г. Хабаровск |
|
12 ноября 2015 г. |
А73-16194/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 ноября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 ноября 2015 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
председательствующего судьи: Н.В. Меркуловой
судей: Л.К. Кургузовой, О. В. Цирулика
при участии:
от Федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Дальневосточный окружной медицинский центр Федерального медико-биологического агентства" - Россохина И.М., представитель по доверенности от 15.12.2014 б/н;
от Министерства здравоохранения Хабаровского края - Пилипенко Е.Н., представитель по доверенности от 22.09.2015 N 06.01-07-17608;
от третьего лица: Хабаровского краевого Фонда обязательного медицинского страхования - представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Министерства здравоохранения Хабаровского края
на постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2015
по делу N А73-16194/2014 Арбитражного суда Хабаровского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья О.М. Левинталь;
в суде апелляционной инстанции судьи: В.Г. Дроздова, Е.В. Гричановская, И.В. Иноземцев
по иску Федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Дальневосточный окружной медицинский центр Федерального медико-биологического агентства" (ОГРН 1022502118473, ИНН 2539008116, место нахождения: 690022, Приморский край, г. Владивосток, пр-кт 100-летия Владивостока, 161)
к Министерству здравоохранения Хабаровского края (ОГРН 1022700915401, ИНН 2721026023, место нахождения: 680000, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Муравьева-Амурского, 32)
третье лицо: Хабаровский краевой Фонд обязательного медицинского страхования (ОГРН 1022700921880, ИНН 2700000539, место нахождения: 680000, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Фрунзе, 69)
о взыскании 460 468 руб. 70 коп.
Федеральное государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Дальневосточный окружной медицинский центр Федерального медико-биологического агентства" (далее - истец, ФГБУЗ ДВОМЦ ФМБА России, учреждение, Дальневосточный окружной медицинский центр) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к Министерству здравоохранения Хабаровского края (далее - ответчик, министерство) о взыскании неосновательного обогащения, возникшего в связи с выплатой ФГБУЗ ДВОМЦ ФМБА России в пользу граждан оплаты проезда к месту лечения и обратно в сумме 460 468 руб. 70 коп. на основании решений мирового судьи.
Определением Арбитражного суда Хабаровского края от 11.12.2014 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Хабаровский краевой фонд обязательного медицинского страхования.
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 12.02.2015 в удовлетворении иска отказано.
Постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2015 решение суда первой инстанции от 12.02.2015 отменено. Апелляционный суд взыскал с министерства в пользу ФГБУЗ ДВОМЦ ФМБА России долг в сумме 460 468 руб. 70 коп., судебные расходы в виде государственной пошлины по иску и апелляционной жалобе в сумме 15 209 руб.
Министерство здравоохранения Хабаровского края, ссылаясь в кассационной жалобе на неполное установление судом апелляционной инстанции фактических обстоятельств дела, просит постановление отменить и оставить в силе решение суда первой инстанции. В обоснование доводов жалобы министерство указывает на непредставление истцом решений врачебной комиссии, расчета понесенных расходов, а также копий решений мирового суда, что лишило ответчика права проверить размер предъявленной суммы. Не согласился ответчик с выводом суда апелляционной инстанции о том, что ФГБУЗ ДВОМЦ ФМБА России необоснованно не включена в перечень медицинских учреждений, осуществляющих направление и оплату проезда граждан в рамках реализации Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Хабаровского края на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края от 05.12.2012 N 418-пр. Указывает на то, что в соответствии законодательством субъекта Николаевская больница ФГБУЗ ДВОМЦ ФМБА России и само учреждение не могли и не имели право на возмещение расходов на оплату проезда ни за счет средств краевого бюджета, ни за счет средств обязательного медицинского страхования.
В отзыве на жалобу ФГБУЗ ДВОМЦ ФМБА России просит жалобу отклонить.
В заседании суда кассационной инстанции представитель министерства доводы, изложенные в кассационной жалобе, поддержала в полном объеме. Представитель ФГБУЗ ДВОМЦ ФМБА России просила постановление суда апелляционной инстанции оставить без изменения как законное и обоснованное.
Хабаровский краевой Фонд обязательного медицинского страхования, извещенный в надлежащем порядке о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не может служить препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в его отсутствие.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве, проверив правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов суда установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, приходит к следующему.
При рассмотрении данного дела судами установлено, что Николаевская больница - филиал ФГБУЗ ДВОМЦ ФМБА России осуществляла медико-санитарное обеспечение работников организаций отдельных отраслей промышленности с особыми условиями труда, в том числе имеющих профессиональные заболевания, и населения отдельных территорий, оказание им медицинской помощи, включая специализированную, в том числе высокотехнологичную помощь.
В рамках реализации Постановления Правительства Хабаровского края от 30.12.2011 N 456-пр "О повышении доступности медицинской помощи населению Хабаровского края в части возмещения расходов на оплату проезда больных и сопровождающих лиц при направлении в федеральные, краевые специализированные государственные и муниципальные специализированные учреждения здравоохранения, расположенные в Хабаровском крае" в 2012 году Николаевская больница ФГБУЗ ДВОМЦ ФМБА России направляла в МБУЗ "Николаевская-на-Амуре ЦРБ" (в настоящее время КГБУЗ "Николаевская-на-Амуре ЦРБ") пациентов для решения вопроса об оплате их проезда для консультации, обследования, (или) лечения и обратно.
Постановлением Правительства Хабаровского края от 05.12.2012 N 418-пр утверждена Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Хабаровского края на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов (далее - Территориальная программа).
Приложение N 1 к вышеуказанной Территориальной программе содержит перечень заболеваний (состояний) и Перечень видов медицинской помощи, оказываемой гражданам за счет бюджетных ассигнований краевого бюджета и средств бюджета Хабаровского краевого фонда обязательного медицинского страхования, полученных в виде межбюджетных трансфертов из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования. В пункте 1 данного перечня перечислены виды медицинской помощи, предоставляемой за счет обязательного медицинского страхования, в пункте 2 - за счет средств краевого бюджета.
При этом Приложением N 7 Территориальной программы (в первоначальной редакции) определено, что в структуру тарифа на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, в том числе включено возмещение расходов на оплату проезда больных и сопровождающих их лиц при направлении краевыми учреждениями здравоохранения муниципального образования края для консультации, обследования и (или) лечения в федеральные, краевые специализированные государственные учреждения здравоохранения, расположенные в крае в соответствии с постановлением Правительства Хабаровского края от 30.12.2011 N 456-пр "О повышении доступности медицинской помощи населению Хабаровского края в части возмещения расходов на оплату проезда больных и сопровождающих их лиц при направлении в федеральные, краевые специализированные государственные и муниципальные специализированные учреждения здравоохранения, расположенные в Хабаровском крае".
На основании вышеизложенного порядка, до августа 2013 года Николаевская больница ФГБУЗ ДВОМЦ ФМБА России возмещала расходы на оплату проезда больных при направлении пациентов в краевые учреждения здравоохранения для консультации, обследования и (или) лечения при невозможности оказания специализированной и высокотехнологичной помощи в рамках Территориальной программы в учреждениях района за счёт средств обязательного медицинского страхования.
В связи с принятием Правительством Хабаровского края постановления от 27.07.2013 N 208-пр "О внесении изменений и признании утратившими силу отдельных нормативных правовых актов Хабаровского края" постановление Правительства Хабаровского края от 30.12.2011 N 456-пр признано утратившим силу и в абзаце втором Приложения N 7 Территориальной программы слова "постановлением Правительства Хабаровского края от 30.12.2011 N 456-пр "О повышении доступности медицинской помощи населению Хабаровского края в части возмещения расходов на оплату проезда больных и сопровождающих их лиц при направлении в федеральные, краевые специализированные государственные и муниципальные специализированные учреждения здравоохранения, расположенные в Хабаровском крае" заменены словами "порядком, установленным министерством здравоохранения Хабаровского края".
Этим же постановлением в раздел 2 Приложения 1 Территориальной программы (медицинская помощь, предоставляемая за счет средств краевого бюджета) дополнен абзацем следующего содержания: "В целях обеспечения доступности оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи согласно порядкам и стандартам оказания медицинской помощи осуществляется финансирование расходов на оплату проезда больных и сопровождающих их лиц в медицинские организации, расположенные на территории Хабаровского края и за его пределами, в соответствии с порядком, установленным министерством здравоохранения Хабаровского края".
Во исполнение постановления от 27.07.2013 N 208-пр Министерством здравоохранения Хабаровского края от 29.07.2013 N 1069-р утверждены Порядки направления больных в медицинские организации, расположенные на территории Хабаровского края и за его пределами в целях оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи. Согласно данному распоряжению источником финансирования расходов на оплату проезда больных и сопровождающих лиц для учреждений, указанных в приложении N1, является субсидия на выполнение государственных работ по оплате проезда больных и сопровождающих лиц в медицинские организации, расположенные на территории Хабаровского края, в целях оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи.
Несмотря на то, что Николаевская больница ФГБУЗ ДВОМЦ ФМБА включена в Перечень медицинских организаций, участвующих в реализации Территориальной программы, в том числе Территориальной программы обязательного медицинского страхования (Приложение N 2 пункт 108), указанная больница в перечне учреждений здравоохранения края, осуществляющих направление больных и оплату проезда больных и сопровождающих их лиц, утвержденном распоряжением Министерства здравоохранения Хабаровского края от 29.07.2013 N 1059-р, отсутствует.
Таким образом, с 01.08.2013 финансирование указанных расходов осуществлялось за счет средств краевого бюджета и только учреждениям, подведомственным Министерству здравоохранения Хабаровского края.
Поскольку Николаевская больница ФГБУЗ ДВОМЦ ФМБА не является краевым учреждением здравоохранения, больным, направленным данной больницей на лечение, расходы возмещены не были, что послужило основанием для обращения граждан с исками к истцу о взыскании расходов, связанных с проездом к месту лечения в г. Хабаровск и обратно.
Решениями мирового судьи судебного участка N 42 г. Николаевска-на-Амуре с Николаевской больницы ФГБУЗ ДВОМЦ ФМБА России в пользу 31 физического лица взысканы расходы по проезду в общей сумме 460 468 руб. 70 коп. Указанные судебные акты исполнены, денежные средства на оплату проезда больным выплачены за счёт доходов истца, полученных от оказания платных услуг.
Ссылаясь на то, что данные средства подлежат возмещению Министерством здравоохранения Хабаровского края, истец обратился в суд с требованием об их взыскании.
Арбитражный суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленного иска, исходил из того, что установленный на территории Хабаровского края порядок исполнения Территориальной программы, в том числе порядок оплаты расходов на оплату проезда больных и сопровождающих их лиц в медицинские организации, предусматривает компенсацию таких расходов только лицам, направленным краевыми бюджетными учреждениями здравоохранения. Поскольку Николаевская больница ФГБУЗ ДВОМЦ ФМБА таким учреждением не является, суд не усмотрел оснований для применения положений статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции, пришел к выводу о том, что Николаевская больница ФГБУЗ ДВОМЦ ФМБА является участником Территориальной программы, осуществляющим деятельность в системе обязательного медицинского страхования, в связи с этим обоснованно направляла граждан на лечение.
Кассационная инстанция, соглашаясь с выводами суда апелляционной инстанции, исходит из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Согласно пункту "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации координация вопросов здравоохранения; защиты семьи, материнства; отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Из пункта 5 статьи 10 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об Основах здоровья граждан в Российской Федерации" следует, что доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования (пункт 3 части 1 статьи 16 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об Основах здоровья граждан в Российской Федерации").
Статьей 10 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" предусмотрено, что доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются транспортной доступностью медицинских организаций для всех групп населения, в том числе инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения (пункт 7); возможностью беспрепятственного и бесплатного использования медицинским работником средств связи или транспортных средств для перевозки пациента в ближайшую медицинскую организацию в случаях, угрожающих его жизни и здоровью (пункт 8).
Отказ в оказании медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и взимание платы за ее оказание медицинской организацией, участвующей в реализации этой программы, и медицинскими работниками такой медицинской организации не допускаются (часть 1 статьи 11 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
В рамках данного дела установлено, что Территориальной программой государственных гарантий, действующей на территории Хабаровского края, за счет средств краевого бюджета в целях обеспечения доступности оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи согласно порядкам и стандартам оказания медицинской помощи осуществляется финансирование расходов на оплату проезда больных и сопровождающих их лиц в медицинские организации, расположенные на территории Хабаровского края и за его пределами.
Реализация указанного права может быть осуществлена любым лицом, проживающим на территории Хабаровского края, при наличии соответствующей необходимости и соблюдении установленного порядка, она не может быть ограничена и поставлена в зависимость от статуса медицинского учреждения.
При этом необходимо учитывать, что лица имеют право на компенсацию расходов по проезду к месту лечения вне зависимости от отсутствия механизма правового регулирования компенсации данных расходов, в том числе, если направление на лечение осуществляет учреждение непоименованное в перечне N 1, утвержденном распоряжением Министерства здравоохранения Хабаровского края от 29.07.2013 N 1069-р (в редакции, действовавшей в спорный период).
Таким образом, суд апелляционной инстанции, правильно применив нормы материального права, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, руководствуясь статьей 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктами 1, 3, 4, 7, 8 Положения о Министерстве здравоохранения Хабаровского края, утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 26.07.2007 N 149-пр, статьей 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, обоснованно пришел к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленного ФГБУЗ ДВОМЦ ФМБА иска.
Поскольку необходимость направления граждан на лечение, сумма расходов на проезд к месту лечения проверены в рамках рассмотрения дел мировым судьей судебного участка N 42 г. Николаевска-на-Амуре и подтверждены, доводы заявителя кассационной жалобы о недоказанности размера предъявленной суммы подлежат отклонению.
Всем доводам министерства, изложенным в кассационной жалобе, судом апелляционной инстанции дана надлежащая правовая оценка, при этом иная оценка обстоятельств рассматриваемого дела не свидетельствуют о неправильном применении судом норм материального права.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, выводов суда не опровергают, основаны на ошибочном толковании заявителем норм материального права и правового значения не имеют, по сути, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции в силу статей 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2015 по делу N А73-16194/2014 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Н.В. Меркулова |
Судьи |
Л.К. Кургузова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.