г. Хабаровск |
|
24 ноября 2015 г. |
Дело N А51-33965/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 ноября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 ноября 2015 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: И.А.Тарасова
Судей: Е.Н.Захаренко, И.М.Луговой
при участии:
от истца: Исакова Е.П. - представитель по доверенности от 12.11.2015 N 81;
от ответчика: Сазонкина Е.А. - представитель по доверенности от 08.08.2014 N 5; Петров М.Ю. - представитель по доверенности от 06.11.2015 N 48;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Сергеевский леспромхоз" на решение от 14.05.2015, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 04.08.2015 по делу N А51-33965/2014 Арбитражного суда Приморского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции - судья Э.Э.Падин; в суде апелляционной инстанции - судьи Л.А. Мокроусова, Л.Ю. Ротко, К.П.Засорин
по иску открытого акционерного общества "Сергеевский леспромхоз"
к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги"
об урегулировании разногласий по договору
Открытое акционерное общество "Сергеевский леспромхоз" (ОГРН 1022501025315, ИНН 2524000153, место нахождения: 692977, Приморский край, Партизанский район, село Сергеевка, ул.Рабочая 2-я) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с исковым заявлением к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727, место нахождения: 107174, г.Москва, ул.Новая Басманная, 2) о принятии спорных пунктов договора на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования открытого акционерного общества "Сергеевский леспромхоз" по станции Партизанск в следующей редакции: пункт 6: Сдаваемые на железнодорожный путь необщего пользования вагоны подаются локомотивом Перевозчика на выставочные пути N 2 N 7 3-го маневрового района железнодорожного пути ст. Сергеевка, не открытой для выполнения грузовых операций. Дальнейшее продвижение вагонов производится локомотивом Владельца с расстановкой по местам погрузки, выгрузки; пункт 8: С железнодорожного пути необщего пользования вагоны возвращаются согласно приказу начальника дороги N294/11 от 20.04.2007 года, приложение N 2, группой не более 6 вагонов. Возвращаемые с железнодорожного пути необщего пользования вагоны доставляются локомотивом Владельца на выставочный путь N 7 маневрового района железнодорожного пути ст. Сергеевка, не открытой для выполнения грузовых операций; пункт 16 пп а): Сбор за подачу и уборку вагонов по ставкам, установленным Тарифным руководством N 3 пункт 2.7, таблица N 10 за каждый выход локомотива за расстояние подачи и уборки, с учетом коэффициента доплаты к сборам; пункт 19: В случае издания правомочными органами нормативных актов, изменяющих коэффициенты на различные виды сборов, штрафов, взыскание производится в соответствии с новыми ставками без внесения дополнения и изменений в текст договора. Перевозчик обязан своевременно сообщать Владельцу обо всех изменениях указанных коэффициентов с указанием нормативных актов, их изменяющих.
До вынесения решения по делу истец заявил ходатайство об уточнении пункта 16 пп а): сбор за подачу и уборку вагонов по ставкам, установленным Тарифным руководством N 3 пункт 2.7, таблица N 11 часть 1 за каждый выход локомотива за расстояние подачи и уборки, с учетом коэффициента доплаты к сборам; указал, что включение в спорный договор платы за пользование железнодорожным путем необщего пользования является необоснованным, поскольку на момент подписания спорного договора (договор заключен сроком с 01 ноября 2014 года по 31 октября 2019 года, исковое заявление направлено в Арбитражный суд Приморского края 03.12.2014) взимание платы за пользование железнодорожным путем необщего пользования, принадлежащим перевозчику, ни Уставом железнодорожного транспорта, ни иным действующим законодательством не предусматривалось, Федеральный закон от 31.12.2014 N 503-ФЗ, вступивший в силу 1 апреля 2015 года и предусмотревший взимание указанной платы, не содержит положений о распространении его действия в отношении ранее заключенных договоров, а в соответствии с требованиями пункта 2 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации, если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила, иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров. Кроме того, просил считать недопустимыми доказательствами в целях обоснования отнесения железнодорожного пути "Сергеевская ветка" к пути необщего пользования приказ начальника Владивостокского отделения Дальневосточной железной дороги от 13.07.1998 N 283/НОД "О переводе малодеятельной железнодорожной линии Б\П 135 км-Сергеевка в категорию подъездных путей", как принятый лицом, не уполномоченным принимать решения о переводе железнодорожных линий в категорию подъездных путей, а также технический паспорт на путь необщего пользования с организованным движением БП 135 км - ст. Сергеевка и инструкцию о порядке обслуживания и организации движения на пути необщего пользования "Сергеевская ветка", примыкающего к станции Пост 132 км Дальневосточной железной дороги, как принятые без соблюдения порядка перевода железнодорожных линий в категорию "пути необщего пользования", а также как документы, имеющие разночтения в характеристиках подъездного пути, в отношении которого они действуют. Суд в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации данное ходатайство удовлетворил.
Решением суда от 14.05.2015, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 04.08.2015, разногласия сторон урегулированы, спорные пункты договора на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования открытого акционерного общества "Сергеевский леспромхоз" по станции Партизанск изложены в следующей редакции:
- пункт 6: "Сдаваемые на железнодорожный путь необщего пользования вагоны подаются локомотивом Перевозчика на выставочные пути N 2 N 7 3-го маневрового района железнодорожного пути необщего пользования "Сергеевская ветка". Дальнейшее продвижение вагонов производится локомотивом Владельца с расстановкой по местам погрузки, выгрузки";
- пункт 8: "С железнодорожного пути необщего пользования вагоны возвращаются согласно приказу Начальника дороги N 294/Н от 20.04.2007 года, приложение N 2, группой не более 6 вагонов. Возвращаемые с железнодорожного пути необщего пользования вагоны доставляются локомотивом Владельца на выставочный путь N 7 маневрового района железнодорожного пути необщего пользования "Сергеевская ветка";
- пункт 16 подпункт а): "Сбор за подачу и уборку вагонов по ставкам, установленным Тарифным руководством N 3 пункт 2.7, таблица N 11 пункт 1 за каждый выход локомотива за расстояние подачи и уборки, с учетом коэффициента доплаты к сборам и с 01.04.2015 плату за пользование железнодорожным путем необщего пользования, принадлежащим перевозчику и используемым при подаче и уборке вагонов протяженностью 42 км, в размере 2556 руб. за 1 км в сутки.
В случае изменения ставки платы за пользование железнодорожным путем необщего пользовании взимание платы осуществляется по новым ставкам с момента их утверждения без внесения дополнения в настоящий договор. Информация об изменении ставки платы доводится до Владельца на информационных стендах ЛАФТО станций".
- пункт 19 исключить.
Законность судебных актов проверяется Арбитражным судом Дальневосточного округа в порядке статей 274, 284 АПК РФ по кассационной жалобе ОАО "Сергеевский леспромхоз", в которой просит решение и постановление апелляционного суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов жалобы заявитель указывает, что при вынесении обжалуемого решения суд неправильно применил номы права, дал неверную оценку обстоятельствам дела. В частности, заявителем оспаривается принятие судом редакции ответчика по подпункту "а" пункта 16 договора.
ОАО "Российские железные дороги" доводы кассационной жалобы отклонило по мотивам, изложенным в отзыве.
В судебном заседании кассационной инстанции представители ОАО "Сергеевский леспромхоз" и ОАО "Российские железные дороги" поддержали доводы кассационной жалобы и отзыва на нее соответственно, дав по ним пояснения.
Проверив правильность применения судами обеих инстанций норм материального и процессуального права, Арбитражный суд Дальневосточного округа находит обжалуемые судебные акты частично необоснованными.
Как установлено судами из материалов дела, при заключении договора на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ОАО "Сергеевский леспромхоз" по станции Партизанск сроком действия с 01 ноября 2014 года по 31 октября 2019 года между истцом и ответчиком возникли разногласия относительно редакции отдельных пунктов договора, которые не урегулированы сторонами добровольно.
В соответствии со спорным договором осуществляется эксплуатация принадлежащих владельцу (истцу) железнодорожных путей необщего пользования, примыкающих стрелочным переводом N 3 к пути N 1 перегона Партизанск - Пост 132 км, локомотивом Владельца (истца). Спорный договор заключается в связи с тем, что 31.10.2014 истек срок аналогичного договора сроком действия с 01 ноября 2009 года по 31 октября 2014 года. В связи с возникшими разногласиями при перезаключении договора на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования НФ N 219 сроком действия с 01 ноября 2009 года по 31 октября 2014 года ответчик направил в адрес истца соглашение о пролонгации ранее действующего договора в полном объеме до урегулирования разногласий, но не позднее 30 ноября 2014 года.
Таким образом, при заключении договора на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ОАО "Сергеевский леспромхоз" по станции Партизанск между истцом и ответчиком возник спор по содержанию ряда пунктов договора в связи с чем, разногласия, возникшие при заключении договора, переданы на разрешение суда.
Рассматривая данный спор, суды исходили из следующего.
Спорный договор является договором на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования, владельцем которого является открытое акционерное общество "Сергеевский леспромхоз".
Глава IV Устава железнодорожного транспорта регулирует отношения между перевозчиком и владельцем железнодорожного пути необщего пользования, не принадлежащего владельцу инфраструктуры. Субъектами правоотношения при использовании железнодорожных путей необщего пользования выступают непосредственно собственник железнодорожного пути необщего пользования и перевозчик, а нормами, регулирующими данные правоотношения, являются статья 55 Устава железнодорожного транспорта, Правила эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденные Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 26 (далее - Правила N 26).
В соответствии со статьей 64 Устава железнодорожного транспорта взаимоотношения перевозчиков, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, владельцев инфраструктур, грузоотправителей, грузополучателей регулируются правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, а также договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования и договорами на подачу и уборку вагонов. Разногласия в отношении договоров на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования и договоров на подачу и уборку вагонов рассматриваются и разрешаются сторонами таких договоров. При недостижении согласия споры рассматриваются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно правовой позиции Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 2 Постановления от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" заключение названных договоров обязательно как для перевозчика, так и для владельца железнодорожного пути необщего пользования, грузоотправителя (грузополучателя). В случае, если перевозчик и владелец железнодорожного пути необщего пользования, грузоотправитель (грузополучатель) не пришли к соглашению по отдельным пунктам указанных договоров, заявления о рассмотрении таких разногласий принимаются без представления письменного соглашения сторон о передаче разногласий на разрешение арбитражного суда.
В силу пункта 2.9 Правил N 26 договоры на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования и договоры на подачу и уборку вагонов заключаются с учетом данных технического паспорта железнодорожного пути необщего пользования, инструкции, плана и продольного профиля железнодорожного пути необщего пользования, а также технологии работы станции примыкания.
По оценке суда, из технического паспорта на путь необщего пользования с организованным движением БП 135 км - ст. Сергеевка, находящийся на балансе Партизанской дистанции пути пользователь Партизанская дистанция пути следует, что местом примыкания железнодорожного пути необщего пользования является Стрелочный перевод N 3 Б/Пост 135 км. Границы железнодорожного пути необщего пользования определены предельный столбик стрелочного перевода N 3, напротив которого установлен сигнальный знак "Граница пути необщего пользования".
На основании пункта 1.2 Инструкции N 20 "О порядке обслуживания и организации движения на пути необщего пользования ОАО "Сергеевский леспромхоз", примыкающего к пути необщего пользования "Сергеевская ветка" станции Блокпост 135/км ДВ ж.д. подача вагонов для пути необщего пользования ОАО "Сергеевский ЛПХ" на выставочные пути N 2 и N 7 3-го маневрового района железнодорожного пути необщего пользования "Сергеевская ветка" и их уборка на станцию производится локомотивом железной дороги серии ТЭМ-2, расстановка вагонов по местам погрузки, выгрузки на пути необщего пользования ОАО "Сергеевский ЛПХ" производится локомотивом владельца.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Инструкция N 20 утверждена и подписана генеральным директором открытого акционерного общества "Сергеевский леспромхоз" Избушевым Е.С., при согласовании начальника Владивостокского отделения ДВЖД Андрияновым Е.А. в 2009 году.
Данная Инструкция является действующей, доказательств ее недействительности суду первой и апелляционной инстанций истцом не представлены.
Пунктом 1.7 Правил N 26 регламентировано, что требования Инструкции являются обязательными для владельцев и пользователей железнодорожных путей необщего пользования, контрагентов, владельцев инфраструктуры и перевозчиков, осуществляющих работу на этом железнодорожном пути необщего пользования.
Исходя из изложенного, довод истца, аналогичный доводу кассационной жалобы, об отсутствии у железнодорожного пути от ст.Партизанск до ст.Сергеевка статуса железнодорожного пути необщего пользования, суды верно признали несостоятельным.
На основании требований статьи 58 Устава железнодорожного транспорта (в редакции Федерального закона от 31.12.2014 N 503-ФЗ) договоры на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования и договоры на подачу и уборку вагонов должны учитывать технологию функционирования железнодорожной станции, к которой примыкает железнодорожный путь необщего пользования, и технологию функционирования железнодорожного пути необщего пользования, а в соответствующих случаях единые технологические процессы, порядок разработки и утверждения которых устанавливается правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом. Указанными договорами устанавливаются порядок подачи и уборки вагонов, а также технологические сроки оборота вагонов, контейнеров на железнодорожных путях необщего пользования, технологическое время, связанное с подачей вагонов к местам погрузки, выгрузки грузов и уборкой вагонов с этих мест, а также технологические нормы погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов. Порядок разработки и определения технологических сроков оборота вагонов, контейнеров, а также технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.
Перевозчик за подачу и уборку вагонов, осуществляемые им на принадлежащих ему железнодорожных путях необщего пользования, взимает с грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев других железнодорожных путей необщего пользования сбор, включающий в себя плату за работу локомотива, принадлежащего перевозчику, и плату за использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего перевозчику.
Принимая спорный подпункт "а" пункта 16 договора в редакции истца: "Сбор за подачу и уборку вагонов по ставкам, установленным Тарифным руководством N 3 пункт 2.7, таблица N 11 пункт 1 за каждый выход локомотива за расстояние подачи и уборки, с учетом коэффициента доплаты к сборам и с 01.04.2015 плату за пользование железнодорожным путем необщего пользования, принадлежащим перевозчику и используемым при подаче и уборке вагонов протяженностью 42 км, в размере 2556 руб. за 1 км в сутки.", суды посчитали его соответствующим положениям статьи 58 УЖТ, действующим на момент рассмотрения спора в суде, то есть с 01.04.2015 (в редакции Федерального закона от 31.12.2014 N503-ФЗ).
Тем самым суды определили обязанность истца вносить ответчику следующие виды платежей: плату за работу локомотива перевозчика (поименован как сбор за подачу и уборку вагонов, установленный Тарифным руководством N 3); плату за пользование железнодорожным путем необщего пользования, принадлежащим перевозчику.
Однако данные выводы судов основаны на ошибочном толковании нормы части 3 статьи 58 Устава железнодорожного транспорта, поскольку действующая редакция названной статьи предусматривает право перевозчика взимать с владельцев других железнодорожных путей необщего пользования только один единый сбор, который, в свою очередь, включает в себя плату за работу локомотива и плату за использование железнодорожного пути необщего пользования, а не две самостоятельные платы.
Более того, суды не приняли во внимание положения части 6 статьи 58 Устава железнодорожного транспорта, согласно которой размеры сбора и платы устанавливаются соглашением сторон, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 05.08.2009 N 643 утвержден Перечень работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, тарифы, сборы и плата в отношении которых регулируются государством. Согласно пункту 4 указанного Перечня, работы по подаче и уборке вагонов в пределах железнодорожных станций в местах общего и необщего пользования включены в дополнительные работы (услуги), выполняемые на железнодорожном транспорте. В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в РФ", статей 4 и 6 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" ОАО "РЖД" относится к субъектам естественных монополий на транспорте.
Абз. 3 части 1 статьи 8 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" предусматривает, что тарифы, связанные с выполнением в местах необщего пользования работ (услуг), относящихся к сфере естественной монополии, устанавливаются в соответствии с Федеральным законом "О естественных монополиях" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации в статье 2 определяет тарифные руководства как сборники, в которых публикуются утвержденные в установленном законодательством Российской Федерации порядке тарифы, ставки платы и сборов за работы и услуги железнодорожного транспорта, правила применения таких тарифов, платы, сборов, а также утвержденные федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта перечни железнодорожных станций, расстояния между ними и выполняемые на территориях железнодорожных станций операции.
Согласно подпункту "а" пункта 4 Перечня работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, тарифы, сборы и плата в отношении которых регулируется государством, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2009 N 643 "О государственном регулировании тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок", к работам (услугам), цены на которые устанавливаются государством, отнесены дополнительные работы (услуги), выполняемые на железнодорожном транспорте в местах общего и необщего пользования, в частности подача и уборка вагонов.
В связи с чем по смыслу приведенных норм права размер платы за работу локомотива и размер платы за использование железнодорожного пути необщего пользования, как составляющих сбора, взимаемого перевозчиком за подачу и уборку вагонов, осуществляемых им на принадлежащих ему железнодорожных путях необщего пользования, не являются договорными и должны регулироваться уполномоченным органом.
Указанный вывод согласуется с правовой позицией, изложенной Высшим Арбитражным Судом РФ в решении от 01.07.2011 по делу N ВАС-5095/11 и Верховным Судом РФ в определении от 04.02.2015 по делу N 308-ЭС14-1778.
При таких обстоятельствах, поскольку обжалуемые решение от 14.05.2015 и постановление от 04.08.2015 приняты с неправильным применением норм материального права, то они подлежат изменению на основании части 2 статьи 288 АПК РФ, в части урегулирования разногласий сторон, возникших при заключении договора на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования открытого акционерного общества "Сергеевский леспромхоз" по станции Партизанск от 2014 года, в отношении подпункта "а" пункта 16: "Сбор за подачу и уборку вагонов по ставкам, установленным Тарифным руководством N 3 пункт 2.7, таблица N 11 пункт 1 за каждый выход локомотива за расстояние подачи и уборки, с учетом коэффициента доплаты к сборам и с 01.04.2015 плату за пользование железнодорожным путем необщего пользования, принадлежащим перевозчику и используемым при подаче и уборке вагонов протяженностью 42 км, в размере 2556 руб. за 1 км в сутки.
В случае изменения ставки платы за пользование железнодорожным путем необщего пользовании взимание платы осуществляется по новым ставкам с момента их утверждения без внесения дополнения в настоящий договор. Информация об изменении ставки платы доводится до Владельца на информационных стендах ЛАФТО станций".
Данный подпункт "а" пункта 16 договора следует исключить.
В остальной части обжалуемые судебные акты являются законными и сторонами не обжалуются.
Судебные расходы по уплате госпошлины по кассационной жалобе возложить на ее заявителя в порядке статьи 110 АПК РФ
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 14.05.2015, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 04.08.2015 по делу N А51-33965/2014 Арбитражного суда Приморского края изменить.
Урегулировать разногласия, возникшие при заключении договора на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования открытого акционерного общества "Сергеевский леспромхоз" по станции Партизанск от 2014 года между открытым акционерным обществом "Российские железные дороги" и открытым акционерным обществом "Сергеевский леспромхоз", определив спорный пункт в следующей редакции:
"- подпункт "а" пункта 16 исключить.".
В остальной части решение от 14.05.2015 и постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 04.08.2015 оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
И.А. Тарасов |
Судьи |
Е.Н. Захаренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.