения для правильного разрешения настоящего спора.
Временный характер кадастровых сведений не препятствует заключению в отношении спорного земельного участка договора аренды, чего по сути добивается общество, в том числе посредством предъявления требований по настоящему спору.
Более того, положения пункта 4 статьи 24 Закона о кадастре относительно временного характера внесенных в государственный кадастр недвижимости сведений о постановке на учет образованного объекта недвижимости не распространяются на земельные участки в случаях, когда право собственности на такие участки считается возникшим в силу федерального закона вне зависимости от момента государственной регистрации этого права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Ссылки судебных инстанций на обязательность совершения собственником действий по регистрации прав на земельные участки, образованные из государственных (муниципальных) земель, для целей распоряжения такими участками, в том числе путем передачи их в аренду, противоречат смыслу и содержанию пункта 2 статьи 11.2, пункта 6 статьи 11.4 Земельного кодекса РФ и статьи 22.2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ.
Поскольку сам факт нарушения законных прав и охраняемых интересов общества не нашел своего подтверждения в процессе рассмотрения настоящего спора, то заявленные требования не подлежали удовлетворению в силу статей 198, 200 АПК РФ в их взаимосвязи с разъяснениями пункта 6 совместного Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", по смыслу которых основанием для принятия арбитражным судом решения о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов и должностных лиц, осуществляющих публичные полномочия, является не только их несоответствие закону или иному правовому акту, но и одновременно с этим нарушение указанными решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов граждан, организаций и иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Позиция общества о том, что оспариваемые действия (бездействие) Теруправления Росимущества препятствуют предоставлению спорного земельного участка в аренду, опровергается фактом заключения такого договора от 05.02.2015, арендодателем по которому выступает Минприроды края, о чем непосредственно указано в отзыве третьего лица на кассационную жалобу. Возражений против достоверности данных сведений обществом не приведено.
По этим же причинам не имеют решающего значения для правильного рассмотрения спора имеющиеся между участвующими в деле лицами разногласия по вопросу о полномочиях отдельных органов публичной власти (федерального или регионального уровня) по формированию лесных участков и согласованию их границ. Соответственно доводы и возражения сторон в этой части судом округа отклоняются с учетом того, что спорный участок на момент рассмотрения настоящего спора уже был поставлен на кадастровый учет и передан в пользование обществу.
Поскольку выяснения иных фактических обстоятельств, способных повлиять на итоги по настоящему делу, в данном случае не требуется, то суд кассационной инстанции на основании пункта 2 части 1 статьи 287 и частей 1, 2 статьи 288 АПК РФ считает необходимым отменить обжалуемые решение суда первой инстанции от 13.05.2015, постановление апелляционного суда от 29.07.2015 и, не передавая дело на новое рассмотрение, с учетом приведенных в настоящем постановлении мотивов и правовых обоснований принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных обществом требований.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы в размере государственной пошлины по иску в данном случае относятся на общество. Государственная пошлина за рассмотрение апелляционной и кассационной жалоб Теруправления Росреестра не подлежит взысканию с учетом разъяснений пункта 14 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах".
Поскольку суд кассационной инстанции не располагает сведениями об исполнении ответчиком отмененных судебных актов Арбитражному суду Хабаровского края в порядке норм статьи 326 АПК РФ необходимо рассмотреть вопрос о повороте их исполнения.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 13.05.2015, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2015 по делу N А73-2799/2015 Арбитражного суда Хабаровского края отменить.
В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "Транснефть - Дальний Восток" отказать полностью.
Арбитражному суду Хабаровского края рассмотреть вопрос о повороте исполнения отмененных судебных актов по настоящему делу.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.И. Гребенщиков |
Судьи |
О.В. Цирулик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Поскольку сам факт нарушения законных прав и охраняемых интересов общества не нашел своего подтверждения в процессе рассмотрения настоящего спора, то заявленные требования не подлежали удовлетворению в силу статей 198, 200 АПК РФ в их взаимосвязи с разъяснениями пункта 6 совместного Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", по смыслу которых основанием для принятия арбитражным судом решения о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов и должностных лиц, осуществляющих публичные полномочия, является не только их несоответствие закону или иному правовому акту, но и одновременно с этим нарушение указанными решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов граждан, организаций и иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
...
В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы в размере государственной пошлины по иску в данном случае относятся на общество. Государственная пошлина за рассмотрение апелляционной и кассационной жалоб Теруправления Росреестра не подлежит взысканию с учетом разъяснений пункта 14 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах"."
Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 11 ноября 2015 г. N Ф03-4732/15 по делу N А73-2799/2015