г. Хабаровск |
|
17 ноября 2015 г. |
Дело N А51-442/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 ноября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 ноября 2015 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: Гребенщикова С.И.
Судей: Цирулик О.В., Новиковой С.Н.
при участии
от УГА администрации г. Владивостока: Морошкин А.Н., представитель по доверенности от 30.09.2015 N 27/1-1-3322
от ФГБУ ВПО "ВГУЭС": Черняева О.И., представитель по доверенности от 08.09.2015 N 2179
от ЗАО "Линком": Горовой С.В., представитель по доверенности от 30.09.2014 N 37/2
от Теруправления ФАУГИ по Приморскому краю: представитель не явились
рассмотрев в проведенном с использованием систем видеоконференц-связи судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Приморскому краю
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Нестеренко Л.П., в апелляционном суде судьи Еремеева О.Ю., Анисимова Н.Н., Номоконова Е.Н.
на решение от 01.04.2015, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 17.07.2015
по делу N А51-442/2015 Арбитражного суда Приморского края
По заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Приморскому краю
к Управлению градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока
третьи лица: федеральное государственное бюджетное учреждение высшего профессионального образования "Владивостокский государственный университет экономики и сервиса", закрытое акционерное общество "Линком"
об оспаривании распоряжений
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Приморскому краю (ОГРН 1092540004424, ИНН 2540155517; адрес (место нахождения): 690091, г. Владивосток, ул. Пологая, 21; далее - Теруправление Росимущества) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконными распоряжений Управления градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока (ОГРН 1092536003812, ИНН 2536216076; адрес (место нахождения): 690106, г. Владивосток, Партизанский проспект, 20; далее - УГА администрации города Владивостока) от 30.07.2014 N 1465 и N 1466 об утверждении схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории для дельнейшей эксплуатации двух многоквартирных домов, расположенных в г. Владивостоке по ул. Державина, дома N 59а и N 55 соответственно.
Требования заявлены на основании части 4 статьи 11.2 Земельного кодекса РФ и обусловлены тем, что спорные участки фактически образованы за счет земельного участка с кадастровым номером 25:28:010010:14, являющегося федеральной собственностью, согласия на раздел которого Теруправление Росимущества не давало.
К участию в деле в качестве третьих лиц, без самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: федеральное государственное бюджетное учреждение высшего профессионального образования "Владивостокский государственный университет экономики и сервиса" (далее - ФГБУ ВПО "ВГУЭС") и закрытое акционерное общество "Линком" (далее - ЗАО "Линком).
Решением суда от 01.04.2015, оставленным постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 17.07.2015 без изменения, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Теруправление Росимущества указывает на неправильное применение арбитражными судами норм материального права и нарушение норм процессуального права, в связи с чем просит обжалуемые судебные акты отменить как незаконные и необоснованные, а заявленные требования - удовлетворить в полном объеме.
По мнению заявителя жалобы, в данном случае у ответчика не имелось предусмотренных законом оснований для издания оспариваемых распоряжений, поскольку по смыслу части 7 статьи 36 Земельного кодекса РФ утверждение схемы расположения земельного участка требуется исключительно в случае формирования нового участка из состава неразграниченных земель, относящихся к государственной собственности. Однако земельный участок с кадастровым номером 25:28:010010:14, на котором помимо многоквартирных домов также расположены и другие объекты недвижимости, является федеральной собственностью и границы такого участка могли быть изменены только в результате принятия уполномоченным органом соответствующего решения о его разделе.
УМС администрации города Владивостока, ФГБУ ВПО "ВГУЭС" и ЗАО "Линком" в своих отзывах на кассационную жалобу опровергают приведенные в ней доводы и предлагают оставить ее без удовлетворения. При этом ответчик и третьи лица выражают единое мнение о том, что орган местного самоуправления обязан был утвердить схемы расположения спорных земельных участков под многоквартирными домами в силу прямого указания действующего жилищного и земельного законодательства вне зависимости от волеизъявления публично-правового образования, обладающего правами на такой участок.
В судебном заседании кассационной инстанции, проведенном в соответствии со статьей 153.1 АПК РФ путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Пятого арбитражного апелляционного суда, представители УМС администрации города Владивостока, ФГБУ ВПО "ВГУЭС" и ЗАО "Линком" возражали против отмены обжалуемых судебных актов по мотивам, изложенным в отзывах на кассационную жалобу, и дали суду необходимые пояснения по обстоятельствам спора.
Теруправление Росимущества, извещенное о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, явку своего представителя в заседание суда не обеспечило, что не препятствует рассмотрению дела по существу.
Проверив в порядке и пределах статей 284, 286 АПК РФ правильность применения арбитражными судами норм материального и процессуального права с учетом доводов поданной жалобы и поступивших возражений на нее, Арбитражный суд Дальневосточного округа считает, что в данном случае оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Как установлено арбитражными судами и подтверждается материалами дела, Российская Федерация является собственником земельного участка площадью 72 929 кв.м с кадастровым номером 25:28:010010:14, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения и функционирования университета, адрес объекта (ориентир): здание нежилое, лит. А, место расположения: г. Владивосток, ул. Гоголя, 41, ориентир находится в границах участка (свидетельство о государственной регистрации права от 09.11.2007 серии 25-АА N 932163).
Согласно государственному акту на право постоянного (бессрочного) пользования землей от 18.05.1994 N 00302 и постановлению Главы администрации города Владивостока от 20.01.1999 N 74 указанный земельный участок закреплен за ФГБУ ВПО "ВГУЭС" (свидетельство о государственной регистрации права от 07.11.2011 серии 25АБ N 677848).
На спорном участке, помимо объектов федеральной собственности, закрепленных на праве оперативного управления за образовательным учреждением и используемых им в своей деятельности (здания учебных корпусов, общежития), также расположены и иные капитальные строения, в том числе два многоквартирных жилых дома, имеющие адреса: г. Владивосток, ул. Державина, дом N 55 и дом N 59а.
По результатам рассмотрения обращений собственников помещений, расположенных в указанных многоквартирных домах, в частности заявления гражданки Леонтьевой Т.И. от 03.07.2014 и письма ЗАО "Линком" от 10.06.2014 N 37, УМС администрации города Владивостока изданы два распоряжения от 30.07.2014 N 1465 и N 1466, которыми утверждены схемы расположения земельного участка площадью 868 кв.м сформированного для дальнейшей эксплуатации дома N 59а и участка площадью 4 440 кв.м - для дальнейшей эксплуатации дома N 55 по ул. Державина в г. Владивостоке.
Полагая, что указанные ненормативные правовые акты приняты органом местного самоуправления с нарушением земельного законодательства и непосредственно затрагивают право федеральной собственности на земельный участок с кадастровым номером 25:28:010010:14, Теруправление Росимущества обратилось в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Выяснив все значимые обстоятельства и оценив представленные в материалы дела доказательства, арбитражные суды не установили оснований для удовлетворения заявленных требований.
Фактически спор по настоящему делу касается соблюдения порядка формирования и определения границ двух земельных участков, расположенных под многоквартирными домами и необходимых для их эксплуатации, поэтому суды в соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ проверили принятые ответчиком распоряжения на соответствие их закону и иным нормативным правовым актам, установили наличие полномочий у ответчика на принятие этих актов, а также исследовали вопрос о том, настолько оспариваемые распоряжения затрагивают права и законные интересы заявителя, выступающего в данном случае в защиту права федеральной собственности.
Так, согласно пункту 1 статьи 36 Жилищного кодекса РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности, в числе прочего, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке, являющиеся общим имуществом в многоквартирном доме.
В силу статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 189-ФЗ) и части 3 статьи 36 Земельного кодекса РФ (в редакции, действовавшей на момент вынесения оспариваемых распоряжений) в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, являются общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктами 3-5 статьи 16 Закона N 189-ФЗ в случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса РФ, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления. С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
Следовательно, право общей долевой собственности на земельный участок под многоквартирным домом возникает у собственников помещений в силу прямого указания закона и каких-либо дополнительных актов органов власти о возникновении такого права у собственников помещений в многоквартирном доме не требуется.
Постановлением Конституционного Суда РФ от 28.05.2010 N 12-П положения частей 2 и 5 статьи 16 Закона N 189-ФЗ во взаимосвязи с частями 1 и 2 статьи 36 Жилищного кодекса РФ, пункта 3 статьи 3 и пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса РФ, как предусматривающие переход в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме сформированного и поставленного на кадастровый учет земельного участка под данным домом без принятия органами государственной власти или органами местного самоуправления решения о предоставлении им этого земельного участка в собственность и без государственной регистрации перехода права собственности на него, признаны не противоречащими Конституции РФ.
Более того, по смыслу приведенных выше норм права в случае, если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования, однако при этом собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом. Данная правовая позиция отражена в пункте 67 совместного Постановления Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - совместное Постановление Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 29.04.2010 N 10/22).
На момент издания оспариваемых ненормативных актов ответчик - УМС администрации города Владивостока являлось согласно решению Думы города Владивостока от 03.04.2009 N 259 уполномоченным органом по утверждению схем расположения земельных участков на кадастровом плане (карте), которое осуществлялось в соответствии с порядком, утвержденным постановлением администрации города Владивостока от 27.12.2010 N 1596, что участвующими в деле лицами не оспаривалось.
Материалами дела подтверждается факт обращения гражданки Леонтьевой Т.И. и ЗАО "Линком", являющихся собственниками жилых и нежилых помещений многоквартирных домов, расположенных в г. Владивостоке по ул. Державина, N 55 и N 59а, в УМС администрации города Владивостока по вопросу о формировании земельных участков под этими домами и необходимых для их эксплуатации.
Положениями пункта 3 статьи 33 и пункта 2 статьи 35 Земельного кодекса РФ ранее были предусмотрены правила определения площади части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования. При этом местоположение границ земельного участка и его площадь должны определяться с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка (пункт 7 статьи 36 Земельного кодекса РФ).
В данном случае по итогам формирования земельных участков на основании заявлений собственников помещений в многоквартирных домах УМС администрации города Владивостока определены площадь и границы спорных участков, отраженные в оспариваемых схемах расположения данных участков, сведения о которых 14.10.2014 внесены в государственный кадастр при постановке их на учет с присвоением кадастровых номеров 25:28:010010:1243 и 25:28:010010:1244.
Теруправлением Росимущества не представлены в материалы дела какие-либо доказательства, свидетельствующие о нарушении ответчиком ранее действовавшей процедуры формирования спорных участков, неправильном определение их границ или необоснованном включение в их площадь излишней территории, не предназначенной для эксплуатации расположенных на этих участках многоквартирных домов.
С учетом установленных по делу конкретных обстоятельств и руководствуясь вышеприведенными нормами права, суды признали, что спорные земельные участки с кадастровыми номерами 25:28:010010:1243 и 25:28:010010:124 в силу прямого указания закона с момента постановки их на кадастровый учет принадлежат на праве общей долевой собственности собственникам помещений многоквартирных домов, расположенных в г. Владивостоке по ул. Державина, дома N 59а и N 55.
В рассматриваемой ситуации каких-либо распорядительных актов публичных органов власти о возникновении такого права у собственников помещений в многоквартирном доме не требовалось (пункт 66 совместного Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 29.04.2010 N 10/22).
По этим же причинам отклоняются как несостоятельные доводы кассационной жалобы об отсутствии согласия Теруправления Росимущества на раздел земельного участка площадью 72 929 кв.м с кадастровым номером 25:28:010010:14, за счет которого сформированы спорные участки.
Таким образом само по себе наличие зарегистрированного права федеральной собственности на общий исходный земельный участок не является достаточным основанием для вывода о незаконности оспариваемых распоряжений УГА администрации города Владивостока от 30.07.2014 N 1465 и от N 1466.
Боле того, как правильно указано апелляционным судом со ссылками на разъяснения пунктов 52, 53, 56 совместного Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 29.04.2010 N 10/22, в случае несогласия Теруправления Росимущества с границами сформированных для эксплуатации многоквартирных домов земельных участков, право на которые принадлежит собственникам помещений в этих домах, такое право не подлежит оспариванию путем заявления требований, рассматриваемых по правилам главы 24 АПК РФ, поскольку в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, не может разрешаться спор о вещном праве на недвижимое имущество.
При таких обстоятельствах мотивы и выводы арбитражных судов, положенные в основу обжалуемых судебных актов об отказе в удовлетворении требований Теруправления Росимущества, признаются судом кассационной инстанции соответствующими фактическим обстоятельствам спора, имеющимся в деле доказательствам и подлежащим применению нормам материального права.
Доводы кассационной жалобы о нарушении ответчиком порядка формирования спорных земельных участков материалами дела не подтверждаются, поэтому отклоняются как несостоятельные.
Нарушений норм процессуального права, в том числе влекущих отмену принятых по делу судебных актов в любом случае (часть 4 статьи 288 АПК РФ) арбитражными судами не опущено.
С учетом изложенного кассационная жалоба Теруправления Росимущества удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 01.04.2015, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 17.07.2015 по делу N А51-442/2015 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.И. Гребенщиков |
Судьи |
О.В. Цирулик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Постановлением Конституционного Суда РФ от 28.05.2010 N 12-П положения частей 2 и 5 статьи 16 Закона N 189-ФЗ во взаимосвязи с частями 1 и 2 статьи 36 Жилищного кодекса РФ, пункта 3 статьи 3 и пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса РФ, как предусматривающие переход в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме сформированного и поставленного на кадастровый учет земельного участка под данным домом без принятия органами государственной власти или органами местного самоуправления решения о предоставлении им этого земельного участка в собственность и без государственной регистрации перехода права собственности на него, признаны не противоречащими Конституции РФ.
Более того, по смыслу приведенных выше норм права в случае, если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования, однако при этом собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом. Данная правовая позиция отражена в пункте 67 совместного Постановления Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - совместное Постановление Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 29.04.2010 N 10/22).
...
Положениями пункта 3 статьи 33 и пункта 2 статьи 35 Земельного кодекса РФ ранее были предусмотрены правила определения площади части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования. При этом местоположение границ земельного участка и его площадь должны определяться с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка (пункт 7 статьи 36 Земельного кодекса РФ).
...
В рассматриваемой ситуации каких-либо распорядительных актов публичных органов власти о возникновении такого права у собственников помещений в многоквартирном доме не требовалось (пункт 66 совместного Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 29.04.2010 N 10/22)."
Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 17 ноября 2015 г. N Ф03-4699/15 по делу N А51-442/2015
Хронология рассмотрения дела:
17.11.2015 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-4699/15
10.11.2015 Определение Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-4490/15
17.07.2015 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-5724/15
02.06.2015 Определение Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-4490/15
01.04.2015 Решение Арбитражного суда Приморского края N А51-442/15