г. Хабаровск |
|
30 ноября 2015 г. |
А73-3884/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 ноября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 ноября 2015 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
председательствующего: Е.Н. Захаренко
судей: Г.А. Камалиевой, И.А. Тарасова
при участии:
от истца: представитель Нагибин А.С., представитель по доверенности от 06.06.2014 N 27 АА 0718745;
от ответчика: представитель Бубенщикова А.С., по доверенности от 01.07.2015 N 03/2089;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "СамСтрой"
на решение от 15.06.2015, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 24.08.2015
по делу N А73-3884/2015 Арбитражного суда Хабаровского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Ж.А. Усенко; в суде апелляционной инстанции судьи: В.Г. Дроздова, М.О. Волкова, Е.В. Гричановская
по иску общества с ограниченной ответственностью "СамСтрой"
к краевому государственному казенному учреждению "Служба заказчика министерства строительства Хабаровского края"
о взыскании 21 395 914 руб. 72 коп.
Общество с ограниченной ответственностью "СамСтрой" (ОГРН - 1052700270644; далее - ООО "СамСтрой", истец, общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к краевому государственному казенному учреждению "Служба заказчика министерства строительства Хабаровского края" (ОГРН - 1022700928172; далее - КГКУ "СЗ Министерства строительства Хабаровского края", ответчик, учреждение) о взыскании задолженности по четырем государственным контрактам в сумме 15 992 100 руб. и стоимости дополнительных работ, принятых ответчиком, 5 403 814 руб. 72 коп.
Иск обоснован ссылками на положения статей 309, 310, 709, 711, 740 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и мотивирован тем, что ответчик был уведомлен об увеличении объема выполненных работ и о необходимости увеличения стоимости работ, принял результат работ без замечаний и использует его, в связи с чем превышение объема работ должно быть оплачено.
Решением суда от 15.06.2015, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 24.08.2015, в удовлетворении исковых требований отказано со ссылкой на невозможность увеличения твердой цены контрактов. Отказ во взыскании 5 403 814 руб. 72 коп стоимости дополнительных работ мотивирован их оплатой в рамках исполнения обязательств по контракту от 28.02.2014 N 378/14-ЧС.
В кассационной жалобе ООО "СамСтрой" просит Арбитражный суд Дальневосточного округа данные судебные акты отменить, как принятые с нарушением норм материального права, при несоответствии выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
По мнению заявителя, суды не учли, что ответчик согласовал увеличение объема выполняемых работ, неоднократно вносил изменения в проектную документацию, касающуюся перепланировки строящихся квартир, а также подписал без замечаний и возражений акты приемки застройщиком законченного строительством объекта по форме КС-11, в котором указаны именно спорные, увеличенные объемы. Также заявитель оспаривает вывод судов об отсутствии на стороне ответчика задолженности по оплате дополнительных работ.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании представитель ООО "СамСтрой" поддержал доводы кассационной жалобы, представитель учреждения возражал относительно ее доводов.
Проверив законность обжалуемых судебных актов с учетом доводов кассационной жалобы, выступлений в судебном заседании представителей сторон, Арбитражный суд Дальневосточного округа не находит оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, для их отмены.
Как следует из материалов дела и установлено судами, между КГКУ "СЗ Министерства строительства Хабаровского края" (государственный заказчик) и ООО "СамСтрой" (исполнитель) заключен государственный контракт от 28.02.2014 N 18/14-ЧС, в соответствии с условиями которого исполнитель обязался выполнить комплекс работ по строительству, проектированию, проведению экспертизы проектной документации, по получению разрешительной документации и после получения разрешения на ввод в эксплуатацию объекта "Группа многоквартирных жилых домов по ул. Малиновского в Южном округе города Хабаровска" (дома N 1, N 2), осуществить передачу построенных жилых помещений непосредственно гражданам (приложение N 2) на основании трехстороннего акта приема-передачи, соответствующих техническим требованиям (приложение N 1), общей площадью, указанной в технико-экономических характеристиках жилых помещений (приложение N 4), а государственный заказчик обязался оплатить обусловленную контрактом цену и принять выполненные работы при наличии разрешения на ввод объекта в эксплуатацию и подписанного трехстороннего акта приема-передачи жилых помещений (приложение N 7) (п. 1.1 контракта от 28.02.2014 N 18/14-ЧС).
Фактическая площадь жилых помещений подлежала уточнению после получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию в соответствии с данными технических паспортов, представленных исполнителем (п. 1.3 контракта от 28.02.2014 N 18/14-ЧС).
Пунктом 2.1 контракта от 28.02.2014 N 18/14-ЧС предусмотрено, что цена контракта составляет 175 950 000 руб., включая НДС. Расчет и обоснование цены указаны в приложении N 5 к сделке.
Общая площадь жилого помещения состоит из суммы всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, без учета балконов, лоджий, веранд и террас.
Пунктом 2.3 контракта от 28.02.2014 N 18/14-ЧС предусмотрено, что цена контракта является твердой, определяется на весь срок исполнения контракта, и не может изменяться в ходе его исполнения за исключением случая, предусмотренного пунктом 2.4 контракта.
Источник финансирования - средства федерального бюджета (п. 2.6 контракта от 28.02.2014 N 18/14-ЧС).
Пунктом 4.1 контракта от 28.02.2014 N 18/14-ЧС установлены следующие сроки выполнения работ: начало выполнения работ - с момента подписания контракта, окончание - не позднее 30 августа 2014 года.
В соответствии с пунктом 4.5 контракта от 28.02.2014 N 18/14-ЧС исполнитель вправе досрочно выполнить работы, предусмотренные контрактом, при этом исполнитель не вправе требовать увеличения цены контракта.
Контракт вступает в действие с момента его подписания сторонами и действует до полного исполнения сторонами своих обязательств (п. 15.1 контракта от 28.02.2014 N 18/14-ЧС).
Приложением N 1 к контракту от 28.02.2014 N 18/14-ЧС стороны согласовали технические требования к жилым помещениям, приложением N 2 - список граждан, изъявивших желание о предоставлении государственной поддержки в форме предоставления жилых помещений, приложением N 3 - расчет и обоснование цены контракта, приложением N 4 - технико-экономические характеристики жилых помещений - 134 квартиры общей площадью 5850 кв.м., стоимость 1 кв.м. составляет 30 000 руб., общей стоимостью 175 950 000 руб.
Дополнительным соглашением от 02.09.2014 N 2 к контракту от 28.02.2014 N 18/14-ЧС в связи с изменением списков граждан стороны уменьшили сумму контракта до 175 500 000 руб.
Кроме того, между КГКУ "СЗ Министерства строительства Хабаровского края" (государственный заказчик) и ООО "СамСтрой" (исполнитель) заключен государственный контракт от 17.06.2014 N 61/14-ЧС, по условиям которого исполнитель обязался выполнить комплекс работ по строительству, проектированию, проведению экспертизы проектной документации, по получению разрешительной документации и после получения разрешения на ввод в эксплуатацию объекта "Группа многоквартирных жилых домов (N 8,9,10) по ул. Малиновского в Южном округе города Хабаровска" (дома N 1, N 2), осуществить передачу построенных жилых помещений непосредственно гражданам (приложение N 2) на основании трехстороннего акта приема-передачи, соответствующих техническим требованиям (приложение N 1), общей площадью, указанной в технико-экономических характеристиках жилых помещений (приложение N 4), а государственный заказчик обязался оплатить обусловленную контрактом цену и принять выполненные работы при наличии разрешения на ввод объекта в эксплуатацию и подписанного трехстороннего акта приема-передачи жилых помещений (п. 1.1 контракта от 17.06.2014 N 61/14-ЧС).
Фактическая площадь жилых помещений уточняется после получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию в соответствии с данными технических паспортов, представленных исполнителем (п. 1.3 контракта от 17.06.2014 N 61/14-ЧС).
Раздел 2 контракта от 17.06.2014 N 61/14-ЧС определяет цену контракта и порядок расчетов. Так, цена контракта составляет 146 250 000 руб., включая НДС. Расчет и обоснование цены указаны в приложении N 5 к контракту.
Общая площадь жилого помещения состоит из суммы всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, без учета балконов, лоджий, веранд и террас (п. 2.5 контракта от 17.06.2014 N 61/14-ЧС).
Пунктом 2.2 контракта от 17.06.2014 N 61/14-ЧС установлено, что его цена является твердой, определяется на весь срок исполнения контракта, и не может изменяться в ходе его исполнения за исключением случаев снижения цены контракта (п. 2.3 контракта).
Источник финансирования - средства федерального бюджета (п. 2.7 контракта от 17.06.2014 N 61/14-ЧС).
Настоящий контракт предусматривает право заказчика по согласованию с подрядчиком в ходе исполнения контракта изменить не более чем на 10% объем предусмотренных контрактом выполняемых работ (п. 2.4 от 17.06.2014 N 61/14-ЧС).
Срок выполнения работ установлен с момента подписания контракта и не позднее 30 августа 2014 года (п. 4.1 контракта от 17.06.2014 N 61/14-ЧС).
В соответствии с пунктом 4.5 контракта от 17.06.2014 N 61/14-ЧС исполнитель вправе досрочно выполнить работы, предусмотренные контрактом, при этом исполнитель не вправе требовать увеличения цены контракта.
Контракт вступает в действие с момента его подписания сторонами и действует до полного исполнения сторонами своих обязательств (п. 15.1 контракта от 17.06.2014 N 61/14-ЧС).
Приложением N 1 к контракту стороны согласовали технические требования к жилым помещениям, приложением N 2 - список граждан, изъявивших желание о предоставлении государственной поддержки в форме предоставления жилых помещений, приложением N 3 - расчет и обоснование цены контракта, приложением N 4 - технико-экономические характеристики жилых помещений -103 квартиры общей площадью 4 875 кв.м., стоимость 1 кв.м. составляет 30 000 руб., общей стоимостью 146 250 000 руб., приложением N 5 - обоснование цены контракта.
25.09.2014 стороны подписали дополнительное соглашение N 2 к контракту от 17.06.2014 N 61/14-ЧС, которым в связи с изменением списков граждан увеличена стоимость работ до 150 300 000 руб.
14.08.2015 между КГКУ "СЗ Министерства строительства Хабаровского края" (государственный заказчик) и ООО "СамСтрой" (исполнитель) заключен государственный контракт N 149/14-ЧС, по условиям которого исполнитель обязался выполнить комплекс работ по строительству 9 квартир в соответствии с утвержденной проектно-сметной документацией на объекте "Группа многоквартирных жилых домов по ул. Малиновского в Южном округе города Хабаровска", осуществить передачу построенных жилых помещений непосредственно гражданам (приложение N 2) на основании трехстороннего акта приема-передачи, соответствующих техническим требованиям (приложение N 1), общей площадью, указанной в технико-экономических характеристиках жилых помещений (приложение N 4), а государственный заказчик обязался оплатить обусловленную контрактом цену и принять выполненные работы при наличии разрешения на ввод объекта в эксплуатацию и подписанного трехстороннего акта приема-передачи жилых помещений (п. 1.1 контракта от 14.08.2015 N 149/14-ЧС).
Фактическая площадь жилых помещений не может быть менее площади, указанной в технико-экономических характеристиках жилых помещений и уточняется после получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию в соответствии с данными технических паспортов, представленных исполнителем (п. 1.4 контракта от 14.08.2015 N 149/14-ЧС).
Раздел 2 контракта от 14.08.2015 N 149/14-ЧС определяет цену контракта и порядок расчетов.
Цена контракта составляет 16 830 000 руб., включая НДС. После разработки и утверждения заказчиком проектно-сметной документации на жилые дома - объекты строительства, в которых расположены объекты (квартиры), являющиеся предметом настоящего контракта, обоснование цены контракта будет указано в укрупненном сметном расчете, который будет являться неотъемлемой частью контракта (приложение N 8). Расчет и обоснование цены указаны в приложении N 5.
Общая площадь жилого помещения состоит из суммы всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, без учета балконов, лоджий, веранд и террас (п. 2.5 контракта от 14.08.2015 N 149/14-ЧС).
В соответствии с пунктом 2.2 контракта от 14.08.2015 N 149/14-ЧС цена является твердой, определяется на весь срок исполнения контракта, и не может изменяться в ходе его исполнения за исключением случаев снижения цены контракта (п. 2.3 контракта от 14.08.2015 N 149/14-ЧС).
В случае, если площадь построенного жилого помещения уточнена в соответствии с данными технических паспортов, при увеличении площади предмета (цена) контракта остается неизменной, разница возмещению не подлежит (п. 2.4 контракта от 14.08.2015 N 149/14-ЧС).
Источник финансирования - средства федерального бюджета (п. 2.8 контракта от 14.08.2015 N 149/14-ЧС).
Срок выполнения работ установлен с момента подписания контракта и не позднее 30 августа 2014 года (п. 4.1 контракта от 14.08.2015 N 149/14-ЧС).
В соответствии с пунктом 4.5 контракта от 14.08.2015 N 149/14-ЧС исполнитель вправе досрочно выполнить работы, предусмотренные контрактом, при этом исполнитель не вправе требовать увеличения цены контракта.
Контракт вступает в действие с момента его подписания сторонами и действует до полного исполнения сторонами своих обязательств (п. 14.1 контракта от 14.08.2015 N 149/14-ЧС).
Приложением N 1 к контракту стороны согласовали технические требования к жилым помещениям, приложением N 2 - список граждан, изъявивших желание о предоставлении государственной поддержки в форме предоставления жилых помещений, приложением N 4 - технико-экономические характеристики жилых помещений - 9 квартир общей площадью 561 кв.м., стоимость 1 кв.м. составляет 30 000 рублей, общей стоимостью 16 830 000 руб.
Также между КГКУ "СЗ Министерства строительства Хабаровского края" (государственный заказчик) и ООО "СамСтрой" (исполнитель) заключен государственный контракт от 14.08.2014 N 206/14-ЧС, по условиям которого исполнитель обязался выполнить комплекс работ по строительству, проектированию, проведению экспертизы проектной документации, по получению разрешительной документации и после получения разрешения на ввод в эксплуатацию объекта "Жилой дом N 8 в составе объекта Группа многоквартирных жилых домов по ул. Малиновского в Южном округе города Хабаровска", осуществить передачу построенных жилых помещений непосредственно гражданам (приложение N 2) на основании трехстороннего акта приема-передачи, соответствующих техническим требованиям (приложение N 1), общей площадью, указанной в технико-экономических характеристиках жилых помещений (приложение N 4), а государственный заказчик обязался оплатить обусловленную контрактом цену и принять выполненные работы при наличии разрешения на ввод объекта в эксплуатацию и подписанного трехстороннего акта приема-передачи жилых помещений (п. 1.1 контракта от 14.08.2014 N 206/14-ЧС).
Фактическая площадь жилых помещений не может быть менее площади, указанной в технико-экономических характеристиках жилых помещений и уточняется после получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию в соответствии с данными технических паспортов, представленных исполнителем (п. 1.3 контракта от 14.08.2014 N 206/14-ЧС).
Раздел 2 контракта от 14.08.2014 N 206/14-ЧС определяет цену контракта и порядок расчетов. Так, цена контракта составляет 106 920 000 руб., включая НДС.
Расчет и обоснование цены указаны в приложении N 5 к договору.
Общая площадь жилого помещения состоит из суммы всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, без учета балконов, лоджий, веранд и террас (п. 2.6 контракта от 14.08.2014 N 206/14-ЧС).
В соответствии с пунктом 2.2 контракта от 14.08.2014 N 206/14-ЧС его цена является твердой, определяется на весь срок исполнения контракта, и не может изменяться в ходе его исполнения за исключением случаев снижения цены контракта (п. 2.3 контракта от 14.08.2014 N 206/14-ЧС).
Настоящий контракт предусматривает право заказчика по согласованию с исполнителем в ходе исполнения контракта изменить подлежащий выполнению в соответствии с технико-экономическими характеристиками жилых помещений объем работ, но не более чем на 10% (п. 2.4 контракта от 14.08.2014 N 206/14-ЧС).
В случае, если площадь построенного жилого помещения уточнена в соответствии с данными технических паспортов, при увеличении площади предмета (цена) контракта остается неизменной, разница возмещению не подлежит (п. 2.5 контракта от 14.08.2014 N 206/14-ЧС).
Источник финансирования - средства федерального бюджета (п. 2.8 контракта от 14.08.2014 N 206/14-ЧС).
Срок выполнения работ установлен с момента подписания контракта и не позднее 25 сентября 2014 года (п. 4.1 контракта от 14.08.2014 N 206/14-ЧС).
Пунктом 4.5 контракта от 14.08.2014 N 206/14-ЧС предусмотрено, что исполнитель вправе досрочно выполнить работы, предусмотренные контрактом, при этом исполнитель не вправе требовать увеличения цены контракта.
Контракт вступает в действие с момента его подписания сторонами и действует до полного исполнения сторонами своих обязательств (п. 14.1 контракта от 14.08.2014 N 206/14-ЧС).
Из приложений к указанным государственным контрактам судами установлено, что истец обязался построить жилые дома общей площадью 14 985 кв.м. (в том числе 5 850 кв.м. по контракту от 28.02.2014 N 18/14-ЧС, 5 010 кв.м. по контракту от 17.06.2014 N 61/14-ЧС, 561 кв.м. по контракту от 14.08.2015 N 149/14-ЧС, 3 564 кв.м. по контракту от 14.08.2014 N 206/14-ЧС).
Вместе с тем, в ходе строительства изменилась площадь помещений всего на общую сумму 15 992 100 руб. исходя из стоимости 1 кв.м. = 30 000 руб., а именно:
- до 15 692 кв.м. - по контракту от 28.02.2014 N 18/14-ЧС;
- на 170 кв. (6 581 кв.м. - 6 411 кв.м.) по контракту от 14.08.2015 N 149/14-ЧС;
- на 256, 75 кв.м. (5 266, 75 кв.м. - 5 010 кв.м.) по контракту от 17.06.2014 N 61/14-ЧС;
- на 106,08 кв.м. (3670 кв.м. - 3 564, 0 кв.м.) по контракту от 14.08.2014 N 206/14-ЧС.
Письмом от 28.10.2014, направленным в адрес КГКУ "СЗ Министерства строительства Хабаровского края", ООО "СамСтрой" уведомило заказчика об указанном обстоятельстве.
Письмо оставлено без ответа, дополнительных соглашений к контрактам в связи с указанными выше обстоятельствами стороны не заключали.
Ссылаясь на то, что подрядчик уведомил заказчика об увеличении площади жилых помещений и о необходимости увеличения стоимости работ, а также на принятие заказчиком результата спорных работ путем подписания акта приемки законченных строительством объектов, ООО "СамСтрой" обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением.
Разрешая спор, суды обеих инстанций правомерно исходили из того, что отношения сторон возникли из контрактов на выполнение работ для государственных нужд, регулирующихся нормами главы 37 ГК РФ, положениями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ).
При этом суды учли, что указанные контракты заключены сторонами на строительство жилья для граждан, признанных пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением на территории Хабаровского края в августе-сентябре 2013 года.
В силу пункта 1 статьи 740 ГК РФ подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.
Согласно статье 746 ГК РФ оплата выполненных подрядчиком работ производится заказчиком в размере, предусмотренном сметой, в сроки и в порядке, которые установлены законом или договором строительного подряда.
В соответствии со статьей 709 ГК РФ в договоре подряда указываются цена подлежащей выполнению работы или способы ее определения. Цена в договоре подряда включает компенсацию издержек подрядчика и причитающееся ему вознаграждение. Цена работы (смета) может быть приблизительной или твердой. Подрядчик не вправе требовать увеличения твердой цены, а заказчик ее уменьшения, в том числе в случае, когда в момент заключения договора подряда исключалась возможность предусмотреть полный объем подлежащих выполнению работ или необходимых для этого расходов.
Дав оценку представленным в материалы дела условиям государственных контрактов в порядке статьи 71 АПК РФ и статьи 431 ГК РФ, суды установили, что при их подписании сторонами достигнуто соглашение о стоимости работ, которая является твердой в силу пункта 2.3 контракта от 28.02.2014 N 18/14-ЧС, пунктов 2.2 контрактов от 17.06.2014 N 61/14-ЧС, от 14.08.2015 N 149/14-ЧС, от 14.08.2014 N 206/14-ЧС.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 709 ГК РФ, правомерно отказали в удовлетворении исковых требований о взыскании 15 992 100 руб., сверх твердой цены контрактов.
При этом обоснованно отклонена ссылка истца на положения пунктов 2.4 контрактов от 14.08.2014 N 206/14-ЧС, от 17.06.2014 N 61/14-ЧС, предусматривающих право заказчика по согласованию с исполнителем увеличить объем работ не более чем на 10%, а также на извещения заказчика об изменении площади помещений.
Как установлено судами, пунктами 15.4 всех контрактов, заключенных сторонами, предусмотрено, что любая договоренность между сторонами, влекущая за собой новые обстоятельства, не предусмотренные контрактом, считается действительной, если она подтверждена сторонами в письменной форме в виде дополнительного соглашения. Данный пункт договоров не противоречит статьям 450, 452 ГК РФ.
Между тем, доказательств заключения соответствующих дополнительных соглашений в письменном виде, как того требуют положения пунктов 15.4 поименованных контрактов, ответчик в нарушение статьи 65 АПК РФ не представил.
Кроме того, как верно установлено и учтено судами при рассмотрении возникшего спора в соответствии с условиями контрактов (п.п. 2.5, 4.5, 15.3), в случае, если площадь построенного жилого помещения уточнена в соответствии с данными технических паспортов, при увеличении площади предмет (цена) контракта остается неизменной, разница возмещению не подлежит. Исполнитель не вправе требовать увеличения цены контракта. Превышение проектных объемов и стоимости работ, предусмотренных контрактом, оплачиваются исполнителем за свой счет.
Отказывая в удовлетворении иска в части взыскания стоимости дополнительных работ, возникших в ходе строительства объекта "Группа многоквартирных домов по ул. Малиновского в Южном округе города Хабаровска", не предусмотренных заключенными контрактами, в сумме 5 403 814 руб. 72 коп., суды верно исходили из следующего.
На основании пункта 5 статьи 709 ГК РФ если возникла необходимость в проведении дополнительных работ и по этой причине в существенном превышении определенной приблизительно цены работы, подрядчик обязан своевременно предупредить об этом заказчика. Заказчик, не согласившийся на превышение указанной в договоре подряда цены работы, вправе отказаться от договора. В этом случае подрядчик может требовать от заказчика уплаты ему цены за выполненную часть работы.
Подрядчик, своевременно не предупредивший заказчика о необходимости превышения указанной в договоре цены работы, обязан выполнить договор, сохраняя право на оплату работы по цене, определенной в договоре.
В соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 743 ГК РФ подрядчик, обнаруживший в ходе строительства не учтенные в технической документации работы и в связи с этим необходимость проведения дополнительных работ и увеличения сметной стоимости строительства, обязан сообщить об этом заказчику.
При неполучении от заказчика ответа на свое сообщение в течение десяти дней, если законом или договором строительного подряда не предусмотрен для этого иной срок, подрядчик обязан приостановить соответствующие работы с отнесением убытков, вызванных простоем, на счет заказчика. Заказчик освобождается от возмещения этих убытков, если докажет отсутствие необходимости в проведении дополнительных работ.
Правильно применив приведенные норма права, дав оценку представленным истцом в обоснование требований актам формы КС-2, суды определили, что данные акты, подписанные ответчиком, имеют ссылку на государственный контракт от 28.02.2014 N 378/14-ЧС, предметом которого явилось выполнение комплекса работ по строительству инженерных сетей, благоустройства и технологического присоединения к централизованным сетям в составе объекта "Группа многоквартирных жилых домов по ул. Малиновского в Южном округе города Хабаровска".
Исходя из сравнительного анализа условий контракта от 28.02.2014 N 378/14-ЧС и представленных истцом актов, а также представленного ответчиком акта о приемке выполненных работ от 02.12.2014 N 1 на сумму 9 620 396 руб. по смете 7-1 Благоустройство. Жилые дома 1,2 в порядке статьи 71 АПК РФ, суды установили, что акт от 02.12.2014 N 1 включает аналогичные объемы, приведенные истцом в обоснование иска, в том числе по вертикальной планировке, подготовке под строительство.
Установлено, что работы принятые по акту от 02.12.2014 N 1 учреждением оплачены в полном объеме (ст. 408 ГК РФ).
Исходя из изложенного, суды обеих инстанций пришли к верному выводу о том, что заявленные истцом в обоснование иска объемы работ оплачены заказчиком платежными поручениями от 09.12.2014 N 699718, от 17.12.2014 N 798587 в полном объеме.
Выводы судов обществом документально не опровергнуты. Несогласие заявителя с данной судами оценкой доказательств не может явиться основанием для отмены законных и обоснованных судебных актов.
По существу все доводы заявителя кассационной жалобы являлись предметом рассмотрения судов обеих инстанций, где им надлежащая правовая оценка, как несостоятельным. Переоценка установленных судами обстоятельств дела к компетенции суда кассационной инстанции в силу части 2 статьи 287 АПК РФ, не отнесена.
Нарушений норм процессуального права, в том числе предусмотренных частью 4 статьи 288 АПК РФ, арбитражными судами не допущено.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Расходы по уплате государственной пошлины за кассационное рассмотрение дела на основании статьи 110 АПК РФ относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 15.06.2015, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 24.08.2015 по делу N А73-3884/2015 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.Н. Захаренко |
Судьи |
Г.А. Камалиева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.