г. Хабаровск |
|
24 ноября 2015 г. |
Дело N А51-2945/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 ноября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 ноября 2015 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: И.М. Луговой
Судей: Г.В. Котиковой, И.А. Мильчиной
при участии:
от заявителя: акционерного общества "Ольгерд" - Крупин А.А., представитель по доверенности от 05.05.2015 N 53/05-К; Коваль С.В., представитель по доверенности от 05.05.2015 N 54/05-Кс;
от ФКУ "Федеральное управление автомобильных дорог "Дальний Восток" Федерального дорожного агентства" - представитель не явился;
рассмотрев в проведенном с использованием систем видеоконференц-связи судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Ольгерд" на решение от 01.06.2015, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2015 по делу N А51-2945/2015 Арбитражного суда Приморского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Турсунова Ю.С.; в апелляционном суде судьи: С.В. Гуцалюк, Н.Н. Анисимова, Е.Н. Номоконова
по заявлению закрытого акционерного общества "Ольгерд" (ОГРН 1052504409870, ИНН 2540112023, место нахождения: 690078, Приморский край, г. Владивосток, ул. Амурская, 1)
к Федеральному казенному учреждению "Федеральное управление автомобильных дорог "Дальний Восток" Федерального дорожного агентства" (ОГРН 1022701405726, ИНН 2721144517, место нахождения: 680033, г. Хабаровск, ул. Тихоокеанская, 136, А)
о признании незаконными решения, отказа
Закрытое акционерное общество "ОЛЬГЕРД" (далее - заявитель, общество, ЗАО "ОЛЬГЕРД") обратилось в суд с заявлением о признании незаконным решения Федерального казенного учреждения "Федеральное управление автомобильных дорог "Дальний Восток" федерального дорожного агентства" филиал г. Владивостока (далее - ФКУ "Дальуправтодор", ответчик, Учреждение), об отказе в выдаче разрешений на перевозку крупногабаритных тяжеловесных грузов выраженного в письме от 03.02.2015 N И-15/02-34, и о признании незаконным отказа в приеме заявления, отраженного в письме N И-15/01-228 от 28.01.2015.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 01.06.2015, поддержанным постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме.
Законность принятых судебных актов проверяется по кассационной жалобе общества, которое просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, как принятые с неправильным применением норм материального права.
В обоснование доводов кассационной жалобы общество указывает на несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. По мнению общества, суды не учли, что примененное в заявлениях правило математического округления для указания высоты транспортного средства не влияет на конечную величину заявленного параметра, так как измерительные приборы имеют свою погрешность, которая должна учитываться при измерении габаритов автопоезда, тем более что Приказ Минтранса России от 24.07.2012 N 258 "Об утверждении Порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов" (далее - Приказ Минтранса N258, Порядок N258) каких-либо условий и рекомендаций по данному вопросу не содержит. Также, как полагает общество, суды не приняли во внимание то, что при указании в заявлении марки тягача заявителем была допущена опечатка, в то время как все документы были приложены в соответствии с пунктом 9 названного Порядка. Заявитель считает оспариваемые отказы по заявлениям на перевозку крупногабаритных тяжеловесных грузов по заявленному маршруту формальными, чему судами надлежащей оценки дано не было. Кроме того, общество указывает на несвоевременное его уведомление о содержании принятого Учреждением решения от 28.01.2015.
Представители общества в судебном заседании суда кассационной инстанции, проведенном путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Приморского края в соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, доводы жалобы поддержали.
Учреждение, извещенное в установленном порядке о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, отзыв не представило, явку представителя не обеспечило, что в силу части 3 статьи 284 АПК РФ не может служить препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав пояснения представителей Учреждения, проверив в порядке и пределах статей 284, 286 АПК РФ правильность применения арбитражными судами обеих инстанций норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции оснований для удовлетворения кассационной жалобы не усматривает.
Судами установлено, что 26.01.2015 ЗАО "ОЛЬГЕРД" обратилось к Федеральному казенному учреждению федеральное управление автомобильных дорог "Дальний Восток" филиал г. Владивосток с заявлениями о получении специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов на межрегиональные перевозки по указанному выше маршруту.
Заявления общества приняты и зарегистрированы Учреждением 27.01.2015.
03.02.2015 ФКУ "Дальуправтодор" принято решение, оформленное письмом N И-15/02-34, в котором указано, что Учреждение на основании пункта 40 Приказа Минтранса N258 отказывает в выдаче специальных разрешений по заявлениям от 26.01.2015 N13/01-01, N13/01-003-N13/01-08 по следующему основанию: "сведения, предоставленные в заявлении и документах, не соответствуют техническим характеристикам транспортных средств и грузов".
Письмом от 28.01.2015 N И-15/01-228 ответчик отказал в приеме заявления от 26.01.2015 N 13/01-02 на основании пункта 18 Приказа Минтранса от 28.03.2013 N 107 "Об утверждении административного регламента Федерального дорожного агентства предоставления государственной услуги по выдаче специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, в случае, если маршрут, часть маршрута указанного транспортного средства проходят по автомобильным дорогам федерального значения, участкам таких автомобильных дорог или по территориям двух и более субъектов Российской Федерации или в международном сообщении", поскольку не приложены документы, предусмотренные пунктом 18 Приказа Минтранса от 28.03.2013 г. N 107.
Несогласие общества с указанными решениями Учреждения послужило основанием для обращения в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций руководствовался тем, что решения Учреждения являются обоснованным и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности, правомерно исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 31 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями настоящей статьи.
Пунктом 6 Приказа Минтранса N 258 предусмотрено, что заявление на получение специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, согласно образцу приложения N 2 к настоящему Порядку подается владельцем транспортного средства или его представителем в уполномоченные органы.
В соответствии с пунктом 8 Порядка N 258 в заявлении, в том числе указывается: исходящий номер и дата заявления, наименование, адрес и телефон владельца транспортного средства, маршрут движения (пункт отправления - пункт назначения с указанием их адресов в населенных пунктах, если маршрут проходит по улично-дорожной сети населенных пунктов), вид перевозки (международная, межрегиональная, местная), срок перевозки, количество поездок, характеристику груза (наименование, габариты, масса, делимость), сведения о транспортном средстве (автопоезде) (марка и модель транспортного средства (тягача, прицепа (полуприцепа)), государственный регистрационный знак транспортного средства (тягача, прицепа (полуприцепа)), параметры транспортного средства (автопоезда) (масса транспортного средства (автопоезда) без груза/с грузом, масса тягача, прицепа (полуприцепа)), расстояние между осями, нагрузки на оси, габариты транспортного средства (автопоезда) (длина, ширина, высота), минимальный радиус поворота с грузом, необходимость автомобиля сопровождения (прикрытия), предполагаемая максимальная скорость движения транспортного средства (автопоезда).
В соответствии с пунктом 9 Порядка N 258 к заявлению, в том числе прилагаются:
1) копия документов транспортного средства (паспорт транспортного средства или свидетельство о регистрации транспортного средства), с использованием которого планируется перевозка тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов;
2) схема транспортного средства (автопоезда), с использованием которого планируется перевозка тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, с изображением размещения такого груза согласно приложению N 3 к настоящему Порядку. На схеме транспортного средства изображается транспортное средство, планируемое к участию в перевозке, количество осей и колес на нем, взаимное расположение осей и колес, распределение нагрузки по осям и в случае неравномерного распределения нагрузки по длине оси - распределение на отдельные колеса.
В соответствии с требованием пункта 60 Приказа Минтранса России от 28.03.2013 N 107 "Об утверждении Административного регламента Федерального дорожного агентства предоставления государственной услуги по выдаче специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, в случае, если маршрут, часть маршрута указанного транспортного средства проходят по автомобильным дорогам федерального значения, участкам таких автомобильных дорог или по территориям двух и более субъектов Российской Федерации или в международном сообщении" (далее - Административный регламент N 107, Приказ Минтранса N 107) основанием для начала административной процедуры является регистрация заявления в журнале регистрации заявлений должностным лицом, ответственным за прием заявлений, и направления заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги, на рассмотрение должностному лицу, ответственному за предоставление государственной услуги.
В соответствии с подпунктами 1, 2 пункта 58 Административного регламента N 107 должностное лицо, ответственное за прием заявлений, в течение одного рабочего дня принимает одно из следующих решений:
- возвращает заявление и уведомляет заявителя о принятом решении;
- принимает заявление к регистрации и уведомляет заявителя о принятом решении.
Пунктом 61 Административного регламента установлено, что должностное лицо, ответственное за предоставление государственной услуги, при рассмотрении представленных заявителем документов в течение четырех рабочих дней со дня регистрации заявления также проверяет: соответствие сведений, указанных в заявлении и документах, необходимых для предоставления государственной услуги, на соответствие техническим характеристикам транспортного средства и груза, а также технической возможности осуществления заявленной перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов (пп.2).
Пунктом 40 Приказа N 258 установлен перечень оснований для принятия уполномоченным органом решения об отказе в выдаче специального разрешения, одним из которых является случай, когда сведения, предоставленные в заявлении и документах, не соответствуют техническим характеристикам транспортного средства и груза, а также технической возможности осуществления заявленной перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов.
Аналогичный перечень исчерпывающих оснований для отказа в предоставлении государственной услуги приведен в пункте 25 Административного регламента N 107.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Учреждение со ссылкой на пункт 40 Порядка N 258 приняло решение от 03.02.2015 об отказе в выдаче специальных разрешений по заявлениям N N 13/01-01, 13/01-03, 13/01-04, 13/01-05, 13/01-06, 13/01- 07, 13/01-08 по причине того, что сведения, представленные в заявлении и документах, не соответствуют техническим характеристикам транспортных средств и грузов.
Из материалов дела усматривается, что обществом в заявлениях отражены обязательные в силу требований выше обозначенных нормативных актов сведения, в частности о габаритах транспортного средства (автопоезда), на котором предполагается осуществлять перевозки по заявленному маршруту: длина 16,200 м, ширина 2,600 м, высота 4,300 м, минимальный радиус поворота с грузом 15,0 м.
Согласно схемы транспортного средства, являющейся в силу пункта 9 Порядка неотъемлемым приложением к заявлениям высота транспортного средства обозначена двумя параметрами - 2,896 м и 1,4 м, что не соответствует сведениям, указанным в заявлении, техническим характеристикам транспортного средства.
Пунктом 8 Порядка N 258 императивно установлено, что в заявлении на получение специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов указывается, в том числе, габариты транспортного средства (автопоезда) (длина, ширина, высота).
Принимая во внимание отсутствие в нормативно-правовых актах законодательно оговоренной возможности указывать приблизительные или округленные сведения, наличие у общества точной информации о собственном транспортном средстве, суд округа соглашается с выводами судов о том, что у ФКУ "Дальуправтодор" отсутствовали основания для выдачи ЗАО "ОЛЬГЕРД" специального разрешения по спорным заявлениям, поскольку сведения, предоставленные в заявлениях N 13/01-01, 13/01-03, 13/01-04, 13/01-05, 13/01-06, 13/01-07, 13/01-08 и документах, не соответствуют техническим характеристикам транспортного средства и груза, а также технической возможности осуществления заявленной перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов.
В пункте 17 Приказа Минтранса N 107 определен обязательный перечь документов, прилагаемый к заявлению.
Основания для отказа в приеме заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги предусмотрены в пункте 23 Приказа Минтранса N 107, а именно:
- заявление подписано лицом, не имеющим полномочий на подписание заявления;
- заявление не содержит сведений, указанных в пункте 56 настоящего Регламента;
- к заявлению не приложены документы, указанные в пункте 18 настоящего Регламента.
В рассматриваемом случае ответчик отказал в приеме заявления от 26.01.2015 N 13/01-02 по причине того, что к нему не приложены документы, указанные в пункте 18 Приказа Минтранса N 107.
Согласно заявлению N 13/01-02 и схеме транспортного средства (автопоезда) обществом указана марка тягача - МАЗ 6430А9-1320-020.
Между тем, из приложенных документов, а именно свидетельства о регистрации транспортного средства серии 25УХ N 348319, усматривается, что марка тягача иная - МАЗ 6430А9-1320-010, при этом документы на заявленное транспортное средство - тягач марки МАЗ 6430А9-1320-020, заявителем не приложены.
Следовательно, отказ ФКУ "Дальуправтодор" в указанной части действующему законодательству не противоречит.
При таких обстоятельствах, выводы судов о наличии у Учреждения оснований для отказа в приеме заявления, изложенного в письме N И-15/01-228 от 28.01.2015, обоснованы.
Вместе с этим, отклоняя довод общества о допущенной в заявлении опечатке и о возможности уполномоченного органа самостоятельно идентифицировать транспортное средство по государственному регистрационному номеру, указанному в заявлении N 13/01-02 и подтвержденному свидетельством о регистрации транспортного средства серии 25УХ N 348319, суды правомерно заключили, что обращение за получением специальных разрешений на перевозку крупногабаритных и (или) тяжеловесных грузов носит заявительный характер, и поэтому именно на общество возложена обязанность по указанию в заявлении достоверных и полных сведений и информации, в то время как у уполномоченного органа отсутствует обязанность по выяснению и устранению неточностей, описок, опечаток, допущенных заявителем.
При установленном доводы общества о формальном характере оспариваемых отказов судом округа отклоняются.
Общество утверждает о нарушении Учреждением пункта 12 Приказа Минтранса N 258 в виду несоблюдения требований Приказа о его незамедлительном информировании о принятом решении об отказе в регистрации заявления.
В соответствии с данным пунктом Приказа информирование заявителя о принятом решении через его личный кабинет (то есть фактически незамедлительно) осуществляется уполномоченным органом в случае подачи заявлений путем направления их в адрес уполномоченного органа посредством использования Единого портала государственных и муниципальных услуг (www.gosuslugi.ru). Однако доказательств обращения заявителя именно в этом порядке материалы дела не содержат. При этом, отправление уполномоченным органом оспариваемого решения от 28.01.2015 в адрес общества почтовым отправлением, заявителем не отрицается.
В этой связи данный довод общества основанием для признания решения Учреждения от 28.01.2015 и оспариваемых судебных актов незаконными, являться не может.
Таким образом, выводы судебных инстанций соответствуют действующему законодательству и основаны на полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательством и правильном установлении всех фактических обстоятельств рассматриваемого дела.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, идентичны доводам, изложенным в апелляционной жалобе, которые получили правильную и объективную оценку в суде апелляционной инстанции, следовательно, переоценке в суде кассационной инстанции не подлежат в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Новых доводов, имеющих существенное значение для рассмотрения данного спора и опровергающих правильность выводов арбитражных судов, в кассационной жалобе не приведено.
Учитывая, что неправильного применения норм материального права и положений действующего процессуального законодательства судами не допущено, у суда кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 01.06.2015, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2015 по делу N А51-2945/2015 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
И.М. Луговая |
Судьи |
Г.В. Котикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.